Петропавловск-Камчатское авиапредприятие объединяет сеть аэропортов полуострова
В 2008 г. Федеральное государственное унитарное Петропавловск-Камчатское авиапредприятие отмечает 60-летие. В январе 1948 г. аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) стал самостоятельным подразделением Дальневосточного управления ГВФ. Все эти годы предприятие обеспечивало комплексом аэропортовых услуг отечественные и иностранные авиакомпании, являлось единственными воздушными воротами, принимающими самолеты с материка.
Аэропорт был признан ведущим предприятием по организации воздушных перевозок по Камчатке и Корякскому автономному округу и остается таковым теперь уже для Камчатского края. За эти годы коллектив предприятия, в котором трудится уже не одно поколение потомственных авиаторов, решил тысячи производственных задач, продиктованных и требованиями времени, и нелегкими климатическими условиями уникального и такого непредсказуемого региона.
В состав ФГУПКАП входит авиаэскадрилья, аэропорт Петропавловск-Камчатский, приписные аэропорты Усть-Камчатск, Никольское, Озерная, Собо-лево, Мильково. Собственный воздушный парк предприятия состоит из двух самолетов Л-410, пяти Як-40, а также самолетов Ан-26 и Ан-26-100. Предприятие имеет возможность за счет рентабельности базового аэропорта покрывать издержки приписных. В течение нескольких лет за счет своих средств компания произвела ремонт здания аэровокзала, профилактория летного состава, цеха бортового питания. На привокзальной площади разбит сквер, построена часовня Архистратига Михаила — покровителя путешествующих по воздуху. Предприятие располагает собственной медицинской частью и базой отдыха.
Руководит авиапредприятием с 1993 г. Алексей Твердохлеб, который прошел путь от радиотехника службы связи до генерального директора. За плечами Алексея Ивановича Рыльское авиационное училище и Академия гражданской авиации. В условиях рыночных реформ он сделал все, чтобы обеспечить предприятию стабильность и устойчивость. За вклад в развитие гражданской авиации Камчатки Алексей Твердохлеб награжден орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта». Дважды побеждал в открытом национальном конкурсе «Руководитель года гражданской авиации России». При подведении итогов учитывались рентабельность и безаварийность предприятия, обеспечивающего потребности населения Камчатки в воздушных перевозках. Сегодня коллектив авиапредприятия насчитывает 1121 человек. Объем услуг в денежном выражении в 2007 г. составил около 700 млн руб. Налоговые отчисления — 112 млн руб. Услугами предприятия воспользовались 440000 пассажиров, перевезено 12312 т груза, более 1000 т почты.
Но время ставит новые задачи, которые предприятию необходимо решать уже в ближайшее время. Они находятся в русле разрабатываемой на Камчатке стратегии развития транспортной отрасли. Так, техническое состояние покрытия ИВПП-2, используемой для взлета и посадки воздушных судов, находится в предельно критическом состоянии. Требует замены система светосигнального оборудования. Вновь необходима реконструкция аэровокзала с доведением пропускной способности до 450 человек в час. Сейчас она — 250 человек в час.
Для реализации туристического потенциала Камчатки требуется строительство международного сектора с пропускной способностью 150 человек в час и обустройство в нем пункта пропуска через Государственную границу РФ «Аэропорт Петропавловск-Камчатский».
И наконец еще одна проблема, требующая незамедлительного решения, — обновление парка воздушных судов ФГУПКАП. Ресурсное состояние самолетов, обеспечивающих регулярные пассажирские авиаперевозки на территории Камчатского края, таково, что если не принять решительных мер, то к 2011 г. край объективно останется без основного резидентного авиаперевозчика на местных воздушных линиях вследствие практически полного списания Як-40 по износу. Все эти проблемы без поддержки федерального центра не решить, и на предприятии надеются, что она непременно придет, в том числе и в рамках ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалья. В итоге повысится качество авиационных услуг для населения Камчатского края на внутреннем и внешнем рынках.
В 50-е годы аэропорт Елизово ежедневно принимает самолеты Ил-12 и Ил-14 из Хабаровска, основным самолетом для внутренних перевозок является Ли-2. В 1957 г. построена взлетно-посадочная полоса, и с января 1958 г. начинаются регулярные полеты на самолетах Ту-104 по маршруту Петропавловск — Москва. В 1969 г. в числе первых в стране коллектив предприятия осваивает самолет Як-40. В 1978 г. открываются беспосадочные рейсы на самолетах Ил-62 на Москву, а в 1995 г. — международные полеты. С 2000 г. аэродром может обслуживать воздушные суда типа В-747, В-767, В-757, В-737, А-310, Ту-204, Ил-96, Ан-124. Аэропорт имеет сертификаты и лицензии на все виды оказываемых услуг.
Привалов А. Полет начинается на земле: [ФГУ Петропавловск-Камч. авиапредприятие] // Дальневост. капитал. — 2008. — № 7. — Спец. вып. : Деловая Камчатка. — С. 22.
Автор — А. Привалов