А. В. Улатов

Эколого-рыбохозяйственная оценка воздействия строительства, реконструкции и капитального ремонта магистрального газопровода на участках пересечения с лососевыми нерестовыми реками высокой рыбохозяйственной значимости

Магистральный газопровод «УКПГ-2 Нижне-Квакчикского ГКМ – АГРС г. Петропавлов- ска-Камчатского» (далее – МГ) введен в эксплуатацию в сентябре 2010 г. Согласно проектным ре- шениям (2009 г.) трасса МГ пересекает 524 водотока, из них 403 – подводными переходами (тран- шейными) и 121 – надземными (вантовыми, балочными, эстакадными). В створе переходов через 132 водотока расположены нерестилища лососевых рыб, из них 71 водоток пересекается надземным способом, 61 – подводным.

Пересекаемые реки хорошо известны наибольшим в мире видовым и внутривидовым раз- нообразием лососевых рыб. Список ихтиофауны водотоков представлен 16-тью видами жилых и анадромных видов рыб, в т. ч. 12-тью видами лососеобразных рыб, включая все шесть видов тихо- оканских лососей (р. Oncorchyncus), два вида гольцов (р. Salvelinus), два вида корюшек (р. Osmerus), камчатский хариус (Thymalus arcticus mertensi) а также жилая камчатская микижа (Parasalmo mykiss) и ее проходная форма – камчатская семга – краснокнижный вид, который представлен единственны- ми в мире (сохранившимися только на Камчатке) дикими популяциями.

Из 524 водотоков, пересекаемых трассой МГ:
– 266 (50,8 %) являются нерестовыми для тихоокеанских лососей, из них 208 (78,2 %) – на западном побережье, 58 (21,8 %) – на восточном;
– 132 (25,2 %) в створе МГ имеют нерестилища тихоокеанских лососей, из них 116 (87,9 %) – на западном побережье, 16 (12,1 %) – на восточном.

Трасса МГ в пределах Западной Камчатки по построенному «Предгорному» варианту пере- секает 375 водотоков, относящихся к 10 речным бассейнам, в которых расположено более 7,6 тыс. га нерестилищ тихоокеанских лососей, что составляет 48 % их нерестового фонда на Западной Кам- чатке. 263 водотока (70,1 %) являются местом массового нагула молоди лососей.

МГ пересекает территорию первого и пока единственного на Камчатке лососевого заказни- ка краевого значения «Река Коль», созданного в 2005 г. в бассейнах рр. Коль и Кехта.

Очевидно, что вопрос сохранения водных биологических ресурсов и условий их воспроиз- водства по трассе МГ является одним из главнейших. При этом переходы МГ через водные объекты рыбохозяйственного значения являются наиболее ответственными участками трассы МГ, как с по- зиции экологической безопасности, так и технических решений.

Воздействия переходов МГ на водотоки и водные биоресурсы зависит от способа прокладки трубопровода и соблюдения проектных решений. Если на пойменных и береговых участках водо- токов нарушения от строительства надземных и подводных переходов сопоставимы, то в русловой части воздействие от принятой технологической схемы надземной и подземной прокладки МГ су- щественно различаются. По этой причине до настоящего времени строительство надземных перехо- дов МГ являлось важнейшим проектным техническим решением по защите лососевых нерестовых рек Камчатского края от предотвращаемого техногенного воздействия, и было принято для всех более-менее крупных рек полуострова.

При строительстве подземных (траншейных) переходов МГ наибольший ущерб связан с про- ходкой и обратной засыпкой траншеи в русловой части водотоков. При этом происходит сплошное нарушение дна по линии перехода, изменение физико-механических свойств грунтов, временные изменения естественного гидрологического режима и русловых процессов, увеличение мутности воды и заиление донных биоценозов. Ниже по течению интенсивность воздействия в зоне распро- странения мутности зависит от дальности распространения шлейфа дополнительной техногенной мутности, концентрации взвешенных частиц, продолжительности воздействия и чувствительности биологических организмов к этому фактору воздействия – пропорционально расстоянию от створа русловых работ. Расчет зон заиления русел и распространения дополнительной техногенной мутно- сти в водотоках производится с использованием методик ГГИ, Гипроречтранса, Гипротрубопровода и ГосНИОРХа. Ущерб, наносимый водным биоресурсам и среде их обитания при производстве ра- бот в русле, складывается из трех основных составляющих:

– временного вывода из строя нерестилищ лососевых видов рыб;

– временных потерь мест обитаний жилых и молоди проходных видов рыб;

– гибели кормовых организмов зообентоса.

Строительство подводных переходов МГ методом открытой траншеи по совокупности не- гативных последствий и неизбежности нанесения крупного вреда водным биоресурсам является нежелательным и наиболее опасным. Применение его на реках высокой рыбохозяйственной значи- мости Камчатского края, с учетом требований действующего природоохранного законодательства РФ, является недопустимым.

Строительство надземных переходов, наоборот, в зависимости от принятой технологической схемы позволяет свести к минимуму негативное воздействие и экологический вред (непредот- вращаемый ущерб водным биоресурсам), или даже полному отсутствию воздействия и ущерба. Применение технологии надземных переходов на реках высокой рыбохозяйственной значимости Камчатского края является одним из главных условий соблюдения требований природоохранного законодательства РФ – в части приоритета сохранения естественных экосистем и обеспечения сни- жения негативного воздействия в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий (ст. 3 № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 22 № 52-ФЗ от 24.04.1995 г. «О живот- ном мире», «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов», утв. Постановлением Правительства РФ № 997 от 13.08.1996 г.). Данные экологические требования нашли свое отражение в ранее принятой и утвержденной концеп- ции Проекта МГ, включая ТЭО (1999 г.), Рабочую документацию (2002 г.) и Проектную документа- цию (2009 г.), которые получили необходимые рыбохозяйственные согласования и положительные заключения экспертных комиссий государственных экологических экспертиз, утвержденные прика- зами (заключениями, письмами):
– Госкомкамчатэкологии от 07.07.1999 г. № 187-ПР;
– Госкомрыболовства России от 11.09.2000 г. № 02-47/2390;
– Отдела тяжелой индустрии Главгосэкспертизы России Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20.11.2000 г. № 24-2-1/10-44А;
– Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Камчат- ской обл. и Корякскому автономному округу от 11.11.2002 г. № 553;
– ФАУ «Главгосэкспертизы России» Минрегионразвития России от 15.11.2010 г. № 1107-10/ ГЭЭ-7056/02.

В последние годы – на этапе завершения строительства МГ (2009–2010 гг.) и начала его эксплуатации (2011–2013 гг.) – рассматривались вопросы применения и других бестраншейных тех- нологий, например, строительство подводных переходов методами горизонтально-направленного бурения (ГНБ) и микротоннелирования. Применение данных прогрессивных методов наравне с над- земными пересечениями рек позволяет свести степень негативного воздействия и размер экологиче- ского ущерба к минимуму.

Методом ГНБ применен на Камчатке впервые при строительстве подводного перехода через р. Кирпичную в 2010 г. в городской черте Петропавловска-Камчатского. Вместе с тем, применение способа ГНБ на полуострове ограничено неблагоприятными инженерно-геологическими услови- ями, в т. ч. гравийными грунтами (гравия более 30 %) и галечниковыми грунтами с включением валунов и булыжника (1). В таких случаях усложняется контроль при бурении пилотной скважины, возможен обвал грунта при расширении пилотной скважины и заклинивание рабочего трубопровода при его протаскивании. Гравийно-галечниковые грунты в долинах большинства рек п-ва Камчатка являются основным сдерживающим фактором применения данного метода.

Метод микротуннелирования в отличие от ГНБ позволяет выйти на качественно иной техно- логический уровень прокладки МГ, т. к. для данного метода практически отсутствуют ограничения по грунтовым условиям, требуется минимальное количество бурового раствора, что предопределяет его экологические преимущества. Строительство микротоннелей под руслами нерестовых рек по- зволяет заглубить трубопровод под дном реки на требуемые проектные отметки, исключающие воз- действие на ихтиофауну и бентофауну реки. Подводный тоннель прокладывается, как правило, на глубине 7–20 м ниже отметок дна реки (профиля предельного глубинного размыва русла), и поэтому даже в период интенсивного строительства не сказывается на нересте и миграциях лососевых рыб, нагуле их молоди, не приводит к массовой гибели и угнетению развития икры и личинок лососей в гнездах нерестилищ, а также кормовых организмов макрозообентоса. Все это сводит к минимуму воздействие на окружающую среду, заметно повышает надежность водных переходов и увеличивает сроки безремонтного периода их эксплуатации. Для строительства применяются тоннелепроход- ческие щитовые комплексы «AVN» производства «Herrenknecht AG» (Германия). В России метод микротоннелирования впервые применен в Ленинградской и Вологодской областях при пересече- нии р. Невы, р. Шексны и Сайменского канала Северо-Европейским газопроводом, обеспечиваю- щим поставки газа в газопровод «Северный поток» («Норд Стрим») и потребителям Северо-За- падного региона России (2). Применение данной технологии на реках высокой рыбохозяйственной значимости Камчатского края, наряду с надземными методами строительства переходов МГ, рас- сматривается в качестве одного из важнейших условий соблюдения требований природоохранного законодательства РФ. Но окончательного решения о применении метода микротуннелирования при строительстве (реконструкции, капремонте) МГ на Камчатке, к сожалению, до сих пор не принято.

Также необходимо учитывать, что использование любых, в т. ч. прогрессивных, методов строительства переходов МГ в условиях недоучета всех природных и техногенных факторов, вли- яющих на надежность, экологическую и промышленную безопасность трассы МГ, закономерно ведет к увеличению промышленных и экологических рисков, и, как следствие, возрастанию техно- генных нагрузок на водные экосистемы. Так, например, недооценка опасности русловых процессов (карчеходы, блуждание многорукавного русла, глубокие вертикальные и широкие горизонтальные русловые деформации, наледи и т. д.) обусловили соответствующие ошибки проектирования балоч- ного надземного перехода МГ через р. Авачу (3). Указанные ошибки были обусловлены главным образом некачественным исполнением и незавершенностью инженерно-строительных изысканий и стали поводом для принятия решений о реконструкции отдельных участков трассы МГ менее чем через 1,5 года после окончания строительства МГ. В т. ч. принятия Программы капитального ремон- та МГ на участках пересечений с реками, предусматривающей на 2013–2015 гг. реконструкцию и капитальный ремонт 10 надземных (6 – в вантовом, 2 – в балочном, 2 – в эстакадном исполнении) переходов через важнейшие в рыбохозяйственном отношении нерестовые реки Западной Камчатки на территории Соболевского и Усть-Большерецкого районов: рр. Колпакова, Большая Воровская, Средняя Воровская, Коль, Пымта, Удова, Правый Кихчик, Киумшичек, Коклянка, Испова. Данная программа предусматривает полный демонтаж на указанных переходах всех надземных участков МГ, общей протяженностью 9,381 км, и их переукладку в подземное положение преимущественно методом открытой траншеи.

Реконструкция МГ вне рамок указанной программы проводилась в марте-апреле 2012 г. на участке перехода через нерестовую р. Авачу в Елизовском районе, где выполнен полный демонтаж всех надземных участков МГ, общей протяженностью около 2,2 км, и их переукладка в подземное положение методом открытой траншеи. Таким образом, в планах на реконструкцию надземных пе- реходов оказались в общей сложности 11 важнейших в рыбохозяйственном отношении лососевых нерестовых рек Камчатского края.

С целью выяснения характера и степени негативного воздействия на ВБР при строительстве подводного (траншейного) перехода МГ через многорукавное русло р. Авачи ФГУП «КамчатНИ- РО» в феврале 2012 г. подготовил рыбохозяйственный раздел ОВОС к проекту организации строи- тельства. Расчеты показали, что общий прогнозируемый ущерб в натуральном выражении составит более 36,0 т. Стоимость компенсационных мероприятий в ценах 2012 г. – около 2,4 млн руб. Столь низкие показатели ущерба связаны с современной низкой рыбопродуктивностью р. Авачи, которая в настоящее время для тихоокеанских лососей сократилась в среднем в 43 раза.

Эколого-рыбохозяйственный мониторинг, выполненный ФГУП «КамчатНИРО» в активную фазу русловых работ по строительству траншейного перехода МГ через р. Авачу и после завершения строительных работ, показал, что рассчитанные в результате моделирования значения концентраций взвешенных наносов (дополнительной техногенной мутности) оказались заниженными для главных проток в 1,5 раза, для второстепенных проток – в 4–9 раз. Кроме того, в 3,55 раза оказалась занижена биомасса кормового макрозообентоса на переходе. Таким образом, полученные данные позволили по факту выполнить корректировку прогнозного размера ущерба, рассчитанного на стадии ОВОС, с 36,005 т до 189,373 т и с 2,4 млн руб. до 12,625 млн руб., соответственно.

Кроме того, в ходе строительства траншейного перехода МГ через р. Авачу выявлены нару- шения требований природоохранного законодательства и отступления от проектной документации, что стало основанием для возбуждения в отношении субподрядчика и проектной организации 5 ад- министративных дел (4 – возбуждены Северо-Восточным территориальным управлением Росры- боловства, 1 – Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю), в ходе которых установлено причинение дополнительного ущерба водных биоресурсов более 0,5 млн руб.

Таким образом, в результате реконструкции надземного балочного перехода через р. Авачу в подводный траншейный вариант фактический ущерб ВБР к настоящему времени составил более 13,1 млн руб.

Отдаленные негативные последствия функционирования подводного (траншейного) пе- рехода МГ через р. Авачу для ВБР могут проявляться и уже проявляются вследствие возведения непроектных насыпей грунтов и проектных берегоукрепительных сооружений (габионных сетча- тых изделий – матрацев Рено), нарушающих продольный профиль пойменно-руслового комплекса многорукавного русла р. Авачи и пути миграций лососевых рыб, а также вследствие активизации процессов регрессивной эрозии (последние могут привести к саморазрушению подводного перехода МГ). С учетом указанных обстоятельств совокупный ущерб ВБР может составить более 26,2 млн руб.

Поскольку современная рыбопродуктивность рек Западной Камчатки в 46–61 раз выше рыбопродуктивности р. Авачи, при сопоставлении с р. Авачей ширины переходов в межень пере- укладка в подземное положение (методом открытых траншей) в ходе реконструкции 10 надземных переходов МГ общий прогнозируемый ущерб ВБР, с учетом отдаленных последствий, в натураль- ном выражении составляет около 12,0 тыс. т, на компенсацию (возмещение) которого потребуется от 3,75 до 7,5 млрд руб., что многократно превышает изначальную сметную стоимость капитального строительства и ремонта (реконструкции) всех надземных переходов МГ.

Сопоставление результатов расчетов размера экологического ущерба показывают, что раз- ница в масштабах негативных воздействий и последствий для водных биоресурсов при строитель- стве щадящими методами надземных переходов и наиболее опасных для водной биоты подземных (траншейных) переходов достигает 3–4 и более порядков.

Так, например, при строительстве балочного перехода межпоселкового газопровода через р. Авачу в соответствии с рыбохозяйственным разделом ОВОС проектной документации «Газопровод межпоселковый ГРС Елизово – г. Елизово (объекты теплоэнергетики), Камчатский край» (2012 г.) общий прогнозируемый ущерб ВБР в натуральном выражении составил 50,37 кг, на ком- пенсацию которого в ценах 2012 г. потребовалось всего 5 412 руб. 94 коп. А при первоначальном строительстве 10 надземных переходов МГ через указанные в программе капитального ремонта реки, в соответствии с рыбохозяйственным разделом ОВОС Проектной Документации (2009 г.) об- щий прогнозируемый ущерб ВБР в натуральном выражении составил приблизительно 1,6 т, на ком- пенсацию которого в ценах 2009 г. потребовалось всего 91,388 тыс. руб.

В случае реализации строительства (реконструкции) указанных переходов методом подзем- ного микротоннелирования на любом из реконструируемых переходов МГ степень воздействия и ущерб ВБР в зависимости от принятой технологической схемы могут быть минимальными, или вообще сведены к нулю.

Таким образом, опыт, накопленный в рамках ОВОС, мониторинга и строительства МГ по- казывает, что отказ от прогрессивных бестраншейных технологий (включая надземные – в вантовом и балочном исполнении, а также подземные – методом микротоннелирования) при строительстве, реконструкции и капремонте переходов МГ через нерестовые реки Западной Камчатки приведет к причинению беспрецедентно крупного ущерба водным биоресурсам, ухудшению экологической обстановки на важнейших лососевых нерестовых реках страны, к значительным экономическим по- терям лососевого хозяйства полуострова, негативно отразится на показателях экономического роста в Камчатском крае.

С учетом вышесказанного, надземные методы прокладки МГ и метод подземного микротон- нелирования следует признать безальтернативными способами строительства (а также реконструк- ции и капремонта) переходов МГ через реки высокой рыбохозяйственной значимости, к которым относятся лососевые нерестовые реки Западной Камчатки, требующие наивысшей степени эколо- гической защиты.

1. Ведомственные нормы «Строительство подводных переходов газопроводов способом направленно- го бурения», утв. приказом № 99 от 24.07.1998 г. РАО «Газпром».
2. Левченков М. Передовые технологии – надежные поставки газа в Европу // Деловая Россия: про- мышленность, транспорт, социальная жизнь. 2012. № 12. С. 128–129.
3. Улатов А. В. Влияние способов реконструкции надземных переходов магистрального газопровода на лососевые нерестовые реки полуострова Камчатка // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей : материалы ХIII международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения известного отечественного специалиста в области лесоведения, ботаники и экологии, д. б. н. С. А. Дыренкова. Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2012. С. 191–194.

Улатов А. В. Эколого-рыбохозяйственная оценка воздействия строительства, реконструкции и капитального ремонта магистрального газопровода на участках пересечения с лососевыми нерестовыми реками высокой рыбохозяйственной значимости // "Всеобщее богатство человеческих познаний" : материалы XXX Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2013. - С. 275-279.