Мы не устаем говорить о том, что история и культура каждого народа тесно связаны с его языком. Сегодня мировая общественность с тревогой констатирует многочисленные случаи вымирания языков и, как следствие, исчезновение этносов, каждый из которых являлся одной из ярких красок на поликультурной палитре мира.
И тем признательнее мы должны быть тем, кто посвятил свою жизнь благородному делу сохранения языка. Со школьной скамьи всем известны имена Даля, Ожегова, ставших своеобразными символами русской словесности. Общественность Корякского округа с таким же почтением относится к имени Сергея Николаевича Стебницкого, одной из самых значительных личностей в истории и культуре коряков и ительменов.
Сергей Николаевич Стебницкий — типичный представитель петербургской интеллигенции. Его детство и юность проходили в атмосфере ученых споров, диспутов о будущем науки и человечества. Все это оказало большое влияние на его гуманистические взгляды, на осознание своей миссии в новом государстве, объявившем равенство всех народов. Логичным продолжением учебы в Петроградском (позднее — Ленинградском) университете на филологическом факультете стала его работа по изучению культуры и языков народов Северо-Востока России под руководством известного ученого В. Г. Богораза (В. Тан-Богораза), основным принципом научной деятельности провозглашавшего глубокое проникновение в изучаемый материал. Следуя этому принципу, С. Н. Стебницкий в 1927 г. приехал на Камчатку, чтобы в стационарных условиях заниматься исследованиями и накоплением материала.
Несмотря на кажущуюся примитивность уклада жизни коряков, суровые условия существо-вания, этот народ стал для Стебницкого сосредоточием всех интересов, с ним он связывал свою судьбу, свое будущее. Что покорило сердце и душу молодого, рафинированного петербуржца, мы уже не узнаем, но можем с уверенностью говорить о том, что он считал коряков, чукчей не только равными себе, но и превосходящими его по опыту общения с природой, по мудрому отношению к жизни.
Первоначальная цель экспедиции 1927 г. была четкой и ясной: правительство Советской России, боровшееся за искоренение неграмотности, решило в кратчайшие сроки создать письменность у всех малых народов, до той поры ее не имевших. И на ученых, разъехавшихся по всем отдаленным уголкам страны, возлагалась почетная миссия по изучению языков и созданию на их основе алфавита и письменности. Попутно участникам экспедиции поручались и другие задачи: образование местного «туземного» населения, сбор данных по количеству поселений и кочевых семей. Поневоле погрузившись в быт северян, С. Н. Стебницкий начал большую и кропотливую работу по разработке материалов для создания алфавита и, на его основе, письменности. Отмечая большое количество диалектов корякского языка, молодой ученый, однако, выявил и его общую фонетическую основу, что стало базисом для дальнейшей работы.
Во время своего пребывания на Камчатке Сергей Николаевич с присущим ему энтузиазмом фиксирует все детали жизни и духовной культуры коряков. Тесное общение с детьми дает ему богатый материал для подготовки первых научных трудов, и, по возвращении в Ленинград, он выступает перед комиссией по детскому фольклору с докладом «Быт детей коряков», где показывает себя многогранным ученым — лингвистом, этнографом, просветителем и педагогом.
Вот только небольшие отрывки из его книги: «С первых же дней работы я увидел, что коряцкие ученики — это совсем особенные ученики... И слушали же они на этих уроках! Рты раскрыты. Лохматые головы, насторожившись, торчат из мохнатых кухлянок. Раскосые глаза блестят не мигая» (3, с. 6).
Продолжив работу над небольшим сообщением, к 1930 г. С. Н. Стебницкий готовит обширную статью «Коряцкие дети», в которой точно сформированы принципы этнопедагогики, отмечены особенности развития детей северного народа. «Вообще надо сказать, что резкого разделения на детей и взрослых у коряков нет. Дети равноправные и равноуважаемые члены общества. За общей беседой их слово выслушивается так же внимательно, как и речь взрослых... В хозяйственной жизни особенно проявляется самостоятельность детей. Существует целый ряд хозяйственных отраслей и работ, исполнение которых лежит всецело на детях. Как правило, предельным сроком беззаботного детства считается 9—10-летний возраст. В этом возрасте мальчик идет первый раз в стадо. В этом же возрасте девочка первый раз берется за кривой нож для кройки шкур, первый раз продевает в иголку нитку из оленьих сухожилий» (3, с. 9).
Не забывает С. Н. Стебницкий и об основной своей задаче — уже в 1927 г. вышел в свет «Букварь для северных народностей», подготовленный совместно с В. Г. Богоразом. Очень необычным для литературы подобного рода было решение проиллюстрировать букварь не картинками, ничего не говорящими уму и сердцу юных северян, а изображениями предметов и сцен из повседневной жизни детей — рыбалки, охоты, оленей, животных и растений, являющихся привычной средой обитания коряков. Все это послужило очень быстрому распространению грамотности и письменности как детей, так и взрослых. Уже к началу 30-х гг. прошлого века в среде коряков появились грамотные молодые люди, обладавшие огромной тягой к знаниям, ставшие первыми учениками школ рабочей и крестьянской молодежи, производственных училищ и институтов. Именно они стали первоосновой всей современной корякской культуры. Именно их деятельность позволила развиться и окрепнуть корякской медицине и образованию, сельскому хозяйству и строительству, литературе и искусству. В числе первых студентов Ленинградского института народов Севера (сейчас — РГПУ им. А. Герцена) оказались и юные Лев Жуков, Иван Баранников, Кецай Кеккетын. Сергей Николаевич, трепетно относившийся к «своим» северянам, взял над ними шефство, и благодаря его наставничеству увидели свет произведения этих самобытных авторов, легшие в основу всей литературы народов Севера — «Нотаймэ», «Последняя битва», «Эвныто-батрак», переводы классиков русской литературы на корякский язык. В сотрудничестве с другими студентами (Эвытькан, Качхылайвын) был создан первый корякский букварь «Красная грамота», получивший широкое распространение в школах округа. Понимая необходимость разработки и создания целого ряда педагогических изданий для обеспечения полноценной работы учителя в условиях Севера, С. Н. Стебницкий стал автором нескольких книг — в 1935 г. вышла в свет «Книга для чтения» на корякском языке, позднее были изданы «Книги для чтения» для 1 и 2 классов нымыланских школ, учебник «Наша книга», «Букварь для корякских школ взрослых», «Учебник нымыланского (корякского) языка. Грамматика и правописание», «Перевод на русский язык нымыланской (корякской) книги для чтения». В это же время публикуются его научные труды по языкознанию и этнографии северян — статьи об алюторском и апукинском диалектах корякского языка, о нымыланском (корякском) и ительменском языке, об особенностях словообразования, очерки по этнографии пополнили бесценную библиотеку трудов, начатую С. П. Крашенинниковым и его последователями.
В период 1933–1934 гг. С. Н. Стебницкий повторно побывал на Камчатке, поработал в Пенжинском районе, дополнив накопленный материал новыми наблюдениями и исследованиями. В 1938 г. ученый защищает кандидатскую диссертацию, построив ее на подробном анализе различных диалектов корякского языка. В предвоенные годы Сергей Николаевич работает над очерком «Корякский исторический фольклор и зарождающаяся корякская литература» и масштабным исследованием «Очерки этнографии коряков», которое по полноте охвата и ценности для истории северных народов стоит в одном ряду с трудами С. П. Крашенинникова, К. Дитмара, В. Иохельсона.
В 1941 г. С. Н. Стебницкий уходит на фронт. Через пять месяцев после начала войны он погиб, защищая Родину. Погибли или пропали без вести и многие из его талантливых учеников.
Как отмечалось в трудах более поздних исследователей корякской литературы, «на десятилетие затормозилось развитие письменности. В 50-е гг. меняется социолингвистическая ситуация в Корякском национальном округе. Развивается, как и в других регионах Севера, двуязычие (одностороннее). Начинает практиковаться недооценка роли языка как важнейшего элемента этнической культуры» (13, с. 1). Более полувека имя Сергея Николаевича Стебницкого и его последователей было забыто, книги, изданные в 30-х гг. для учащихся национальных школ Корякского округа, были изъяты из школ и библиотек.
В 1992 г. стараниями сотрудника Корякской окружной ЦБС имени Кецая Кеккетына Галины Валентиновны Овчинниковой был подготовлен методико-библиографический материал «Жизнь и судьба С. Н. Стебницкого», появление которого послужило толчком к возрождению интереса к истории корякской письменности и литературы. По инициативе администрации Корякского автономного округа и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) были изданы труды Сергея Николаевича — «Очерки по языку и фольклору коряков» (1994 г.) и «Очерки этнографии коряков», вышедшие в уникальной серии книг, посвященной истории и культуре народов Камчатки. С 1994 г. в округе регулярно проводятся Стебницкие чтения, а в 1995 г. была учреждена премия имени С. Н. Стебницкого с целью увековечения имени подвижника-учителя, ученого, а также с целью поощрения творческого труда работников просвещения, культуры и др. В разные годы лауреатами премии становились: Алевтина Никодимовна Жукова, доктор филологических наук, автор словарей, учебников корякского языка; Клавдия Николаевна Халоймова, кандидат педагогических наук, автор букваря и учебников ительменского языка; Михаил Иванович Попов, кандидат педагогических наук, филолог, исследователь корякского языка; Мария Алексеевна Кайнын, заслуженный учитель РФ, кавалер ордена Ленина и ордена Дружбы народов; Мария Степановна Яйлеткан, педагог, исследователь вопросов образования в Корякском округе; Владимир Владимирович Косыгин (Коянто), заслуженный работник культуры РФ, кавалер ордена Знак Почета, писатель, общественный деятель; Татьяна Петровна Лукашкина, заслуженный работник культуры РФ, знаток и собиратель корякского и итель-менского фольклора; Екатерина (Екав) Ивановна Дедык, журналист окружного радио, автор учебника «Северянин»; Галина Кававовна Авев, методист окружного Института усовершенствования учителей, исследователь корякского языка; Лидия Васильевна Голова, преподаватель Оссорской средней школы; Валерий Трофимович Кравченко, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ, автор многочисленных книг и публикаций о культуре Корякского округа; Евгений Андреевич Коптев, член Союза писателей РФ; Валентина Романовна Дедык, кандидат филологических наук, исследователь корякского языка; Лидия Михайловна Сафонова, преподаватель Ачайваямской средней школы; Фаина Николаевна Косыгина, заслуженный работник культуры РФ, краевед; Раиса Николаевна Авак, директор окружного Института усовершенствования учителей, автор работ по эвенскому языку.
До сих пор наследие Сергея Николаевича Стебницкого является источником многочисленных исследований, базой для создания трудов по этнографии, культуре и языку коряков и ительменов. Его имя вписано золотыми буквами в многовековую историю корякской земли. Наследие С. Н. Стебницкого должно стать достоянием всех последующих поколений, основой духовной культуры северян.
1. Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков / С. Н. Стебницкий. — СПб., 2000. — 234 с.
2. Стебницкий С. Н. Очерки по языку и фольклору коряков / С. Н. Стебницкий. — СПб., 1994. — 294 с.
3. Овчинникова Г. В. Жизнь и судьба С. Н. Стебницкого: метод.-библиогр. мат. / Г. В. Овчинникова. — Палана, 1992. — 34 с.
4. Сергей Николаевич Стебницкий: метод.-библиогр. мат. — Палана, 2006. — 9 с.
5. Капица Л. Красная книга Сергея Стебницкого // Северные просторы. — 1993. — № 11–12. — С. 28–31.
6. Капица Л. На Севере дальнем: Из истории одной русской семьи // Народовластие. — 1992. — 8 авг.
7. Макеев А. Подвижник // Народовластие. — 1994. — 15 янв.
8. Жиркова М. Р. Сергею Николаевичу Стебницкому — 95 лет // Народовластие. — 2001. — 17 февр.
9. История создания письменности и зарождения корякской литературы: рекомендат. список лит-ры). — Палана, 2003. — 11 с.
10. Сергей Николаевич Стебницкий: метод. мат. — Палана, 2005. — 7 с.
11. Работа библиотеки в год 100-летия С. Н. Стебницкого, создателя корякской письменности и литературы: метод.-рекомендат. письмо. — Палана, 2006. — 6 с.
12. Дедык Е. И. Мысли вслух / Е. И. Дедык. — Палана, 2006. — 15 с.
13. Жукова А. Н. Стебницкий и современность / А. Н. Жукова. — Палана, 2007. — 3 с.
14. Халоймова К. Н. роль С. Н. Стебницкого в изучении ительменского языка и культуры / К. Н. Халоймова. — Палана, 2007. — 2 с.
Косыгина Ф. Н. Просветитель земли Корякской С. Н. Стебницкий (1906–1941) // Люди великого долга: материалы междунар. ист. XXVI Крашенинник. чтений. — Петропавловск-Камчатский, 2009. — С. 131-134. — Библиогр.: с. 134.