Древняя Русь — загадочная окутанная дымкой веков, такая близкая и далекая. Что мы знаем о ней? Мы знаем египетских богов, римских и греческих, а своих древних богов не знаем. Но это только кажется. Что мы не знаем ничего о наших пращурах.
Пословицы и поговорки, славянские фамилии, многие обычаи, русские народные сказки с их такими родными персонажами — все это дошло до нас со времен седой старины. Это наша генетическая память. Очень часто мы не осознаем, почему говорим или поступаем именно так, а не иначе. Откуда же идут наши обычаи и традиции?
Почему мы говорим: «От счастья я была на седьмом небе!»? Почему на небе, да еще седьмом? Согласно мировоззрению древних славян, на седьмом небе был ирей — рай. Седьмое небо считалось твердью небесной, на которой был остров Буян, где и находился ирей. Когда идет проливной дождь, мы говорим: «Разверзлись хляби небесные!»
Числа 7 и 3 в древности были священными, и все другие числа, которые делились на 7 или 3, — священны.
Почему у невесты фата, а свадебное платье белое? Теперь считается, что белый наряд невесты — это символ чистоты. По славянским обычаям свадебное платье было красным, с очень длинными рукавами. Когда девушка была просватана, она уходила навсегда из своего рода и появлялась в роду мужа уже женой. Так вот, уходя из своего рода, она умирала для своего племени. Поэтому от сватовства до свадьбы девушка носила белый саван, а голова ее была закрыта белым покрывалом. Невеста на этот период как бы находилась в другом мире. И никто, даже жених, не мог дотронуться до ее обнаженной руки — только через покрывало.
Почему на свадьбе бьют посуду? Ниши предки жили натуральным хозяйством. Чтобы управляться с ним, надо было иметь много рабочих рук, много детей в семье. Били горшки глиняные, не новые, побывавшие уже в печи и очищенные огнем от скверны. Били и приговаривали: «Сколько черепочков — столько и сыночков!». Вот отсюда на современных свадьбах пожелания молодым иметь много сынков и дочек. На девичнике невеста плакала, так как навсегда прощалась с отцом и матерью, а слезы утирала длинными рукавами.
Почему мы говорим: «Мой дом — моя крепость!» или: «В своем доме и стены помогают!»? Считалось, что стены родного дома оберегают от всякой нечисти. Отсюда обычай — не здороваться за руку через порог. Все, что находилось за порогом, могло за руку вытащить из собственного дома и причинить зло.
Почему в семье старший сын — наследник? Откуда это слово? Когда мальчик достигал совершеннолетия, совершался обряд посвящения его во взрослого мужчину, менялось его положение в роду. По обряду подросток должен был надеть обувь отца — наступить на след отца. Отсюда и «наследник»
Мораль наших предков была высоконравственна. Дети были желанными, отец, мать и престарелые родственники (и не только родственники) глубоко почитались. Младенческая колыбель «зыбка» или «люлька» — была священна. Славяне почитали двух богинь — мать и дочь, молоденькую Лелю. Молодая богиня покровительствовала весне, молодым всходам, цветам и младенцам. Отсюда столько однокоренных слов — люлька, лялечка, млеять. Аист, приносящий детей, на украинском языке — лелека. Младший брат бога солнца — Стрибок. До сих пор на Украине младший брат отца в семье называется стрий. v Как на гербе Москвы появился Георгий Победоносец, поражающий копьем Змея? Интересно, что того самого Змея Горыныча из сказки, такого персонажа нет ни в Библии ни в Евангелии. Георгий — прообраз бога Перуна. По легенде предков-славян Эмий был богом скота. Перун постоянно бился со Змием но однажды проиграл битву. Змий его ослепил и посадил в глубокую яму, отнял у людей солнце, воду и скот. Отнял у Перуна его любимую жену — вот вам еще один персонаж из русской сказки: Кощей Бессмертный украл Василису Прекрасную. Выросли сыновья Перуна, разбили Змия, освободили отца, вернув ему зрение, вызволили из неволи мать, вернули людям солнце, воду и скот. Битва Георгия Победоносца со Змием — извечная борьба добра и зла.
Человека, жившего в неразрывной связи с природой-матерью, отличало живое, эмоциональное восприятие окружающего мира. Выражалось оно в соединении природных явлений по обобщающему признаку или свойству, в том, что сейчас мы бы назвали метафорой.
Так, солнце представлялось птицей, парящей по небу. Явления окружающего мира обобщались в художественных образах, а само мировоззрение было тесно связано с мифом, обрядом и культом. Златокрылая, огненная, светозарная птица-солнце — жар-птица или птица-пава, как ее называли в народе. То она сидит на «дубе-стародубе», то летит над землей и роняет из своего хвоста перья-лучи. То самое перо из сказки!
Солнце весеннее представлялось еще и в виде юного, стремительного и пылкого бога весеннего света и тепла Ярылы. В простонародном деревенском обряде Ярылу изображала девушка — одетая во все белое, с венком на голове. В ясный погожий день она ездила верхом на белом коне по засеянным полям, а ее подруги водили вокруг хороводы и пели про то, как Ярыло ходит по свету и растит рожь, бывшую главной хлебной культурой на Руси. Вот отсюда — «Хлеб — всему голова», отсюда яровые посевы.
Теперь немного о гербе России — двуглавом орле. По мифу славян, солнце по небу или солнечную колесницу влекут, крылатые кони или два орла. Орел в народном сознании был воплощением небесного огня. В древних вышивках тела двух орлов трансформировались — совместились. Совместились тела, крылья, лапы, хвосты, а головы не совместились, поскольку смотрели в разные стороны. Поэтому в русских тройках головы крайних коней повернуты в противоположные стороны. А несутся как красиво!
Мотив двуглавого орла был известен восточному славянству еще на заре его исторической жизни, но он не носил символа государственной эмблемы. Это был обычный узор — извод — в древних вышивках. Никто теперь уже не знает, кого сжигают на масленицу в образе женщины. А сжигают Морану, зловещую богиню мора, холода, голода и болезней.
Можно было бы еще много рассказать об обычаях и традициях наших предков, по которым мы живем до сих пор, хотя уже не помним, откуда они.
Читайте детям русские народные сказки, наполненные добротой и теплом, где добро побеждает зло. Нам досталось прекрасное наследство наших предков — любовь к матери, к детям, любовь к Отчизне, на защиту которой из века в век грудью поднимался русский народ.
Сохраним свою богатую культуру, ибо без культуры нет народа!
Горбунова Р. В. Русь — синеокая страна // Старшее поколение. — 2007. — 23 нояб. — Прил.: Политический барометр Камчатки. — С. 6.
Автор — Раиса Васильевна Горбунова, руководитель кружка "Возрождение древнеславянской вышивки" Дома культуры «Радуга», п. Пионерский
- 75973c72711b1dda24d13250422447b8.jpg
- 232b29e679831b250aeea7d98cbcd222.jpg
- 5fa6598b84757fecf61eb8c5db135969.jpg
- d03257f6a6905d7c67893cbee493d312.jpg
- 8e6175b811c3d1adb125f4eb8f996ea4.jpg
- 24d5ceafc2f371d3b0b18cf71d7ae1eb.jpg
- 06c628afebe1ab759db87fa0e8829c75.jpg
- 1a3bc3150f70d784ba8a49e97c38fe31.jpg
- 4ffe205179fb34c0b3b7e8620da74cdd.jpg
- a2c2a01d69e69a43b1a19151282b8927.jpg
- 3771fe15f9f74db428be4f1867c4a976.jpg
- fd82a16b3557f0b6565c83d2861e2b48.jpg
- b9210d59c96da60e5300bf945aae035c.jpg
- d3c1daa11eb84d9117cd964955a52499.jpg
- 3f1258c532fc17c11a97821823339e82.jpg