Е. Г. Ступник

Высшее педагогическое образование на Камчатке в 1956–1976 гг.

Важный этап развития высшего образования в СССР начался в конце 1950-х гг. В это время в стране был взят курс на проведение широкомасштабных преобразований во всех сферах жизни советского общества с учетом требований научно-технического прогресса. Для совершенствования учебного процесса были необходимы новые кадры научно-педагогических работников. Кроме это- го, на Камчатке, в 1956 г. выделившейся из состава Хабаровского края, в этот период происходит значительное увеличение населения, как взрослого, так и детского, за счет притока новых специали- стов, поэтому все острее чувствовался дефицит педагогических кадров, что вызвало дополнитель- ную необходимость подготовки учителей на полуострове. Для этого Хабаровский пединститут организовал свой филиал на территории Камчатки – учебно-консультационный пункт (УКП) с заочной формой обучения. Он открылся в г. Петропавлов- ске-Камчатском на базе педагогического училища и областного методического кабинета. В составе УКП существовало 5 факультетов: математический, географический, исторический, естественных наук, русского языка и литературы. В филиале института студенты получали консультации в меж- сессионный период, сдавали экзаменационные сессии, госэкзамены. Первая сессия состоялась в феврале 1957 г. (20). Директором УКП на протяжении всего периода его существования была Эсфирь Семеновна Ефимова, штатных преподавателей было всего лишь 6 человек: С. М. Пумпянский, И. Н. Глускин, Л. Д. Аспидова, А. П. Паздникова, Э. С. Ефимова. Для чтения некоторых дисциплин привлекались преподаватели-почасовики (7). Работу Камчатского УКП осложнял ряд проблем: острая нехватка методической и учебной литературы, учебного оборудования отрицательно сказывалась на учебной работе студентов. Также отсутствовало собственное помещение. До мая 1957 г. УКП размещался в здании средней школы № 4, где занимал одну комнату в 12 м2. При трехсменных занятиях школы поль- зоваться другими помещениями для работы со студентами было невозможно, поэтому все виды работ приходилось проводить или в этой комнате, где с трудом можно было разместить группу в 10– 15 чел., или в каждом отдельном случае вести переговоры, но не всегда успешно, с различными школами о предоставлении аудиторий для проведения занятий. Штатные преподаватели не имели своего рабочего места (кабинета) (4). В апреле 1957 г. УКП была предоставлена часть здания института усовершенствования учителей, и с этого момента в распоряжении консультпункта имелось 4 комнаты: комната-кан- целярия, библиотека и хранилище учебного оборудования; маленькая комната – специально для хранения личных дел студентов и аудитория для занятий со студентами, где могло разместиться 36 человек (22). Согласно отчету Совета Хабаровского пединститута, руководство института, деканы фа- культетов, руководство его кафедр, работники заочного отделения в Хабаровске не обращали долж- ного внимания ни на просьбы Камчатского УКП, ни на его работу в целом. Например, председатель местного комитета Хабаровского пединститута несерьезно отнесся к приему на работу секретаря консультпункта В. К. Коротковой, в результате чего она не получала заработную плату в течение 4 месяцев (23). Также в отчете сообщается, что Камчатский УКП был очень плохо обеспечен документаци- ей: в 1957 г. 250 студентов не имели зачетных книжек (23). Ни одна из указанных проблем так и не была решена к закрытию УКП в 1958 г. Помимо этого, заочный филиал Хабаровского пединститута не удовлетворял потребности Камчатской области в педагогических кадрах, а ежегодный завоз учителей по системе трехгодич- ных трудовых договоров неминуемо порождал их отъезд по окончании срока договора. Текучесть учительских кадров влияла на качество учебной работы в школах, вызывала нехватку знакомых со спецификой региона специалистов и довольно сильно повышала государственные расходы на об- разование. Эта проблема могла решиться лишь с открытием собственного педагогического вуза на полуострове с очным отделением. В связи с этим, в соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР от 13 авгу- ста 1958 г. № 268, был организован Камчатский педагогический институт на базе педагогического училища (2). Прием абитуриентов был начат 15 августа 1958 г. (5), а занятия в институте начались 15 ок- тября 1958 года (46). Было организовано три факультета (физико-математический, историко-филологический и факультет подготовки учителей начальных классов) и четыре кафедры (истории КПСС, педагоги- ки, русского языка и литературы, физики и математики) (4). План приема был установлен такой: на первый курс дневного отделения – 100 человек, из них на историко-филологический факуль- тет – 25 чел., физико-математический – 50, факультет подготовки учителей начальных классов – 25 чел. (3). Согласно этому же приказу в пределах контингента, установленного на 1958–1959 гг., в со- ответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 августа 1957 года № 3566-р для наро- дов Крайнего Севера (камчадалов (эвенов, коряков и т. д.)) было организовано трехгодичное подго- товительное отделение на 8, 9 и 10-м классах (2). Руководящим органом института был Совет. В его состав входили 12 человек. Первым ди- ректором стал Юрий Евсеевич Новиков. В 1958/1959 учебном году контингент студентов был такой: 415 чел. на заочном отделении (из них 106 чел. поступили в 1958 г., остальные остались с Хабаровского УКП), и 100 чел. на очном (51). На факультет начальных классов заочного отделения прием проходил на 1 и 3-й курсы. На 3 курсы принимались лица, окончившие учительские институты (которые существовали до 1946 г. и имели статус средней ступени образования) (19). Одна из первых проблем, с которой столкнулся педагогический институт, – высокий про- цент отчисления студентов: за два года (1958 и 1959 гг.) поступивших на очное отделение было 200 чел., а осталось только 50 студентов (т. е. отчислилось 75 %) (27). Среди основных причин отчи- сления можно выделить следующие: – многие студенты выезжали с Камчатки вместе с родителями по окончании у последних трудовых договоров или в связи с переводом на работу в другие области страны; – значительная часть студентов оставляла институт по материальному положению, т. к. про- житочный минимум и в те годы на Камчатке был значительно выше, чем на материке, а стипендия была такая же, как и в вузах на остальной территории СССР; – в силу слабой школьной подготовки часть студентов, главным образом с первых курсов, отсеивалась по неуспеваемости (27). В связи с этим третий набор (в 1960 г.) был проведен почти полностью за счет абитуриентов, постоянно проживающих на Камчатке. Но даже после этого уровень набранных студентов продол- жал оставаться низким, т. к. фактически прием шел без конкурса и отобрать наиболее подготовлен- ных не имелось возможности. Это заставило руководство института проводить срочные меры по повышению успеваемости студентов, в первую очередь, организовать дополнительные занятия (беседы, лекции, консультации). Согласно приказу Министерства просвещения РСФСР № 268 от 13 августа 1958 г. вместе с открытием Камчатского государственного педагогического института при нем было организовано заочное отделение. Заочники Хабаровского консультационного пункта по специальности «русский язык и литература», «история и математика» были переданы Камчатскому педагогическому инсти- туту. Студенты УКП факультетов естествознания были переданы Хабаровскому пединституту, гео- графии – пединституту г. Комсомольска-на-Амуре (2). От студентов, успешно выполняющих учебный план, в межсессионный период принима- лись курсовые экзамены. По ходатайству органов народного образования и заочников-выпускников Хабаровского пединститута Министерство просвещения РСФСР в 1959 г. дало указание принимать государственные экзамены у студентов, проживающих на Камчатке, при камчатском институте. В условиях молодого камчатского вуза эта задача была очень серьезной и трудной, т. к. многие пре- подаватели не имели опыта работы в вузе (49). Метеорологические условия Камчатской области лишали возможности на тот момент вре- мени проводить зимнюю сессию с иногородними студентами-заочниками. Учебный план зимней сессии присоединялся к летней, но при этом продолжительность летней сессии увеличивалась. В связи с этим студенты сдавали от 6 до 8 экзаменов и от 2 до 6 зачетов за месяц (46). В первые годы институт испытывал кадровый голод: руководство было вынуждено брать преподавателей на 0,5 ставки из числа учителей педагогического училища и школ г. Петропавлов- ска-Камчатского, т. к. штатные преподаватели были сильно загружены. Поэтому в 1958 г. задача укомплектования института кадрами являлась одной из важнейших (30). К 1959/1960 учебному году состав преподавательского состава института удвоился. Перево- дились преподаватели из других вузов страны, в штат зачислялись преподаватели, которые раньше работали на 0,5 ставки. Заметим, что численное увеличение состава кафедр произошло, главным образом, за счет высококвалифицированных работников высшей школы – кандидатов наук, доцен- тов (45, 47, 48). На начало занятий Камчатскому педагогическому институту было предоставлено здание средней школы по ул. Набережной, д. 26, возведенное к началу занятий, где он и размещался с 1958 по 1964 г. (51); занятия проводились в 2 смены (44). Т. к. часть комнат пришлось занять под библио- теку, лаборатории и кабинеты, то для общих занятий пришлось использовать коридоры (рекреации), перегородив их. Несмотря на это, к концу учебного года удалось создать лабораторию механики и молекулярной физики, столярную мастерскую, фотолабораторию, кабинет марксизма-ленинизма, кабинет педагогики, кабинет русского языка и литературы (44). В 1960 г. была оборудована лабо- ратория по электричеству. С 1960 г. в институте ежегодно начали проводить научные конференции. На момент своего создания институт был обеспечен общежитиями, располагавшимися по ул. Ленинградской, 9 и по ул. Красинцев 1, 3, 5, буфетом, спортивным залом и сельскохозяйствен- ным участком (также по ул. Красинцев) (28, 29). В 1960 г. остались только 2 небольших общежития на 180 мест по ул. Ленинградской (зда- ния по ул. Красинцев были снесены) (14, 15). Имеющиеся общежития не всегда могли обеспечить нужды учащихся. Так, в 1961/1962 учебном году 30 иногородних студентов не смогли разместить в общежитиях (26). В институте с момента создания существовала библиотека, которая была сформирована из фондов Камчатского УКП Хабаровского пединститута и из книг библиотеки ликвидированного Ры- бинского пединститута, а также из других вузов страны, часть литературы приобреталась самостоя- тельно (43). Комплектование библиотеки сильно затрудняло отсутствие места для хранения фондов. Вместо читального зала использовался кабинет марксизма-ленинизма и комната в общежитии. Согласно Постановлению Правительства СССР от 2.04.1960 г. № 356-145 в институте была начата подготовка медицинских сестер по системе гражданской обороны. После окончания этих курсов студенты получали диплом медицинских сестер, с которым имели возможность устроиться на работу (52). С развитием университета постепенно увеличивался контингент учащихся: на начало 1962 г. их числилось 467 чел. (39). К началу 1962/1963 учебного года институт полностью сформировался, и в этом учебном году впервые имелись все курсы факультетов. Институт впервые сделал выпуск учителей, окончив- ших физико-математический, историко-филологический факультеты, факультет подготовки учите- лей начальных классов по системе дневного обучения (37). Кафедра математики и физики в 1962 г. была разделена на две: кафедру математики и кафе- дру физики. Это позволило конкретизировать и улучшить руководство учебной работой на физико- математическом факультете (38). В 1963 г. кафедра русского языка и литературы была разделена на кафедру русского языка, кафедру русской и зарубежной литературы и кафедру иностранных языков (32). В этом же году при историко-филологическом факультете открывается новое отделение – английского языка, и факультет переименовывается в филологический (1). Протоколом заседания Совета КГПИ от 27 марта 1964 г. было принято решение ликвидиро- вать кафедру педагогики и методики начального образования в связи с ликвидацией факультета по подготовке учителей начальных классов. Вместо нее была образована кафедра педагогики и психо- логии (41). Этим же протоколом было решено открыть в институте кафедру физического воспитания и спорта, выделив ее из состава кафедры педагогики и психологии, организованной в марте 1965 г. (42). В 1960 г. началось, а в 1964 г. закончилось строительство комплекса сооружений Камчатско- го педагогического института по ул. Пограничной. В его состав входил учебный корпус, построен- ный по типовому проекту индустриального техникума на 600 мест, типовое общежитие на 440 мест, отдельное здание столовой на 100 посадочных мест и все необходимые хозяйственные пристройки (котельная, гараж и т. д.). В учебном здании было расположено 11 аудиторий для занятий, актовый и спортивный залы с их подсобными помещениями, основные лаборатории, кабинеты, кафедры, учебно-производственные и хозяйственные мастерские, библиотека с книгохранилищем и читаль- ным залом (18). В общежитии постоянно проживали 310–320 студентов. Второй этаж общежития занимали преподаватели, которым институт не имел возможности предоставить квартиры (18). В 1964 г. была проведена комплексная экспедиция по Камчатке, в т. ч. фольклорно-диалек- тологическая (40, 50). В 1965 г. на 5 этаже общежития построена и оборудована астрономическая площадка под станцию наблюдения за искусственными спутниками Земли. Наблюдения проводила группа сту- дентов физико-математического факультета под руководством старшего преподавателя У. А. Ляти- фова (с 1966 г. – В. Я. Лайкова) (29). Результаты наблюдений обрабатывались и направлялись в вы- числительный центр «Космос» в Москве. По сведениям астрономического Совета АН СССР эта станция числилась самой восточной в СССР (9). В 1964/1965 учебном году работало уже 74 штатных преподавателя. С членами ректората в КГПИ было12 кандидатов наук и 9 доцентов (6). По архивным документам фонда Камчатского педагогического института мы можем устано- вить, что в 1965/1966 учебном году появилось вечернее отделение (53). В 1960-е гг. активно устанавливались научно-методические связи с другими педвузами. Камчатские преподаватели ездили в Москву, Ленинград и другие города для участия в межвузов- ских конференциях. В 1966 г. преподаватели кафедр института подготовили первый коллективный сборник «Не- которые вопросы методики воспитательной и учебной работы», в котором был проанализирован и обобщен опыт воспитательной и учебной работы школ г. Петропавловска-Камчатского (7). В 1966/1967 г. в институте насчитывалось уже 400 абитуриентов, 80 человек из которых прислали заявления с материка. Из учащихся школ Петропавловска-Камчатского и области подали заявления в институт 1/10 часть всех выпускников области (5). В этом же году институтом проводились годичные курсы повышения квалификации для учителей, выезжавших на работу в Корякский национальный округ (8). С 1968 г. начал свою историю факультет общественных профессий (ФОП) с четырьмя отде- лениями: педагогическим, пропагандистским, спортивным, творческим. Факультет работал в вечер- нее время, готовя студентов к воспитательной и общественно-политической работе в школе. Попу- лярность ФОПа была необычайно высока: студенты, посещавшие этот факультет, не только обретали опыт лекторской и творческой работы, они были востребованы в самых отдаленных уголках полуо- строва, куда в составе агитационных бригад направлялись Камчатским обкомом комсомола (1). В 1967/1968 г. был смонтирован фонетический кабинет филологического факультета для обучения иностранным языкам, и данный кабинет являлся лучшим среди вузов Дальнего Востока (11). В этом же учебном году создана специальная гидродинамическая лаборатория на физико-мате- матическом факультете (8) и приобретено две автомашины для занятий по автовождению (9). В 1969 г. на кафедре физики впервые стали использовать автоматизированные системы для контроля знаний студентов: 5 пультов для опроса учащихся и один преподавательский пульт управ- ления были сконструированы преподавателями пединститута О. Д. Праведниковой, А. В. Тимони- ным с помощью учителя физики Елизовской школы Минькова (25). В 1969 г. выпускники КГПИ уже работали во всех школах области (10). С 1958 по 1970 г. институтом было выпущено 1 400 специалистов. Из них на Камчатке осталось работать около 40 % (17). Вместе с этим потребность в педагогических кадрах в области не уменьшалась, поэтому в 1970 г. был введен четырехгодичный курс обучения (16). Кроме того, в институте имелось бюро по связям с выпускниками, задачей которого было поддерживать постоянный рабочий контакт с выпускниками, работающими в школах области, ор- ганизовывать встречи студентов с выпускниками. В летние и зимние каникулы ректорат направлял преподавателей в отдаленные районы области, чтобы на месте познакомиться с работой выпускни- ков в условиях сельской и национальной школы (36). К 1976 г. были сформированы три факультета очного отделения (филологический, физико- математический и исторический), два заочного (исторический и филологический) и два вечернего (физико-математический факультета и факультет английского языка) (33, 34, 35). Институт проводил подготовку учителей по специальностям «английский язык и история», «английский и немецкий язык», «русский язык и литература», «физика и математика» (31). Таким образом, в первые два десятилетия своего существования, несмотря на кадровые и материальные трудности, институтом была заложена прочная основа для своей дальнейшей успеш- ной работы, вуз смог занять важное место в системе народного образования не только Камчатки, но и всего Дальнего Востока. 1. Воробьева Т. В. Камчатскому государственному университету имени Витуса Беринга – 50 лет, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kamlib.ru/resourses/kamgu.htm (дата обращения 28.01.2015) 2. ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 72. Д. 6401. Л. 25. 3. Там же. Л. 26. 4. Там же. Л. 27. 5. КГКУ ГАКК. Ф. Р-612. Оп. 1. Д. 120. Л. 91. 6. Там же. Д. 127. Л. 4. 7. Там же. Л. 83. 8. Там же. Д. 144. Л. 39. 9. Там же. Л. 79. 10. Там же. Д. 171. Л. 116. 11. Там же. Д. 178. Л. 7. 12. Там же. Л. 8. 13. Там же. Л. 9. 14. Там же. Д. 19. Л. 30. 15. Там же. Л. 31. 16. Там же. Д. 197. Л. 142. 17. Там же. Л. 84. 18. Там же. Л. 91. 19. Там же. Д. 19а. Л. 21. 20. Там же. Д. 2. Л. 1. 21. Там же. Л. 3. 22. Там же. Л. 4. 23. Там же. Д. 2. Л. 50. 24. Там же. Д. 7. 25. Там же. Д. 201. Л. 21. 26. Там же. Д. 24. Л. 43. 27. Там же. Л. 8. 28. Там же. Д. 3. Л. 107. 29. Там же. Л. 108. 30. Там же. Л. 68. 31. Там же. Д. 330. Л. 19. 32. Там же. Д. 37. Л. 9. 33. Там же. Д. 378. Л. 64. 34.Там же. Л. 65. 35. Там же. Л. 78. 36. Там же. Д. 378. Л. 84. 37. Там же. Д. 47. Л. 1. 38. Там же. Л. 12. 39. Там же. Л. 4. 40. Там же. Д. 50. Л. 7. 41. Там же. Л. 91. 42. Там же. Д. 6. Л. 10. 43. КГКУ ГАКК. Ф. Р-612. Оп. 1. Д. 50. Л. 13. 44. Там же. Л. 4. 45. Там же. Д. 7. Л. 1. 46. Там же. Л. 18. 47. Там же. Л. 2. 48. Там же. Л. 3. 49. Там же. Л. 8. 50. Там же. Д. 79. Л. 26. 51. Там же. Д. 8. Л. 3. 52. Там же. Д. 96. Л. 17. 53. Там же. Л. 18. 54. Петропавловск-Камчатский. История города в документах и воспоминаниях (1740–1990): [сборник в 2 ч.] / сост. 1-й ч. Б. П. Полевой; сост. 2-й ч.: Б. И. Мухачев (отв. сост.), Н. А. Разумовская, С. Т. Ширяев, И. А. Яровикова. Петропавловск-Камчатский : Дальневост. кн. изд-во, Камч. отд-ние, 1994. 504 с.

Ступник Е. Г. Высшее педагогическое образование на Камчатке в 1956–1976 гг. // «Отчизны верные сыны» : материалы XXXII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 136-141.