Три транспортных кита

Лариса Ларина

Развитие транспортной инфраструктуры — задача для Камчатского края первостепенной значимости. Здесь своя специфика. Значительная часть полуостровной территории на сегодняшний день не имеет альтернативы воздушному транспорту. Все пассажирские перевозки на Камчатку — только самолетом. По примерным подсчетам, необходимый объем инвестиций в транспортную сферу до 2025 года составляет порядка 100 млрд рублей. Но это далекая перспектива, учитывающая строительство железнодорожной магистрали Якутск-Магадан-Анадырь, необходимой для организации транзита международных грузов из США и Канады в Европу и Азию через Берингов пролив. Решение же наиболее насущных транспортных проблем в соответствии с ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» оценивается в 20,8 млрд руб.

В общем, проблем накоплено много, и избавиться от них в одночасье невозможно. Разрабатывая проект стратегии развития транспортного комплекса полуострова, Правительство Камчатского края определило три этапа решения проблем.

Первое — в самое ближайшее время необходимо ликвидировать износ транспортной инфраструктуры: взлетно-посадочных полос аэропорта Елизово и региональных малых аэропортов, обновление парка воздушных и морских судов, восстановление грузопассажирских морских линий, ремонт и строительство автодорог.

По словам руководителя Агентства по развитию транспортной инфраструктуры Камчатского края Михаила ХОДЕЕВА, в уже принятую программу на сегодняшний день вошли не все жизненно необходимые для развития региона объекты. Учитывая, что в ближайшее время программа будет корректироваться, руководство Камчатского края готовит экономические и технические обоснования для включения их в программу федерального финансирования.

По договору с правительством края работает хабаровский институт «Дальаэропроект».

Структурная перестройка должна произойти в аэропортовом хозяйстве. Аэропорты местных воздушных линий планируется передать в казенное предприятие по примеру Якутии, где создана компания «Аэропорты Севера». Но прежде они должны быть отремонтированы за счет средств федерального бюджета. Региональная авиакомпания, сняв с себя нагрузку по содержанию аэропортов, сможет более эффективно выстраивать собственную экономику с учетом сложившегося пассажиропотока.

Прорабатывается вопрос объединения двух местных авиакомпаний — Петропавловск-Камчатского авиапредприятия и Ко-рякавиа (обе — стопроцентная федеральная собственность) в единую. Оптимизировать пассажирские авиаперевозки внутри Камчатского края и существенно повлиять на формирование тарифов на межрегиональные маршруты в перспективе может сотрудничество с национальным перевозчиком — компанией «Аэрофлот». Первые переговоры на эту тему состоялись. Речь идет о создании дальневосточного филиала «Аэрофлот-Восток»

Решается вопрос о реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Елизово. Это застарелая для Камчатки тема. Эксплуатируемая сегодня полоса принадлежит военному ведомству, что является основным препятствием для получения финансирования на ее реконструкцию по программе Министерства транспорта.

Минтранс и Правительство Камчатского края настаивают на восстановлении второй полосы, которая не используется уже несколько лет. Именно так должен решаться этот вопрос и в соответствии с поручениями Президента РФ.

Среди задач, поставленных президентом, восстановление пассажирского морского сообщения. Некогда Камчатка располагала собственным пароходством и его суда обеспечивали сообщение с поселками протянувшегося на сотни километров морского побережья. Учитывая, что для сегодняшних частных судоходных компаний ни пассажирские перевозки, ни выгрузка грузов на необорудованный берег большого коммерческого интереса не представляют, решение этого вопроса лежит в плоскости федеральной программы. Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота (ДНИИМФ) по заказу Минтранса работает над обоснованием проекта создания Дальневосточной судоходной компании. Часть ее полномочий будет распространяться и на Камчатский край.

По словам Михаила Ходеева, сейчас важно определиться с тем, какие типы морских судов будут наиболее эффективны до обеспечения региональных грузовых i пассажирских перевозок. Должна был решена проблема создания нового танкер ного и вспомогательного флота. Это основной транспорт для доставки топлива в северные районы, а учитывая, что требования к безопасности эксплуатации подобных судов ужесточились, решать эту проблему необходимо в максимально короткие сроки. В ближайшие годы будет построено четыре самоходные баржи, финансирование на них предусмотрено в федеральной программе.

Стратегическая задача — восстановление портовой инфраструктуры. Портпункты на1 побережье должны быть оборудованы причальными сооружениями, которые могли бы безопасно принимать пассажиров. В самом Петропавловске-Камчатском планируется строительство нового морского вокзала, в котором разместится современный пункт пограничного и таможенного пропуска. Это будет способствовать оперативному оформлению иностранных туристов, которые любят посещать Камчатку на круизных судах.

Значительное развитие должны получить и автомобильные дороги. Камчатка вытянута с севера на юг на сотни километров, на первом этапе стоит задача создать магистральную трассу, которая связала бы все районы края с краевым центром. Частично эта задача решается уже сейчас. Уже строится автозимник продленного действия Авангай — Палана, фрагменты дороги в Пенжинском районе Каменское — Манилы (60 км). Все эти участки считаются частью Транскамчатского коридора. Поскольку именно от Манил в перспективе дорога должна выйти на поселок Ом-сукчан Магаданской области (700 км). Часть этих задач прописана в ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», некоторые объекты руководство края будет вносить на рассмотрение в Правительство России при корректировке программы.

— Естественно, эти дороги в никуда строить никто не собирается, — говорит Михаил Ходеев. — Каждый их участок будет просчитываться с точки зрения перспективности той или иной территории. Если есть перспектива развития поселка, то туда пойдет дорога. С учетом этого будут расставляться приоритеты.

В ближайшее время будет завершено строительство дороги Ключи — Усть-Камчатск. Крупнейший рыболовецкий поселок восточного побережья получит устойчивую транспортную связь с краевым центром. Начнется модернизация покрытия на трассе Петропавловск-Камчатский- Мильково. Ну и в ближайших планах подготовка про-ектно-сметной документации на строительство моста через реку Камчатка в районе 168 км.

А вообще, если говорить об обозначенной Президентом РФ перспективе — связать Камчатку с Магаданской областью, нужно построить порядка 1500 километров новых дорог.