Правнучка Н. А. Гребницкого – Ольга Андреевна Куликова: художник, скульптор, историк

Н. А. Татаренкова

8/21 марта 1908 г., немного не дожив до своего шестидесятилетия, ушел из жизни бывший управляющий Командорскими островами Николай Александрович Гребницкий. Спустя век, 4 апреля 2014 г., не стало еще одного человека, чья деятельность последних лет была тесно связана с российскими островами – его правнучки, шестидесятилетней Ольги Андреевны Куликовой.

На протяжении 30 лет (1877–1907) имя Гребницкого было неразрывно связано с Командорами: при его участии отстраивались оба села, развивалась инфраструктура, устанавливались правила пушного промысла. Но о самом управляющем было известно крайне мало. Вот почему настоящим подарком для Алеутского музея стало пришедшее в январе 2010 г. письмо от Ольги Андреевны. С этого момента началась наша совместная творческая деятельность, исторический поиск.

Одним из первых шагов стала фиксация воспоминаний Ольгиной матери, Вероники Николаевны Журавлевой, сбор преданий и чудом сохранившихся фрагментов семейного архива. Некоторые сведения, зачастую сомнительного толка, удалось обнаружить в Интернете. Объединив небогатый материал, мы обсудили стратегию дальнейших действий. Результатом четырех с половиной лет кропотливой работы стало обнаружение места захоронения Николая Гребницкого. Помимо того, удалось не только детально изучить публикации современников, но и довести исследование до логического завершения. В 7-м томе сборника «Вопросы истории Камчатки» были опубликованы два перевода Куликовой: с немецкого языка – статьи Леонарда Стейнегера «Под парусом вокруг острова Беринга» («Eine Umsegelung der Berings-Insel») и с польского – совместного с Василием Ширяевым перевода труда Бенедикта Дыбовского «Острова Командорские» («Wyspy Komandorskie»). Мне в обоих случаях была отведена роль научного редактора, корректора и составителя многочисленных пояснений. Продолжением изысканий стала расшифровка собранных архивных материалов, в первую очередь дневников Гребницкого. Работа была начата совместно, к сожалению, завершать ее придется в одиночестве.

Специально для Алеутского музея Ольга написала три портрета маслом – Николая Гребницкого, Леонарда Стейнегера и Бенедикта Дыбовского. С тех пор лица трех «столпов» конца XIX в. украшают второй этаж музея и составляют часть постоянной экспозиции.

Творческая карьера Ольги Андреевны как скульптора и художника началась в 1970-х гг. Сегодня ее работы хранятся в России и Германии.

Ольга Андреевна Куликова родилась 19 февраля 1954 г. в Москве. Увлечение изображением животных началось с раннего детства. Девочка любовалась иллюстрациями Василия Ватагина к книге «Маугли» Киплинга, Георгия Никольского – «Бэмби» Зальтена и не срисовывала, а именно лепила изображенных оленей и пантер. Позже список любимых книг пополнили Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл, Дж. Адамсон, К. Лоренц, Б. Гржимек. Контуры животных, их движения и пластика вызывали неизменный восторг и желание поделиться впечатлениями с окружающими. В 1971 г. Ольга окончила специализированную школу с углубленным изучением английского языка (сегодня – гимназия № 1522) и решила поступать на художественный факультет, отказавшись от второго рассматриваемого варианта – литературы.

С 1972 по 1977 г. Ольга училась на художественном факультете Московского технологического института (отделение скульптуры малых форм). Затем в течение двух лет работала художником-оформителем в Московском зоопарке. Много часов проводила, изучая особенности форм и манеру движения зверей и птиц. Бесценный материал давали поездки в заповедники. Ольга лепила черепах, ящериц и джейранов в пустыне Кызылкум, журавлей – в Приокско-Террасном заповеднике, рисовала бурундуков, соболей и орлов на Байкале, антилоп гну и канна в Аскании-Нова, бобров и вальдшнепов на Валдае. В эти годы ей посчастливилось познакомиться и подружиться с известным анималистом А. М. Белашовым. Благодаря Александру Михайловичу Ольга научилась читать следы животных, различать голоса птиц, любоваться незатейливой красотой полевых цветов, восхищаться законченностью форм каждого живого создания – ощущать скрытую гармонию природы. Работу в мастерской именитого художника, совместные поездки и наблюдения за животными впоследствии она называла одними из самых ярких страниц своей жизни.

Вступив в молодежное объединение Союза художников, Ольга выбрала путь вольного мастера. Принимала участие в московских выставках – с 1977 по 1987 г. их было десять. В 1983 г. стала членом Союза художников. С 1981 по 1984 г. трудилась над выполненным из известняка гигантским (150 м2) рельефом «Кайнозой» для зала млекопитающих Московского Палеонтологического музея. Справиться помог накопленный опыт: художница реконструировала облик, сравнивая строение скелетов вымерших животных с современными, сочетая знания в области анатомии с эмпирическими. Впоследствии она назовет эту работу испытанием «на прочность и профессиональную пригодность».

В 1988 г. немецкий зоопарк г. Ростока пригласил Ольгу Андреевну для создания скульптуры «Парочка леопардов». Позже зоопарк приобрел вторую скульптуру – бронзового «Журавленка». Размеренная жизнь германской провинции импонировала художнице. В 1991 г. она оставила Россию и вместе с пятилетним сыном Артуром переселилась в тихий уютный Риденбург на востоке Баварии. Живописный ландшафт притоков Дуная воодушевлял мастера, но первоначальная мечта получить много заказов быстро рассыпалась в прах. На жизнь приходилось зарабатывать шрифтами на гранитных надгробиях. Так продолжалось 10 лет. Но творческий человек не сдается даже в самых сложных жизненных ситуациях – материала в камнерезной фирме было предостаточно, и Ольга посвящала любимому делу все свободное время. В 2004 г. она вновь выбрала стезю свободного художника.

Со временем творческий интерес расширился, и Ольга стала пробовать себя в других жанрах: писать натюрморты акварелью, гуашью и маслом, печатать гравюры, создавать скульптурные, графические и живописные портреты. К бронзе и камню добавились дерево и керамика, однажды даже выложила мозаику. Ей нравилось разнообразие: «бронза хранит отпечатки пальцев; камень создаёт чувство весомости; дерево излучает тепло; податливая глина несёт цвет и блеск глазури; белоснежный фаянс тонок, хрупок и благороден. <…> Излюбленной техникой для рисования стали для меня пастельные карандаши на тонированной бумаге. В рисунках растений я компенсирую невозможность изображать их графическое и цветовое совершенство в скульптуре».

Три наиболее значимые работы Ольга создала в последние годы жизни: мужской портрет «Баварский Бахус» (2010 г., известняк), надгробную фигуру коленопреклоненной девушки (2011 г., мрамор) и портрет композитора Симона Майэра (2012–2013, бронза). С 1994 по 2012 г. было проведено 17 персональных выставок скульптуры, графики и живописи. Скульптуры в камне Ольга выполняла собственноручно, бюст Майэра был отлит по заказу. Последняя работа была завершена, когда неизлечимая болезнь уже приковала мастера к инвалидному креслу.

Работа камнереза тяжела, и век его недолог. Сознавая это, Ольга добилась, чтобы в 2001 г. ей предоставили возможность закончить в Мюнхене курс компьютерной графики. Этот год она вспоминала как чудесный – люди ее типа не утрачивают тяги к знаниям до последних лет жизни, постигать что-то новое для них само по себе уже праздник. И пусть вновь не удалось устроиться на работу по специальности – полученные знания открыли новые горизонты: теперь она могла легко и изящно создавать сайты, мультимедийные презентации, проспекты и т. д.

С 2008 г. Ольга вплотную занялась краеведческими и генеалогическими изысканиями. Она и прежде мечтала создать небольшой музей в Риденбурге, но случай привел ее в «Союз руин замка Вильденштайн» – общество по сохранению домов, представляющих историческую ценность. Общество было организовано в деревушке Вильденштайн под Дитфуртом, куда художница раз в неделю приезжала заниматься верховой ездой. В 1971 г. адвокат из Мюнхена выкупил и отреставрировал старинный замок, но на 500-летний амбар сил и средств не хватило, тогда он создал добровольное общество. В старом амбаре с чудесными сводчатыми потолками и приземистыми колоннами проводились встречи и выставки, сюда приглашали специалистов-реставраторов, чтобы те обучили своему мастерству всех желающих. После общения с пожилым потомственным реставратором, собиравшим старинные рецепты цементов не только в Германии, но и в Египте, Риме и Венеции, Ольга прониклась и окунулась в работу с головой. В скором времени ее интерес перешел на изучение генеалогии рода Вильденштайнов, появилась идея сделать выставку и сайт о древнем немецком роде. Она подготовила макет большого проспекта, плакаты для выставки и мультимедийную презентацию, которые сопровождали ее доклад, прозвучавший в другом историческом обществе – «Долина» – членом которого она также являлась. Общество имело более широкий спектр интересов и объединяло людей, интересующихся историей, археологией, палеонтологией и краеведением. Организованная Ольгой выставка, посвященная роду Вильденштайнов, отражена на созданном ею же сайте «Vereins Burgstadel Wildenstein» (http://burgstadel-wildenstein.de): Ausstellung zum «Tag des offenen Denkmals», Olga Koulikova, November 2008.

В эти же годы Ольга занялась изучением собственной родословной. Генеалогия Гирсов представлена на другом ее сайте: http://giers-genealogi.eu/.

Одновременно художница принимала заказы от местных музеев – делала уменьшенные копии средневековых надгробных стел рыцарям для городка Парсберг, сотрудничала с музеем юрского периода городка Айхштетт, собиралась воссоздать подводный ландшафт древнего моря, «оживить» окружающие окаменелости (когда-то эта территория являлась дном исчезнувшего океана Тетис), взяла следующую тему для исследования – «Потомки фельдмаршала Тилли».

Времени и сил хватило не на все. Неизлечимая болезнь заставила отказаться от последних проектов и подвести итог. Так появился опубликованный на немецком языке и выпущенный ограниченным тиражом Каталог работ. (По одному экземпляру было передано: в Российскую национальную библиотеку, в библиотеку Академии художеств и в Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук). Приведенная в нем краткая биография, наряду с выдержками из писем (часть материалов любезно предоставил дальний родственник Куликовой по линии Гирсов – М. Н. Маров), легла в основу настоящей публикации. Дополнительную информацию о творчестве можно найти на сайте, который сегодня поддерживает сын Ольги, Артур Куликов: http://www.olga-ok.de.

Однажды Ольга прислала мне изображение своей любимой картины, написанной в 1995 г. Она называется «Прорыв»: «Чайка – моя душа. Окаменелости – стена прошлого. Вот я и вырвалась через стену, через музей – к свободе. Окаменелости, как оказалось, – те самые, взятые из определителя, – местные. Когда делала картину, не обратила на это внимание». Так мастер предвосхитил свою судьбу.

Татаренкова Н. А. Правнучка Н. А. Гребницкого – Ольга Андреевна Куликова: художник, скульптор, историк // «На перекрестке континентов» : материалы XXXI Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - С. 339-342.