О чрезвычайной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве Камчатской области
В. В. Скворцов, вице-губернатор Камчатской области
Даже на общем фоне тяжеелейшего состояния жилищно-коммунального хозяйства страны положение этой отрасли в регионах Севера с ним несопоставимо: здесь системы жизнеобеспечения оказались на грани распада. Во многом это следствие того, что проводимые в Российской Федерации экономическая политика и реформа жилищно-коммунального хозяйства до настоящего времени слабо учитывали специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений и экстремальные условия жизни населения.
В районах Крайнего Севера наиболее острой является проблема обеспечения энергетическими ресурсами систем теплоснабжения и электрификации.
Комплекс ЖКХ Камчатской области уже в течение ряда лет балансирует на острие энергетического кризиса. Население доведено до крайности — назревает социальный взрыв, организации ЖКХ неплатежеспособны, они все банкроты. Ситуация, когда целый регион — субъект Федерации — оказался перед угрозой полного разрушения системы жизнеобеспечения, является беспрецедентной даже на фоне кризиса, в котором оказался топливно-энергетический комплекс Приморского края.
При существующей структуре и проблемах энергетического комплекса региона потребители не в состоянии оплачивать тарифы на электрическую энергию, которые для промышленных и прочих потребителей (в том числе предприятий ЖКХ) достигли 4,2 руб за 1 кВт (средний тариф по России — 48,7 коп/ кВт).
Дальнейший рост тарифов при повышении себестоимости электроэнергии, в основном из-за нерегулируемого роста цен на топливо и его доставку, приведет к еще большему сокращению платежеспособного спроса в регионе. Промышленность области полностью угнетена из-за неконкурентоспособности производимой продукции. В этих условиях основным «промышленным потребителем» электроэнергии осталось жилищно-коммунальное хозяйство, которое одновременно стало и главным должником у региональной энергоснабжающей организации — «Камчатскэнерго». Накопленные за последние годы долги предприятий ЖКХ за электрическую энергию достигли 400 млн. руб. (общая сумма задолженности перед ОАО «Камчатскэнерго» за все виды энергоресурсов составляет 1,3 млрд. руб.), что привело к массовому отключению котельных и других объектов коммунальной сферы от электроснабжения.
Услуги жилищно-коммунального комплекса Камчатской области, в свою очередь, оказались также самыми дорогими. Так, если 1 Гкал тепла в среднем по стране стоит 158,7 руб., то на Камчатке за нее надо платить 800 руб. При этом продолжительность отопительного периода, составляющая 274 дня, также значительно превышает среднероссийскую. Таким образом, население Камчатской области вынуждено пользоваться самыми дорогими тарифами, более чем в 4 раза превышающими средние по стране, в их структуре стоимость теплоснабжения составляет 50,6 %, электроснабжения (при установленном тарифе 2 руб. за 1 кВт) — 31,4 %. С учетом продолжительности отопительного периода и при использовании электроплит для пригоговления пищи это неравенство еще более усугубляется. При среднедушевых доходах в регионе в размере 3811 руб. в месяц прожиточный минимум составляет 2016 руб. — несложно подсчитать, что при этом 41,8 % населения находится за чертой бедности.
Между тем реальные платежи населения за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) на Камчатке, даже при тарифе 20,2 руб. за 1 кв. м общей площади, в 1,5 раза превосходят среднюю стоимость этих услуг по стране.
Дальнейшее повышение тарифов в Камчатской области еще более снизит уровень жизни населения, что является антиконституционной дискриминацией.
Население Камчатской области оплачивает 58 % стоимости ЖКУ (а средний по стране уровень платежей населения при федеральном стандарте 12,8 руб. составил 65 %).
Однако нормальных услуг население региона не получает — прежде всего нет надежного теплоснабжения. В I квартале 2001 г. в условиях чрезвычайно низких температур котельные области обеспечивались топливом на 50 % от потребности, а с середины апреля отопление было вообще отключено. Себестоимость тепловой энергии на Камчатке достигла 33,7 руб. на 1 кв. м в месяц, что более чем в 2,5 раза превосходит среднюю стоимость полного набора жилищно-коммунальных услуг по стране.
Формирование цен и тарифов в Камчатской области и платежеспособность населения в значительной степени определяются не компенсируемыми государством затратами на транспорт. Это проблема перевозок на большие расстояния и связанных с этим огромных транспортных издержек. Основной задачей государственного регулирования в этом вопросе должно быть выравнивание цен на товары и услуги для всех регионов.
Государственная поддержка регионов Крайнего Севера может заключаться в следующем:
— компенсация предприятиям энергетики и коммунального хозяйства повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера;
— компенсация транспортных расходов на поставку топлива;
— выделение средств на компенсацию разницы в тарифах на тепловую энергию и дотаций на оплату коммунальных услуг малообеспеченным семьям через целевое бюджетное финансирование.
При этом для расчета объема необходимых средств и их распределения между регионами, нуждающимися в финансовой поддержке, необходимо проанализировать следующие данные по региону:
— бюджетную обеспеченность территории;
— структуру доходов населения и величину прожиточного минимума;
— удорожающие факторы, связанные с неэффективной структурой энергетического комплекса, с видами используемого топлива, износом основных фондов предприятий энергетики и коммунального хозяйства;
— удаленность территории от источников поставки топлива;
— наличие железнодорожного и автомобильного сообщения, позволяющего доставлять грузы до пункта назначения одним видом транспорта — без перевалок;
— возможность использования для поставок и доставки грузов морского и речного транспорта;
— удорожающие факторы, обусловленные ограниченными сроками завоза.
Только после тщательного анализа этих данных можно приступать к государственному регулированию социально-экономического развития северных территорий и к реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Выход на федеральные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в регионах Севера невозможен без компенсации повышенных затрат на доставку топлива (топливная составляющая в структуре себестоимости электрической и тепловой энергии достигла 56 %), и даже снижение тарифов для населения не приведет к реальному сокращению бюджетных расходов на дотации и субсидии. Общая пагребность в бюджетном финансировании ЖКХ Камчатки в 2001 году составляет при различных вариантах 2,4-2,8 млрд. руб. Понятие «адресность субсидий» в данном случае теряет смысл.
Вместе с тем в области начата реализация программы выхода на федеральный стандарт оплаты жилищно-коммунальных услуг и повышения тарифов для населения до 80 % от федерального стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья, определенного для Камчатской области постановлением правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. № 965.
Дальнейшее увеличение тарифов для населения на теплоснабжение возможно только при решении проблемы погашения задолженности предприятий ЖКХ Камчатскэнерго и подключения их к энергоснабжению, а также при разработке комплекса мер, направленных на подготовку энергетических объектов и систем отопления к работе в новый отопительный период при обеспечении гарантированного устойчивого снабжения котельных топливом.
Однако без выделения дополнительной финансовой поддержки Камчатской области из федерального бюджета снять накопленные и обострившиеся до предела проблемы жилищно-коммунального комплекса региона невозможно, а затягивание решения этой проблемы может спровоцировать катастрофу всей системы жизнеобеспечения региона.
И если из этих стен не будет услышан и понят глас вопиющего в пустыне — Камчатка следующую зиму не переживет. Это будет не широко разрекламированный кризис Приморья, а гибель целого региона.
Скворцов В. В. Камчатка пережила еще одну зиму: [О чрезв. ситуации в жил. коммун. хоз-ве и путях ее решения]. // Жил. и коммун. хоз-во. — 2001. — № 7. — С.28-29
Автор — В.В. Скворцов