Л. Н. Тхор

Агентство Добровольного Флота в г. Петропавловске

С середины 1907 г. по поручению правительства Добровольный флот начал обслуживание местных дальневосточных линий, в том числе в 1908 г. – Камчатку и побережье Охотского моря. Основное требование – наладить четкое транспортное и грузовое обслуживание данного района. Для лучшего и более качественного административного управления Дальним Востоком из соста- ва Приморской области была выделена Камчатская область в составе Анадырского, Гижигинско- го, Охотского, Петропавловского уездов и двух особых единиц – Чукотского полуострова и Коман- дорских островов согласно закону «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалина» от 17 июня 1909 г. В 1911 г. состоялось заседание Комитета Добровольного флота, на котором Управление де- лами Добровольного флота на Дальнем Востоке высказало предложение «о необходимости учрежде- ния агентуры в Петропавловске, а представительств Добровольного флота в Охотске, Гижиге, Усть- Камчатске, Анадыре, Большерецке и Тигиле» (1). Анализ пароходных сообщений Добровольного флота по северным линиям с 1908 по 1912 г. показал увеличение валовой доходности «больше, чем в 5 раз, количество перевезенных грузов больше, чем в 8 раз» (2). Комитет согласился с доводами Управления делами Добровольного флота на Дальнем Востоке. На должность агента в г. Петропав- ловск Комитет Добровольного флота пригласил Вячеслава Юлиановича Медзыховского, назначив ему оклад в 3 000 руб. с процентами от фрахта. Но вопрос об устройстве и организации агентства Комитет оставил открытым «до представления агентом, по ознакомлению с местными условиями, своих соображений» (3). Агент Медзыховский приступил к знакомству с местными условиями. Основные обязан- ности агента – это набор грузов и пассажиров для отправления на пароходах Добровольного флота, приём грузов и пассажиров с прибывших пароходов, а также исполнение формальностей в связи с этими вопросами. В своей деятельности агент руководствовался правилами, инструкциями, цирку- лярами и отдельными распоряжениями вышестоящих органов, но действовал, вместе с тем, соглас- но с общими законоположениями и распоряжениями Правительства. Агент не мог самостоятельно устанавливать тарифы за различные операции и не мог изменять ставки без разрешения Управления делами Добровольного флота на Дальнем Востоке, а по всем вопросам обязан был соотноситься с управляющим делами. Для нормального функционирования агентства агент должен был иметь помещение для конторы, склад для хранения, опытных служащих. На содержание агентства До- бровольный флот выделял средства. Поэтому основным являлся вопрос приобретения земельных участков в г. Петропавловске, необходимых для нужд Добровольного флота. В июле 1911 г. Медзыховский отправляет председателю Комиссии по отводу земельных участков в г. Петропавловске заявление об отводе для надобностей Добровольного флота выбран- ных им двух земельных участков: «1) Участка земли под постройку дома для агентства… желателен был бы из свободных земель, лежащих ниже больницы между берегом Ковша и дорогой[,] ведущей к Кошке. 2) Берегового участка, для постройки пристани пароходам Добровольного Флота, на косе со стороны Авачинской бухты и другого берегового участка, с противоположной стороны косы, на берегу Ковша [–] для постройки пакгаузов Добровольного Флота» (4). Вопрос о выделении земли под строительство здания агентства был решен положительно. Было получено удостоверение за № 42 [412] от 12 сентября 1911 г. об отводе земельного участка под постройку дома для агентства Добровольного флота (5). Вопрос относительно отвода участка для строительства пристани и пакгаузов Комиссия оставила на рассмотрение губернатора Перфильева, который решил, что только при получении агентом полномочий по данному вопросу от Управления делами Добровольного флота на Дальнем Востоке «Комитет [Комиссия] может войти в обсуждение вопроса о закреплении просимых участков за Добровольным Флотом» (6). 19 августа 1911 г. на очередном заседании Комиссии по вопросу об отводе в г. Петропавлов- ске участков земли агент Медзыховский представил «свои соображения» по данному вопросу. Для постройки пристани Медзыховский просил береговой участок, на котором можно было бы возве- сти и пакгаузы. Он предложил выделить Добровольному флоту участок «длиной не менее 300 фу- тов вдоль берега… в 100 фут. от памятника “Слава”» (7). Данные предложения были отвергнуты Комиссией. Поскольку возведенные сооружения и стоящие около них пароходы могут закрывать исторический памятник «Слава», а данный памятник еще являлся и створным знаком для входящих в Ковш судов; стоящие у построенной пристани суда будут загораживать фарватер; узость береговой полосы Кошки при устройстве пристани на испрашиваемом береговом участке будет мешать дви- жению. Поэтому Комиссия постановила предложить «наиболее подходящее место для постройки пристани – начало Кошки» (8). Но грузы и пассажиров требовалось принимать, поэтому Добровольный флот заключил до- говор об аренде для своих нужд пристани и пакгаузов с Камчатским торгово-промышленным обще- ством, которое имело пароход «Котик», пристань и пакгаузы, но «это Общество обслуживает только свои интересы и взимает с других пароходов за причал плату» (9). 19 января 1912 г. (журнал № 1289) состоялось заседание Комитета Добровольного флота, на котором был рассмотрен вопрос «О постройке пристани Добровольного флота в Петропавлов- ске». Комитет постановил: «Принимая во внимание, что на 1912 г. Добровольный Флот имеет еще договор с Камчатским Торгово-Промышленным Обществом на аренду их пристани, принять меры к выяснению выбора места и способа сооружения пристани» (10). В вопросе об отводе берегового участка для постройки пристани для Добровольного флота администрация Камчатской области и агент, представляющий интересы компании, не нашли взаи- мопонимания. Участок, который предлагала Комиссия для обустройства пристани и пакгаузов, тре- бовал вложения больших средств, размер которых превысил бы «доходность». Поэтому Комитет Добровольного флота принял решение приобрести у Камчатского торгово-промышленного обще- ства «его береговой участок, пристани и пакгаузы, поневоле довольствуясь их размером, располо- жением и другими недостатками, не находя другого выхода для удовлетворения своих назревших потребностей» (11). Покупая имущество у Камчатского торгово-промышленного общества, агент не «вошел в сношение с местным Управлением Государственного имущества… для выяснения вопроса, на каких основаниях могла бы быть предоставлена дальнейшая эксплуатация пристани, с отводом не- обходимого для сего земельного участка» (12). В результате возникли осложнения с местной адми- нистрацией и по поводу закрепления земельных участков, и по арендной плате за землю, и по по- стройке капитальных сооружений на земельном участке. На решение всех этих вопросов повлиял и личный конфликт между вновь назначенным губернатором Камчатской области Н. В. Мономаховым и агентом Добровольного флота В. Ю. Медзыховским. На очередном заседании правления Добровольного флота в марте 1912 г. был рассмотрен вопрос о «современном экономическом положении Камчатки и о роли Добровольного Флота, как посредника в сообщениях Камчатки с Россией», подготовленный Медзыховским. Он указал и на некоторые, не предусмотренные сметой, расходы при приобретении Добровольным флотом при- стани и пакгаузов. Исходя из сообщения агента, Правление постановило: «…испросить разрешение Министра Торговли и Промышленности на дополнительный кредит. Для определения размера сего последнего предложить агенту по прибытии в Петропавловск точно выяснить потребную сумму на текущий ежегодный расход с подразделением её на отдельные статьи и на две очереди – на неотлож- ные надобности и на надлежащее удовлетворение в будущем» (13). В мае 1912 г. агент Медзыховский, действующий на основании доверенности Управления делами Добровольного флота на Дальнем Востоке, принимает «приобретенное имущество» от Камчатского торгово-промышленного общества: деревянную пристань, «узкоколейный рельсовый путь… с поворотным кругом» на пристани, водопровод, железный пакгауз, деревянный пакгауз, сарай для помещения катера, развалины деревянного склада и другое имущество. Был составлен и акт об установлении «степени его годности и прочности» (14). Управление делами Добровольного флота на Дальнем Востоке по согласованию с агентом испрашивает дополнительное ассигнование в сумме 3 500 руб. на необходимый ремонт «приобретенного Флотом имущества, с соображениями о переустройстве водопровода» (15). В связи с расширением объема грузооборота и перевозок Медзыховский просит губерна- тора Камчатской области дать согласие на получение дополнительного участка земли, разрешить постройку капитального водоема на ранее приобретенном участке и утвердить правила пользования пристанью. Одновременно Медзыховский просит губернатора предоставить возможность приобре- сти здания у Камчатского торгово-промышленного общества: «склады, на главной улице Петропав- ловска, большой пакгауз и пакгаузы на Сигнальном мысу… с предоставлением прав на земельные участки, находящиеся под названными пакгаузами» (16). Однако все эти вопросы: закрепление земельных участков, упорядочение арендной платы за пользование землей, постройка капитальных сооружений, – начали решаться только при лейтенанте В. К. Маковском, который был назначен агентом Добровольного флота в апреле 1914 г. (приказ ди- ректора-распорядителя № 308 от 22.04.1914 г.). Строительство здания для конторы агентства все время задерживалось, хотя была выделена земля под постройку, составлены проект здания, смета. Планировалось «чистую отделку… испол- нить в 1913 г.» (17). Для агента и агентства в г. Петропавловске Добровольный флот арендовал дом у господина Вечиркина за 1 800 рублей в год. К 1915 г. недвижимое имущество Добровольного флота в г. Петропавловске состояло из де- ревянной пристани, железного пакгауза, деревянного пакгауза, шлюпочного сарая, теплого подвала и кузницы, расположенной на пристанном участке внутри ковша. Согласно утвержденному 14 ноя- бря 1914 г. генеральному плану г. Петропавловска за Добровольным флотом числился «пристанный участок площадью в 1 023,27 кв. саж. за № 404» (18). Подробности устройства, организации и функционирования агентств Добровольного флота на Дальнем Востоке, движения пароходов по дальневосточным линиям и другим вопросам отраже- ны в документах фонда 30 Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. 1. РГИА ДВ. Ф. 30. Оп. 1. Д. 49. Журналы заседаний правления Добровольного флота за 1911–1912 гг. Л. 400. 2. Там же. Д. 98. Л. 92об. Краткий обзор рейсов по Северным линиям за 1912 год. Список расчетных книжек личного состава пароходов дальневосточных линий. Список экипажа парохода «Ставрополь». 3. Там же. Д. 49. Л. 400. Журналы заседаний правления Добровольного флота за 1911–1912 гг. 4. Там же. Д. 52. Л. 4об. Журнал совещания комиссии, образованной приказом губернатора Камчат- ской области, переписка с агентством Добровольного флота в г. Петропавловске-Камчатском, с губернатором Камчатской области об отводе участка земли в Петропавловске-Камчатском для Добровольного флота. 5. Там же. Д. 107. Л. 138. Материалы (схемы, сметы) об отводе для Добровольного флота участка земли в г. Петропавловске-на-Камчатке под устройство пристани и пакгаузов. 6. Там же. 7. Там же. Л. 137об. 8. Там же. Л. 140. 9. Там же. Д. 97. Л. 14. Обзор состояния Добровольного флота на Дальнем Востоке, представленный особой комиссии комитета Добровольного флота. 10. Там же. Д. 49. Л. 261. Журналы заседаний правления Добровольного флота за 1911–1912 гг. 11. Там же. Д. 52. Л. 6об. Журнал совещания комиссии, образованной приказом губернатора Камчат- ской области, переписка с агентством Добровольного флота в г. Петропавловске-Камчатском, с губернатором Камчатской области об отводе участка земли в Петропавловске-Камчатском для Добровольного флота. 12. Там же. Л. 9. 13. Там же. Д. 49. Л. 242–243. Журналы заседаний правления Добровольного флота за 1911–1912 гг. 14. Там же. Д. 107. Л. 126. Материалы (схемы, сметы) об отводе для Добровольного флота участка земли в г. Петропавловске-на-Камчатке под устройство пристани и пакгаузов. 15. Там же. Л. 63. 16. Там же. Л. 53. 17. Там же. Оп. 1. Д. 93. Л. 1об. План и технические сметы на постройку здания конторы Доброволь- ного флота в Петропавловске-на-Камчатке. 18. РГИА ДВ. Оп. 1. Журнал совещания комиссии, образованной приказом губернатора Камчатской области, переписка с агентством Добровольного флота в г. Петропавловске-Камчатском, с губернатором Кам- чатской области об отводе участка земли в Петропавловске-Камчатском для Добровольного флота.

Тхор Л. Н. Агентство Добровольного Флота в г. Петропавловске // «В путь за непознанным...» : материалы XXXIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 278-280.