Дальневосточный федеральный округ

В мае 2000 г. подписан Указ «О полномочном представителе Президента РФ в Федеральном округе», рассчитанный на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В соответствии с этим правовым документом, направленным на укрепление системы управления страной, на территории России создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ. Среди них: Центральный (центр — Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск).

Границы Дальневосточного федерального округа охватывают территорию Дальневосточного экономического района, в которую входят Республика Саха (Якутия) (988 тыс. человек), Еврейская автономная область (203 тыс.), Чукотский автономный округ (77 тыс.), Приморский (2197 тыс.) и Хабаровский (1534 тыс.) края, Амурская (1015 тыс.), Камчатская (390 тыс.) области, в том числе Корякский автономный округ (30 тыс.), Магаданская (240 тыс.) и Сахалинская (608 тыс.) области.

Дальневосточный экономический район — один из наиболее важных в стратегическом отношении военно-морских форпостов в Тихоокеанском регионе. По размерам своей территории (6215,9 тыс. км^2) он лидирует среди других экономических районов, охватывая 36,4% всей площади страны. Однако по численности населения, которое составило на начало 1999 г. 7263,1 тыс. человек, или 5% к общероссийскому показателю, он существенно уступает. Это следствие низкой степени заселенности региона (1,2 человека на 1 км^2) и недостаточно развитой сети городских поселений (70 городов, 255 поселков городского типа). Численность населения на 1 января 1999 г. составила: городского — 5512,3 тыс. человек(75,9%), сельского — 1750,8 тыс. (24,1%).

Особенность региона — низкая обеспеченность железнодорожными путями (протяженность 8337 тыс. км при плотности 13 км на 10 тыс. км^2) и автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36971 тыс. км при плотности 11 км на 1 тыс. км^2). Регион пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории Амурской области проходит Байкало-Амурская магистраль (БАМ)1 и ее меридиональный участок — Бамовское -Тында — Беркакит. Прокладывается 70-километровая ветка к Чинейскому полиметаллическому месторождению титано-магнетитовых, ванадиевых и медноплатиновых руд, расположенному в Ковдорских горах. Продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали от станции Нерюнгри (БАМ) до Якутска, которая достигла Алдана, что составляет примерно половину ее протяженности.

В регионе сосредоточены уникальные, имеющие мировое значение минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные и морские биологические ресурсы. Выявлено свыше 70 видов полезных ископаемых, среди которых особо выделяются алмазы, золото, серебро, вольфрам, сурьма, ртуть, олово, железные, свинцово-цинковые и алюминиевые руды, редкие и рассеянные элементы в комплексных рудах, горно-химическое и камнесамоцветное сырье, угли энергетические и коксующиеся, нефть, природный газ. Значительны водные и гидроэнергетические ресурсы, запасы термальных вод, а также минеральных источников. Огромную ценность представляют измеряемые миллионами тонн ресурсы биологического сырья дальневосточных морей.

Значительны лесные ресурсы. Общая площадь лесного фонда достигает 415,7 млн. га (42,5% общероссийской, первое место в стране), из нее покрытая лесом — 248,2 млн. га (37,8%,), общий запас древесины на корню — 20450 млн. м^3 (28%, второе место). Наиболее крупные ресурсы древесины сосредоточены на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев и Амурской области. В зоне тайги преобладают даурская лиственница, сосна, ель, пихта. Ценные лиственные породы распространены в основном на юге Приморского края, 85% запасов древесины представлены хвойными породами, из них 62 — приходится на лиственницу. Современная ситуация лесных ресурсов характеризуется слабой постановкой их охраны от пожаров и браконьеров, недобросовестных пользователей. Леса богаты ценным пушным зверем.

Сельскохозяйственные угодья региона определяются в 5724 тыс. га, из них пашня — 2657 тыс. Сельское хозяйство в регионе развито недостаточно, что обусловлено суровыми климатическими условиями и небольшими площадями земель сельскохозяйственного назначения, особенно в Республике Саха (Якутия), Магаданской, Сахалинской и Камчатской областях, Чукотском АО. Более благоприятные условия в Еврейской АО, Амурской области, Хабаровском и Приморском краях.

Роль региона в экономике страны может быть охарактеризована следующими показателями (удельный вес в показателях страны): территория — 36,4%, численность населения — 5, среднегодовая численность занятых — 5,2, валовой региональный продукт — 6,2, основные фонды — 6,5, объемы промышленной продукции — 5,8 и сельского хозяйства — 4,7, растениеводство — 6, животноводство — 3,5, подрядные работы — 5, ввод в действие общей площади жилых домов — 2,6, розничный товарооборот — 4,3, инвестиции в основной капитал — 4,9%.

В регионе функционируют 49 вузов (4,4% их количества по стране) с числом студентов — 152 тыс. человек (4,2%). На 10 тыс. населения приходится 201 студент (шестое место среди регионов РФ) при среднем показателе по стране — 229 человек, 147 организаций, выполняющих исследования и разработки (3,7%о) с численностью персонала 13,1 тыс. человек (1,5%). Здесь создан развитый промышленный потенциал. В 1998 г. было произведено 15,5% — всей продукции цветной металлургии (третье место после Уральского и Восточно-Сибирского регионов), 8,6 — электроэнергетики (пятое место); 9,8 — пищевой промышленности (третье место), 7 — микробиологической (третье место), 5,5 — лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (шестое место), по 4,3 — топливной и мукомольно-крупяной, 3,7 — промышленности строительных материалов, 2,4 — стекольной и фарфорофаянсовой, 2,6 — медицинской, 1,8 — машиностроения и металлообработки, 0,1 — черной металлургии, 11% прочих отраслей промышленности.

В хозяйственной структуре Дальневосточного экономического района особо выделяются цветная металлургия, составляющая 26,2% его промышленной продукции, электроэнергетика (22,6), пищевая промышленность (22,6), в основном за счет рыбной промышленности, топливная промышленность (10), машиностроение и металлообработка (9,2%). На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, несмотря на то, что она опирается на уникальную сырьевую базу, приходится лишь 3% производства промышленной продукции. Слабо развиты черная металлургия (0,7%), химическая и нефтехимическая (0,8) и особенно легкая (0,3), а также промышленность строительных материалов (2,4%). В машиностроительном комплексе ведущее место занимают судостроительная и судоремонтная, а также авиационная промышленность. Этот район стал одним из трех ведущих (наряду с Уральским и Восточно-Сибирским) регионов по производству цветных металлов, лидером в развитии рыбной промышленности и крупным лесопромышленным регионом.

Приморское положение района обусловило развитие отраслей хозяйства океанического направления — морского транспорта, строительства портовых сооружений, добычи рыбы и морепродуктов, судостроения и судоремонта. Первенствует в этих сферах Приморский край, в котором на долю таких отраслей приходится более трети совокупного валового продукта, за ним следуют Хабаровский край, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области. Регион занимает важное место во внешнеэкономической деятельности страны, обеспечивая 4,4% экспорта и 6,9% импорта.

Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народном хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного экономического района нельзя признать благоприятным. В условиях перехода к рыночным отношениям углубились диспропорции в хозяйстве, основные из которых — недостаточное развитие топливно-энергетической базы, черной металлургии, машиностроения, сельского хозяйства и ряда отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной).

За период 1990-1999 гг. физический объем промышленного производства сократился почти на 60%. Упал спрос на отдельные производимые в регионе виды продукции, возросли прямые и косвенные расходы прежде всего из-за значительного повышения цен на энергетические ресурсы, машины и оборудование и транспортных тарифов. Резко возрос дефицит топлива и электроэнергии, сократились затраты на поддержание в эксплуатационном состоянии в условиях сурового климата объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Произошел резкий спад производства практически во всех профилирующих отраслях. Главным негативным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей: с 1991 г. по начало 1999 г. — с 8057 тыс. до 7252 тыс. человек, особенно в северных регионах. Так, в Республике Саха (Якутия) население уменьшилось с 1109 тыс. до 988 тыс. человек, в Чукотском АО — со 154 тыс. до 77 тыс., в Камчатской области — с 473 тыс. до 390 тыс., в том числе в Корякском АО — с 40 тыс. до 30 тыс. Более чем на 27% (с 380 тыс. до 240 тыс. человек) снизилось население Магаданской области и почти на 12% (с 717 тыс. до 608 тыс. человек) — Сахалинской области.

Этот процесс происходил не только за счет ухудшения показателей естественного прироста (1991 г. — плюс 5,1, 1999 г. — минус 1,6 на 1 тыс. жителей), но главным образом в результате небывалого в этом регионе миграционного оттока населения: он возрос с 82 человек в 1991 г. до 189 — в 1992 г., 129 — в 1993 г., 192 — в 1994 г., 136 — в 1996 г., 100 человек в 1998 г. на 10 тыс. жителей. Особенно значительна миграционная убыль для северных регионов: в Республике Саха (Якутия) в 1992 г. — 258, 1994 г. — 285, 1998 г. — 197 человек на 10 тыс. жителей; соответственно в Камчатской области — 358, 348, 163 человека; в Магаданской области — 1104, 1995 г. — 759, 247; в Сахалинской области — 87, 324, 163 человека на 10 тыс. жителей. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производства, сокращением потребности в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры.

Снижение числа жителей наблюдалось и в других частях Дальневосточного экономического района, но было не столь массовым. В 1991-1998 гг. число населения в Хабаровском крае сократилось с 1631 тыс. до 1534 тыс. человек, в Еврейской АО — с 220 тыс. до 203 тыс., в Амурской области — с 1074 тыс. до 1015 тыс., в Приморском крае — с 2299 тыс. до 2197 тыс. В южных территориях миграционный отток был менее значительным, чем в северных. Но этот показатель был бы более высоким, если бы не шел встречный поток мигрантов из других регионов страны и из-за ее пределов. Обращает на себя внимание небольшое число вынужденных переселенцев и беженцев в регион, которое за 1992-1998 ггГ составило 13,4 тыс. человек (0,18% числа жителей). В ближайшие годы возможно сохранение значительного миграционного оттока населения из региона, особенно из Республики Саха (Якутия), Приморского края и Амурской области, если не будут приняты радикальные меры по его закреплению.

Среднегодовая численность занятых в экономике региона за 1990-1998 гг. сократилась с 4047,9 тыс. до 3157,4 тыс. человек, а доля работающих в промышленности — с 25,3 до 19,3%. К 1999 г. общая численность безработных в регионе достигла 537,5 тыс. человек (уровень общей безработицы — 17%), из них в Республике Саха (Якутия) — 69,6 тыс. (13,6%), Еврейской АО — 22 тыс. (23,9), Чукотском АО — 2,3 тыс. (4,7), Приморском крае — 166,9 тыс. (14,9), Хабаровском крае — 92,4 тыс. (12,4), Амурской области — 85,7 тыс. (16,9), Камчатской — 39,5 тыс. (17,6), Магаданской — 26,7 (18,1), Сахалинской — 52,4 тыс. (17,1%). Заявленная потребность в работниках предприятиями и организациями на 1 января 1999 г. составила лишь 14,2 тыс. человек, тогда как зарегистрировано безработных — 82,8 тыс. Существенно понизился уровень жизни населения. Удельный вес жителей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума резко возрос, составив на начало 1999 г. в Республике Саха (Якутия) 32%, Еврейской АО — 25, Чукотском АО — 39, Приморском крае — 34,5, Хабаровском крае — 24,8, Амурской области — 33,5, Камчатской — 32,9, Магаданской — 33,7, Сахалинской области — 38,5%.

К числу обострившихся в последние годы основных диспропорций в экономике региона следует отнести также недостаточное развитие сферы услуг. Это положение наиболее характерно для Еврейской АО, Приморского края, Камчатской области. Во всем регионе отмечается снижение объемов платных услуг, розничного товарооборота, жилищного и культурно-бытового строительства, потребления основных продуктов питания на душу населения.

За 1991-1998 гг. индекс физического объема инвестиций в основной капитал района сократился более чем в 4 раза. При этом доля бюджетных средств в финансировании инвестиций в основной капитал к 1999 г. упала до 22,5%, в том числе из федерального бюджета — до 13%. В результате не выполнены федеральные и региональные программы по развитию экономики района. Этому способствовал и рост цен на строительно-монтажные работы.

Все субъекты Федерации экономического района дотационны. В 1998 г. общая сумма доходов их бюджетов составила 26,6 млрд. руб., тогда как величина расходной части — 29,5 млрд. руб. При этом в бюджетную систему страны отсюда поступило 4,4% всех налоговых платежей и других доходов. За 1992-1998 гг. удельный вес убыточных предприятий и организаций возрос с 22,7 до 59,7% (средний показатель по стране — 53,2%). Дальневосточный экономический район занял по этой позиции первое место среди российских регионов. Кредиторская задолженность организаций к 1999 г. достигла 138,6 млрд. руб., в том числе просроченная — 68,6%, дебиторская — 88,5 млрд. руб. (63,3%), число предприятий, имеющих задолженность по заработной плате в сумме 10,5 млрд. руб. (5,4 месячного фонда), составило 5249.

Долговременная стратегия развития этого региона должна быть направлена на целеустремленное восстановление и наращивание хозяйственного потенциала и социальной сферы, закрепление постоянного населения, а также создание необходимых экономических предпосылок для привлечения квалифицированных специалистов и рабочих из западных регионов России и стран СНГ, нуждающихся в трудоустройстве. При этом надо исключить использование иностранных рабочих, особенно из приграничных с регионом стран. Привлекательность работы в районе в значительной мере будет зависеть от повышения жизненного уровня населения и прежде всего сохранения Выплат по районным коэффициентам, надбавок за стаж, северных льгот, развития социальной сферы.

В ближайшей перспективе сохранится роль Дальнего Востока как ведущего региона страны по развитию цветной металлургии, базирующейся на уникальных минерально-сырьевых ресурсах, хотя современный уровень их добычи и комплексного использования отстает от потенциальных возможностей. Одна из важнейших задач — развитие геологических исследований и геологоразведочных работ, повышение темпов подготовки новых месторождений к эксплуатации. Это позволит приостановить процесс отставания прироста промышленных запасов от объема добычи полезных ископаемых.

Реальная оценка прогнозных запасов угля, нефти и газа позволяет рассчитывать на возможность развития в этом районе топливно-энергетической базы, полностью обеспечивающей потребности региона и позволяющей экспортировать часть топлива и электроэнергии.

Усилится значение района в развертывании рыбной промышленности. Его удельный вес в общем улове рыбы и морепродуктов страны может увеличиться с 60 до 75%. Это потребует рационального комплексного использования и охраны биологических ресурсов дальневосточных морей, расширения океанического лова наряду с наращиванием мощностей рыболовецких организаций и рыбопереработки. Имеются здесь и необходимые предпосылки для развития практически всех подотраслей лесной, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности. Устойчивый спрос на продукцию отрасли обеспечивается за счет увеличивающихся потребностей в ней малолесных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Приморское положение района требует развития судостроительной промышленности и судоремонтной базы.

К сожалению, в 2000-2001 гг. в регионе прогнозируется сокращение отечественных инвестиций в основной капитал (по некоторым источникам, на 12-16%). При этом вряд ли следует связывать перспективы экономики региона с участием иностранного капитала. К 1999 г. количество предприятий, использующие иностранные инвестиции составило 495 со среднесписочной численностью работников 30,5 тыс. человек, объемом продукции (услуг) — 6729 млн. руб., инвестициями в основной капитал — 1071,8 млн. руб. и сокращается. Хотя регион остается привлекательным для иностранных инвесторов. Их финансовые вложения составляли в 1994 г. 39,2 млн. долл., 1995 г. — 191,4 млн., 1996 г. — 408 млн., 1997 г. — 271,1 млн., в 1998 г. — 554,5 млн. долл. (4,7% всех поступивших в страну), из них прямые инвестиции — 250 млн. долл. Эти показатели могут увеличиться в результате снижения железнодорожных тарифов, развития топливно-энергетического комплекса.

Регион располагает уникальными ресурсами энергоносителей всех видов. Промышленные запасы каменного угля (по категориям A+B+G) составляют более 20,4 млрд. т (36% всех запасов страны). Прогнозные же запасы в 2-3 раза превышают промышленные. Так, только геологические запасы Южно-Якутского (Ленского) каменноугольного бассейна оцениваются в 20,5 млрд. т, разведанные обеспечивают добычу в объеме 150 млн. т в год. Угли в основном малозольные и малосернистые, коксующиеся. Примерно половина разведанных запасов, особенно в восточной части бассейна, залегает на глубине до 300 м, часть из них может разрабатываться открытым способом. В приобретении этих углей заинтересованы соседние страны. Освоение месторождений зависит от завершения строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. В 1998 г. добыча угля в Якутии составила 10,5 млн. т. Промышленные запасы выявлены в Чукотском АО — 212,2 млн. т, добыча в 1998 г. — 505 тыс. т, соответственно Приморском — 2653 млн. т и 11,3 млн. т, Хабаровском краях — 28105 млн. т и 1637 тыс. т, Амурской — 3814 млн. т и 5386 тыс. т, Камчатской — 110 млн. т, в том числе Корякском АО — 14,5 млн. т и 29 тыс. т, Магаданской — 911 млн. т и 572 тыс. т, Сахалинской областях — 2381 млн. т и 1855 тыс. т.

В регионе можно ожидать увеличение добычи угля примерно в 1,5 раза за счет реконструкции предприятий, строительства новых и расширения действующих угольных разрезов в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях. Объемы ежегодного завоза в регион угля могут сократиться в связи со строительством Бурейской ГЭС. Использование якутских углей в южных районах Дальнего Востока лимитируется его высокой ценой. Актуальная проблема угольной отрасли — неплатежи энергосистем, которые не могут возместить труд угольщиков из-за задолженностей со стороны пользователей электроэнергией, среди которых преобладают организации МО РФ и бюджетной сферы. В ближайшее время следует сохранить систему компенсаций региональным предприятиям энергетики и электрификации тарифов на электроэнергию, которая выделяется местным администрациям за счет целевых средств по оказанию финансовой помощи регионам из федерального бюджета. Часть этих средств должна направляться угледобывающим предприятиям, осуществляющим поставки угля энергосистемам.

В перспективе возможно совершенствование структуры энергетического баланса в результате увеличения использования природного газа. В 1999 г. его добыча составила лишь 3,4 млрд. м^3, из них в Сахалинской области — 1,8 млрд., Республике Саха (Якутия) — 1,6 млрд. м^3, хотя здесь находится Лено-Вилюйская газоносная провинция, прогнозные запасы природного газа которой еще в начале 70-х гг. оценивались в 15,7 трлн. м^3. К 1973 г. в ней было разведано 7 месторождений с балансовыми запасами 745 млрд. м^3. Сейчас ресурсы оцениваются в 10 трлн. м^3. Газ характеризуется отсутствием вредных примесей, содержит высокие концентрации гелия, конденсата и других фракций. Прогнозировалась добыча якутского газа в объеме 35-40 млрд. м^3 с транспортировкой его по магистральному газопроводу большого диаметра Усть-Вилюйюг Дальнего Востока с выходом к Тихоокеанскому побережью в Приморском крае. На базе использования якутского газа в этом регионе предполагалось развитие мощной химической и нефтехимической промышленности. Реализация этого проекта позволила бы отказаться от затрат на реконструкцию и развитие малоэффективных угольных предприятий юга Дальнего Востока.

В середине 70-х гг. крупные нефтегазовые месторождения были выявлены и в зоне морского шельфа о. Сахалин. Разведанные запасы оцениваются в 1 млрд. т нефти и 3,4 трлн. м^3 газа. Однако их освоение ведется медленными темпами из-за недостатка финансовых ресурсов.

В настоящее время добыча нефти в Республике Саха (Якутия) составляет 1,7 млн. т и Сахалинской области — 1,6 млн. т, где запасы островных месторождений в значительной мере отработаны. Рост добычи в ближайшей перспективе будет происходить за счет разработки месторождений морского шельфа о. Сахалин, а также увеличения извлечения нефти в Якутии. Это позволит превратить этот регион в крупного экспортера нефти. Ее добыча возможна и в Охотском море, где в августе 1998 г. по уникальной технологии была пробурена от побережья наклонно-горизонтальная скважина длиной 16 км с суточным дебитом 200 т. Такой метод позволит отказаться от капиталоемких ледостойких буровых платформ в прибрежной зоне морских шельфов.

Реализация проектов по добыче нефти и газа в зоне морского шельфа о. Сахалин, осуществляемых на основе соглашения о разделе продукции, тормозится из-за отсутствия ряда важных правовых актов. Не определен порядок освобождения инвесторов от уплаты НДС и компенсации уже оплаченного этого налога. Отсутствуют инструкции о взимании налога на прибыль, таможенном оформлении разделенной и вывозимой продукции, не разработаны экологические ГОСТы.

Регион нуждается в развитии нефтеперерабатывающей промышленности. Однако мощности действующих предприятий по первичной переработке нефти невелики: в Хабаровском крае в 1997 г. они составляли 4,1 млн. т, в Республике Саха (Якутия) — 62,5 тыс. т. Потребность в нефтепродуктах на 92% покрывается за счет ввоза. Существует проект развития топливоснабжения Приморского края, предполагающий строительство нефтегазового комплекса, включающего нефтеперерабатывающий завод по переработке 4 млн. т нефти в год, газовый терминал на 1 млн. т сжиженного природного газа и электростанцию мощностью 650 Мвт стоимостью строительства 1,5 млрд. долл. при ориентации на нефть и газ морского шельфа о. Сахалин. Использование поставок нефти и сжиженного газа морским путем из-за рубежа, как это предусматривалось в проекте, не обеспечивает его эффективной деятельности из-за высоких мировых цен на эти ресурсы. Часть сахалинской шельфовой нефти будет доставляться на нефтеперерабатывающий завод «Комсомольск-на-Амуре», мощность которого по переработке нефти пока используется на 26%.

В Якутии выявлено более 30 месторождений нефти, природного газа и газового конденсата. Ресурсы нефти оцениваются в 2,4 млрд. т. Создана компания «Саханефтегаз». Из-за отсутствия нефтепереработки на завоз нефтепродуктов ежегодно расходуется 2,8 млрд. руб., их которых примерно 1,1 млрд. руб. — транспортные расходы. Эффективной может быть реализация проекта по строительству в районе г. Мирного (центра алмазодобычи) нефтеперерабатывающего завода по технологии нефтегазового холдинга «Сибур» (Сибирско-Уральской нефтяной компании), ориентированной на энергетическую, автономную комплексную переработку нефти и газа с получением бензина, дизельного топлива и топочного мазута.

Перспективным для развития системы энергоснабжения Приморья может оказаться намерение влиятельных японских и южнокорейских концернов относительно сооружения Уссурийской ТЭЦ, реконструкции Партизанской ГРЭС и Владивостокской ТЭЦ-2. Интерес к проекту строительства на юге о. Сахалин мощной теплоэлектростанции на природном газе и высоковольтной линии электропередачи Сахалин — Хоккайдо проявляет японский концерн «Марибени».

Проблема энергообеспечения Камчатской области может быть разрешена за счет разработки Соболевского газоконденсатного месторождения, а также практически неисчерпаемых запасов горячих вулканических вод. Первоочередная задача при этом — строительство газопровода от Соболевского месторождения до г. Петропавловск-Камчатский, каскада гидроэлектростанций на р. Толмачево и Верхнемутновской геотермальной электростанции. Эти объекты наряду с Нижнемутновской геотермальной электростанцией и введенной ранее Толмачевской ГЭС составят прочную базу электроэнергетики полуострова. Между тем принятое еще в 1996 г. постановление Правительства РФ «О мерах по развитию энергетики Камчатской области на базе местных и нетрадиционных источников» реализуется медленно из-за недостатка финансовых ресурсов. Не удалось привлечь для развития энергетики Камчатки средства местных крупных рыбохозяйственных предприятий, которым на эти цели были выделены квоты на вылов рыбы и морепродуктов, а также федерального и областного бюджетов.

Недра Дальневосточного экономического района богаты железорудным сырьем. В Южной Якутии разведаны крупные месторождения Алдарской железорудной провинции с балансовыми запасами 1,5-1,8 млрд. т (прогнозные — 10 млрд. т), которые расположены в 60-100 км от Южно-Якутского каменноугольного бассейна вблизи от Амуро-Якутской автомобильной трассы. Руды здесь легкообогатимые со средним содержанием железа 46-48%: разведанные запасы обеспечивают добычу в объеме 25 млн. т. Освоению угольных и железорудных месторождений Южной Якутии способствует осуществляемое строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, которая дошла до Алдана.

Мощная железорудная провинция расположена в Хабаровском крае. Прогнозные ее запасы оцениваются в 15-20 млрд. т. Ряд месторождений может разрабатываться открытым способом при мощности карьеров 20-35 млн. т руды в год. Вместе с тем этот труднодоступный регион геологически мало изучен. Наличие больших ресурсов коксующихся углей и высококачественного железо­рудного сырья позволяет рассчитывать на создание мощной угольно-металлургической базы, способной удовлетворять не только местные потребности.

Создание дальневосточной металлургической базы сделает эффективным развитие в регионе металлоемких отраслей машиностроения для обеспечения потребностей горнодобывающей, лесной и деревообрабатывающей, рыбной промышленности, судостроения и судоремонтной базы, дорожно-строительных работ.

В перспективе этот регион может реально занять лидирующее положение в стране по развитию цветной металлургии, особенно таких ее отраслей, как оловянная и свинцово-цинковая промышленность. Здесь обнаружены крупные месторождения олова, содержащие примерно 80% прогнозных и балансовых запасов страны. Только в Хабаровском крае выявлены 13 коренных и 3 россыпных месторождения олова, в Приморском крае — 35. Значительные месторождения олова расположены в Республике Саха (Якутия), Магаданской области. Определены возможности добычи оловянных руд в Камчатской и Амурской областях, на побережье Северного Ледовитого океана. Сейчас ведется разработка таких руд в Якутии, Приморском и Хабаровском краях. Ресурсы оловосодержащего сырья позволяют существенно увеличить объемы добычи. Следует отметить, что оловянные руды региона содержат промышленные ценные компоненты, стоимость которых примерно равна стоимости олова в концентрате. При возрастании спроса на олово целесообразно создание в регионе новых доводочных фабрик и металлургического предприятия.

Имеются также предпосылки дальнейшего развития свинцово-цинковой промышленности. Геологические данные подтвердили реальность создания крупных горнодобывающих предприятий в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области на базе месторождений, не уступающих Горевскому и Озерному (Восточная Сибирь) по величине запасов и качеству руд. Выявлены 11 месторождений ртути, наиболее крупное из которых — Западно-Палянское, и 40 — сурьмы. Из них выделяются Сарылахское и Сантачинское — Республика Саха (Якутия), в которых сосредоточено 90% запасов этого металла в регионе. Перспективно усиление поисково-разведочных работ по меди в Якутии, на Камчатке, в Приморье. Промышленное значение имеют ресурсы алюминиевого сырья, представленные крупными месторождениями алунитовых руд в Нижнем Приамурье (запасы руды — 0,8-1 млрд. т с содержанием 88,5-100 млн. т глинозема), а также анартозитов. Крупные месторождения комплексных вольфрамовых руд расположены на Чукотке, а всего по региону они выявлены в 20 коренных и 30 россыпных месторождениях.

Предполагается сохранить ведущую роль Дальневосточного экономического района в золотодобывающей промышленности страны. Его первенство обусловлено наличием прогнозных и разведанных запасов и добычей золота из рудных и россыпных месторождений. Только в Республике Саха (Якутия) выявлено более 400 месторождений золота при его содержании в ряде рудных — 50 г и в россыпных — 10 г на 1 т. По данным финансово-промышленной компании «Сахазолото», до 2000 г. инвестиции в отрасль намечались в сумме 1 млрд. долл. В 1998 г. здесь было добыто 12 т, в 1999 г. — 15 т золота. Прирост добычи только по трем месторождениям: Кючюс, Куранах, Нежданинка — составит к 2003 г. около 22 т, что приведет к увеличению современного объема золотодобычи более чем в 2 раза. В Магаданской области разведан ряд новых золоторудных месторождений — Эвенское и Кубакинское.

Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 1993 г. администрации Магаданской области был выделен кредит из государственного запаса — 2,5 т золота — для освоения этих золоторудных месторождений, а также окончания строительства Дукатского горно-обогатительного предприятия по добыче серебра, что должно было обеспечить увеличение и добычу золота на 9 т в 1997 г., на 10 т в 1998 г., а 22 сентября 1994 г. дополнительно выделено 4,8 т золота с возвратом долга в 2000 г. с ежегодного прироста к добываемому — 26 т золота и 90 т серебра.

Однако, несмотря на это, добыча золота не возросла. Развитие Дукатского ГОКа связано с обновлением горнодобывающих мощностей и строительством обогатительной фабрики для переработки руды в пределах самого предприятия. Канадские предприниматели не выполнили договорных обязательств по реализации этих задач, поэтому предусматривается передача предприятия другому собственнику. Значительные возможности, связанные с эксплуатацией этого богатейшего по запасам (15 тыс. т серебра и 30 тыс. т золота в руде) месторождения, не используются. Существует предложение об организации в области производства золота по полному циклу — от добычи до изготовления изделий. По мнению специалистов, такая схема позволит значительно снизить себестоимость конечной продукции, повысить ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Значительные перспективы развития золотодобычи имеются в Чукотском АО, где прогнозные запасы золота многократно превышают разведанные. Промышленное содержание золота содержится не только в рудных месторождениях и россыпях, но и в месторождениях медно-порфировых и медно-колчеданных, а также золотосеребряных руд. Подготовлено к эксплуатации «Майское» золотосульфидное месторождение, ввод которого позволит добывать не менее 10 т золота при высокой рентабельности. Возрастет добыча золота из россыпей и техногенных объектов в объеме не менее 8,5 т в год и из рудных месторождений — с 2,7 т в 1997 г. до 20 т в 2005 г. При цене золота на мировом рынке в 248-250 долл. за тройскую унцию (в марте 2000 г. — 286,7 долл.) добыча его в этом регионе будет рентабельной.

Ресурсы серебра на Чукотке оцениваются в 50 тыс. т. Возможна добыча металлов платиновой группы. В последние 4-5 лет начато извлечение рудного золота, возросли объемы переработки техногенных песков. Развивается добыча россыпной платины и золота также в Корякском АО. В текущем году планируется довести его добычу до 5 т в год.

Золотодобыча осуществляется и в Амурской области. Здесь выявлены в основном россыпные месторождения, разведаны золоторудные месторождения в Хабаровском крае, а также в Камчатской области (здесь ряд месторождений отличается высоким содержанием золотосеребряных руд).

В стране в целом и в Дальневосточном регионе в основном разрабатываются россыпные месторождения золота, которые постепенно истощаются. Коренные месторождения нередко представлены рудами с трудно извлекаемым золотом. При нынешней технологии его обогащения переработка 1 т руды обходится в 45 долл. за 1 г при извлечении из нее 6 г золота. Применение же предложенного научно-исследовательскими институтами нового электромагнитного метода обогащения руды позволяет резко повысить извлечение золота и снизить себестоимость переработки руды.

В 1991-1999 гг. золотодобывающая отрасль в регионе испытывала значительные трудности, обусловленные следующими причинами. Сезонный характер добычи примерно 60-65% золота из россыпей требует значительных кредитов. Установленный порядок льготного бюджетного финансирования предполагает авансирование лишь 50% необходимых средств, которые не всегда предоставляются к началу сезона. Финансовая помощь из местных бюджетов нередко отсутствует или недостаточна. Предприятия вынуждены прибегать к кредитам коммерческих банков под высокие проценты. Наряду с этим затраты на добычу золота в условиях Севера высоки из-за повышенной энергоемкости производства, отдаленности предприятий и связанных с этим значительных транспортных издержках. Кроме того, градообразующее значение предприятий золотодобычи обусловило необходимость содержания социальной сферы за счет производственных затрат. Все это приводит к тяжелому финансовому положению предприятий и сокращению объема добычи золота, который, по данным Ассоциации российских банков, в 1998 г. составил по стране 92% к уровню 1997 г. Резкое падение производства золота отмечено в регионах традиционной его добычи: в Республике Саха (Якутия) — на 44%, в Чукотском АО — на 32%. Развитие отрасли в настоящее время в основном зависит от приобретения золота банками, роста его экспорта за рубеж, а также закупок ГОХРАНом РФ для пополнения золотовалютных запасов. В 1996 г. коммерческие банки приобрели у золотодобытчиков 10 т золота, в 1997 г. — 39 т, в 1998 г. — 88 т. из 104 т, добытых из недр.

В послекризисном периоде усилилась специализация банков на операциях с драгоценными металлами на внутреннем и внешнем рынках. Это позволило расширить финансовые потоки в виде кредитов золотодобывающим предприятиям.

В начале 1999 г. большинство банков, работающих на рынке драгоценных металлов, объявили о своем намерении увеличить экспорт золота. Причиной этой активизации стало исчезновение в то время рынка ГКО (восстанавливаемого в последнее время). Банки заключили договоры с недропользователями на покупку более чем 70% планируемого объема добычи золота. В прошедшем году в стране было произведено 126 т золота, из которых ГОХРАН РФ закупил через коммерческие банки, имеющие право на закупку у производителей, 100 т. Однако установленная 5%-ная экспортная пошлина на золото приведет к снижению объемов закупок его у производителей и сокращению экспорта. Высказывается мнение о возможности сдавать в ГОХРАН РФ в качестве налоговых платежей около 30% добытых драгоценных металлов.

Состояние отрасли зависит и от мирового рынка золота. После того, как центральные банки 15 стран подписали соглашение об отказе от продажи золота из своих резервов, цена на него возросла с 250 до 320 долл. за тройскую унцию. По оценкам, эта цена в ближайшее время будет колебаться в пределах 280-310 долл. Следует учитывать, что средняя величина стоимости тройской унции золота в России примерно в 2 раза ниже, чем в ЮАР, что обеспечит конкурентоспособность отечественного золота на мировом рынке даже в случае, если ряд стран, и прежде всего Голландия и Англия, увеличат его продажу.

Между тем ориентация на быстрый рост спроса на золото на внутреннем рынке нереальна. За годы реформ ювелирная промышленность сократила производство почти в пять раз. В стране перерабатывается сейчас менее 30 т золота, тогда как, например, в Италии — 200 т с годовым оборотом 15-20 млрд. долл. Объемы приобретения физическими лицами золотых слитков невелики. Кроме того, при покупке ими выплачивается НДС в размере 20%, который при продаже не возвращается. Такая потеря существенно сокращает инвестиционную и валютную ценность золота.

Улучшению финансового состояния золотодобывающей промышленности будет способствовать принятое в соответствии с федеральным законом «О драгоценных металлах и камнях» постановление Правительства РФ от 10 апреля 1999 г. «Об авансировании поставок драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ». Размеры авансирования поставок могут составлять 40-50% для регионов северо-востока (Республика Саха (Якутия), Камчатская, Магаданская области, Чукотский автономный округ) и 30-40 — для Амурской области, Приморского, Хабаровскою краев. Но этот размер авансирования недостаточен.

На территории Дальневосточного экономического района успешно развивается один из крупнейших в мире центров алмазодобывающей промышленности. Здесь сосредоточено свыше 80% промышленных и прогнозных запасов алмазов страны, 18% — в Архангельской области и примерно 2% — в Пермской области. В западной части Республики Саха (Якутия) выявлено 12 алмазоносных регионов, из которых промышленное значение имеют Мало-Ботуобинский, Дылдыно-Алакитский и Анабарский. Для ряда разведанных месторождений характерно высокое содержание ювелирных и технических алмазов.

Монопольным производителем (99,7%) природных алмазов страны является акционерная компания «Алроса» («Алмазы России — Саха»), образованная в 1992 г. на базе треста «Якуталмаз». В 1998 г. ее годовой объем реализации продукции превысил 1,5 млрд. долл. Прибыль в отдельные годы достигает почти 60% объема реализации. АК «Алроса» занимает второе место в мире (после Ботсваны) по добыче алмазов, обеспечивая 20% продаж на мировом рынке в весовом и 26% — в стоимостном исчислении. Развитие отрасли в ближайшие годы связано с промышленным освоением двух перспективных алмазоносных трубок — «Ботуобинской» и «Нюрбинской». В результате по величине разведанных запасов алмазов (45%) Республика Саха (Якутия) заняла первое место в мире. Созданная здесь сырьевая база способна обеспечить работу акционерной компании «Алроса» в течение 40-50 лет, которая наряду с этим осуществляет геологоразведочные работы в ряде регионов Сибири, на Урале, принимает участие в подготовке к эксплуатации Ломоносовского алмазного месторождения в Архангельской области, выкупив у «Де Бирс» принадлежавший ей ранее пакет акций, осуществляет совместно с австралийской компанией «Иштан Майнинг» поиск новых месторождений в Карелии.

АК «Алроса» — главный поставщик алмазного сырья на внутренний рынок. Вместе с тем действующие в стране производственные мощности гранильных предприятий загружены почти полностью. Поэтому значительная часть сырья направляется на переработку на заводы Белоруссии, Украины, других стран. Недостаточное развитие ювелирной промышленности по обработке алмазов и выпуску бриллиантов приводит к большим потерям государственного бюджета. К началу 2000 г. при объеме добычи алмазов в размере 1,5 млрд. долл. производилось бриллиантов на сумму 800 млн. долл., тогда как в Израиле, Индии ежегодно реализуется их на 4,5 млрд. долл.

В «Концепции реформы и развития алмазо-бриллиантового комплекса РФ до 2005 года», принятой правительством в 1999 г., намечается увеличить производство бриллиантов в 1,7 раза на сумму 1,14 млрд. долл. и добычу сырых алмазов с 1,5 млрд. долл. (20% мирового уровня) до 2 млрд. долл. (25%«). Продажа ювелирных изделий на внутреннем рынке в 2005 г. должна составить 300 млн. долл. (в 1999 г. — 150 млн. долл.). Поэтому в перспективе экспорт алмазов и бриллиантов будет возрастать. В соответствии с концепцией будет осуществляться использование мелкого алмазного сырья (в настоящее время оно считается нерентабельным), доля которого составляет 20-22% общего объема алмазов. Пока это сырье уходит за рубеж по более низким ценам, чем готовая продукция. Между тем рентабельность переработки мелкого сырья оказывается более высокой, поскольку при создании круглого бриллианта теряется примерно 50% массы алмаза. Создание в стране крупного гранильного центра позволило бы использовать и мелкое сырье.

Дальнейшему развитию АК «Алроса» и росту бюджетных поступлений будет способствовать предоставленное ей правительством право самостоятельной торговли частью алмазов ювелирного качества в рамках оговоренных с «Де Бирс» размеров поставок (минимальная квота — 550 млн. долл., или 26% ее годового объема реализации). Представляется целесообразным, чтобы компания реализовала право на экспорт принадлежащих ей технических алмазов без посредника, в качестве которого выступает государственное объединение «Алмазювелирэкспорт». Доходы консолидированного бюджета возрастут только в случае, если большая часть необработанных алмазов и бриллиантов, остающаяся после оговоренной договором квоты их продажи корпорации «Де Бирс», будет обрабатываться внутри страны.

АК «Алроса» предполагает создать вертикально интегрированную систему, осуществляющую добычу, обработку и продажу алмазов на мировом рынке. В текущем году компания совместно с ГП «Кристалл» (г. Смоленск), производящем около 30% бриллиантов, введут новый завод по огранке алмазов, который позволит производить продукцию на сумму до 100 млн. долл. В результате стоимость выпускаемых бриллиантов достигнет 200 млн. долл. Обработка алмазов может получить развитие также и в Якутии.

В регионе содержатся значительные по запасам месторождения камней самоцветного сырья: ювелирно-ограночные камни (хризолит, гранат, демантоид, аметист, берилл, хризопраз, жадеит), ювелирно-поделочные (агат, сердолик, сапфир, родонит, нефрит), поделочные (пестроцветная яшма, окаменелое дерево, пектолит, лиственит, змеевик, агальматолит, цветные мраморы, обсидиан). Их использование будет способствовать развитию ювелирной промышленности.

Дальний Восток — крупнейший в стране регион по развитию рыбной промышленности. Биологическое сырье морей представлено в основном лососевыми, крабами, моллюсками, минтаем, иваси, сельдью, треской, камбалой. Годовой объем биомассы лососевых оценивается примерно в 200 тыс. т. Промысловый запас беспозвоночных превышает 1 млн. т при величине годового изъятия 100-115 тыс. т. Вылов крабов возможен в объеме до 30 тыс. т в год. Предпочтительными регионами лова являются акватории Камчатской, Сахалинской и в меньшей мере — Магаданской областей. Большая часть ресурсов краба относится к акваториям Камчатской области. В 200-мильной зоне морей массовыми объектами рыбного промысла являются минтай (его запасы превышают 11 млн. т), иваси, сельдь, треска и камбала. Однако биологические ресурсы используются недостаточно полно и рационально, особенно ценные беспозвоночные морепродукты.

Рыбная промышленность наиболее развита в Приморском крае, где расположена крупная база океанического лова. Улов рыбы и морепродуктов в 1998 г. составил 1,4 млн. т (1996 г. — 1,5 млн.). Другая база дальнего лова расположена в Хабаровском крае — 253 тыс. т (1997 г. — 240 тыс. т). Уникальность природы Камчатского полуострова обусловила сосредоточение у его берегов крупных биологических ресурсов, нерестилищ тихоокеанских лососей. В прибрежных водах можно добывать 2-2,5 млн. т рыбы и морепродуктов, а промысловые нерестовые бассейны занимают около 20% территории области. Мощный рыбохозяйственный комплекс был создан в Сахалинской области и обеспечивал в 1989 г. улов рыбы и морепродуктов в количестве 1032 тыс. т. В 1999 г. он значительно сократился из-за утраты районов промысла в Мировом океане. К настоящему времени ежегодное снижение уловов преодолено. Возможный вылов в промысловых районах оценивается более чем в 1 млн. т. В текущем году в прибрежной полосе, примыкающей к Сахалину и Курильским островам, вылов рыбы может составить 163 тыс. т, судовой промысел морского зверя — 24,2 тыс. голов.

Рыболовецкий флот Корякского АО насчитывает 59 судов, осуществляет добычу краба, рыбы и других морепродуктов, общий объем которых в 1998 г. составил 96,2 тыс. т (1997 г. — 104 тыс. т). Здесь имеются реальные перспективы дальнейшего развития этой отрасли. В Чукотском АО создается современный рыболовецкий флот, который осуществляет добычу рыбы и крабов, креветок. Начато освоение значительного потенциала биоресурсов в прибрежной зоне Берингова и других прилегающих морей. Осуществляется дальний океанический лов крабов и креветок, а также ставриды. В соответствии с федеральной целевой программой социально-экономического развития Чукотского АО до 2005 г. предусмотрено довести годовой улов до 100 тыс. т в год при стоимости продукции до 320 млн. долл.

Значительные потери биологических ресурсов региона вызваны передачей руководством бывшего СССР в феврале 1977 г. Соединенным Штатам Америки промыслового участка площадью 20 тыс. км2, расположенного в средней части акватории Берингова моря, в пределах которого рыбопромысловый флот вылавливал около 150 тыс. т ценных сортов рыбы в год. Кроме того, российские рыбаки потеряли промысловый участок своей 200-мильной зоны площадью более 7 тыс. км2, а также часть глубоководных мест промысла в открытой части Берингова моря, где предполагается обнаружение крупных запасов крабов, моллюсков и др. Представляется целесообразным рассмотрение вопроса о восстановлении 200-мильной российской экономической зоны в той части ее акватории, где она была по соглашению 1996 г. уменьшена, либо об открытии ее для промысла нашим судам, а также о совместной с США разведке, разработке и эксплуатации рыбных ресурсов в пределах континентального шельфа открытой центральной части Берингова моря.

Для развития рыбной промышленности имеются трудности, обусловленные неэффективной приватизацией, недостатками действующего законодательства, отсутствием «Закона о рыболовстве и охране рыбных ресурсов», принятие которого в течение ряда лет откладывалось Государственной Думой РФ. Ослабление государственного регулирования в этой сфере привело к разбазариванию рыбных ресурсов как отечественными, так и иностранными рыбаками и существенным потерям доходной части бюджетов всех уровней, снижению потребления рыбных продуктов.

В результате за 1992-1997 гг. Россия переместилась по добыче морепродуктов со второго на седьмое место в мире, а судостроительная промышленность (для целей рыбодобычи) — с шестого на двадцатое. Экспорт рыбы и морепродуктов, в том числе неучтенный, постоянно растет и достиг только в США, Великобританию, Германию, Японию 590 тыс. т в год на сумму 1,8 млрд. долл. В норвежских портах реализуется рыбы примерно на 1 млрд. крон, а переработанная здесь рыба ввозится в Россию. Потери страны от нерационального использования рыбных ресурсов и рыбной продукции океанического лова оцениваются, по данным различных источников, от 2 до 10 млрд. долл. в год.

Кризисные явления характерны и для рыбной промышленности Дальнего Востока, где снизился улов рыбы и морепродуктов с 4 до 2 млн. т. В текущем году намечается их увеличение лишь до 3,2 млн. т. В числе причин такой ситуации — резкое сокращение зоны промысла в Тихом океане, а также и то, что Охотскому морю до сих пор не присвоен статус внутреннего моря, это позволяет вести в нем промысел более 400 судам, включая десятки иностранных. Немалая часть улова незаконно увозится в зарубежные порты.

Высокие налоги и таможенные пошлины, цены на горючее и услуги портовых инфраструктур ухудшают финансовое состояние рыболовецких предприятий, создают угрозу их банкротства и перехода приватизированных судов под юрисдикцию иностранных государств. Существенные недостатки характерны и для сферы управления отраслью в центре и регионах, что способствует нерациональному и хищническому использованию рыбных ресурсов.

Необходимо навести порядок в рыбном законодательстве, установив жесткий государственный контроль за его реализацией, коренным образом улучшить техническое состояние флота, развивать базы дальнего океанического лова и прибрежного рыболовства, усилить работу по рациональному использованию и охране рыбных ресурсов, борьбе с контрабандой, обеспечить максимальную загрузку и реконструкцию мощностей рыбоперерабатывающих предприятий, расширение ассортимента экологически чистой конкурентоспособной пищевой рыбной продукции. Перспективным направлением должен стать выпуск продукции из морских водорослей — ламинарии и анфельции, включая ценные пищевые добавки и лекарственные препараты.

Экономическая безопасность страны требует усиления ориентации отрасли на полное обеспечение внутреннего спроса населения страны. Следует учитывать, что рыбохозяйственный комплекс региона нуждается в создании таких необходимых экономических условий, стимулирующих его развитие, как благоприятные кредитная, налоговая политика и таможенные пошлины, установление льготных тарифов на железнодорожные перевозки в центральные районы страны, авансирование поставок рыбной продукции в федеральный фонд.

Нуждается в продолжении осуществление программы «Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) (1995-2005 годы)». Важно принять необходимые меры по радикальному улучшению социально-экономической ситуации на Курильских островах, характеризующейся спадом производства, ростом безработицы и резким ухудшением социальных условий жизни населения. Фактические объемы финансирования федеральной программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов, Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 г.» оказались недостаточными.

Решение актуальных проблем развития региона в течение ряда лет связывалось с возможностью реализации принятой в 1995 г. целевой федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья (1996-2005 годы)».

Однако многие из намеченных задач осуществлены не были. Поэтому сейчас принята новая федеральная программа развития экономики и социальной сферы Дальнего Востока. Стратегически важная необходимость ориентации на использование географического положения территории России как моста между Европой и Азией должна быть реализована прежде всего путем развития международного транзитного сообщения, основными маршрутами которого являются Транссибирская железнодорожная магистраль, порты, а также Северный морской путь.

Создание транзитного коридора требует согласования таможенной, налоговой и тарифной политики с заинтересованными государствами, а также повышения привлекательности использования российской транспортной системы для иностранных грузовладельцев на основе реальных конкурентоспособных тарифных ставок по перевозке транзитных грузов по железной дороге. Целесообразно также снизить портовые ставки по перевалке грузов. Роль дальневосточной транспортной сети возрастет в случае организации нового железнодорожного транзитного маршрута между портами Посьет (Приморский край) и Акита (Япония), а также строительства железнодорожной ветки, соединяющей Маньчжурскую железную дорогу с портами Владивосток, Находка и Восточным портом. Только в связи с реализацией этого проекта переработка грузов в них возрастет до 20 млн. т в год. МПС РФ предполагает начать строительство 8-километрового тоннеля через Татарский пролив, который обеспечит железнодорожную надежную связь материка с Сахалином, поскольку нормальному судоходству в проливе препятствуют частые сильные штормы, а суда, работающие на паромной переправе Ванино-Холмск, исчерпали свой эксплуатаци­онный ресурс.

Необходимость радикального освоения территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока требует продолжения строительства БАМа. Расходы на содержание действующей части магистрали и завершение ее строительства должны нести государство, субъекты Федерации, по земле которых она проходит. Важно ускорить принятие закона об особой экономической зоне на территориях, тяготеющих к БАМу, предусматривающего освобождение компаний, занимающихся ее освоением, от уплаты налогов на прибыль и НДС. В ускоренных темпах строительства нуждается Амуро-Якутская железнодорожная магистраль, ввод которой придаст новый импульс освоению северных территорий региона.

Большое значение будет иметь развитие транспортного сообщения по Северному морскому пути с допущением в его пределы иностранных перевозчиков. Плата, взимаемая за прохождение иностранных судов, пополнит доходы бюджетов всех уровней. Часть этих платежей может использоваться для северной части региона, в первую очередь в местах компактного проживания коренных народов. Следует ускорить принятие закона «Об арктической зоне России». В рамках федеральной программы «Возрождение торгового флота России» надо усилить работы по реконструкции и наращиванию мощностей морских портов и улучшению транспортных подходов к ним. Важной проблемой является необходимость пополнения морского флота региона судами усиленного ледового класса.

Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей предопределяет приоритетность форсирования работ по строительству трансконтинентальной автомобильной трассы Центр — Дальний Восток, которая вместе с транспортными коридорами Москва — Варшава — Минск — Берлин и Северо-Запад — Урал послужит эффективной альтернативой разрабатываемому Европейским сообществом и США проекту строительства автомагистралей в обход России по транспортной дуге от Балтийского к Черному и Каспийскому морям и далее к Индийскому океану, Китаю. Это позволит избежать опасности вытеснения нашей страны из процесса развития международных транспортных коридоров, лишения ее важных в стратегическом и экономическом отношениях транспортно-географических преимуществ.

Автор — М. Гохберг