Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова
Телефон: +7 (4152) 25–25–60

Спроси библиотекаря

На сайте библиотеки работает виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря», выполняющая разовые запросы, связанные с поиском информации по всему спектру тематических направлений. Обслуживаются все пользователи, обратившиеся в службу, независимо от их возраста, уровня образования и места проживания, а также независимо от того, являются ли они читателями Камчатской краевой научной библиотеки.


Типы принимаемых запросов:
  • запросы о наличии конкретных изданий, хранящихся в фондах Камчатской краевой научной библиотеки;
  • разовые запросы о наличии и/или источнике опубликования правовых документов;
  • запросы, уточняющие или устанавливающие элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе читателя;
  • тематические запросы, выполнение которых не требует сложного библиографического поиска и могут выполняться на основе имеющихся в библиотеке традиционных и электронных библиографических ресурсов.
Список литературы на интересующую тему ограничен 5 источниками.
 
Не выполняются:
  • запросы, связанные с предоставлением готовых рефератов, курсовых, дипломных работ, а также электронных копий;
  • сложные запросы, требующие просмотра большого количества документов;
  • запросы, связанные с предоставлением информации развлекательного характера (решение кроссвордов, участие в интеллектуальных играх, викторинах и других конкурсах);

Заполните форму запроса, обязательно указав адрес электронной почты, на которую вам придет ответ. Запросы принимаются в течение всей рабочей недели (понедельник - пятница).

Спроси библиотекаря


Я провожу исследование, посвященное виртуальным справочным службам в библиотеках России. Не могли бы вы ответить на несколько вопросов:
— Когда была создана служба?
— Сколько всего вопросов было выполнено со времени создания службы?
— Кто занимается выполнением запросов (определенный отдел, определенные сотрудники)?
— Проходили ли сотрудники дополнительное обучение? В чем оно заключалось?
— Как вы сами оцениваете удовлетворенность от работы этой службы?
— Какими вы видите перспективы дальнейшего развития этой службы в вашей библиотеке в частности и в стране в целом?


Виртуальная справочно-библиогафическая служба в нашей библиотеке действует с января 2008 г. Первое обращение произошло в июне того же года. Дополнительного обучения сотрудники не проходили.

Узнали мы об этой службе из сообщения на сайте ЦБС «Киевская» (г. Москва), когда в октябре 2000 г. там появилась первая виртуальная справка. Опыт московских коллег нам был очень полезен, поскольку позволял оценить специфику российского пользователя, обращающегося за помощью в библиотеку посредством электронной почты. Позднее, уже располагая необходимой техникой, проявив личную инициативу, мы решили объединить классическую форму традиционного библиографического разыскания и возможности расширения сферы деятельности библиотеки за счет увеличения круга удаленных пользователей. Разместив на базе библиотечного веб-сайта электронный адрес Информационно-библиографического отдела и выработав собственные подходы, организовали свою самостоятельную службу.

Координацией, организацией, руководством службы, отслеживанием запросов, помимо других обязанностей в Информационно-библиографическом отделе, занимается один сотрудник. При выполнении сложных запросов подключаются все библиографы-отраслевики. По мере необходимости привлекаются работники местного музея и краевого архива. Ответы оформляются в соответствии с ГОСТом библиографического описания. Грамотное описание источника дает возможность использовать его для оформления учебных, научных работ и дальнейшего разыскания информации.

Выполняя разовые запросы, связанные с поиском сведений по всему спектру тематических направлений, мы оперативно доставляем нужную информацию всем пользователям, обратившимся в службу, независимо от их возраста, уровня образования, а также от того, являются ли они читателями Камчатской научной библиотеки. При этом в основу выполнения запросов положены следующие принятые нами правила: максимальное использование информационных ресурсов; стимулирование пользователей к обращению в саму библиотеку для получения наиболее полной информации по интересующей его проблеме; содействие воспитанию информационной культуры пользователей.

За весь период работы виртуальной службой получено всего 80 запросов. Такое небольшое количество мы пока даже сами не можем объяснить. Возможно, это зависит от нескольких факторов: с нашей стороны — малая рекламная деятельность и недостаточное информирование пользователей. В основном оно ведется на обучающих мероприятиях: экскурсиях по библиотеке, библиотечных уроках, Днях открытых дверей, Днях информации, учебе и коллективных тренингах для библиотекарей. Может быть здесь необходимо больше акцентировать внимание на создании новой библиотечной услуги, больше демонстрировать ее возможности. А также как можно шире использовать рекламу в средствах массовой информации. Наверное, сказывается и тот факт, что уровень компьютеризации ряда отдельных библиотек Камчатки крайне недостаточен. И это явно прослеживается в статистике запросов из тех мест, которые традиционно именуются глубинкой. Возможно, нам следует расширить систему обслуживания, как можно больше привлекая к этому другие отделы библиотеки — отделы искусств и литературы на иностранных языках, научно-методический отдел, отдел технической литературы.

Продолжая анализировать поступившие запросы, мы также обнаружили, что основные наши пользователи проживают за пределами края, это: Москва, Екатеринбург, Находка, Сахалин, Магадан, Балаково, Ярославль, Ростов-на-Дону, Уфа, Великие Луки, Санкт-Петербург, Германия. Камчатцам же, скорее всего, более доступно и удобно хорошо налаженное на протяжении многих и многих лет справочное обслуживание по телефону через Информационно-библиографический отдел.

Согласно Положению о виртуальной службе нашей библиотеки не выполняются запросы: связанные с предоставлением готовых рефератов, курсовых и дипломных работ; сложные запросы, требующие просмотра большого количества документов. Категорически не принимаются: запросы, связанные с предоставлением информации развлекательного характера (решение кроссвордов, участие в интеллектуальных играх, викторинах и других конкурсах); вопросы, заданные некорректно, а также присланные без указания ФИО и рода деятельности. Не выполняются запросы, ориентированные только на Интернет-ресурсы или справочно-правовые системы типа «Гарант», «КонсультантПлюс», на поиск готовых учебных работ, на изготовление электронных копий. Все перечисленное вызвано желанием не потерять личного контакта с читателем, желанием оставить за пользователем право углубленного, вдумчивого, терпеливого, поэтапного, самостоятельного изучения, право более детальной работы с информацией, отсутствующей в открытом доступе.

Ограничение же списка литературы на интересующую тему пятью источниками не означает, что данные запросы требуют менее трудоемкого и кропотливого труда. Его полнота зависит от степени сложности темы, характера работы, иных факторов. Тем более мы, в порядке обоснованного исключения, отходим от этого правила и предоставляем более объемный список литературы.

Отдельного внимания требуют вопросы краеведческой тематики. Особенность их выполнения заключается в том, что, помимо предоставления оптимального ответа, мы даем ориентацию в краеведческих информационных ресурсах, которые можно в дальнейшем использовать самостоятельно. При выполнении запроса, поступившего из другого региона, мы стараемся максимально полно ответить на вопрос, в том числе, проводя некоторые разыскания и предоставляя сведения, полученные путем консультаций со специалистами других учреждений.

Естественно, мы не можем быть полностью удовлетворены своей работой. Однако же, всегда стараемся как можно шире использовать информационные ресурсы нашей библиотеки (как приобретенные, так и собственные), как можно качественнее удовлетворять информационные потребности пользователей, помогать в поиске необходимой информации социально незащищенным группам населения: инвалидам, безработным, беженцам, вынужденным переселенцам, а также людям с ограниченными возможностями. С особой тщательностью мы выполняем запросы, связанные с научно-исследовательской деятельностью.

Наш рабочий телефон (415-2)25-25-61. Запросы принимаются в течение всей рабочей недели (понедельник — пятница с 9-00 до 17-00).
  1. Горбикова О. Помни имя свое: [об узниках фашистского концлагеря Петуховых] // Новая Камч. правда. —2002. —4апр. —С. 5;
  2. Коняхина Л. Номер на плече: [воспоминания узницы фашистского концлагеря Г. Г.Бельковой] // Камч. комсомолец. —1975. —8апр. —С. 2
  3. Настич Н. Е. Она прошла все муки ада: [о судьбе узницы трех фашистских лагерей, жительницы г. Петропавловска Т. М. Никулиной] // Камчатка: лит.-худож. сб. — Петропавловск-Камчатский, 1990. — С. 131-137.
Коряки и ительмены обычно не называли собственными именами озера, реки, горы, населенные пункты. Тем не менее, в географической номенклатуре Камчатки фигурируют отдельные названия по именам родовых старейшин — тойонов. Это объясняется тем, что русские землепроходцы давали местным населенным пунктам — острожкам — имена тех, кто их возглавлял. Например, острожек Тыллыран (в переводе — проезжий двор) русскими был переименован в Тиличики, по имени тойона Телечек, являвшегося главой корякского рода, проживавшего в острожке. От имен тойонов возникли названия следующих населенных пунктов: Паратунка (от имени Паратун), Начики (от Начика), Шаромы (Чаромы или Чаморы) и т. д. (Воскобойников В. И. Слово на карте: Из истории географических названий Камчатского полуострова. — Кн. ред. «Камч. правды», 1962. — 116 с.).
Также мы рекомендуем Вам посмотреть книги: Леонтьев В. В. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / В. В. Леонтьев, К. А. Новикова. — Магадан: Кн. изд-во, 1989. — 456с. и Кусков В. П. Краткий топонимический словарь Камчатской области (из истории происхождения географических названий). — Петропавловск-Камчатский, 1967. — 126 с.