Идущие в авангарде

Замечательным событием в культурной жизни нашего полуострова стала 10-ая областная выставка произведений преподавателей детских художественных школ и школ искусств Камчатки - "Педагог - художник" - представленная областным Художественным музеем в Камчатском выставочном центре. Открытая 25 мая, выставка в течение июня радовала горожан красотой и гармонией художественных образов. В экспозиции - более 200 произведений графики, живописи и декоративно-прикладного искусства 21 автора из городов Петропавловска, Вилючинска и Елизово, а также поселков Эссо, Усть-Камчатск и Термальный.

Валентина Стародубцева, искусствовед, член Союза художников России

Все самое прекрасное и щедрое в природе увидено глазами художника и воплощено в художественной форме, цвете и линии. Все удивительное многообразие мотивов нашло яркое выражение в традиционных жанрах изобразительного искусства - портрете, натюрморте, пейзаже и тематической картине. Раздел декоративно-прикладного искусства познакомил зрителей с мастерством оформления интерьера в стиле "батик" - красочной росписи на шелке. А кроме того, зал украсили флористические цветочные композиции "Мудрость познания", "Мой плотик" и "Южный ветер" Анны Витковской из Вилючинска.
В национальном ключе выполнена роспись по дереву Инны Агафоновой из школы искусств Эссо: шкатулка "Чайка" и оригинальные матрешки "Беренгия" и "Корячки". Кстати, кроме этих вещей она исполнила замечательные графические иллюстрации к роману "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Эту же школу искусств представила и другой интересный педагог Н. И. Коровина, создав в керамике занимательные бытовые сценки, - "Норгали" с пляшущими медведями и драму на охоте в сюжете "Последняя встреча. С доброй улыбкой и самоиронией выполнены ею скульптурная группа "Мы едем купаться" и забавный "Ослик".
Главная сюжетная линия всех творческих работ - уникальный природный мир Камчатки. Многоликая и романтическая земля, где под небесно - голубым сводом простираются морские просторы, суровые горные перевалы с чудесно цветущими рододендронами и жилистые от пронзительных ветров каменные березы поражают совершенной и мощной красотой.
Волнующая чистота первозданного мира притягивает к себе многих и, прежде всего, художников, вдохновляя на создание произведений искусства, в которых хотя бы малой частичкой отразились и высота звездного неба, и неиссякаемый поток золотистых лучей, и глубина прозрения, открывающая взору перспективу к неизведанным горизонтам. Соприкасаясь с удивительным миром прекрасного, как бы заново переосмысливается земная жизнь, возможно, для того, чтобы острее понять день насущный, его ритм, состояние, идеи.
И, проходя сквозь тернии, рождаются в душе, подобно первоцвету, кристально-чистые мечты. Именно так - "Сквозь тернии" - назвала свою композицию из природного материала Елена Никольченко из Вилючинска.. И в глубине сердечной возрождается чувство открытости навстречу людям, живой природе и всему сущему у самой отдаленной кромки Тихого океана. И - чувство восторга!
Но в летящей череде дней важно не забывать и о той духовной преемственности, завещанной нам отважными предками, первопроходцами и подвижниками, ради будущих поколений шедшими на восток встречь солнцу. Как важно помнить и о той самобытной национальной культуре, чьи корни уходят в глубь веков. И беречь, и сохранять! Удел современной культуры - вечное стремление к духовному обновлению и просветительству, озаренному радостью сопричастности к Миру, наполненному теплотой, добротой и любовью.
Сама атмосфера художественной выставки проникнута поиском новых образов и форм, органично выраженных в самых различных материалах и техниках: акварель, пастель, темпера и масляная живопись. Большое выставочное пространство в целом позволило представить творчество педагогов-художников широко и разнообразно. Среди всех работ сложно выделить или отдать кому-либо предпочтение, ибо в каждой работе чувствуется и затраченная энергия, и душевное волнение художника. Участниками выставки стали как известные на Камчатке опытные педагоги и прекрасные мастера Александра Лылова, Марина Новикова, Ирина Комова и Елена Никольченко, Пантелей и Людмила Деревянко, Вячеслав Белых, Михаил Лузин и Виктор Соколов, так и молодые педагоги-художники Ж. Трегуб, Н. Коновалова, А. Шулика -Лашкова.
10-ая юбилейная выставка по своей духовной насыщенности свидетельствует о большом творческом потенциале, о высоком профессиональном уровне и таланте преподавателей детских художественных школ Камчатки, идущих в авангарде ХХ1 века.
Остановимся на мгновение перед некоторыми живописными полотнами и графическими листами художников. И, проникаясь тонкостью замысла и воплощения, словно впитывая аромат мастерской, соприкоснемся с подлинной поэтичностью и вдохновением! Это ни с чем не сравнимое путешествие непременно оставит особый след в душе, в котором и сам зритель, сопереживая и сострадая, преображается.
Неординарно смотрятся произведения Александры Лыловой (г. Вилючинск), которых в зале экспонировано немало - 27 работ. Это пейзажная живопись - "Солнце и ветер", "В стране Уйкоаль" и "Долина Улигинде" (гора над Эссо) - со свойственной ей романтикой и звеняще-золотистой зеленовато-синей гаммой. А как хороши изящные графические циклы - "Эссо" и "Кипр" (2000). Здесь изображены изумительные ландшафты и архитектурные пейзажи со старинными строениями и собором: "Кипр - старая крепость", "Кипр - улочка".
География ее маршрутов настолько разнообразна, что это само по себе завораживает и говорит о не успокоенности художницы, стремящейся к новым встречам, впечатлениям и свежим замыслам: "Бухта Спасения", "Река Сестра". Иная грань творчества А. Лыловой - портрет. В работах "Маша" и "Автопортрет" присутствует момент размышления автора о своем творческом призвании и нелегком пути постижения истины. Перед нами - настоящий Художник, чей образ словно сливается с окружающими растущими юными деревцами, бархатными сопками и светящимися облаками - и в этом проявляется характер и сила духа. Привлекают внимание портреты "Эвенка", "Девушка", "Наташа Григорьева", написанные неравнодушной кистью.
Творческой удачей можно назвать "Портрет художника" кисти Пантелея Кирилловича Деревянко (Петропавловская ДХШ), в котором автор запечатлел образ педагога-художника Вячеслава Белых. С первого же взгляда этот портрет захватывает лаконичностью художественного языка и выразительностью. Сходство с натурой найдено столь верно, что невольно ощущается живое присутствие художника, мучительно сосредоточенного перед началом работы. Кисть художника еще не коснулась холста, освещенного солнечным светом и как бы явленного "окном" в необозримое пространство. Может быть, не случайно композиционный строй картины имеет некое сходство с житийной иконой, ибо служение искусству также требует от творца всепоглощающего горения. Мягкость колорита, лиричность присутствуют в пейзажах: "Теплый день" (2001), "Букет черемухи" (2001) и "Сирень" (1999).
Этим произведениям родственны по настроению воздушные акварельные пейзажи Людмилы Анатольевны Деревянко: "После дождя" и "Майский день" (2001). В них - умиротворенное состояние природы, ощущение свежести и теплоты. Искренность чувств выражается в простоте мотивов, подмеченных по-своему. Яркая белизна снега, проталины в предгорье вулкана, где приютились озябшие за долгую снежную зиму березки, навевают весеннюю песнь о скором пробуждении природы.
Как художник-пейзажист Вячеслав Белых черпает вдохновение в работе на пленэре. Оттого в его пейзажах цвет словно материализуется в облачное небо, мокрую от дождя листву, плавное течение реки: "Зачарованный мир", "Радуга в Эссо" и "Каменистая тундра" (2000). Он тонко чувствует северную красоту, влюблен и в снежную зиму, и в камчатское лето. А когда находит хороший мотив, в душе - праздник, ликование. Какая чудесная легкость ощущается после пурги: "Рождественское утро" (1979) - одна из ранних работ, очаровывающая серебристо-голубоватым колоритом. Пушистый снег облепил гибкие ветви притихшего леса и укутал землю от жгучих морозов.
Среди работ педагогов Петропавловской ДХШ также представлены пейзажи Геннадия Пястолова: "Серебряные вулканы", "Малки", "На Тигиле" (2000). Художник предпочитает плотную масляную живопись и сочный колорит, а иногда тонкослойную, прозрачную акварель с нежной цветовой гаммой ("Лунный пейзаж", "Краски осени").
Творчество педагогов-художников из Елизовской ДХШ представлено произведениями М. А. Лузина, В. П. Соколова и П. А. Рожкова. За многие годы педагогической деятельности ими накоплен большой этюдный материал, в основе которого лежат натурные наблюдения. Так отточена техника работы над натюрмортом и пейзажем, что по своеобразному почерку узнаются картины того или иного автора.
Михаил Лузин создал целую сюиту натюрмортов, в которой любимая тема - цветы - от самого неприметного цветочка до ослепительно броского: "Натюрморт с полевыми цветами", "Натюрморт с кактусами", "Подсолнух", "Лето" и "Осень". Они скомпонованы всякий раз несколько иначе, как бы в тайне сохраняя свое неподражаемое очарование. В холодновато-созерцательной манере написаны Лузиным "Голубая зима", "Камчатский пейзаж" (2000) и "Пейзаж с вулканом" (2001), где отточенные грани гор настолько безупречны, насколько вечны.
Виктор Соколов - человек эмоциональный, увлеченный. Природа воспитывает его глаз и душу. Его привлекает морская стихия, с детства запечатленная в сознании: "Берег в Караге", "Рыбалка бабки Пелагеи", "Отлив начинается" и "Берег в Кичиге". В них слышится шум прибоя, крик чаек, волны и скалы отливаются множеством оттенков, морская пена переливаются, как ртуть. Его пейзажи, выполненные в реалистической манере, различны по состоянию: "Дождливый день", "Камчатская осень", "Зима приближается". Осенняя ярко-алая листва горит на фоне зеленоватого неба, ярко-желтая трава окаймляет синюю чашу озера.
У каждого художника свое видение камчатской природы. Пейзажи Павла Рожкова (г. Елизово), выполненные в технике масляной живописи, привлекают внимание и чистотой цвета, особенно яркого на пленэре, и композиционными находками, и особой проникновенностью. Он пишет местность, которая его окружает постоянно, но не теряет при этом остроты зрения. Живописны пейзажи "Река Авача", "Корякский вулкан", "Поздняя осень" (2000) и "Вечерняя бухта" (2001). В них все напоено волнующей жизненной правдой: и высокие облака, отраженные в реке, и образ седого вулкана, и тишина.
Николай Иванович Бешенов из школы искусств п. Термальный представил на выставку натюрморты "Цветы июля" и "Весна". В изысканной колористической гамме исполнены им акварели "Вулкан Вилючинский. Октябрь" (2000) и "Весенний этюд" (2001). Природа, когда все в ней волнует и дышит поэзией, настраивает художника на созерцательный лад.
Светлые этюды, отражающие бездонную синь неба и воды, "Весенний день", "Ручей в лесу" и "Мыс Камчатский" представила молодая художница из Усть-Камчатска Наталья Коновалова. Откровением для многих стали картины из перьев птиц Софьи Ивановны Крюковой, опытного педагога из школы искусств п.Усть-Камчатска. Она представила целый ряд разнообразных по технике исполнения композиций: "Полнолуние", "Поздняя осень", "Юкольник", "Бухта", "Трудовой день", "Заимка". В этих своеобразных пейзажах живописные качества гармонично сочетаются с духовной стороной. Исполненные на высоком художественном уровне картины вызывают восхищение.
И, вновь возвращаясь к ДХШ г. Вилючинска и ее филиалу ДШИ в п. Рыбачьем, где сформировался сильный творческий коллектив, можно отметить большинство оригинальных и талантливых работ. И среди них - "Зимний этюд" и "Ромашки" Людмилы Журо. Свое видение в искусстве интересно раскрыл молодой художник В. Близнюк. Интересны рисунки "Танцы деревьев" (2000), в которых передана изумительная пластика. Живописные поиски приводят его к картинам с философским звучанием "Тишина" и "Утро. Стражи ночи" (2000). Неудивительно, что художник черпает вдохновение в уединении с природой: "Первый снег", "Лето" и "Вечер".
Молодая художница А. Шулика-Лашкова порадовала насыщенными по цвету декоративными композициями: "Стилизация" и "Воспоминание" (2001). В тайны древнего Египта посвящают рисунки Анны Витковской: "Царевна Хатшепсут", "Путешествие по Нилу" и "Бог Осирис" (2001).
В мир, пронизанный светом красок, уносит нас нежная роспись по шелку "Сон" и "Двое" Елены Никольченко и "Полнолуние", "Раннее утро. Тихая заводь" и "Летняя ночь. Кот" (2001) Марины Новиковой, чей волшебный мир переплетается с реальностью, иной раз и драматичной - "Искушение Иисуса Христа" (2000).
Ирина Глебовна Комова (п. Рыбачий) представила на выставке великолепные работы - это портрет "Марина" и натюрморт "Сухой букет" ("2001). Особого внимания заслуживает ее прекрасная композиция "Православие": златовласый ангел принес на землю радостную весть, наполнив мир удивительной гармонией звука и цвета, и золотые купола воссияли в небе.
Труд педагога-художника как зерно, посеянное на доброй почве, прорастет в грядущем.

"Вести", 29 июня 2001г., № 91.