«Марки для друзей» Андрея Баташева

В областной библиотеке им. С. П. Крашенинникова 3 мая открылась выставка творческих работ художника — дизайнера Андрея Баташева. В экспозиции всего 42 композиционных листа — это своеобразный путь от оригинальных рисунков, выполненных тушью и пером, а также в стиле смешанной техники, до одухотворенной и изысканной компьютерной графики, безграничной в виртуальном пространстве.

Андрей Леонидович Баташев родился в 1972 году в городе Елизово Камчатской области. Закончил Елизовскую художественную школу и художественно-графический факультет общественных профессий при Московском государственном педагогическом университете. В течение последних шести лет работал как художник-дизайнер в камчатских типографиях и издательствах. Сейчас — художник-дизайнер в типографии «СЭТО — СТ»: разрабатывает плакаты, календари, буклеты, оформляет книги. В 1997 г. книжным издательством «Камчатский печатный двор» был издан первый полноцветный альбом-каталог художника Виталия Шохина «По земле отцов», чья компьютерная графика — полноценный творческий плод А. Баташева. Изобразительный ряд представляют графические и цветные иллюстрации, которые воспроизводят гармоничные рисунки и светоносные акварели В. А. Шохина. Это изящное, красочное издание явилось новым словом в камчатской полиграфической продукции.

Андрей Баташев — участник нескольких художественных выставок, в том числе особенно запомнившейся выставки компьютерной графики, прошедшей весной 1997 года в Выставочном зале на ул. Ленинской. С 2001 года А. Баташев является членом общероссийской общественной организации «Творческий Союз художников России», Камчатское отделение которого с осени прошлого года возглавляет Феликс Тебиев, заслуженный художник России. И вновь — Культурный центр областной библиотеки... Весна. 2001 год.

Автор представил лишь небольшую часть своей любительской коллекции, говорящей о его личном восприятии, видении и отражении реальной действительности, живой природы и внутреннего мира человека, порой скрытого от посторонних глаз, но о котором мы получаем лишь некое представление через изобразительный символ или знак. Художник — немногословен, возможно, оттого, что отдает предпочтение художественному образу, как бы ограниченному рамками искусства. Как картина ограничена рамками багета. Как графика защищена стеклом. Как изображение на старинной иконе отделено духовным полем от нашего суетного бытия. Иначе, рассуждая словами Андрея Тарковского, — «Образ — это впечатление от Истины, на которую Господь позволил взглянуть нам своими слепыми глазами».
Но если внимательно вглядеться в каждое графическое изображение, занимающее площадь небольшого бумажного листа, сродни почтовым конвертам или маркам, рассылаемым друзьям, родным и близким, то это и есть сгусток жизненной энергии, подобный горчичному зерну.
Художник — разный... Каждый его рисунок, подобен маленькой почке на березовой веточке, неудержимо устремленной к живительному солнечному очагу — источнику благодати. Золотистый луч, щедрость зари и пылающие огненными красками закаты способны передать ощущение счастья, а значит и радости необыкновенной. И это все о духовном свете, что наполняет смыслом долгие дни. Сокровенный свет души незримо присутствует даже в черно-белой гамме изломанных линий. Есть на выставке и такие сюжеты — «Пуля», «Маски» и «Вороны», и триптих, словно икона-складень, с разомкнутым церковным сводом. Так уж у художника сложилось... Это — боль, внутренняя, неосознанная в полной мере, затаенная и скрытая от непонимания и чужой насмешки.
Абстрактная форма — «Газета», «Творчество и быт», «Объекты» и "Визуализация мыслей"...Выразительные средства — штрих, линия, пятно, соединенные на плоскости под острыми углами и гранями — несут в зародыше добрую мысль, весточку или какую-либо идею. Изобразительный язык, несмотря на техническую условность и жесткую экспрессивную манеру, не утрачивает ни цветовой насыщенности, ни глубокого гуманного смысла.
Рисунок — это все-таки воплощенное таинство, как, например, «Окно, «Рыбы» и «Птица», «Линии Силы» и «Кокон». «Лицо», сотканное космическим орнаментом, озарено душевной теплотой рядом идущих людей, чьи протянутые друг к другу ладони преодолевают холод и отчуждение.
Художник касается белоснежного листа, надеясь обрести невесомость чайки, свободно парящей над нашей прекрасной Камчаткой. И это окрыленное состояние роднит его с облаками небесной чистоты. И этот звеняще-синий «Ландшафт» — камертон всей выставки, в чьей графике темные свойства предметов перетекают в светлые, очищаясь и становясь все более человечнее и добрее, совершеннее.
Среди неповторимых по интонации и ярко индивидуальных работ Андрея Баташева хочется отметить еще одну композицию, наводящую на размышление, — «У каждого свой горизонт» из цикла «Теория и практика управления». А каким будет духовный горизонт у нашего времени, нашего юного поколения и отечественного искусства, летящего в ХХ1 век?

             



Стародубцева В. Е. «Марки для друзей» Андрея Баташева // Вести. — 2001. — 23 мая

Автор — Валентина Стародубцева, искусствовед, член Союза художников России