И ведь не случайно все в жизни взаимосвязано: и судьбы людские, и события переплетены в исторические вехи. Замечательная дальневосточная художественная школа задала своеобразное направление и камчатскому изобразительному искусству. Взрастив, к слову, таких талантливых мастеров, как Виталий Шохин, Виктор Тришкин, Юрий Колдаев, Владимир Соколов-Ширшов и Павел Елизов.
Творческая биография Сергея Клипинина, на первый взгляд, не богата внешними фактами, но, увидев однажды работы художника на выставке, становится интересно — из какого прозрачного горного родника берут истоки его вдохновение и желание не только чувствовать цвет, но и радостно смотреть на Божий мир, может быть, даже глазами невинного ребенка?
Сергей родился на камчатской земле, в Петропавловске, 2 мая 1971 года. Его отец Петр Петрович по специальности электросварщик — ветеран труда, проработавший много лет на судоремонтом механическом заводе. От него потянулась ниточка к красоте: мастер на все руки, он и в душе художник, сам никогда не боялся любой работы и к труду приобщал своих детей. Мама Валентина Александровна, заботливая хозяйка и доброй души человек, работала продавцом, а позже товароведом в промтоварах. В семье кроме Сергея еще два сына — старший Игорь и младший Алексей. В раннем детстве мир их увлечений особо не отличался от других сверстников, и все же в Сергее маленькая искорка творчества зажглась, затеплилась и постепенно разгорелась. Родные этот интерес заметили. Мама иногда вспоминает, как лет в шесть зашли в «художку» на АЗС. «У него есть задатки», — сказал учитель, взглянув на детские рисунки. Позже Сережа вновь придет в художественную школу, которая станет для него вторым домом.
Сергей занимался в детской художественной школе с 1982 по 1986 гг., располагавшейся в ту пору в районе 4 км, у художников-педагогов П. К. Деревянко и Г. Г. Пястолова, а в выпускном классе учился у Ю. Е. Колдаева. «У Юрия Ефимовича я многому научился, — рассказывает художник, — он помог мне усвоить основу изобразительной грамоты, привил интерес к чтению книг о художниках, заходя в его мастерскую, мы разговаривали о многом и я, как ученик, прислушивался к его советам и критическим замечаниям. От него вошло в привычку постоянно держать в руке карандаш, никогда с ним не расставаться. Летом брали с собой палатку, этюдники и отправлялись на природу. А когда наступило время определяться с выбором своего пути, Колдаев сказал мне прямо: «Не надо сомневаться. Чувствуешь в себе силы — будь художником!».
Взяв с собой в дорогу рисунки, композиции, этюды, Сергей вместе с Иваном Царьковым, товарищем по школе, приезжает во Владивосток, где последующие 10 лет они посвятят художественному образованию. В 1986- 1990 гг. С. Клипинин учится во Владивостокском художественном училище, получив специальность преподавателя черчения и рисования. И, как замечает художник, с педагогами ему повезло. Рисунок, живопись и композицию вел Петр Яковлевич Рогаль, знающий и требовательный педагог, приучивший к черновой работе над набросками. Интересно вспомнить, как с Иваном Царьковым на младшем курсе частенько забегали в Цирк, который находился рядом с их жилищем, где целый год увлеченно зарисовывали артистическую жизнь, птиц и животных. На третьем курсе во время зимних каникул посчастливилось побывать в Ленинграде и Москве, посетили Русский музей, Эрмитаж, посмотрели многие художественные выставки.
В период с 1990 по 1996 гг. С. Клипинин продолжил обучение в Дальневосточном институте искусств на живописном отделении в мастерской Николая Павловича Жоголева — ученика А. А. Дейнеки. Во время учебы особенно интересной ему показалась пленэрная практика, когда все вместе выезжали на летние этюды за пределы города. Жоголев наравне со студентами брал холст, кисти, масляные краски и работал с натуры. И суть не столько в самой технике, а в отношении к окружающему миру, природе и человеку. В каждом будущем художнике он видел что-то свое и помогал раскрывать изнутри это видение.
После окончания ДВГИИ Сергей Клипинин вернулся на Камчатку. В 1996-1997 гг. работал художником в издательском центре типографии СЭТО-СТ: занимался щитовой рекламой и компьютерной графикой, в том числе иллюстрировал книгу С. В. Тимонькина «Атхилях» (с алеутского языка «Треска»): экзотические рецепты алеутской национальной кухни. В 1997г. вместе с братьями открыли частное рекламное агенство «Клио». Начинали с самого простого: выполняли небольшие афиши, затем занимались световой рекламой, оформлением рейсовых автобусов. Прошло некоторое время и Сергея потянуло в Дом художников, к мастерским местных живописцев и графиков, в атмосферу творчества, где возникло желание поработать у мольберта, и, возможно, сказать свое слово в искусстве.
Камчатские зрители впервые могли заметить его картины, экспонировавшиеся в 2000 году на областных художественных выставках «Молодые художники — новые имена» и «Художники Камчатки — 260-летию города Петропавловска-Камчатского» в залах областного Художественного музея. Весенние этюды и сотканные из множества оттенков лирические пейзажи — «Весна пришла», «Березы» и «Река Мутная» — передают прохладу летнего леса, тихое течение реки, легкое движение ветра — неброскую красоту пейзажа, раскрытую робко, с волнующей нежностью.
Сколько создано камчатскими художниками замечательных произведений, искренне и с любовью воспевающих наш родной край! И все же в новом ХХ1 веке появляется молодое поколение, чьими усилиями пробиваются к свету зеленые ростки, хотя и редкие, и удивительные по-своему. В творчестве Сергея Клипинина находит своеобразное выражение устойчивая традиция к прекрасному.
Сергей Клипинин — художник вдумчивый и одаренный. В этом убедились многие зрители, посетив выставку. Вот что они пишут в Книге отзывов: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует никаких преград», «Впечатление от выставки — тишина, покой, легкая грусть, какая-то умиротворенность. Кажется, что все люди, изображенные на портретах, это твои соседи, ты их встречаешь каждый день», «В некоторых картинах, как „Река Мутная“, „На реке“» какая-то таинственность чувствуется«, «Сергей Петрович! Ваши картины и этюды в разнообразных жанрах поразили меня широтой Вашей души, интересным состоянием природы и ее связью с человеком..».
Собранные в экспозиции работы охватывают 15-летний творческий период. Они лучше иных слов рассказывают о поисках и открытиях, о потерях и обретениях, и о духовном мире самого художника.
К самым ранним камерным этюдам относятся «Дорога в школу» (1986), «Утренний катер» и «Деревья» (1987). Это работы в основном малого формата — «В сквере», «Лодочка», «Пастбище» и «Весна» — но в них, как в капле воды, запечатлены счастливые мгновения золотой студенческой поры.
«Натюрморт с чайником» (1986) и «Натюрморт с капустой» (1987), выполненные в училище под руководством П. Я. Рогаля, привлекают внимание декоративной формой и ощущением реальности предметов, простых и выразительных, лишенных стилизации. Излучающие радость натюрморты — «Ирисы», «Весенний букет» (1993), «Натюрморт с цветами» (1996), «Хризантемы» (1998) и «Цветы» (2000) — дарят душевную теплоту и восхищение хрупкостью, мимолетностью.
Незабываемое впечатление у Сергея оставила в 1993 году поездка к вулкану Мутновскому, конечно, впечатляющему природной грацией, каменными куполами над фумарольными полями и фантастическим звездным небом. Здесь он написал интересный цикл работ: «Отроги Мутновского вулкана» и «Мутновские будни» (1993), а позже на основе этюдного материала появился обобщенный образ — «Вулкан Мутновский» (1994-1999). В этюдах его интересовало природное состояние и освещение в разное время суток, характер горного рельефа, графический эскиз и колорит.
Общение с прекрасной камчатской природой настраивает художника на созерцание, раздумье и уединенность: «Теплый вечер» (1991), «Тишина» и «После дождя» (1993), «Весна. Березы» и «Осень» (2000). Внутреннее зрение как бы приоткрывает врата в первозданный мир, явленный в чистоте образов. Эмоциональная насыщенность изливается изысканным ритмом линий и соцветий. Они многообразны: это и цветущие луга с изумрудными травами и яркими полевыми цветами, и золотистый звон листвы тонкой белоствольной березки, и мерцание склоненных к ручью ивовых ветвей.
И как после летнего проливного дождя все вокруг лучится и светится, так и обыденный городской пейзаж преображается от снежного покрова. «Зимний день» (1995 — 1999) — лирический пейзаж, изображающий укромную улочку с невзрачными домиками за покосившимся заборчиком, в котором словно с грустью затаилось дыхание осени глубокой. Неудивительно, что это — одно из лучших произведений художника, где чувствуется рука мастера, настолько гармонично на полотне сочетаются все слагаемые художественного образа: поразительная человеческая искренность, выразительный лаконичный рисунок и свободная манера письма.
«Это не с натуры написано — по воображению», — говорит с полуулыбкой на лице Сергей Петрович, глядя на картину «Воспоминание о прошлом» (1995), где оживает поэзия старинного парка с белокаменной усадьбой и нарядными людьми, когда-то здесь отдыхавшими.
События своей жизни, мысли и чувства художник выражает и в портретном жанре, и в тематической картине: «Приход врача», «Зима в деревне», «Прощание» (1995 — 1996). На выставке особенно запомнились светлые по настроению полотна — «Портрет бабушки» и «Сестры» — пронизанные светом любви к земле камчатской, добротой и верой в будущее. Ведь там — лампадка тихо горела перед иконами..
В творчестве Сергея Клипинина очаровывают и прекрасные пейзажные мотивы, и портреты современников, и облик родного города Петропавловска, которому посвящена его первая персональная выставка.
«Я и Ты» и «Автопортрет» Сергея Клипинина подобны исповедальному повествованию, пережитому и прочувствованному, в котором художник пытается заглянуть себе в душу. Может быть, так, как Пьеро с мечтательными глазами, обращенными в мольбе к небесам, держа на ладони ранимое детское сердце? Эта картина просто «Без названия».
Стародубцева В. Е. «Осененный неяркостью этих мест...» // Вести. — 2002. — 25 апр.
Автор — Валентина Стародубцева, искусствовед, член Союза художников России