Коренные малочисленные народы Камчатки

коренные малочисленные народы КамчаткиНа Камчатке традиционно проживают 6 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: ительмены, коряки, камчатские эвены, чукчи, командорские алеуты, камчадалы.

Живущие люди

ИтельменыИтельмены — древнейший из коренных малочисленных народов Камчатки. Самым ранним памятникам их культуры более 5 тыс. лет.
До прихода русских в конце XVII в. ительмены заселяли всю южную и центральную Камчатку: от реки Голыгиной на юге до рек Тигиль и Ука на севере. Их численность достигала 18 тыс. человек.
Традиционное зимнее жилище — полуземлянка со входом сверху. Летние жилища — шалаши на столбах (балаганы). Укрепленные поселения древних ительменов — своеобразные крепости со рвом и частоколом, часто располагались на береговых террасах. Зимой ительмены передвигались на собачьих упряжках, летом — по рекам, на долбленых лодках (батах).
ИтельменыОснова их хозяйства — речное рыболовство. Идущую на нерест рыбу ловили, перегораживая часть реки запором из жердей с деревянной ловушкой — мордой или чиручем. Мужчины ловили рыбу, охотились (в т. ч. на морского зверя), изготавливали баты и нарты, строили жилища. Приготовление пищи у ительменов было традиционно мужским занятием. Женщины занимались собирательством, шили одежду, лечили травами.
Посуду изготавливали из бересты и выдалбливали из дерева. Пищу готовили в деревянных корытцах — в них клали мясо или рыбу, заливали водой и варили при помощи раскалённых камней. В быту широко использовали изделия, сплетенные из травы: циновки, корзины, накидки. Для ловли рыбы плели сети из волокон крапивы. Одежда, сшитая из шкур оленей и пушных животных, украшалась пришитыми ремешками и длинными пушистыми опушками из собачьего меха.
Традиционное мировоззрение ительменов связано с одушевлением окружающего мира. Вулканы считались жилищами мёртвых и злых духов — гамулов. Основной персонаж ительменского фольклора — Кутх или Ворон, создатель Камчатки; он же является основным героем сказок. Главный праздник ительменов — осенний Алхалалалай — «Очиститель грехов».

Презентация «Живущие люди» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле 

Литература

Библиографический список включает академические труды ведущих исследователей и специалистов в области изучения этнографии ительменов.

Вся представленная литература хранится в фонде Камчатской краевой научной библиотеки и доступна в читальном зале отдела краеведения. Электронный заказ оцифрованных изданий можно осуществить на сайте Российской государственной библиотеки (www.rsl. ru; см. ссылки к описаниям).

В целях ознакомления с книгами размещены pdf-файлы, содержащие титульные листы, «Введение/Предисловие», статьи, отрывки из глав/статей, использованная авторами литература, «Содержание/Оглавление».

В отдельных случаях представлены полные тексты статей из сборников.

Породнившиеся с Камчаткой
КамчадалыКамчадалы — метисная группа, получившая статус народа, включённого в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ (2000 г.). Камчадалы проживают в г. Петропавловске-Камчатском, Елизовском, Усть-Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском, Соболевском, Тигильском, Пенжинском районах Камчатского края.
В XVIII–XIX вв. камчадалами называли коренное осёдлое население Камчатки. В нач. XX в. — это уже самоназвание смешанного по происхождению старожильческого населения Камчатки — потомков обрусевших ительменов и русских переселенцев, а также ставших российскими подданными американцев, англичан, шведов. Отдельно можно выделить курильских камчадалов — потомков русских, ительменов и курильцев-айну.
КамчадалыТрадиционная материальная культура камчадалов была близка к ительменской. Основа их хозяйства — речное рыболовство; основные объекты лова — лососевые породы рыб. Были заимствованы и усовершенствованы ительменские способы лова: устройствами, перегораживающими реку (запорами), закидными сетями. Осенью охотились на оленя и горного барана, зимой промышляли пушного зверя. Занимались морским зверобойным промыслом. Значительную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и растительного сырья для домашних ремесел (плетения из травы и изготовления берестяной посуды). Было развито огородничество и скотоводство. Жители Мильковского и Усть-Камчатского районов занимались земледелием.
Летом передвигались на долблёных лодках — батах, зимой — на собачьих упряжках. Жили в избах, крытых соломой. Как хозяйственные постройки использовались соломенные шалаши на столбах (балаганы).
Праздничной и повседневной была одежда русского типа. Зимняя и промысловая одежда — меховые кухлянки, торбаса, шапки-малахаи, матерчатые камлеи.
Русское камчатское наречие — одна из диалектных групп сибирских говоров, включающая себя заимствования из ительменского языка. Камчадалы — православные христиане.

Презентация «Породнившиеся с Камчаткой» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле

Оленные всадники
ЭвеныЭвены проживают на территории Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа, в Хабаровском и Камчатском краях.
В 1840-х гг. в поисках новых охотничьих угодий небольшие группы эвенов достигли Камчатки. Постепенно они обосновались на обширных безлюдных территориях центральной и западной частей Камчатки — современные Быстринский, Тигильский, Пенжинский и Олюторский районы. В условиях изоляции за достаточно короткий период на Камчатке сформировалась группа эвенов, отличная по характеру хозяйства и по ряду элементов культуры от материковых единоплеменников. Жилище камчатских эвенов — невысокий цилиндрическо-конический чум.
Переселенцы многое переняли в хозяйстве и культуре от своих соседей — коряков и ительменов (упряжное оленеводство и оленьи нарты, собачий транспорт, запоры для ловли рыбы).
ЭвеныКамчатские эвены преимущественно сохранили кочевой образ жизни, занимаясь комплексным промысловым хозяйством, сочетая таёжную охоту с рыболовством и оленеводством. Охотились на диких оленей, лосей, горных баранов, лесных и водоплавающих птиц и на все виды пушных животных. Пушнина почти целиком шла на продажу. Эвены ездили верхом на оленях, используя особые седла. В конце XIX в. у быстринских эвенов появились лошади, на которых ездили летом на дальние расстояния.
Традиционная распашная эвенская одежда была одинакового кроя для мужчин и женщин. Это кафтан из оленьего меха или ровдуги (шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи), не сходящийся на груди, и нагрудник длиной до колен. На севере Камчатки получила распространение зимняя глухая одежда корякского типа.
С 30-х гг. ХХ в. большинство камчатских эвенов перешло к оседлости. Многие современные эвены постоянно живут на «рыбалках» — традиционных хозяйствах-стойбищах на берегах рек.
В XVIII в. эвены приняли христианство, однако сохранили элементы обрядности и нормы поведения, основанные на шаманизме.

Презентация «Оленные всадники» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле

Бесстрашные морские охотники
АлеутыОсновная часть алеутов живёт на Алеутских островах, островах Прибылова и на Аляске (США). Место компактного проживания российских алеутов – Командорские острова. Не позднее 1825 г. Российско-Американская компания переправила на Командоры с о. Атту 17 байдарок алеутов с семействами для ведения пушного промысла.
В настоящее время с. Никольское Алеутского района Камчатского края является единственным населенным пунктом островов. Самоназвание народа – унаӈан.
ТрадиАлеутыционными формами хозяйствования алеутов являлись охота на калана и нерпу, добыча морских котиков и сивучей, отлов птиц, рыболовство и собирательство. Важную роль в морской охоте и рыбалке играла байдарка – каркасная лодка, обтянутая шкурой сивуча. С 1923 г. получает развитие разведение голубого песца и американской норки. Весной алеуты ловили морских птиц и собирали их яйца, а в зоне отлива – моллюсков и водоросли. Летом и осенью – ягоды и съедобные растения.
Жилищем служила «барабора» – видоизмененная традиционная полуземлянка. Каркас из жердей и досок обкладывали дерном. Служивший входом верхний люк превращался в окно, боковая дверь вела в небольшие сени. С 1860-х гг. стали строить американские каркасные дома.
Традиционную одежду – длинную нераспашную рубаху (парку), командорские алеуты шили из грудок топорков и носили по погоде: то перьями внутрь, то наружу. Непромокаемые камлейки с капюшоном, штаны и сапоги-бродни шили из кишок сивучей или котиков. С конца XIX в. в обиход вошли привозная одежда и обувь.
На промысле использовали деревянные шапки-козырьки, а на праздничных представлениях – кожаные шапки с утиными «шеями» и «хвостами». Корзины, циновки и накидки плели из береговой травы.
Все прибывшие на Командоры алеуты были православными, но долгое время сохраняли национальные культурные традиции.
Труднодоступность и изолированность Командор создали условия для сохранения уникальной островной субкультуры.
Выставка-презентация «Командорские алеуты. Бесстрашные морские охотники»


Люди моря и люди тундры

Коряки

Коряки проживают на территории Корякского округа Камчатского края, а также Чукотского округа и Северо-Эвенcкого района Магаданской области.
Народ разделялся на две большие хозяйственно-культурные группы: береговые рыболовы и охотники на морского зверя (нымыланы), кочевые оленеводы (чавчувены).
В комплексном хозяйстве береговых коряков сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Основные виды промысловых животных — тюлени, моржи и киты. В пищу собирали клубни и луковицы съедобных растений, моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи.
Основа хозяйства кочевых коряков — крупнотабунное оленеводство (численность стад от 400 до 2000 голов). Оленеводы летом и зимой жили в переносных каркасных ярангах. Тип поселения — стойбище из нескольких яранг. Оседлые коряки сооружали полуподземные жилища.
КорякиЗимой передвигались на оленьих и собачьих упряжках. Нымыланы плавали по рекам и выходили в море на кожаных и долблёных лодках.
Традиционные домашние промыслы — обработка дерева, кости, металла, камня, растительное плетение, выделка шкур. Занятия строго разделялись на мужские и женские.
Одежду шили из шкур оленя и ровдуги (шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи) нитками из сухожилий оленя, богато украшая орнаментом и подвесками. Верхняя одежда — кухлянка с капюшоном и нагрудником; женщины зимой надевали под неё меховой комбинезон. Традиционный головной убор — малахай, его форма отличалась у разных племенных групп.
Главные праздники были связаны с родом занятий: у береговых коряков это осенний благодарственный праздник кита/морских млекопитающих, праздник первой рыбы, праздник спуска байдары, у кочевых — осенний праздник возвращения оленьих стад, праздник рогов, зимний праздник встречи солнца. Мифический первопредок и культурный герой — проказник и шутник Ворон Куткинняку. Существовал семейный и профессиональный шаманизм.

Презентация «Люди моря и люди тундры» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле

Литература

Библиографический список включает академические труды ведущих исследователей и специалистов в области изучения этнографии коряков.

Вся представленная литература хранится в фонде Камчатской краевой научной библиотеки и доступна в читальном зале отдела краеведения. Электронный заказ оцифрованных изданий можно осуществить на сайте Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru; см. ссылки к описаниям). Исключение — книга Иохельсона В. И. Коряки: материальная культура и социальная организация (см. ссылку на полный текст).
В целях ознакомления с книгами размещены pdf-файлы, содержащие титульные листы, «Введение/Предисловие», статьи, отрывки из глав/статей, использованная авторами литература, «Содержание/Оглавление».

В отдельных случаях представлены полные тексты статей из сборников.

  1. Антропова В. В. Культура и быт коряков / В. В. Антропова ; ред. И. С. Гурвич ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград : Наука, Ленинград. отд-ние, 1971. – 216 с. – Извлечение: Введение; Коряки в годы Советской власти; Здравоохранение. Культурное строительство : [отрывки из ст.]; Оглавление.
  2. Электронный заказ книги
  3. Вдовин И. С. Ительмены и коряки в первые десятилетия XVIII в. (По неопубликованным материалам участника Камчатской экспедиции А. П. Горланова) // Страны и народы Востока / АН СССР, Геогр. о-во СССР, Восточ. комис. ; под ред. Д. А. Ольдерогге. – М., 1975. – Кн. 3 : Страны и народы бассейна Тихого океана. – С. 57–66.
  4. Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков / И. С. Вдовин ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград : Наука, Ленинград. отд-ние, 1973. – 304 с. – Извлечение: Введение; Глава 1: Территориальные подразделения коряков; Содержание.
  5. Электронный заказ книги
  6. Витер И. В. Мода от природы : традиц. коряк. одежда, изготовл. в конце XX века / И. В. Витер, Ю. О. Новик. – Петропавловск-Камчатский : Новая кн., 2004. – 232 с. : ил. – (Библиотека «Новой книги») (Культурное наследие Камчатки). – Извлечение: Содержание; Введение; Каталог : [выдержки].
  7. Электронный заказ книги
  8. Гурвич И. С. Корякский национальный округ (очерки географии, истории, этнографии, экономики) / И. С. Гурвич, К. Г. Кузаков ; отв. ред. С. В. Славин ; АН СССР, Комис. по проблемам Севера совета по изучению производит. сил при президиуме АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Москва : Изд-во АН СССР, 1960. – 302 с. – Извлечение: Предисловие; Хозяйство и быт коряков в XIX – в начале XX в. : [отрывок из ст.]
  9. Электронный заказ книги
  10. Гурвич И. С. Новые данные по традиционной обрядности коряков // Традиционные верования и быт народов Сибири. XIX – начало XX в. / ред.: И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев. – Новосибирск, 1987. – С. 75–84.
  11. Горбачева В. В. Обряды и праздники коряков / В. В. Горбачева ; ред. В. М. Грусман ; Рос. этногр. музей. – Санкт-Петербург : Наука, 2004. – 152 с. : ил. – Извлечение: Введение; Современное состояние семейно-бытовой обрядности и праздников; Источники и литература; Содержание.
  12. Электронный заказ книги
  13. Иохельсон В. И. Коряки: материальная культура и социальная организация / В. И. Иохельсон ; ред. Ч. М. Таксами ; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – Санкт-Петербург : Наука, 1997. – 237 с. – Извлечение: Предисловие; Одежда, Общественная жизнь : [отрывки из ст.]; Оглавление.
  14. История и культура коряков / РАН ДВО, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ; под общ. ред. А. И. Крушанова. – Санкт-Петербург : Наука, 1993. – 236 с. – Извлечение: Социально-экономическое развитие; Оглавление.
  15. Электронный заказ книги
  16. Малюкович В. Н. Ленаты счастья : коряк. праздники / В. Н. Малюкович. – Петропавловск-Камчатский : Камчатское отд-ние Дальневост.кн. изд-во., 1974. – 56 с. : ил. – Извлечение: Предисловие; Возвращение солнца; Кильвэй; Оглавление.
  17. Электронный заказ книги
  18. Стебницкий С. Н. У коряков на Камчатке / С. Н. Стебницкий. – Москва : Крестьянская газ., 1931. – 60 с. – Извлечение: Глава 1.
  19. Электронный заказ книги
  20. Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков / С. Н. Стебницкий ; ред.: Ч. М. Таксами, Е. А. Алексеенко, В. П. Дьяконова ; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – Санкт-Петербург : Наука, 2000. – 236 с. – Извлечение: Шаманство; Заклинания; Поверья, запреты, приметы, этиологические предания; Оглавление.
  21. Электронный заказ книги

Потомки воинственного племени

ЧукчиЧукчи проживают на огромной территории — от Берингова моря до р. Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Оленные чукчи — кочевые оленеводы; приморские — оседлые охотники на морского зверя. В Олюторском районе Камчатского края живет самая южная, обособленная группа чукчей — пахачинско-ачайваямская (Средние Пахачи, Ачайваям, Хаилино).
В XVIII в. чукчи и кочевые коряки часто воевали между собой, столкновения прекратились в 1781 г. Чукчи стали постепенно проникать на юг, вглубь корякской территории. На рубеже XIX–XX вв. часть из них перевалила через Корякский хребет и вышла на берега рек Апуки и Пахачи, где осталась кочевать.
Основой хозяйства являлось крупнотабунное оленеводство. Мужчины ловили рыбу, охотились на горных баранов, медведей, росомах, волков, лисиц и песцов. Женщины собирали съедобные растения. Основное средство передвижения — олени, которых запрягали в нарты нескольких видов. Камчатские чукчи широко использовали собачьи упряжки.
ЧукчиТрадиционное жилище — яранга со спальным пологом. В оленьих табунах использовались зимние меховые палатки. Стойбища насчитывали от одной до четырех яранг.
Одежда и обувь изготавливались из шкур и кожи оленя. Вся чукотская меховая одежда — двойная. Повседневная нижняя одежда шилась мехом внутрь, в холодное время носили верхнюю, шитую мехом наружу, одежду.
Главные праздники камчатских чукчей — осенний праздник убоя оленей и весенний праздник рогов «кильвэй», который отмечали после отёла важенок. Суть праздников — единение с окружающей природой через оленя. После праздников устраивались гонки на оленьих упряжках, спортивные состязания и игры.
В основе религиозных верований и культа — одушевление окружающего мира. Чукчи, живущие на Камчатке, испытали большое влияние корякской культуры.

Презентация «Потомки воинственного племени» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле.