Замечательным событием в культурной жизни нашего полуострова стала 10-ая областная выставка произведений преподавателей детских художественных школ и школ искусств Камчатки — «Педагог — художник» — представленная областным Художественным музеем в Камчатском выставочном центре. Открытая 25 мая, выставка в течение июня радовала горожан красотой и гармонией художественных образов. В экспозиции — более 200 произведений графики, живописи и декоративно-прикладного искусства 21 автора из городов Петропавловска, Вилючинска и Елизово, а также поселков Эссо, Усть-Камчатск и Термальный.

Все самое прекрасное и щедрое в природе увидено глазами художника и воплощено в художественной форме, цвете и линии. Все удивительное многообразие мотивов нашло яркое выражение в традиционных жанрах изобразительного искусства — портрете, натюрморте, пейзаже и тематической картине. Раздел декоративно-прикладного искусства познакомил зрителей с мастерством оформления интерьера в стиле «батик» — красочной росписи на шелке. А кроме того, зал украсили флористические цветочные композиции «Мудрость познания», «Мой плотик» и «Южный ветер» Анны Витковской из Вилючинска.
В национальном ключе выполнена роспись по дереву Инны Агафоновой из школы искусств Эссо: шкатулка «Чайка» и оригинальные матрешки «Беренгия» и «Корячки». Кстати, кроме этих вещей она исполнила замечательные графические иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Эту же школу искусств представила и другой интересный педагог Н. И. Коровина, создав в керамике занимательные бытовые сценки, — «Норгали» с пляшущими медведями и драму на охоте в сюжете «Последняя встреча. С доброй улыбкой и самоиронией выполнены ею скульптурная группа «Мы едем купаться» и забавный «Ослик».
Главная сюжетная линия всех творческих работ — уникальный природный мир Камчатки. Многоликая и романтическая земля, где под небесно — голубым сводом простираются морские просторы, суровые горные перевалы с чудесно цветущими рододендронами и жилистые от пронзительных ветров каменные березы поражают совершенной и мощной красотой.
Волнующая чистота первозданного мира притягивает к себе многих и, прежде всего, художников, вдохновляя на создание произведений искусства, в которых хотя бы малой частичкой отразились и высота звездного неба, и неиссякаемый поток золотистых лучей, и глубина прозрения, открывающая взору перспективу к неизведанным горизонтам. Соприкасаясь с удивительным миром прекрасного, как бы заново переосмысливается земная жизнь, возможно, для того, чтобы острее понять день насущный, его ритм, состояние, идеи.
И, проходя сквозь тернии, рождаются в душе, подобно первоцвету, кристально-чистые мечты. Именно так — «Сквозь тернии» — назвала свою композицию из природного материала Елена Никольченко из Вилючинска.. И в глубине сердечной возрождается чувство открытости навстречу людям, живой природе и всему сущему у самой отдаленной кромки Тихого океана. И — чувство восторга!
Но в летящей череде дней важно не забывать и о той духовной преемственности, завещанной нам отважными предками, первопроходцами и подвижниками, ради будущих поколений шедшими на восток встречь солнцу. Как важно помнить и о той самобытной национальной культуре, чьи корни уходят в глубь веков. И беречь, и сохранять! Удел современной культуры — вечное стремление к духовному обновлению и просветительству, озаренному радостью сопричастности к Миру, наполненному теплотой, добротой и любовью.
Сама атмосфера художественной выставки проникнута поиском новых образов и форм, органично выраженных в самых различных материалах и техниках: акварель, пастель, темпера и масляная живопись. Большое выставочное пространство в целом позволило представить творчество педагогов-художников широко и разнообразно. Среди всех работ сложно выделить или отдать кому-либо предпочтение, ибо в каждой работе чувствуется и затраченная энергия, и душевное волнение художника. Участниками выставки стали как известные на Камчатке опытные педагоги и прекрасные мастера Александра Лылова, Марина Новикова, Ирина Комова и Елена Никольченко, Пантелей и Людмила Деревянко, Вячеслав Белых, Михаил Лузин и Виктор Соколов, так и молодые педагоги-художники Ж. Трегуб, Н. Коновалова, А. Шулика -Лашкова.
10-ая юбилейная выставка по своей духовной насыщенности свидетельствует о большом творческом потенциале, о высоком профессиональном уровне и таланте преподавателей детских художественных школ Камчатки, идущих в авангарде ХХ1 века.
Остановимся на мгновение перед некоторыми живописными полотнами и графическими листами художников. И, проникаясь тонкостью замысла и воплощения, словно впитывая аромат мастерской, соприкоснемся с подлинной поэтичностью и вдохновением! Это ни с чем не сравнимое путешествие непременно оставит особый след в душе, в котором и сам зритель, сопереживая и сострадая, преображается.
Неординарно смотрятся произведения Александры Лыловой (г. Вилючинск), которых в зале экспонировано немало — 27 работ. Это пейзажная живопись — «Солнце и ветер», «В стране Уйкоаль» и «Долина Улигинде» (гора над Эссо) — со свойственной ей романтикой и звеняще-золотистой зеленовато-синей гаммой. А как хороши изящные графические циклы — «Эссо» и «Кипр» (2000). Здесь изображены изумительные ландшафты и архитектурные пейзажи со старинными строениями и собором: «Кипр — старая крепость», «Кипр — улочка».
География ее маршрутов настолько разнообразна, что это само по себе завораживает и говорит о не успокоенности художницы, стремящейся к новым встречам, впечатлениям и свежим замыслам: «Бухта Спасения», «Река Сестра». Иная грань творчества А. Лыловой — портрет. В работах «Маша» и «Автопортрет» присутствует момент размышления автора о своем творческом призвании и нелегком пути постижения истины. Перед нами — настоящий Художник, чей образ словно сливается с окружающими растущими юными деревцами, бархатными сопками и светящимися облаками — и в этом проявляется характер и сила духа. Привлекают внимание портреты «Эвенка», «Девушка», «Наташа Григорьева», написанные неравнодушной кистью.
Творческой удачей можно назвать «Портрет художника» кисти Пантелея Кирилловича Деревянко (Петропавловская ДХШ), в котором автор запечатлел образ педагога-художника Вячеслава Белых. С первого же взгляда этот портрет захватывает лаконичностью художественного языка и выразительностью. Сходство с натурой найдено столь верно, что невольно ощущается живое присутствие художника, мучительно сосредоточенного перед началом работы. Кисть художника еще не коснулась холста, освещенного солнечным светом и как бы явленного «окном» в необозримое пространство. Может быть, не случайно композиционный строй картины имеет некое сходство с житийной иконой, ибо служение искусству также требует от творца всепоглощающего горения. Мягкость колорита, лиричность присутствуют в пейзажах: «Теплый день» (2001), «Букет черемухи» (2001) и «Сирень» (1999).
Этим произведениям родственны по настроению воздушные акварельные пейзажи Людмилы Анатольевны Деревянко: «После дождя» и «Майский день» (2001). В них — умиротворенное состояние природы, ощущение свежести и теплоты. Искренность чувств выражается в простоте мотивов, подмеченных по-своему. Яркая белизна снега, проталины в предгорье вулкана, где приютились озябшие за долгую снежную зиму березки, навевают весеннюю песнь о скором пробуждении природы.
Как художник-пейзажист Вячеслав Белых черпает вдохновение в работе на пленэре. Оттого в его пейзажах цвет словно материализуется в облачное небо, мокрую от дождя листву, плавное течение реки: «Зачарованный мир», «Радуга в Эссо» и «Каменистая тундра» (2000). Он тонко чувствует северную красоту, влюблен и в снежную зиму, и в камчатское лето. А когда находит хороший мотив, в душе — праздник, ликование. Какая чудесная легкость ощущается после пурги: «Рождественское утро» (1979) — одна из ранних работ, очаровывающая серебристо-голубоватым колоритом. Пушистый снег облепил гибкие ветви притихшего леса и укутал землю от жгучих морозов.
Среди работ педагогов Петропавловской ДХШ также представлены пейзажи Геннадия Пястолова: «Серебряные вулканы», «Малки», «На Тигиле» (2000). Художник предпочитает плотную масляную живопись и сочный колорит, а иногда тонкослойную, прозрачную акварель с нежной цветовой гаммой («Лунный пейзаж», «Краски осени»).
Творчество педагогов-художников из Елизовской ДХШ представлено произведениями М. А. Лузина, В. П. Соколова и П. А. Рожкова. За многие годы педагогической деятельности ими накоплен большой этюдный материал, в основе которого лежат натурные наблюдения. Так отточена техника работы над натюрмортом и пейзажем, что по своеобразному почерку узнаются картины того или иного автора.
Михаил Лузин создал целую сюиту натюрмортов, в которой любимая тема — цветы — от самого неприметного цветочка до ослепительно броского: «Натюрморт с полевыми цветами», «Натюрморт с кактусами», «Подсолнух», «Лето» и «Осень». Они скомпонованы всякий раз несколько иначе, как бы в тайне сохраняя свое неподражаемое очарование. В холодновато-созерцательной манере написаны Лузиным «Голубая зима», «Камчатский пейзаж» (2000) и «Пейзаж с вулканом» (2001), где отточенные грани гор настолько безупречны, насколько вечны.
Виктор Соколов — человек эмоциональный, увлеченный. Природа воспитывает его глаз и душу. Его привлекает морская стихия, с детства запечатленная в сознании: «Берег в Караге», «Рыбалка бабки Пелагеи», «Отлив начинается» и «Берег в Кичиге». В них слышится шум прибоя, крик чаек, волны и скалы отливаются множеством оттенков, морская пена переливаются, как ртуть. Его пейзажи, выполненные в реалистической манере, различны по состоянию: «Дождливый день», «Камчатская осень», «Зима приближается». Осенняя ярко-алая листва горит на фоне зеленоватого неба, ярко-желтая трава окаймляет синюю чашу озера.
У каждого художника свое видение камчатской природы. Пейзажи Павла Рожкова (г. Елизово), выполненные в технике масляной живописи, привлекают внимание и чистотой цвета, особенно яркого на пленэре, и композиционными находками, и особой проникновенностью. Он пишет местность, которая его окружает постоянно, но не теряет при этом остроты зрения. Живописны пейзажи «Река Авача», «Корякский вулкан», «Поздняя осень» (2000) и «Вечерняя бухта» (2001). В них все напоено волнующей жизненной правдой: и высокие облака, отраженные в реке, и образ седого вулкана, и тишина.
Николай Иванович Бешенов из школы искусств п. Термальный представил на выставку натюрморты «Цветы июля» и «Весна». В изысканной колористической гамме исполнены им акварели «Вулкан Вилючинский. Октябрь» (2000) и «Весенний этюд» (2001). Природа, когда все в ней волнует и дышит поэзией, настраивает художника на созерцательный лад.
Светлые этюды, отражающие бездонную синь неба и воды, «Весенний день», «Ручей в лесу» и «Мыс Камчатский» представила молодая художница из Усть-Камчатска Наталья Коновалова. Откровением для многих стали картины из перьев птиц Софьи Ивановны Крюковой, опытного педагога из школы искусств п. Усть-Камчатска. Она представила целый ряд разнообразных по технике исполнения композиций: «Полнолуние», «Поздняя осень», «Юкольник», «Бухта», «Трудовой день», «Заимка». В этих своеобразных пейзажах живописные качества гармонично сочетаются с духовной стороной. Исполненные на высоком художественном уровне картины вызывают восхищение.
И, вновь возвращаясь к ДХШ г. Вилючинска и ее филиалу ДШИ в п. Рыбачьем, где сформировался сильный творческий коллектив, можно отметить большинство оригинальных и талантливых работ. И среди них — «Зимний этюд» и «Ромашки» Людмилы Журо. Свое видение в искусстве интересно раскрыл молодой художник В. Близнюк. Интересны рисунки «Танцы деревьев» (2000), в которых передана изумительная пластика. Живописные поиски приводят его к картинам с философским звучанием «Тишина» и «Утро. Стражи ночи» (2000). Неудивительно, что художник черпает вдохновение в уединении с природой: «Первый снег», «Лето» и «Вечер».
Молодая художница А. Шулика-Лашкова порадовала насыщенными по цвету декоративными композициями: «Стилизация» и «Воспоминание» (2001). В тайны древнего Египта посвящают рисунки Анны Витковской: «Царевна Хатшепсут», «Путешествие по Нилу» и «Бог Осирис» (2001).
В мир, пронизанный светом красок, уносит нас нежная роспись по шелку «Сон» и «Двое» Елены Никольченко и «Полнолуние», «Раннее утро. Тихая заводь» и «Летняя ночь. Кот» (2001) Марины Новиковой, чей волшебный мир переплетается с реальностью, иной раз и драматичной — «Искушение Иисуса Христа» (2000).
Ирина Глебовна Комова (п. Рыбачий) представила на выставке великолепные работы — это портрет «Марина» и натюрморт «Сухой букет» («2001). Особого внимания заслуживает ее прекрасная композиция «Православие»: златовласый ангел принес на землю радостную весть, наполнив мир удивительной гармонией звука и цвета, и золотые купола воссияли в небе.
Труд педагога-художника как зерно, посеянное на доброй почве, прорастет в грядущем.


Стародубцева В. Е. Идущие в авангарде // Вести. — 2001. — 29 июня.

Автор — Валентина Стародубцева, искусствовед, член Союза художников России