Стратегии взаимодействия в системе «человек-среда» при разных уровнях качества жизни в экстремальных условиях жизнедеятельности

О. С. Ширяева, Я. А. Сурикова

Проблема качества жизни на сегодняшний день является одной из самых актуальных в разных областях человеческой жизни. Медицинские, психологические, социологические и другие направления исследований предлагают разное понимание категории «качество жизни», его критериев и инструментов для его измерения. Вместе с тем, наряду с часто противоположными взглядами на аспекты качества жизни, главной целью его изучения, независимо от области исследования, является решение поиска ответа на вопрос, как и при каких условиях человек может охарактеризовать свои условия жизни и себя в них, как оптимальные для достижения высокого уровня качества жизни.

В современных психологических исследованиях качество жизни представлено как результат взаимодействия объективных характеристик среды жизнедеятельности и субъективных возможностей человека в системе «человек – среда», выражающегося в уровне соответствия параметров среды и характеристик жизненных процессов потребностям, интересам, ценностям и целям человека (1, 2, 3, 4, 8, 10). В связи с этим важным становится изучение специфики качества жизни в условиях, в которых заведомо затруднено достижение его высокого уровня.

В 2013 г. было проведено пилотажное эмпирическое исследование, целью которого являлось выявление особенностей средовых и личностных ресурсов при разных уровнях качества жизни. В исследовании приняли участие жители г. Петропавловска-Камчатского, который относится к территориям с экстремальными условиями жизнедеятельности. Переживание оптимального уровня качества жизни в нём затруднено по ряду субъективных и объективных причин, которые, с одной стороны, предъявляют повышенные требования к физическому здоровью человека, а с другой стороны, затрудняют достижение важных для личности потребностей. В подобных условиях жизнедеятельности среда по объективным критериям признается депривирующей, характеризующейся дефицитом средовых ресурсов, как следствие этого особую ценность приобретают личностные ресурсы, которые в свою очередь испытывают критическую нагрузку, поскольку для их развития и усиления необходимы внешние средовые ресурсы (11).

Эмпирические методы исследования:
• методика оценки качества жизни и удовлетворенности в адаптации Е. И. Рассказовой (7);
• методика «QUALITY OF LIFE INVENTORY» М. Фриша в переводе Е. И. Рассказовой (адаптация не завершена) (12, 13);
• тест «Жизнестойкость» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой, модификация Е. Осина (6);
• тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолик в адаптации Д. А. Леонтьева (5);
• опросник по временной перспективе личности Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной (9).

Выборку исследования составили 168 респондентов, жителей г. Петропавловска-Камчатского, в возрасте от 20 до 35 лет.

Исследование включало в себя ряд этапов:

На первом этапе исследования в результате кластеризации респондентов по шкалам методики оценки качества жизни и удовлетворенности были получены группы, обладающие внутритипичными специфическими показателями группового сходства. Анализ показателей методики Удовлетворенности и качества жизни показал, что образовавшиеся в результате кластерного анализа группы респондентов отличаются по уровню качества жизни, преобладанию высоких показателей в тех или иных сферах жизнедеятельности.

На втором этапе анализировались и сопоставлялись средние показатели по шкалам методик оценка качества жизни и удовлетворенности Е. И. Рассказовой, Качество жизни (важность/ удовлетворенность) Е. И. Рассказовой и СЖО Д. А. Леонтьева, «Временная перспектива» Ф. Зимбардо, «Жизнестокойсть» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой, модификация Е. Осина (Статистическая значимость отличий подтверждена при помощи Т-критерия Стьюдента) в группах респондентов, отличающихся по уровню качества жизни. Данная работа была направлена на выявление особенностей личностных ресурсов при разных уровнях качества жизни и преследовала попытку определения того, за счет каких внешних и внутренних возможностей человек достигает определенного уровня качества жизни в сложных условиях жизнедеятельности.

На третьем этапе между шкал методик Удовлетворенности и качества жизни, Качества жизни (возможность/удовлетворенность), СЖО, Опросник временной перспективы, тест Жизнестойкости был проведен корреляционный анализ, результаты которого позволили нам выявить механизмы достижения оптимального качества жизни в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Результаты исследования:

По результатам первого этапа исследования интересным представляется тот факт, что ни в одной из групп нет высоких показателей качества жизни по всем шкалам, что, вероятно, является индикатором того, что респонденты проживают в экстремальных условиях жизнедеятельности, в которых достижение оптимального уровня качества жизни затруднено по ряду объективных причин.

Далее, анализируя результаты методики Качество жизни (важность и удовлетворенность), мы исходили из того, что те сферы, которые являются важными для респондентов для счастья, можно рассматривать как ресурсы развития в экстремальных условиях и как следствия достижения качества жизни.

При анализе данных методики Качество жизни (важность/удовлетворенность) необходимо учитывать тот смысл и содержательный контекст, который закладывали авторы методики в интерпретацию сфер, необходимых для переживания счастья и в целом тот смысл, который предлагался испытуемым (12, 13). Приведем определения сфер жизни, удовлетворенность, которыми и важность для счастья которых нужно было оценивать респондентам.


1. Здоровье – хорошее физическое состояние, когда нет болезни, боли или нарушений.
2. Самооценка означает, что Вы нравитесь сами себе и уважаете себя – учитывая сильные и слабые стороны, удачи и неудачи и способность решать проблемы.
3. Цели и ценности – это Ваши убеждения о том, что наиболее важно в жизни и как Вы должны жить сейчас и в будущем. Сюда относятся цели в жизни, то, что Вы считаете правильным и неправильным, и смысл жизни – как Вы его представляете.
4. Деньги состоят из трех вещей. Это деньги, которые Вы зарабатываете, вещи, которыми владеете (например, машина или мебель), и вера в то, что у Вас будут деньги и вещи, которые будут Вам нужны в будущем.
5. Работа означает Вашу карьеру или то, как Вы проводите большую часть своего времени. Вы можете ездить на работу, заботиться дома о своей семье или учиться в школе или институте. К работе относятся обязанности на работе, деньги, которые Вы зарабатываете (если зарабатываете), люди, с которыми Вы работаете.
6. Игра – это то, что Вы делаете в свободное время, чтобы расслабиться, развлечься или для самосовершенствования. Сюда может относиться просмотр фильмов, посещение друзей, хобби.
7. Обучение означает получение новых умений или информации о том, что вас интересует. Обучение может включать чтение книг, занятия по таким вопросам, как история, ремонт машины или компьютер.
8. Творчество – это использование своего воображения, чтобы найти новые или лучшие способы справиться с повседневными трудностями или чтобы заниматься хобби, такими, как рисование, фотография, рукоделие. Сюда может относиться украшение дома, игра на гитаре или поиск новых способов решения проблем на работе.
9. Помощь другим означает помощь другим людям, которые нуждаются в ней, или участие в том, чтобы улучшить мир вокруг Вас. Помощь может быть в церкви, соседям или в политической партии, может включать волонтерскую работу или денежные пожертвования на что-то важное. Помощь означает помощь людям, которые не являются вашими друзьями или родственниками.
10. Любовь – это очень близкие романтические отношения с другим человеком. Любовь обычно включает сексуальное влечение и чувство, что Вас любят, понимают и заботятся о Вас (ответьте на этот вопрос, даже если у Вас нет таких отношений).
11. Друзья – это люди (не родственники), которых Вы знаете и которые важны для Вас, интересы и представления которых схожи с Вашими. Друзья проводят вместе время, разговаривают о личных проблемах, помогают друг другу.
12. Дети – означает то, как Вы взаимодействуете со своим ребенком (детьми). Подумайте о том, как Вы себя чувствуете, когда заботитесь о ребенке, приходите к нему, играете с ним.
13. Родственники – означает то, как Вы взаимодействуете со своими родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, тетями и дядями и любыми другими родственниками. Подумайте о том, как Вы себя чувствуете, когда что-то делаете вместе, например, приходите в гости, разговариваете по телефону, помогаете.
14. Дом – это место, где Вы живете. Это Ваш дом или квартира и место вокруг. Подумайте о том, как он выглядит, насколько он большой и о том, сколько Вы тратите на него.
15. Район – это место вокруг Вашего дома. Подумайте о том, как оно выглядит, насколько велика преступность в этом месте, насколько Вам нравятся люди.
16. Город – это целый город, поселок или деревня, где вы живете (не только район). Город включает то, насколько хорошо он выглядит, преступность, то, насколько вам нравятся люди, живущие в нем. Сюда могут относиться также места, в которые можно пойти отдохнуть, например, парки, рестораны, спортивные мероприятия, концерты. Также вы можете учесть, сколько стоят вещи, которые вам приходится покупать, доступность работы, правительство, школы, налоги и экологию [].

По результатам исследования выявлено, что для большинства респондентов вне зависимости от групп важны такие базовые ценности, как работа, дети, друзья, дом, деньги, что свидетельствует об определенной степени их ценностного единства, делающего возможным взаимопонимание. Почти все респонденты неудовлетворены своим материальным положением и развитостью городской инфраструктуры, районом проживания, вместе с тем, данные негативные оценки в разных группах имеют различный удельный вес для интегрального показателя качества жизни.

Анализ полученных данных в целом по группам показал, что респонденты всех групп демонстрируют средний уровень жизнестойкости, что может являться показателем дефицитов внутренних ресурсов у респондентов как следствия пребывания в среде, которая предъявляет повышенные требования к личности, ее физическому и личностному потенциалу.

Кроме того, выявлено, что для респондентов, находящихся в экстремальных условиях, важными факторами достижения оптимального уровня качества жизни в депривирующих условиях среды выступают осмысленность жизни, позитивная оценка своего прошлого, оценка себя как активного субъекта, способного управлять событиями собственной жизни, мотивационная насыщенность настоящего. При этом, исходя из проведенного анализа особенностей временной перспективы, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости в выделенных группах, можно сказать, что у респондентов первых трех групп отмечается достаточно высокий уровень внутренних ресурсов, позволяющий достигать некого «достаточного» (с позиции самих респондентов) качества жизни в экстремальной среде, тогда как для респондентов четвертого и пятого кластера выявлен дефицит внутренних ресурсов, переживание состояния фрустрации, отчаяния, безысходности.

Обобщение полученных результатов позволяет нам определить особенности системы «человек-среда» при разных уровнях качества жизни в экстремальных климатогеографических и особых социокультурных условиях жизнедеятельности, обозначить механизмы и способы совладания с негативными явлениями жизни, характерными при том или ином восприятии окружающей среды и себя в мире. Можно условно обозначить следующие стратегии взаимодействия (общая направленность личности) в системе «человек-среда» при разных уровнях качества жизни.

1. Деятельностная («Поговорим о приятном», «Жизнь как новый опыт» и т. д.). Характеристика качества жизни: более высокие показатели качества жизни в сфере общения, в сфере эмоциональных переживаний, менее высокими показателями в сфере активности в свободное время и физического здоровья, суммарный показатель удовлетворенности и качества жизни более высокий. Оценка среды как экстремальной на осознаваемом уровне («объективная» оценка) – не осознается как экстремальная; оценка среды как экстремальной на неосознаваемом уровне («субъективная» оценка) – осознается как экстремальная. Механизмы и способы совладания: внешние ресурсы – эмоционально насыщенные, но неглубокие межличностные отношения; внутренние ресурсы – отрицание, вытеснение, подавление. Зоны неудовлетворенности/удовлетворенности: деньги, дети. Подумайте о том, как Вы себя чувствуете, когда заботитесь о ребенке, приходите к нему, играете с ним.

2. Активная («Надо подумать», «Мой дом – моя крепость», «Жизнь – это борьба, преодоление» и т. д.). Характеристика качества жизни: более высокими показателями качества жизни в сфере эмоциональных переживаний и более низкими показателями качества жизни в сфере здоровья. Оценка среды как экстремальной на осознаваемом уровне («объективная» оценка) – осознается как экстремальная; оценка среды как экстремальной на неосознаваемом уровне («субъективная» оценка) – осознается как экстремальная. Механизмы и способы совладания: внешние ресурсы – избирательность контактов, семья; внутренние ресурсы – контроль. Зоны неудовлетворенности/удовлетворенности: дети.

3. Адаптивная («Что поделаешь, но надо брать от жизни, что сможешь, а она отберет, что хочет, так устроен мир, и в этом нет ничего особенного»; «Зато у нас есть вулканы»). Характеристика качества жизни: более высокие показатели качества жизни в сфере активности в свободное время, качества жизни в сфере здоровья, более низкие показатели в сфере эмоциональных переживаний. Оценка среды как экстремальной на осознаваемом уровне («объективная» оценка) – осознается как экстремальная; оценка среды как экстремальной на неосознаваемом уровне («субъективная» оценка) – не осознается как экстремальная. Механизмы и способы совладания: внешние ресурсы – семья, близкие, друзья; внутренние ресурсы – принятие экстремальности как данности, вовлеченность. Зоны неудовлетворенности/удовлетворенности: эмоциональные переживания.

4. Реактивная («Жить трудно, но “весело”», «Спасайся, если сможешь»). Характеристика качества жизни: более низкий суммарный показатель качества жизни, низкие показатели качества жизни в сфере общения, качества жизни в сфере эмоций, отмечаются более высокие показатели качества жизни в сфере здоровья. Оценка среды как экстремальной на осознаваемом уровне («объективная» оценка») – осознается как экстремальная; Оценка среды как экстремальной на неосознаваемом уровне («субъективная» оценка) – осознается как экстремальная. Механизмы и способы совладания: внешние ресурсы – работа, деньги; внутренние ресурсы – жизнестойкость, осмысленность и сбалансированность временной перспективы (данные ресурсы оцениваются как недоступные). Зоны неудовлетворенности/удовлетворенности: деньги, работа, эмоциональные переживания, сфера общения.

5. Защита Я («Живы будем, не помрем», «Скажи спасибо, что живой», «Скажи спасибо, что еще катастрофического землетрясения не было»). Характеристика качества жизни: более низкие показатели суммарного качества жизни, более высокие показатели в такой сфере качества жизни, как эмоциональные переживания. Оценка среды как экстремальной на осознаваемом уровне («объективная» оценка) – осознается как экстремальная; оценка среды как экстремальной на неосознаваемом уровне («субъективная» оценка) – осознается как экстремальная. Механизмы и способы совладания: внешние ресурсы – отказ от продуктивных форм деятельности; внутренние ресурсы – позитивное самоотношение, «анестезия» чувств, фатализм, принятие риска. Зоны неудовлетворенности/удовлетворенности: работа, деньги, обучение, здоровье, цели и ценности, игра, творчество, дети, эмоциональные переживания, активность в свободное время, сфера общения.

Выводы:

Уровень качества жизни может выступать критерием гармоничности системы «человек-среда» в депривирующих условиях жизнедеятельности. Специфика качества жизни в экстремальных условиях жизнедеятельности определяется разными сочетаниями внутренних ресурсов личности и внешних ресурсов среды и стратегиями их использования.

Для респондентов с низким уровнем качества жизни характерен дефицит внутренних ресурсов, «туннельное восприятие», игнорирование даже тех немногих позитивных условий среды, в которой они проживают. Как следствие этого, при осознании человеком внешних возможностей прогноз достижения оптимального качества жизни при условии проведения определенных социально-психологических мероприятий благоприятен.

Главными средовыми ресурсами достижения оптимального уровня качества жизни в экстремальных условиях жизнедеятельности являются общение, возможность сотрудничества, то есть возможность социальных контактов, социальной поддержки; ведущими личностными ресурсами выступают переживание позитивных эмоций, позитивная оценка своего прошлого, осмысленность жизни, смещение акцента с восприятия себя как объекта воздействия неблагоприятных условий среды на восприятие себя как субъекта жизненного пути.

Таким образом, в результате исследования показано, что в депривирующих условиях среды жизнедеятельности возможно достижение оптимального уровня качества жизни. При этом разное сочетание внутренних ресурсов и внешних возможностей для его достижения определяют различные стратегии взаимодействия в системе «субъект-среда». Важным является тот факт, что при одних стратегиях человеку достаточно собственных личностных ресурсов, а при других – необходима помощь специалистов. В связи с этим, актуальным является дальнейшее изучение специфики качества жизни в экстремальных условиях жизнедеятельности, исследование механизмов его достижения и выработка теоретических и эмпирических оснований для разработки программ психологического сопровождения населения в сложных для позитивного функционирования личности условиях среды.
1. Беляков В. А. Критерии оценки качества жизни в социально-территориальных образованиях (квалиметрический анализ потребительской корзины): Автореф. дис. ... канд. экономич. наук. Ижевск, 2006. 30 с.
2. Гаврилова Т. В. Территориальная дифференциация качества жизни населения ставропольского края: Автореф. дис. … канд. географ. наук. Ставрополь, 2005. 21 с.
3. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике / под ред. Г. В. Бурковского, А. П. Коцюбинского, Е. В. Левченко, А. С. Ломаченков. СПб., 1998. 60 с.
4. Кондрашенкова С. В. Феномен качества жизни с точки зрения субъектно-средового подхода // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 107–113.
5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с.
6. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
7. Рассказова Е. И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4.
8. Сурикова Я. А. Проблема качества жизни в контексте субъектно-средового подхода // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Рецензируемое издание ВАК по педагогике и психологии. 2012. № 12. С. 98–109.
9. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85–107.
10. Фахрутдинова Е. В. Качество жизни населения в система социально-экономических отношений: институциональный подход: Автореф. дис. … докт. эконом. наук. Казань, 2010. 45 с.
11. Ширяева О. С. Психологическая поддержка личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: монография / О. С. Ширяева, Я. А. Сурикова, С. В. Кондрашенкова; КамГУ им. Витуса Беринга. Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. 193 с.
12. Frisch M. Quality of Life Inventory. Complementary Trial Package. Pearson. 2007.
13. Frisch M. Quality of Life Therapy. Applying a Life Satisfaction Approach to Positive Psychology and Cognitive Therapy. Wiley: New-Jersey. 2006.

Статья выполнена в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» на 2012–2016 гг.

Ширяева О. С., Сурикова Я. А. Стратегии взаимодействия в системе «человек-среда» при разных уровнях качества жизни в экстремальных условиях жизнедеятельности // «На перекрестке континентов» : материалы XXXI Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - С. 371-376.