Возрождение христианства на Командорах

Н. А. Татаренкова

Появление христианства на Командорских о-вах можно смело отождествлять с появлением первых европейцев. В 1741-1742 гг. на о. Беринга зимовала Вторая Камчатская экспедиция, с 1743-го острова стали регулярно посещаться русскими промышленными людьми. На необитаемой земле из уст мирян звучали первые молитвы и первые панихиды. В нашей статье речь пойдет главным образом о православии, однако, не стоит упускать из виду, что здесь были и протестанты, и лютеране, и евангелисты, и даже иеговисты. Опуская период спонтанных заходов XVIII - начала XIX вв., сразу перейдем к моменту начала формирования церкви на островах.

До 1825 г. западные острова Алеутской дуги: Ближние (Атту и Круглый (совр. Агатту)), Крысьи (Амчитка, Кыска) и Андреяновские (Атха (совр. Атка), Амля, Адах (совр. Адак), Танах (совр. Танага)), а также Командорские о-ва (Беринга и Медный) не входили в состав основной территории Российско-Американской компании (далее - РАК). Решение о переподчинении было принято Главным Правлением в 1823 г. (1, с. 176). Этот год был знаменательным и переломным во многих отношениях. Кроме структурных изменений, произошло еще одно знаковое событие: в начале года решением Святейшего Синода на территории Русской Америки была учреждена духовная миссия для "просвещения светом Христовой веры инородцев". Епископ Иркутский и Нерчинский преосвященный Михаил (Бурдуков) получил указ Синода, которым повелевалось послать священника на о. Уналашка. С 1824 г. на территории Русско-Американской компании образовался первый, Уналашкинский, приход. Он состоял из 60 небольших островков, самым большим из которых был Уналашка. Второй приход, Атхинский, был образован несколькими годами позже. Его окормлял молодой священник Иаков Нецветов. Атхинский приход по своей территории полностью соответствовал Атхинскому промысловому отделу. Все его крупные острова (Атха, Амля, Амчитка, Атту, Медный и Беринга), к 1828 г. были заселены и подчинялись Атхинской конторе, располагавшейся на одноименном острове. Контора осуществляла контроль над территорией отдела посредством назначаемых на каждый подотчетный остров управляющих, или байдарщиков. Местное население Атхинского отдела приняло христианство приблизительно в то же время, что и остальные алеуты, т. е. около 1790 г. Но в отличие от восточных алеутов Андреяновские приняли христианство от мирян, т. к. ни один миссионер Русской православной церкви (РПЦ), проповедовавший на Кадьяке и Уналашкинских о-вах, не посещал западные острова. Таким образом, Нецветов по прибытии застал полный отдел чин оглашенных алеутов, среди которых не было ни одного взрослого, обратившегося к нему с просьбой о крещении. Его задача состояла лишь в укреплении веры и совершении миропомазания, завершающего таинство крещения. Несмотря на все сложности Иаков смиренно переносил испытания, жил скромной жизнью своих прихожан и ежегодно предпринимал морские путешествия, окормляя благочиния своего необъятного прихода - до учреждения Камчатско-Алеутской епархии священники получали возможность посещать селения, раскинувшиеся на многочисленных островах, пользуясь оказией, на борту судов компании, обходивших свои владения с целью сбора пушнины. Впрочем, и с образованием оной ситуация почти не изменилась, единственное, интересы духовенства стали учитываться в большей степени.

В 1830 г. (2, с. 36-39) Иаков Нецветов впервые посетил о. Беринга, самый удаленный остров Атхинского прихода. Остров был заселен русскими, креолами и очень небольшим количеством алеутов, все состояли на службе компании и подчинялись байдарщику Ивану Алексеевичу Волкову, сыну обер-офицера, русскому. Всего на острове проживали 75 человек. В селении имелись казенные постройки, несколько частных домов, принадлежащих русским, казармы и амбары для хранения товаров и припасов. Остров жил главным образом промыслом котика и песца, шкурки которых ежегодно вывозились на Атху; прочие животные - сивучи, нерпы, птицы и рыба служили для местного потребления (позже на Атху стала вывозиться в ограниченном количестве и рыба, выловленная в оз. Са-ранном (2, с. 114, 115)). 25 мая Нецветов впервые ступил на землю командора и расположился в казарме. На следующий день, после установки переносного храма, он миропомазал 20 креолов и 11 алеутов - как и на остальных островах отдела, все жители были православные, но в подавляющем большинстве окрещены мирянами. В последующие дни Иаков совершал различные службы и вел беседы с жителями и по их просьбе отслужил "Те Deum laudamus" - благодарственный гимн св. Амвросия Медиоланского "Тебе, Бога, хвалим…" с освящением воды. По завершении служб он направился к берегам о. Медного.

Остров Медный по структуре управления и роду занятий в точности напоминал соседний о. Беринга, здесь также не было аборигенного населения, а проживали завезенные русские, креолы и алеуты. Но процент алеутов был значительно выше, вывезены они были с о. Атту, а потому считались вольными, впрочем, как и русские с креолами, - они состояли на службе компании и были задействованы во всех видах работ. Всего на острове проживали 60 человек, все под началом русского байдарщика, иркутского мещанина Ивана Курмачева (Кузьмичева, Курмичева). Все жилища и хозяйственные постройки в селении являлись собственностью компании. Высадившись, Нецветов, как и на о. Беринга, установил переносной храм и миропомазал в общей сложности 12 креолов и 20 алеутов. Отслужил воскресную службу и столь почитаемый островитянами благодарственный молебен "Те Deum" с освящением воды. И крестным ходом благословил селение. С тех пор Нецветов посещал острова не реже одного раза в 2 года. По его распоряжению были отстроены молельные дома: в 1832 г. - на о. Беринга и в 1834 г. - на о. Медном.

Среди многочисленных визитов на Командорские о-ва своею значимостью выделяется один - в 1842 г. волею случая о. Беринга посетил Иннокентий Вениаминов, уже будучи в чине епископа. Но прежде чем говорить о самом визите, следует вспомнить хронологию предшествующих событий. Летом 1839 г. о. Иоанн был принят в Петербурге обер-прокурором Святейшего Синода графом Протасовым и представил ему "Обозрение православной церкви в Российских поселениях в Америке, с своим мнением об улучшении состояния оной". Иоанн предлагал учредить на территории Русской Америки постоянную миссию и настаивал на расширении властных полномочий благочинного. Но Синод был на летних вакансиях, и иерей отправился в Москву к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету. Владыка принял близко к сердцу старания миссионера, и 25 декабря после Божественной литургии возвел Иоанна в сан протоиерея. Вскоре у Филарета "возникла мысль об учреждении в Сибири новой отдельной от Иркутской епархии III класса" (3, с. 155) (до сего момента все территории Русской Америки входили в состав Иркутской епархии). В ее состав должны были войти Камчатка и Охотск, а также Курильские и Алеутские о-ва. 30 апреля 1840 г. Синод вынес определение об образовании постоянной миссии в Северной Америке и учреждении благочиннического ведомства над местным духовенством (4). После известия о кончине любимой супруги Иоанн больше не мог отказываться от высшего церковного служения, и 29 ноября 1840 г. был пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь свт. Иннокентия (Кульчицкого), а на следующий день был возведен в сан архимандрита. 1 декабря того же года состоялась аудиенция Иннокентия у императора Николая I, который утвердил постановление Синода от 29 ноября об учреждении отдельной Камчатской епархии. Из трех лиц, удостаиваемых Синодом занять новую епископскую кафедру, император, не раздумывая, избрал "американского пришельца", и 13 декабря состоялось наречение, а 15 декабря архимандрит Иннокентий был рукоположен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. События развивались так стремительно и решения были настолько единодушны, что невольно приходит мысль о воле свыше.

В 1842-1843 гг. преосвященный Иннокентий совершал поездку по своей необъятной епархии, охватывавшей побережья двух материков. В мае 1842 г. он вышел из Ново-Архангельска на галиоте "Мореход" и направился на Камчатку, взяв в сопровождающие Иакова Нецветова (2, с. 244-245). Судно уже миновало о. Беринга, когда погода переменилась, и свежий встречный ветер заставил галиот повернуть вспять. Заход на остров не противоречил планам плавания, и к вечеру 9 августа "Мореход" приблизился к берегу. Его Преосвященство присутствовал на всех богослужениях, проводимых Нецветовым. После Литургии 12 августа Вениаминов сам лично отслужил благодарственный молебен и гимн св. Амвросия в благополучное завершение морского плавания; а затем обратился к жителям с проповедью о христианской жизни, почтении к Господу нашему Иисусу Христу, любви Бога-Отца и значимости Духа Святаго. В скором времени он перевел свою проповедь на алеутский язык (5). Известно, что две копии на андреяновском диалекте были определены для постоянного пользования в часовню на о. Амле, где Нецветов регулярно читал их после Божественной литургии.

Отстроенные из подручных средств часовенки были маленькими и очень тесными. В таких домах было сложно проводить богослужения и невозможно исповедовать в один день всех желающих. Поэтому по распоряжению Нецветова к лету 1840 г. дом на о. Беринга был увеличен и перестроен (2, с. 204). Статус этого строения не совсем понятен: сам Нецветов называл его то "молельным домом" (в 1840 г.), то часовней (Там же, с. 252) (в 1842 г.). Можно предположить, что во время прибытия епископа дом был освящен во часовню. Вероятно, описание именно этого здания приводится в (предпо-ложительно) Клировой ведомости Атхинского отдела за 1851 г.: часовня "Зданием деревянная, построенная из выкидного леса, с потолком покрыта травою, по внутренности длина всей часовни 12 аршин и ширина 6 аршин, имеет при себе паперть ветхая. Имеет олтарь отделенный иконостасом, в олтаре Престол и жертвенник в малой мере, в иконостасе образа живописныя, из утвари имеется только Евангелие на Алеутском языке, также и прочия к Богослужению необходимые вещи..." (6).

Часовня о. Медного, если верить все тем же ведомостям 1851 и 1856 гг., была перестроена (едва ли выстроена заново) "усердием жителей сего острова" в 1847 г. и так же находилась на иждивении Российско-Американской компании (6). Часовня была освящена "во имя Преображения Христова" до 1851 г. Не исключено, что это произошло летом 1847-го. Часовня простояла без малого четверть века и была заменена на настоящую церковь - по свидетельству Сулковского, посетившего Командоры на клипере "Стрелок" в 1882 г., первая церковь на острове была отстроена американской компанией "Гутчинсон, Кооль и Ко" в 1871 г., строительство обошлось в сумму около 4 тыс. долл. (7, с. 37).

По определению Священного Синода от 17 февраля 1887 г. за № 25 на Командорских о-вах был образован самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика (8). Строительство новых церквей было намечено на следующий год: "…весною в 1888 г. начнется постройка новой церкви на о. Беринга, для постройки лес около половины доставлен из Америки (Сан-Франциско) а остальное будет доставлен весною" (ведомость 1887 г.) (9). Однако из-за недостатка финансирования процесс затянулся. Таким образом, строительство Николо-Иннокентиевской церкви, финансируемое отчасти государственной казной, но главным образом за счет пожертвований прихожан, было полностью завершено не раньше 1893 г. Здание церкви стояло на том же месте, что и бывшая часовня - на берегу океана, на территории, примыкающей к современному мемориальному комплексу. В 1892 г. в память Витуса Беринга офицерами шхуны "Алеут" и служащими острова в ограде церкви был поставлен небольшой железный крест, обнесенный простой якорной цепью (10, с. 15, 16), там он стоит и по сей день, хотя сама церковь сгорела 5 февраля 1985 г. уже будучи сельским клубом. Спасо-Преображенская церковь на о. Медном была построена по тому же проекту, что и Николо-Иннокентиевская, но несколько позже. Она была разобрана на дрова в зиму 1940-1941 гг.

С приходом советской власти церкви на островах были закрыты приблизительно в одно и то же время. Произошло это, конечно, не в одночасье, процесс, как и везде по России, был непростым, и на островах наделен своим колоритом. На о. Беринга сельский клуб был официально открыт в здании Николо-Иннокентиевской церкви 7 ноября 1929 г., однако, уже с 1924 г. здание использовалось под амбулаторию. Еще раньше, с 1926 по 1929 г., в соответствии с правилами, установленными по коллективному договору с Акционерным Камчатским обществом (11), в с. Никольском колокол звонницы стал использоваться наподобие корабельной рынды. Он оповещал о начале и конце рабочего дня и об обеденном перерыве: "О времени выхода на работу рабочие извещаются ударами колокола за 15 мин. до начала и (до) окончания за 5 минут". На о. Медном здание церкви стало использоваться под школу приблизительно с 1930 г., с 1931 г. - под школу и клуб, а потом одно ее крыло оборудовали под продо-вольственный склад. Но при этом еще какое-то время службы проводил председатель поссовета (12).

Годы советской власти при всех своих пропагандистских институтах не смогли выработать у островитян устойчивого атеистического мировоззрения. Среди основных причин можно назвать две - незащищенность командорцев перед стихиями (перед такими серьезными и реальными угрозами, как сильные землетрясения, цунами, шторма, ураганы, снежные обвалы, камнепады) и непере-груженность информационного поля в широком смысле слова (реальный мир - остров, то, что вне его пределов, не представляет большого значения). Представления о Боге и духах земли и моря, трансформировавшись и утратив имена и первоначальное значение, не умерли в новых поколениях как алеутов, так и условно-русских. По этой причине возрождение христианства в конце века приняло самую естественную форму - без острой полемики и конфликтов.

Первые после длительного перерыва советских лет молебен и панихида отзвучали в 1992 г. Приехавший на остров иерей Ярослав (Левко) проводил службы во время перезахоронения останков Витуса Беринга и 5 членов его экспедиции в бух. Командор. Отпевания проводились по православному обычаю без участия протестантской церкви. В этом же году с. Никольское на короткий срок посетили некие баптисты, миссионеры Церкви Полного Евангелия супруги Тарас и Людмила Савелюк, а также представители РПЦ. Однако визит всех перечисленных групп был настолько кратким, а жизнь настолько насыщена светскими событиями, что никто из жителей не смог рассказать об этих визитах подробнее. Письменных источников также не сохранилось. Несмотря на то, что первые службы прошли в 1992-м, годом возрождения христианства следует считать 1993-й. Именно в этом году сформировалась первая христианская община, относящаяся к Церкви Полного Евангелия - Церковь Живого Бога. Своим появлением на острове она обязана миссионерке из Украины Неле Мулярчук. Девушка прибыла на Дальний Восток по рекомендации учредителей Московского миссионерского центра "Россия - Иисусу" Тараса и Людмилы Савелюк: сперва - на Камчатку, а затем - на Командоры. Со спутницей Марией она прилетела в Никольское летом 1993-го, Мария уехала, а Неля осталась почти на полтора года. В первые постсоветские годы проповеди о Боге Живом стали настоящим откровением, в особенности для молодежи, абсолютно непросвещенной в вопросах религии. Первое время община собиралась в здании сельского клуба, а затем в квартире; с 1997 г. года она занимала квартиру № 5 в доме 9 по ул. Гагарина. Во время воскресных служб зал клуба был полон, многие приводили детей, в те годы это был настоящий праздник. При этом костяк общины состоял из группы приблизительно в десять человек. Это были люди в возрасте от 20 до 70 лет, в основном - женщины. Возглавлял общину лидер, выбранный из числа прихожан и рукоположенный камчатским пастором.

Основными отличительными чертами харизматической Церкви Живого Бога являются: отрицание зрительных образов как объектов поклонения, в частности, икон; молитвенные обращения исключительно к Богу-Отцу и Богу-Сыну; крещение в сознательном возрасте с обязательным полным погружением, при этом таинство крещения рассматривается в буквальном смысле как завет с Богом; детальное изучение всей Библии, в том числе Ветхого Завета - за год во время служб в обязательном порядке прочитывается Библия целиком; песнопения, базирующиеся главным образом на Псалмах. Кроме того, допускается возможность молитвы "на языках" (Деяния 2 : 1-4). Главным и единственным источником духовных познаний служит Библия в каноническом переводе на современный русский язык, а не иные методические разработки и пособия. Последние присутствовали в библиотеке до пожара, но не пользовались спросом. Сторонние наблюдатели не раз сравнивали командорскую общину с пятидесятниками.

В силу островной изолированности община имеет как черты материнской церкви, так и свои индивидуальные особенности. Следует отметить, что ни агрессия, ни фанатизм, ни прочие экстремистские проявления, в коих зачастую обвиняют материнскую церковь, для островной общины не свойственны. И хотя отдельные приезжие миссионеры, члены Церкви Полного Евангелия, для более успешной работы и привлечения внимания широких масс использовали методы нейро-лингвистического программирования, для островитян эти приемы были и остаются чуждыми. В первые годы своего существования община проделала колоссальную работу: помимо традиционного свидетельства о Боге-Отце, Спасителе и Духе Святом и происходящих после принятия Христа переменах, члены общины активно занимались благотворительностью. Они совершенно бескорыстно они помогали больным и пожилым односельчанам: приносили еду в больницу, сажали огороды, выполняли домашнюю работу. Так как в эти годы были очень серьезные проблемы со снабжением островов, в том числе основными продуктами питания и предметами первой необходимости, делали коллективные заказы через Петропавловскую церковь. Достаточно успешно помогали избавляться от пагубных привычек, настаивали на соблюдении брачных обязательств и оказывали посильную помощь в затруднительных житейских ситуациях (как моральную, так и материальную, если это было в их силах). Часто собирались вместе и ходили семьями в походы. Очень показательно в плане искренности устремлений было водное крещение. Первый год оно проводилось в водах озерца близ Солдатского ручья, несколько раз - в детском бассейне, и далее - в водах Тихого океана. Для тех, кто имеет представление о командорской погоде, температуре океанической воды и силе прибоя, становится очевидным, что каждый раз обряд приобретал экстремальную форму. Крещению сопутствовал пост, но не физический, а духовный. Как правило, решение о готовности человека заключить завет с Богом принимал не только он сам, но и вся община: если прихожанин не отказывался от пагубных пристрастий, ему настоятельно предлагалось пересмотреть свои убеждения и подготовиться к таинству со всей серьезностью. Исключение составляли обряды крещения во время приезда миссионеров. Крещение проводилось в белых одеждах как символе чистоты помыслов, осуществляли его приезжие миссионеры или лидеры общины. К сожалению, изучить архивы общины и привести точное число окрещенных не представляется возможным - почти все имущество сгорело 17 марта 2010 г. вместе с жилым домом, в котором располагалась квартира.

В этом же 1993 г. произошло второе, еще более значимое, событие - 3 ноября Священным Синодом была создана Петропавловская и Камчатская епархия. Но в силу своей изолированности Командоры узнали об ее существовании и деятельности лишь спустя пять лет. В 1997 г. с. Никольское (единственный с 1970 г. населенный пункт на Командорах) посетил настоятель Елизовского Свято-Троицкого храма и храма Успения Пресвятой Богородицы игумен Диомид (Дзюбан). Этот визит был кратким и носил, скорее, рекогносцировочный характер. Батюшка пробыл в Никольском всего три дня, за это время он совершил службу в каменном здании поселкового клуба, выстроенного взамен сгоревшего, провел беседы с населением и окрестил желающих. Беседы состояли главным образом из его ответов на многочисленные, накопившиеся у жителей, вопросы. Как человека практичного склада ума, настоятеля храма заинтересовал колокол Николо-Иннокентиевской церкви, находившийся в экспозиции Алеутского краеведческого музея. Диомид предложил подарить колокол Елизовской церкви в связи с тем, что на острове не было в наличии ни храма, ни часовни, и колокол, несмотря на полную сохранность, не использовался по назначению. Администрация района и все жители села воспротивились этому предложению, памятуя о годах, когда колокол оглашал селение звоном: старожилы припомнили службы и более позднюю систему оповещения об опасности. Скандал получил широкую огласку, и на завершительном этапе вопрос о судьбе командорского колокола рассматривался на уровне областного Управления культуры. Благодаря единодушию никольчан и районной администрации колокол остался на острове.

В феврале 2000 г. при ходатайстве бывшего главы районной администрации Сергея Ивановича Мечетина Петропавловской и Камчатской епархией на остров были направлены священник кафед-рального собора Святителя Николая Чудотворца игумен Аркадий (Смекалов), певчая храма Николая Чудотворца Людмила Асфандиярова и помощник Дмитрий. Пребывание о. Аркадия было более продолжительным, нежели его предшественника, хотя и этот визит был достаточно кратким. За отпущенное время отец Аркадий провел большое количество служб, освятил пекарню и больницу, встретился с педагогами школы, а также совершил таинства крещения и венчания. Желающих крес-титься было очень много, но тех, кто на деле совершил обряд, всего 29 (13, с. 1) - взрослых и детей, местных жителей и приезжих. Его же усилиями была создана православная община, старостой которой была назначена Зинаида Андреевна Балуева. Община на тот момент состояла всего из 3-4 постоянных прихожан и располагалась в квартире по адресу: ул. Гагарина, 7, кв. 9. В связи с этим был поднят вопрос о необходимости строительства церкви на островах. Но так как в эти годы строительство храма было невозможно из-за высокой стоимости проекта сейсмоустойчивого здания, строительных и транспортных расходов, стал рассматриваться вопрос о выделении под церковь бывшего жилого дома по адресу: ул. 50 лет Октября, д. 14. Наставляя молодую общину, о. Аркадий провел первые занятия по церковному пению и научил старосту печь просфоры, для чего оставил ей печатку. Он также составил обедню, совершаемую мирским чином, и, уезжая, оставил церковную утварь: свечи, лампадки, ладан, именные календари, литературу и иконы.

В первый год своего существования община имела самое скромное убранство, сшить хоругви взялась одна из прихожанок, Рената Фридриховна Котова. Позже готовые хоругви с Камчатки привез настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Усть-Камчатска иерей Константин (Бацаценко), которого летом того же года епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов) направил в Алеутский район, назначив на должность настоятеля прихода. Отец Константин был приятно удивлен рвением и усердием командорцев, и с того времени во время служб стали использоваться как привозные, так и самодельные хоругви. Константин так же, как и его предшественники, справлял все подобающие православные требы, в том числе таинства крещения. Ему принадлежит установка и освящение деревянного поклонного креста на сельском кладбище и самого кладбища, прежде не освящаемого в силу того, что оно было организовано в советское время. В тот же день он установил поклонный крест на роднике и, отслужив благодарственный молебен в честь свт. Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири, освятил источник. В этом же году он совершил первый за многие годы крестный ход.

С этого времени о. Константин стал регулярно посещать остров с периодичностью два раза в год. Число постоянных членов общины возросло до 12 (14, с. 1). В 2001 году православная община переехала в помещение квартиры по адресу: ул. 50 лет Октября, д. 29, кв. 11. При этом продолжалось обсуждение вопроса о возможности использования под церковь различных пустующих построек, в качестве следующего варианта стало рассматриваться хорошо сохранившегося здания "У Витуса". Но прихожане, особенно пожилые люди, хорошо помнившие дурную репутацию этого места (в здании находилось отделение милиции, имевшее камеру предварительного заключения, а затем питейное заведение) воспро- тивились, и община осталась в квартире. При общине была создана библиотека, приобретена и отчасти изготовлена по заказу мебель. В 2005 г. старостой назначена Варвара Савельевна Суханова.

В 2003 г. с первой миссионерской поездкой в с. Никольском побывал владыка Игнатий. Второй раз он посетил остров в 2006 г. в сопровождении диакона Виктора (Музыканта), поездка была приурочена к празднованию 265-летия открытия Командорских о-вов, 325-летию Витуса Беринга и 180-летию основания с. Никольского. В 2007 г. Виктор был рукоположен в сан иерея и в ноябре назначен настоятелем общины в Никольском, одновременно являясь клириком храма Святителя Николая Чудотворца Петропавловска-Камчатского и окормляя городские общины: Святого Архангела Михаила, Святого Мученика Трифона и Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. А сама Никольская община была зарегистрирована 22 июня 2009 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации как приход храма в честь Святителя Николая Чудотворца Петропавловской и Камчатской епархии Русской православной церкви. Отец Виктор не имеет возможности проживать на острове постоянно и посещает его несколько раз в год. Возможно, ситуация изменится, если на острове будет построен храм. Варианты с исполь-зованием старой застройки не оправдали себя, и в настоящее время решается вопрос о строительстве храма на месте сгоревшего в 2004 г. жилого дома на ул. Волокитиных, д. 10.

В настоящее время на острове функционируют две христианские общины - Православная и Полного Евангелия. При этом только небольшое число прихожан с одной и с другой стороны считают подход своей материнской церкви к вопросу веры единственно правильным и допустимым. Остальные, и их подавляющее большинство, отличаются высокой степенью толерантности и не исключают возможности посещения любой из общин, особенно если речь идет о христианских праздниках. Также допустим переход из одной общины в другую, хотя такое случается нечасто. Подавляющее большинство уроженцев острова - алеутов, метисов и условно-русских ("русскими" на острове зачастую называют украинцев, белорусов и представителей других многочисленных национальностей) - считает, что Бог един, и существующие различия в обрядовости не являются основанием для раздоров. Сформи-ровавшаяся в замкнутом островном сообществе система ценностей изначально отрицала или, по крайней мере, не поддерживала большого интереса к материальным "излишествам", в том числе культового плана. Церемониальные детали, церковная иерархия и юридические аспекты функцио-нирования общин для подавляющего большинства не представляют интереса.

Однако стоит отметить, что количество прихожан Православной общины последние годы заметно возрастает (речь идет не о постоянном ее составе, а о жителях, принимающих участие в цере-мониях или благотворительных мероприятиях). Во многом это обусловлено подспудным желанием сохранить существовавшие вековые традиции: "это правильно, потому что так делали мои предки". Также значительное влияние оказывает позиция американских алеутов, традиционно признающих главным образом православие и не симпатизирующих иным конфессиям и религиозным течениям. Но при этом соблюдение всех тонкостей обрядовости больше беспокоит прихожан из числа приезжих, даже проживших значительное количество лет на острове, нежели уроженцев острова. Евангелистская община не так активна, как первые годы существования, носит более замкнутый характер, но, тем ни менее, остается в достаточной степени привлекательной, особенно для местных жителей.

Автор статьи сердечно благодарит за оказанную помощь Камчатскую епархию и в особенности иерея Виктора; евангелистскую общину, в том числе Л. Г. Хомич и Т. В. Левую; православную общину, в том числе З. А. Балуеву и главного редактора газеты "Алеутская звезда" Т. А. Лисовскую; а также всех жителей села, оказавших посильную помощь. Отдельная благодарность О. А. Куликовой за доброе участие и моральную поддержку.

1. Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. Л., 1979. 280 с.
2. The Journals of Iakov Netsvetov: the Atkha Years. 1828-1844/ Materials for the Study of Alaska History No. 16, with Introduction and Supplementary Material by L. Black. Kingston, Ontario, Canada, 1980. 342 p.
3. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московскаго. М., 1868.
4. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского/ Седмица.ru. Церковно-Научный Центр "Православная энциклопедия" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sedmиtza.ru/text/818039.html; Протоирей Прокопий Громов. Историко-статистическое описание Камчатских церквей. Петропавловск-Камчатский, 2000 (репринт изд. 1857 г.)
5. Two Sermons from St. Nicolas Church in Atka by Right-Reverend Bishop Innocent (Veniaminov) & Rev. Prest Jacob Netsvetov 1842 A. D. Atka Dorital Typography www.asna.ca, 2006. P. 17-22.
6. АКМ НВ 139/14. Предп. Клировая ведомость Атхинского прихода 1851 г. (ксерокопия).
7. Записка П. Г. Сулковского о плавании на клипере "Стрелок" в Ледовитый океан и на Командорские острова // Сб. главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью, Т. 3. Иркутск, 1882. С. 22-42. вып. 2.
8. АКМ ГИ 537/1. Объединение "Росреставрация". Архивно-библиографические изыскания (на правах рукописи), 1991. С. 10, 11(со ссылкой на РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 574. Л. 2 об.).
9. РГИА ДВ. Ф. 1038. Оп. 1 Д. 3. Л. 377.
10. Суворов Е. К. Командорские острова и пушной промысел на них. СПб., 1912. 324 с.
11. АКМ ГИ 537/1. Указ. соч. С. 19 (со ссылкой на ГАКО. Ф. 120. Оп. 3. Д. 45. Л. 22).
12. Из воспоминаний Барабаш О. Л. 2001 г. (личная переписка с автором статьи).
13. Матиенко Е. Визит христиан // Алеутская звезда. 2000. № 5. 4 февр. С. 2.; Матиенко Е. Созидайте храм своей души // Алеутская звезда. 2000. № 6. 11 февр. С. 2.
14. Астанкова О. В молитве с Богом // Алеутская звезда. 2000. № 31. 4 авг. С. 2.

Татаренкова Н. А. Возрождение христианства на Командорах // Верные долгу и Отечеству : материалы XXVII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2010. - С. 301-309.