Сторожевой корабль «Воровский» - полвека в строю

Одномачтовая океанская прогулочная пятипалубная яхта «Lysistrata» была заложена в 1 899 г. на судоверфи W. Denny & Brothers в Думбартоне (Англия) для Дж. Г. Беннетта (James Gordon Bennett). Она была спущена на воду 27 августа 1900 г. и после шестимесячной достройки 1 марта 1901 г. сдана заказчику.

17 сентября 1900 г. газета «NewYork Times» писала: «Наиболее заметным пополнением среди прогулочных судов стала яхта Дж. Г. Беннетта „Lysistrata“, недавно спущенная на воду на верфи „Denny & Со“ в Думбартоне (Шотландия). Это одна из крупнейших паровых яхт. Длина палубы „Lysistrata“ 314 футов, по ватерлинии — 285 футов. Ее наибольшая ширина — 40 футов... а полное водоизмещение после окончания постройки должно достигнуть 2082 т».

«Несмотря на большие размеры, первое, что привлекает внимание, — сообщает лондонский „Яхтенный мир“, — судно имеет много других примечательных особенностей. Яхта была разработана Джорджем Л. Уотсоном, она значительно отличается от любой из существующих паровых яхт. Уотсон оказался настоящим дизайнером. Изогнутый форштевень в данном случае был им отвергнут, и судно имеет строгий прямой форштевень. Это форма является трудной для применения на яхте, но нос „Lysistrata“ настолько красив, что становится ясно, что усилия конструктора не прошли даром. Это впечатление подкрепляется стройными обводами кормы и плавными линиями корпуса, которые должны отличать яхту от судов торгового флота. Другой отличительной особенностью „Lysistrata“ является одна мачта, расположенная позади дымовой трубы. Кроме того, на судне имеется закрытая палуба, позволяющая передвигаться по судну в штормовых условиях. Предполагается, что новое судно будет иметь скорость более 18 узлов, и с этой целью особое внимание уделяется ее техническому оснащению. Машины тройного расширения должны обеспечивать мощность в 6500 л. с. Такие двигатели были установлены на всех судах, разработанных г-ном Уотсоном в последние годы, и они дают замечательно хорошие результаты и отсутствие вибрации даже при работе на максимальной скорости».

В феврале 1916 г. на российском Севере для обеспечения защиты судоходства и побережья Баренцева и Белого морей была образована флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО). Были переведены на Север несколько военных кораблей Сибирской флотилии, начались закупки подходящих пароходов и яхт за рубежом. В числе судов, приобретавшихся за границей, оказалась и «Lysistrata», купленная морским ведомством России 17 июня 1916 г. и 21 июня зачисленная в списки флота посыльным судном «Ярославна». Оно прошло переоборудование в Англии, где было оснащено двумя 102-мм орудиями и противолодочным вооружением. В состав первоначального экипажа «Ярославны» вошли моряки с крейсера «Аскольд», ремонтировавшегося в то время в Тулоне. Первым командиром посыльного судна также стал «аскольдовец» капитан 2-го ранга А. В. Терентьев. После окончания переоборудования в декабре того же года «Ярославна» прибыла в Кольский залив, а 16 февраля 1917г. приказом № 151 по флотилии была включена в отряд судов обороны Кольского залива. 7 апреля «Ярославна» вошла в состав сводного отряда судов ФСЛО.

После установления советской власти и выхода республики из войны началось сокращение ФСЛО, и 26 февраля 1918 г. приказом военно-морского отдела Центрального комитета флотилии (Целедфлота) «Ярославна» была включена в число посыльных судов для охраны промыслов. В период иностранной интервенции на Севере в 1918 — 1919 гг. и захвата части русских кораблей англичанами и французами судно удалось оставить в составе ФСЛО. По некоторым данным, «Ярославна» 14 августа 1918 г. была зачислена англичанами в состав своего флота как посыльное судно 092 «Lysistrata», но 1 сентября остававшийся на борту русский экипаж увел корабль в Архангельск, где «Ярославна» была вновь включена в состав российской флотилии.

3 марта 1919 г. судно «Ярославна», как одно из немногих остававшихся на ходу, стало флагманским кораблем флотилии. Осенью 1919 г. «временное правительство» Северной области во главе с Н. В. Чайковским, нуждаясь в средствах, делало попытки продать за границу суда ФСЛО: бывшие яхты «Ярославну», «Гориславу», и «Соколицу». Осуществить эти замыслы не удалось, и «Ярославна» продолжила свою службу в России.

Во время наступления Красной Армии в феврале 1920 г. при эвакуации из Архангельска белые пытались увести и лучшее посыльное судно флотилии — «Ярославну». Ночью 19 февраля 1920 г. «Ярославна» на буксире ледокола «Козьма Минин» вышла в Мурманск. На ее борту находился штаб главнокомандующего генерала Е. К. Миллера, служащие судебных ведомств, лазареты, датские добровольцы, команды солдат, белые офицеры и члены их семей. Но 20 февраля (почти сразу же после выхода из Архангельска) суда попали в тяжелые льды, и «Козьма Минин» принял на борт людей, уголь, продовольствие с «Ярославны», бросив ее во льдах. Ледокол «Канада», перешедший на сторону Красной Армии, нашел ее вблизи острова Моржовец и, взяв на буксир, 5 апреля привел в Архангельск. Приказом об определении состава Морских сил Северного моря от 26 июня 1920г. «Ярославна» вошла в созданный морской отряд в качестве крейсера-заградителя, но уже в марте 1921 г. была возвращена в класс посыльных судов.

В сентябре 1921 г. решением совместного совещания командующего Морскими силами и руководства ВЧК, позднее подтвержденным приказами Реввоенсовета Республики от 2 февраля 1922 г. № 261 /36 и № 262/36, охрана границы была возложена на военно-морское командование по оперативным заданиям ВЧК. Для этого Морские силы должны были сформировать отряды судов охраны границы. В октябре 1921 г. «вооруженная яхта» «Ярославна» поступила в распоряжение Мурманской погранбазы, а 1 2 декабря вошла в отряд сторожевых судов с подчинением Мурманскому губотделу ВЧК.

Летом 1922 г. «Ярославна» совершила поход из Архангельска вдоль побережья Кольского полуострова, посетила Иоканьгу и Мурманск, затем пересекла Баренцево море и достигла Новой Земли.

В соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны от 27 сентября 1 922 г. приказом ГПУ № 5/1 от 2 января 1923 г. «Ярославна» была включена в состав вновь образованной Северной пограничной флотилии, но уже 24 ноября 1 923 г. судно было возвращено военному флоту. Основной причиной этого было решение правительства об организации охраны котиковых промыслов в районе Командорских островов. Поскольку судов, способных обеспечить выполнение этой задачи, на Тихом океане было немного, выбор пал на «Ярославну». Судно прошло ремонт на судоремонтном заводе «Красная кузница» в Архангельске. 21 января 1924 г. «Ярославна» была переклассифицирована в сторожевой корабль (СКР), которому 5 февраля было присвоено наименование «Воровский».

«Воровский» с 12 июля по 20 ноября 1924 г. совершил переход Южным морским путем по маршруту Архангельск-Владивосток. Командиром корабля был назначен инспектор Реввоенсовета Республики бывший вице-адмирал А. С. Максимов, старшим помощником и военным комиссаром — П. И. Смирнов-Светловс-кий, главным штурманом — известный ученый и практик-навигатор П. А. Сакеллари. На борту (помимо экипажа) находились слушатели Высших специальных курсов командного состава флота, в том числе будущие адмиралы Советского ВМФ И. С. Юмашев, Ю. А. Пантелеев, Н. Ф. Заяц во главе с руководителем практики Н. Ф. Рыбаковым.

За 131 день «Воровский» прошел более 14 тыс. миль через четыре океана и десять морей, посетил порты Плимут, Неаполь, Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур, Гонконг, Вампу (близ Кантона).

20 ноября корабль бросил якорь в бухте Золотой Рог. По прибытии во Владивосток А. С. Максимов сдал командование кораблем А. И. Клюссу. Практически сразу же «Воровский» стал участвовать в охране границы и морских промыслов. Кораблю часто приходилось выполнять и другие ответственные задачи. В апреле 1925 г. он доставил на Сахалин правительственную комиссию и отряд ОГПУ для приемки от японцев северной части острова. В июне 1925 г. «Воровский», как и некоторые другие боевые корабли Владивостокского отряда, был передан в оперативное подчинение Дальневосточной пограничной охране. 19 августа 1925 г. «Воровский» высадил на о. Ратманова десант моряков, который выдворил оттуда прочно обосновавшуюся американскую факторию. За период несения службы в Японском море в 1926 г. «Воровский» задержал за нарушение государственной границы десять японских судов.

Весной 1926 г. и летом 1928 г. сторожевой корабль «Воровский» обеспечивал работу Океанографической экспедиции Академии наук СССР и Гидрографического управления ВМФ под руководством Л. В. Ру-довицы и Л. А. Демина, проводивших гидрологические исследования в Японском море. В 1 927 г. корабль участвовал в операции РККА по ликвидации белогвардейских отрядов на побережье Охотского моря, доставляя подразделения Красной Армии и военные грузы в Охотск, Аян, Нагаево.

В 1931 г. сторожевой корабль «Воровский» был передан морпо-гранохране ОГПУ и стал флагманом пограничных кораблей Тихого океана. Основной задачей корабля являлась охрана северной части Камчатского полуострова и берегов Берингова пролива. За 1931 г. «Воровский» задержал в камчатских водах десять японских шхун, нарушивших границу, и еще 32 судна были выдворены за пределы советских вод. В том же году на корабле совершила поход по границе Приморья комиссия Реввоенсовета СССР во главе с наркомом обороны К. Е. Ворошиловым. За отличную военно-морскую выучку, организованность и порядок во время похода нарком обороны объявил благодарность всему личному составу корабля.

С октября 1937 г. до 15 января 1938 г. в очень тяжелых гидрометеорологических и ледовых условиях пограничный корабль «Воровский» выполнял правительственное задание по доставке документов для проведения выборов в Верховный Совет СССР первого созыва в отдаленные районы Камчатки и Чукотки.

В 1939-1940 гг. «Воровский» прошел ремонт и модернизацию. В предвоенные годы и период Великой Отечественной войны с 1941 г. по 1943 г. корабль продолжал нести пограничную службу у побережья Камчатки и Чукотки, а также в Охотском море, у Курильских и Командорских островов. Всего же за период 1925-1943 гг. на счету корабля было около 40 задержанных судов Японии — нарушителей границы, расхищавших морские богатства СССР.

За период существования судна его основные тактико-технические элементы (ТТЭ), приводимые в документах того времени, несколько различались. Так, при постройке «Lysistrata» описывалась как пятипалубная яхта с наибольшей длиной 314 фут. (95,7 м), длиной по ватерлинии — 285 фут. (86,9 м), шириной — 40 фут. (12,2 м), водоизмещением 2800 т, с двухвальной энергетической установкой с суммарной мощностью машин в 6500 л. с, максимальной скоростью хода 19,2 уз. Отмечалось также, что на яхте имелся «беспроводной телеграф» (радио).

В период службы во Флотилии Северного Ледовитого океана указывались следующие ТТЭ корабля: водоизмещение — 3315 т, размерения 96,6×12,2×5,5 м, двухваль-ная энергетическая установка с четырьмя паровыми котлами, двумя паровыми машинами мощностью 3500 л. с, скорость хода 1 8 уз, дальность плавания 4500 миль при экономическом ходе 14 уз, экипаж — 116 чел., вооружение: два 102-мм и два 47-мм орудия, два 7,62-мм пулемета.

После модернизации в конце 30-х годов вместо одной мачты, расположенной за дымовой трубой, на корабле появились две мачты — перед дымовой трубой и в кормовой части. В описании «Воровского» на начало 40-х годов указано, что корабль имел размерения корпуса: наибольшая длина — 96,3, наибольшая ширина — 12,2, осадка (в полном грузу) форштевнем — 5,87, ах-терштевнем — 6,02, наиболее выступающей частью (винтами) — 6,02 м. Полное водоизмещение — 3744 т. Высота от ватерлинии до верхней палубы — 1,83, бака — 4,87, юта — 4, до ходового мостика — 7,62, до клотика — 27,2 м. Корпус бронирования не имел.

Штурманское вооружение было представлено тремя магнитными компасами (два 127-мм и один 203-мм), двумя лагами — ЛЗБ и ЛЗМ, лотом Томсона и лотом Джемса. Пост управления кораблем находился на мостике.

Артиллерийское вооружение корабля в начале 40-х годов включало два 102-мм/60 орудия завода «Большевик» и шесть 45-мм/46 универсальных пушек 21-К. 102-мм орудия были установлены на баке и юте. Из шести 45-мм орудий 21-К два располагались на шлюпочной палубе в носовой части (в районе 40-го шп.), еще четыре — побортно на шлюпочной палубе в кормовой части (112-го и 121 -го шп.). Приборов управления стрельбой артиллерии на «Воровском» установлено не было. Для обеспечения стрельбы имелись: один трехметровый стереодальномер ТОМЗ, две стереотрубы БИ; для стрельбы по береговым целям — две панорамы Герца. На надстройке в носовой части был установлен 12,7-мм пулемет ДШК.

Противолодочное вооружение включало два бомбосбрасывателя с запасом глубинных бомб М-1 — 56 шт., из них 48 шт. в стеллажах на спардеке и 8 шт. — в бомбосбрасывателях на юте. Торпедное и минное вооружение отсутствовало. Для защиты от мин имелось четыре паравана-охранителя К-1. Для постановки дымзавес имелось 20 морских дымовых шашек МДШ.

Средства связи и наблюдения включали радиопередатчик «Бухта», радиоприемники ТМ-7, ПР-4, КУБ-4М, 5-РКУ, радиоприемопередатчик (радиостанция) «Рейд», радиопеленгатор «Градус-К». Гидроакустические средства отсутствовали. Светосигнальные и визуальные средства связи и наблюдения включали: сигнальный прожектор МСПЛ, стереотрубу БСТ, два бинокля 7×50, два фонаря Ратьера, два пистолета Верри и два комплекта сигнальных флагов. Имелся также прожектор ЭМПЭ-02.

Главная энергетическая установка — паровая, двухвальная (с двумя трехлопастными винтами диаметром по 2,8 м) включала четыре цилиндрических паровых котла и две вертикальные паровые машины тройного расширения мощностью 3500 л. с. каждая. Паровые машины были расположены побортно в одном машинном отделении, четыре огнетрубных котла, изготовленных в Шотландии, — в двух котельных отделениях (по два котла в каждом). Основные параметры котлов: давление пара — 11,5 кгс/см², паропроизво-дительность — 3240 кг/ч. Если при постройке судна энергетическая установка обеспечивала максимальную скорость в 19,2 уз, то через 15 лет, в период первой мировой войны, скорость составляла уже не более 18 уз, а в период второй мировой войны «Воровский» имел скорость полного хода — 11,3 уз в течение 7 сут, экономического хода — 10 уз в течение 9 сут. Дальность плавания корабля составляла: полным ходом — 1850 миль, экономическим — 2150 миль.

Для выработки электроэнергии имелись три динамо-машины: компаунд мощностью 30 кВт (постоянный ток напряжением 105 В), компаунд мощностью 9 кВт (постоянный ток напряжением 110В) и шунтовая мощностью 15 кВт (постоянный ток напряжением 115 В). Вспомогательные механизмы: два центробежных насоса, один конденсатный насос, один поверхностный холодильник; четыре центробежных котельных вентилятора производительностью по 6500 м³/ч, два питательных насоса системы Вира (по 25 т/ч), два пожарно-напорных насоса системы Вортингтона (по 53 т/ч, давление — 6 кгс/см²), два водоотливных насоса системы Вортингтона (по 69 т/ч). Насосы водоснабжения: одна санитарная донка системы Вортингтона (7 т/ч), одна питьевая донка системы Вортингтона (9 т/ч).

Рулевое устройство состояло из полубалансирного руля с гидравлическим, валиковым и ручным приводами. Посты управления рулем располагались на мостике, в радиорубке, на полуюте и в румпельном отделении.

Якорное устройство включало два становых якоря: Холла и адмиралтейский, массой 1557 кг и 3000 кг соответственно, один стоп-анкер массой 320 кг, брашпиль мощностью 42 л. с. Длина якорь-цепи: правой — 230, левой — 220 м, скорость выбирания якорной цепи — 1 0 м/мин.

Корабельные плавсредства: два гребных двенадцативесельных катера, два шестивесельных яла и один моторный катер ГАЗ.

Возможности корабля по приемке десанта — 1500 чел. Экипаж состоял из 137 чел. (14 офицеров, 38 старшин и 85 рядовых).

В 1944-1948 гг. корабль после двадцатилетней службы на границе проходил капитальный ремонт во Владивостоке. Судя по имеющимся послевоенным фотографиям и чертежам корабля, в этот период было изменено вооружение «Воровского». Оба 102-мм/60 орудия были заменены на более современные универсальные 85-мм артустановки 90-К. Установки 21-К были заменены на 21 -КМ. Вместо стоявшего в носовой части пулемета на бывшем сигнальном мостике (крыше кают-компании младшего комсостава) были установлены четыре зенитные малокалиберные установки (скорее всего 12,7-мм ДШК). В носовом котельном отделении был оставлен только один котел, в кормовом котельном отделении — два.

В 1948-1950 гг. продолжается активная служба по охране государственной границы СССР на всем протяжении Тихоокеанского региона. В 1950-1951 гг. «Воровский» вновь прошел ремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке. После чего в 1952 г. он совершил переход на Чукотку, где поступил в оперативное подчинение маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. В течение пяти суток «Воровский» обходил побережье в поисках подходящих мест для строительства аэродромов.

23 сентября 1952 г. в штормовых условиях при входе в Авачинскую губу «Воровский», сев на мель, получил большую пробоину и деформацию корпуса. Утром следующего дня снялся с мели самостоятельно и зашел на базу, став носом на отмель. Необходим был длительный и серьезный ремонт.

17 июля 1953 г. в сопровождении Краснознаменного ПСКР «Дзержинский» корабль осуществил свой последний выход в море и переход во Владивосток для ремонта. В сентябре 1953 г. «Воровский» до окончания ремонта прикомандировывается к 28-му отдельному дивизиону транспортных и ремонтирующихся кораблей во Владивостоке. Но попытки восстановить корпус корабля не удались из-за сильной его деформации и отсутствия соответствующей марки стали. На этом его служба по охране дальневосточных рубежей завершилась, он простоял несколько лет у причала завода. В 1955 г. корабль был выведен из состава морских частей погранвойск и передан Тихоокеанскому флоту в качестве плавказармы, где на нем до 1961 г. размещался штаб дивизии вспомогательных судов. В 1 966 г. он был разобран на металл.

17 января 1960 г. именем «Воровский» был назван включенный в состав морских частей пограничных войск сторожевой корабль II ранга пр. 264А. Уже в третьем поколении это имя было передано вступившему в строй в 1 990 г. новому ПСКР пр. 11351.

Литература
ЦПМ, док. ф., оп. 8, д. 1, 7.
ММЧПВ, док. ф., оп. 2п-1, д. 1; оп. Зп-1, д. 1.
Залесский Н. А. Флотилия Северного Ледовитого океана в гражданскую войну // Война на Северном морском театре 1914-1918 годы: сборник / Сост: Н. А. Кузнецов, Ю. В. Пахмурин. СПб.: М. А. Леонов, 2003.
Мошков Ф. А. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней. М., 2007. Патянин С. В. Корабли второй мировой войны. ВМФ СССР 1941-1945 гг. // Морская кампания. 2009. № 3.
Пограничные войска СССР. Сборник документов и материалов. 191 8-1928 / Сост. Е. Д. Соловьев, А. И. Чугунов и др.; под общ. ред. В. А. Матросова. М.: Наука, 1973.
Пограничные войска СССР. Сборник документов и материалов. 1928-1938 / Сост, Е. Д. Соловьев, А. И. Чугунов и др.; под общ. ред. В. А. Матросова. М.: Наука, 1972.
Пограничные войска СССР. Сборник документов и материалов. 1939-1941 / Сост. Е. Д. Соловьев, А. И. Чугунов и др. М.: Наука, 1970.
Слабука В. В. На самых дальних рубежах... // Пограничник Северо-Востока. 2004. № 23-40.


Сутормин В. А. Сторожевой корабль «Воровский» — полвека в строю // Судостроение. — 2011. — № 6. — С. 70-74

Автор — В. А. Сутормин

Материалы