Так названа художественная выставка из фондов Камчатского областного художественного музея, которая экспонировалась с 7 июля по сентябрь в Камчатском выставочном центре (ул. Ленинская, 62). В отличие от многих других экспозиций на выставке широко представлена коллекция произведений российских художников, отражающих историю нашего Отечества в традициях реалистического искусства 60-80-90-х годов ХХ века. Это живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство — всего 118 экспонатов. Выставка привлекает внимание разнообразием жанров и глубиной размышления художников о своем времени, и той духовной традицией, что объединяет наше поколение с минувшим веком.

Часто посещая эту выставку, достаточно интересную и насыщенную, и, всматриваясь вновь и вновь в ту или иную картину, невольно вспоминаешь активную творческую жизнь изобразительного искусства 80-90-х годов. Ведь наряду с обязательным социальным заказом на тематическую картину, как, например, «Коминтерн» (1985) московского живописца А. М. Малкина (р. 1913), в искусстве той поры велись бурные споры о феномене молодых художников, художественная критика буквально «ломала копья» об истинном смысле творчества и о тесном переплетении реальной действительности и художественной интерпретации.
С надеждой все мы всматривались в грядущее время и верили в высокое и ответственное призвание художника. И сейчас, в эти тревожные дни на рубеже уже новой эпохи ХХ1 века, мы вновь с волнением задумываемся о том, что есть истинная красота, спасающая души от хаоса и разрушения, от голода, ненависти, войны и разрушения. Куда идем? К духовному прозрению и возрождению..
Заглянем на мгновение вновь в просторный выставочный зал. И пусть немногословное искусство само поведает о своей душевной боли и о той ранимости, которые скрыть от глаз невозможно.
Экспозиция начинается со светлого пейзажа «Бухта Золотой Рог» Ю. С. Рачева, заслуженного работника культуры РСФСР (г. Владивосток). С высокого скалистого берега открывается великолепный вид на морской залив. Чистое небо и ничем не замутненное зеркало водной глади, тишина и покой в прибрежных берегах. С этой миролюбивой ноты обратимся к другим пейзажным мотивам: петербургским одиночеством сквозит «Зима. Набережная» А. А. Соловьева (г. Москва) и «Май в Уфе» Б. Ф. Домашникова (р. 1924), народного художника СССР (г. Уфа). Лирическим пейзажам Домашникова свойственны свежесть восприятия природы, острое чувство современности. А тему дальневосточного пейзажа продолжают своеобразные по колориту полотна К. И. Шебеко (р. 1920) из Владивостока, заслуженного художника РСФСР: «Курилы — русская земля», «Краболовы» (1980-е гг.) и звонкая по настроению, золотисто-нежная «Весна камчатская» (1990).
Иное глубокое впечатление оставляют «Купола Богоявленского собора. Ростов Великий» (1968) москвича В. Н. Чуловича, заслуженного художника РСФСР (р. 1922). На фоне просветленного неба вырисовывается могучее пятиглавие куполов с колокольней древнерусского собора, чей облик строг и монолитен. Ни долгие осенние дожди, ни опаляющие лучи солнца, ничто не надломило суровой гармонии природы и Божьего творения. И это состояние укрепляет стойкость духа.
Камчатская живопись на выставке представлена произведениями заслуженных художников России Федора Дьякова «Воспоминание о Вывенке» (1991) и Виктора Тришкина «Старый город. Улица Рябиковская» (1974). Здесь и ранние работы Вячеслава Белых («Карагинская рыбалка». 1990), Юрия Грициенко («Скоро на путину». 1980) и Юрия Колдаева («Отроги хребта». 1980-е). Пусть в чем-то наивные, приземленные, но по-настоящему добрые работы художников сохраняют частичку своей молодости и отражают историю родного края.
Особо следует отметить замечательную портретную живопись Вадима Санакоева «Портрет молодой женщины» (1992) и Владислава Денисова «Командир корабля» (1987). Есть в них и возвышенность духовная, и сердечная глубина, в которой приоткрывается трагическое предчувствие и вместе с тем человеческое достоинство. В «Автопортрете» Натальи Полищук (1991), где художница изобразила себя в благоговейной тишине, запечатлен желанный миг творческого озарения, но как пронести этот небесный огонь сквозь годы?
И, осмысливая собственную творческую биографию или личную судьбу человека, нельзя терять историческую память, ту давнюю память героических лет минувшей войны и память мирного времени. Среди работ на эту тему запоминаются монументальный триптих «Метростроевцы» (1980-е гг.) О. А. Ивановой-Ковалик и чудесная «Широкая масленица» (1988) А. М. Смирнова-Воскресенского (р. 1961) из Москвы, изображающая заснеженный, уютный старинный городок на берегу реки, украшенный храмами с позолоченными куполами, где простой народ, чуть-чуть навеселе, «отдыхает» как может, с блинами и песнями «под гармошку». Щедрость и мажорность цветовой палитры, стремление к пиршеству чувств присутствуют и в натюрморте «Как хорошо попить чайку» (1984) москвички И. С. Богдановой (р. 1926). Здесь и ароматные хлеба с золотистой корочкой, и пряная сдоба, и маковые бублики, и жаркий самовар.
Но особенно поражает воображение картина «Песня» Т. А. Чепиковой (1985). Она берет всем — и тем, как написаны натруженные руки крестьянок и их запавшие глаза на морщинистых лицах, и характером, и прямым станом, и движением. А сюжет то и вовсе прост: в деревенской и совсем неприглядной избе празднуют свадьбу. В послевоенное время многие женщины остались вдовами, лишь пожелтевшие от времени фотокарточки на стене напоминают о былом счастье. Но даже не это важно, а то, как они до старости, не надломившись, пронесли горе на своих хрупких плечах. И вдохнули через народную песню в русской пляске эту жизненную силу юной невесте, тоненькой девочке в белом ситцевом платьице. Прекрасно написанные эти полотна передают удивительное свойство русской души к состраданию и духовному подвигу.
Тема Великой Отечественной войны в искусстве, нашедшая свое отражение и в музейной экспозиции, воскрешает героический подвиг народа: это эпические полотна «Вставай, страна огромная» А. Б. Мусаева (Махачкала. Дагестан), «Разгром фашистов под Москвой» М. Ф. Володина (г. Москва), «За Победу! Новогодняя ночь» Ф. В. Савостьянова (г. Санкт-Петербург), «По местам боев. Сталинград» А. Н. Соцкова (г. Москва) и «День Победы. Год 1945» А. И. Овчинникова (г. Оренбург). В этих обобщенных образах особенно чувствуется, как преломляется война в сознании каждого человека, воина, матери и ребенка через страдания и испытания, выпавшие на их долю. И жертвенную кровь, пролитую за родную землю. И об этом мы будем помнить всегда, и в который раз будем задавать себе немой вопрос, вопрошая: «За что же проливается кровь в цивилизованном обществе в наше столь гуманное время?».
В искусстве из века в век отражается стремление человечества к идеалу, в основе народного творчества лежат понятия света, добра, любви к ближнему. Среди лучших вещей на выставке никого не оставили равнодушными яркая хохломская роспись по дереву и лаковые изящные шкатулки народных мастеров Палеха, Мстеры, Федоскино: «Возрождение» В. Шалаева, ларец «Сказка о Золотом петушке» Лебедева, «Василиса Прекрасная» Зайцева. И все же, несмотря на всю эту великолепную красоту, моему сердцу дороже родные камчатские мотивы, так мужественно и скромно прозвучавшие в творчестве прекрасной женщины, скульптора из поселка Палана Виктории Крупиной — это и ее лучезарная композиция «Норгали», и радостная корякская «Мамушка» (2000), выполненные в технике резьбы по дереву из могучего березового капа. Необычайно поэтичны и вдохновенны и другие скульптурные образы российских художников — «Алтайская девочка» О. К. Комова народного художника РСФСР, портрет грузинского художника Пиросмани в исполнении В. Х. Царикаева, и портрет скульптора Е. Белашовой, выполненный в бронзе А. И. Григорьевым.
Каждому в жизни Господь дает крест по его силам. И лишь не щадя душевных сил, можно обрести спасение и в искусстве.


Стародубцева В. Е. С веком прощаясь.. // Вести. — 2001. — 9 окт.

Автор — Валентина Стародубцева, искусствовед, член Союза художников России