В Выставочном зале Камчатского областного художественного музея (ул. Ленинская, 36) в течение июля-августа экспонировалась персональная выставка молодой камчатской художницы Татьяны Куличенко. В ее творчестве органично переплелись любовь к искусству и путешествиям. «Арт-тур по Камчатке» — так названа экспозиция, в которой представлено около 70 живописных произведений, выполненных в традициях русской живописи. В основном, это пронизанные душевной теплотой горные пейзажи, в которых с особой достоверностью переданы возвышенная красота гор, простор земли и свежесть впечатлений.
Все началось в 1992 году с велосипедного похода семьи Куличенко, Татьяны вместе с мужем Сергеем и четырехлетним сыном Сашей, к Авачинскому вулкану. И, как вспоминает художница, следующий поход был к Козельскому вулкану и первая работа в горах. Затем последовал Вилючинский перевал и Мутновский район, которому было посвящено пять лет творческой работы, где совершенствовалось мастерство, постепенно приобретался туристический опыт и где, по сути, произошло становление Татьяны Куличенко как художника со своим видением и восприятием Камчатки.
В августе 2000 года состоялся автомобильный тур от Петропавловска до г. Ключи. Тогда возникло огромное желание увидеть и написать вулкан Ключевскую Сопку, увидеть своими глазами те первозданные места, что предстали взору первым русским землепроходцам во главе с Владимиром Атласовым, который в свое время в Сибирском приказе рассказывал: «А от устья итти вверх по Камчатке реке неделю, есть гора, подобно хлебному скирду, велика гораздо и высока, а другая близ ее подобна хлебному стогу и высока гораздо; из нее днем идет дым, а ночью искры и зарево».
Далее был Козыревск, Эссо, озеро Икар и другие неповторимые по красоте заповедные уголки Камчатки, где пережиты самые прекрасные мгновения творческого подъема и вдохновения. Все это образно запечатлено в живописных полотнах, представленных на выставке.
В пейзажах Татьяны Куличенко завораживает удивительная чистота цвета, звонкого, пропитанного горным воздухом. Тонко прописанный рельеф местности поэтично передает характер и каменистого плато, и вулканических пород, и горных троп, ведущих к заповедным местам. Небесная высь и рождение облаков словно отражают стремление души художницы к свободе творчества. В ее картинах нет темных красок, цветовая гамма, насыщенная солнечным светом, волнует своей естественной красотой. В композиции ощущается глубина, в пространстве — движение, благодаря которому изображение на картине не кажется застылым. Травы, камни и ручьи оживают при бережном прикосновении кисти. Горы, окутанные туманом, постоянно преображаются. В пейзажах-картинах Татьяны Куличенко как бы живет воспоминание об открытии первозданного мира и осмыслении его духовной красоты. Среди работ обращают внимание прекрасные пейзажи «Горная тундра. Вид на Сопку Жировскую» (1997), «Вилючинский вулкан» (1999), «Мутновский тракт» (2000) и «Закат на перевале» (2001).
«Горы — это страсть, где высота, свет, бесконечное пересечение в пространстве склонов, смещение вершин рождает чувство полета, — рассказывает Сергей Куличенко. — А вечером приходит умиротворение, когда по распадкам начинает подниматься туман, постепенно окутывая склоны, медленно поглощая привычную дневную картину, пока наконец среди клубящейся белой ваты не остаются выситься немногочисленные островки суши, подсвеченные лучами заходящего солнца».
Татьяна Валентиновна Куличенко родилась 18 мая 1964 года в г. Львове. По окончании детской художественной школы в 1981 году поступила во Львовское училище прикладного искусства им. Ив. Труша, которое закончила с отличием в 1985 году.
С 1986 года работала на участке производственной эстетики Смелянского радиозавода, преподавала в художественной школе, участвовала в областной выставке изобразительного искусства г. Черкассы, заняла второе место в конкурсе художественного творчества.
В 1986г. вышла замуж. С 1987 года проживает на Камчатке. В Петропавловске-Камчатском работала художником в кинотеатре «Океан», руководителем кружка изобразительного искусства в Доме творчества «Юность», организовала студию изобразительного искусства при ДК СРВ. С 1997 года целиком посвятила себя живописи. Принимала участие в отчетных городских и областных художественных выставках. Свое направление в творчестве определила как «Арт-тур» — искусство и туризм.
Самые сильные впечатления: великолепные виды, открывшиеся при спуске, заставляли Татьяну то и дело останавливаться и заворожено по долгу смотреть вдаль. Горы восхитили и покорили своей красотой. Возникло естественное желание художника написать увиденное. Утро следующего дня ворвалось в палатку ослепительным солнцем и чистым синим небом. Вокруг благоухание цветов и серебристые капли росы вспыхивали солнечными искрами. Именно после этого похода у Татьяны возникло огромное желание работать с этюдником непосредственно на пленэре, а уже в домашней мастерской, начиная с азов, пришлось основательно осваивать технику живописи маслом.
В семейном кругу Сергей Куличенко, по специальности радиооператор, по неволе стал приобщаться к художественным интересам своей супруги Татьяны. В начале потребовались подрамники, которые нужно было еще и холстом обтянуть, и к тому же выполнить это хорошо. Пришлось искать и покупать рейки. Эти первые «изделия» браковались, выполнялись другие. Шло медленное освоение профессии столяра-рамочника.
Рассказывает Сергей Куличенко, благодаря туристическому опыту которого осуществились все проекты:
Мы смогли доехать до сопки Скалистой. Дальше снежник и дорога для нашего старенького автомобиля «Москвич — 412» оказалась не по силам. Съехали в сторону на пригорок с камнями. Поставили палатку, и я с другом Димой пошел осматривать окрестности. Настало утро, и мы с Таней ушли в сторону Мутновского вулкана, где должен быть великолепный водопад. Отсутствие подробных карт и описания маршрутов сказалось на наших поисках. К вулкану мы пришли, а водопад так и не встретился. Времени, чтобы вернуться оставалось мало, а Тане хотелось еще успеть написать этюд. Во второй приезд через неделю были написаны работы «Сопка Скалистая» и «За перевалом».
1997 год.. Плато Горелого вулкана. Здесь пишутся работы «Горная тундра. Вид на Сопку Жировскую», «У сопки Скалистой». И в этом году мы видим оживленное строительство дороги к Мутновской ГеоТЭС. В 20 числах августа оставили машину у строителей, а сами ушли на соседний склон, что через распадок. Оттуда открывается общий вид на термальные источники Дачные. Ночью подошел циклон, только к вечеру прекратился дождь. Порывом ветра сломался подрамник. Но, несмотря ни на что, в итоге этюд «Источники Дачные» был закончен. Дорога от стройки до ближайшего подъема, около 400м, была разбита, но мы все же выехали на плато. Внизу сияла радуга, непривычное и восхитительное зрелище.
Уже в июне 1998 года снова были предприняты попытки добраться на Мутновку, но за перевалом все в снегу. И Татьяна пишет этюды возле Вилючинского вулкана. У его подножия пишутся работы «Сопка Горячая», «Водопад», «В верховьях реки Паратунки», «Затока».
Пришел июль, стоял снег, высохла дорога, и мы наконец смогли добраться до строящейся Мутновской ГеоТЭС, где пишутся работы: «Мутновский вулкан», «Вид со склона Мутновского вулкана», «Хребет Отходящий».
1999 год, начало июня. Попытка доехать до Вилючинского вулкана оказывается тщетной. Не смогли добраться даже до моста через реку Паратунку. Останавливаемся на обочине дороги, и Таня находит интересный «мотив», набросав этюд, который послужил основой написания картины «Мутновский тракт»: разбитая дорога, еще не оттаявший за долгую зиму снег, начавшиеся только что распускаться зеленые листья на деревьях. Вдоль тракта уже высохшие камни, а вдали все еще покрытые снегом сопки.
Настало время отрываться от машины. Идем на загадочные Голубые озера в верховьях реки Половинки. Это 16-км пешеходный маршрут, идем на два дня. Первый день радует прекрасной погодой, солнечно, тепло. Второй — напротив: ветрено, холодно, но это не помешало Татьяне завершить этюд «Голубые озера». Ледяные озера, расположенные в живописнейшей котловине на разной высоте, притягивают взгляд таинственным голубовато-фиолетовым свечением.
..Через некоторое время по плану мы должны выйти на водораздел — хребет Отходящий, протянувшийся от Мутновского вулкана до сопки Двугорбой. Но погода вносит свои коррективы. Выехали вслед уходящему циклону, надеясь, что западный ветер стихнет к утру следующего дня. Начавшееся затишье было обманчиво, ветер подул с той же силой. Пришлось сооружать ветрозащитную конструкцию с подручных средств, чтобы продолжить работу над пейзажем «Мутновские окрестности». Третий день. Ветер усилился. Работать Тане было нельзя, подрамник сдувало. День отдыха и купание в термальных источниках, общение с туристами. Утром ветер стих, и мы ушли в сторону Мутновского вулкана на хребет Отходящий. Поднялись повыше и расположились возле двух огромных камней. Откуда открывается великолепный вид на склоны Мутновского вулкана, сопку Скалистую и Вилючинский вулкан. А вдали виднелись наши домашние Авачинский, Корякский и Козельский вулканы. Здесь была написана работа «Вид со склона Мутновского вулкана».
На следующий день все вместе идем осматривать Верхнемутновские горячие источники. После окончания работы, возвращаемся вниз к Дачным источникам, где на следующий день нас ждет вулкан Горелый. Здесь Татьяна напишет работу «Гора Красная».
Возвращаясь домой, не доезжая до развилки на 25 км, останавливаемся. Поражает увиденное: серое небо, тучи, пытающиеся запеленать Корякский вулкан, и возле дороги желтые цветы на этом сером унылом фоне. Так возник лирический этюд «Желтые цветы», привлекающий внимание необычной теплотой и задушевностью, очаровывающий нежными золотисто-пепельными оттенками.
Желание написать город Петропавловск появилось, когда заговорили о его 260-летнем юбилее. Начались композиционные поиски. Пошли как-то вечером на Никольскую сопку, ходили, выбирали. Спускаясь уже по темноте, увидели освещенный заходящим солнцем ствол дерева, а на горизонте — подсвеченный закатом вулкан. Уже по темноте был написан этюд. А по нему выполнен большего размера холст «Вид с сопки Никольской». Городской пейзаж «Вечер над городом» явился продолжением этой темы.
Приобретенный туристический опыт показал, что для длительных переходов требуются хорошее снаряжение, удобные рюкзаки, легкая палатка и удобные функциональные вещи. В процессе длительных поисков и экспериментов определились с приемлемым размером подрамника. Была подготовлена облегченная кассета для их транспортировки.
Предыдущее увлечение перешло на новый качественный уровень как разновидность туризма и понятия «пленэр» в живописи. Оно определяет более длительное нахождение и работу с этюдником на открытом воздухе, а туризм в свою очередь позволяет полнее прочувствовать окружающую природу. К тому же пеший переход в 12-15 км с рюкзаком позволяет быстрей освободиться и от бытовой текучки. После этого своеобразного обряда очищения и слияния с матушкой Природой, можно начинать живописать.
Интересно то, что рожденная в природной колыбели картина впитывает и визуальную красоту местности и выплескивает на холст весь поток эмоций художника в виде красочного изображения. К таким пейзажам-картинам можно отнести: «У сопки Скалистой» (1997), «Горячие источники Дачные» (1998), «Хребет Отходящий» (1999), «Каньон Опасный» (2000), где очень выразительно передана пластика гористого рельефа, его своенравный характер и настроение.
А впереди наметилось автопутешествие до п. Козыревск и г. Ключи. Хотелось посмотреть и написать Ключевской вулкан, посмотреть центральную Камчатку, заехать в Эссо и на озеро Икар, что в 8 км от поселка. В дороге творческие замыслы воплощались в работы «Сопка Ключевская», «Окраина Козыревска», «Река Камчатка у Козыревской переправы», «Озеро Икар», «Река Камчатка. Толбачинская Сопка».
В обратной дороге до Мильково появились этюды «Ганальская тундра» и «Осень. Вулкан Вилючинский». Работа над этюдами продолжилась и в пригороде Петропавловска.
Минувшая зима пролетела незаметно в работе над пейзажем «Каньон Опасный», в котором впечатляюще воссоздан вулканический ландшафт, его суровость и мощь. Своеобразие камчатской земли — особая яркость изумрудных трав, редкие по красоте полевые цветы, прозрачные озера и чистейшие горные водопады — все это прочувствовано душой художника. В работе над пейзажем очень важны как подготовительный рисунок, так и эмоциональный настрой. И, безусловно, необходимы такие человеческие качества, как целеустремленность и требовательное отношение к себе, творческая воля и огромное желание работать.
В этот же период в мастерской художницы создается живописный триптих, посвященный давним походам Сергея Куличенко в Арктику, — «На острове Геральд», «На Севере диком» и «После обеда».
Ее самые любимые мотивы — белые березы с бирюзовой светотенью на белоснежном покрове и звенящая синева небосвода, отражающаяся в весенней талой воде, — «Весенняя заводь» (1999), «Камчатская береза» (2001). Ее сердце волнуют горы, на чьих вершинах рождаются светлые облака и свободно парят над необозримым пространством благословенной камчатской земли. Радостное мироощущение окружающего мира в творчестве Татьяны Куличенко выражается в спокойной гармонии линии и цвета и красоте их созвучий. В одухотворенных образах природы одна страсть — путешествовать, одно желание — посмотреть на Божий мир неравнодушными глазами художника.
А нынешним камчатским летом — вновь неизведанные заповедные тропы и новые творческие замыслы.
Стародубцева В. Е. Татьяна Куличенко: «В горах мое вдохновение» // Вести. — 2001. — 16 авг.
Автор — Валентина Стародубцева, искусствовед, член Союза художников России