А. C. Ширяева

Субъективная оценка качества жизни личности в экстремальных условиях жизнедеятельности

Изучение качества жизни личности, его связи с различными объективными и субъектив- ными факторами в современной психологической науке является важным, актуальным и востребо- ванным. Повышенный интерес к проблеме достижения личностью оптимального уровня качества жизни в любых, в том числе экстремальных, условиях среды проживания, формируемый, с одной стороны, под влиянием общей политики государства по повышению качества жизни, а с другой, постоянным снижением ряда показателей уровня жизни в Российской Федерации. В связи с этим изучение проблемы субъективного качества жизни, его структуры и психологических детерминант является одним из наиболее значимых направлений научно-практических исследований в современ- ной психологической науке (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Головина, Е. Е. Давыдова, A. A. Да- выдов, А. Л. Журавлев, Г. М. Зараковский, Т. Н. Савченко, В. А. Хащенко, Д. Белл, Ф. Конверс, А. Кэмпбелл, У. Роджерс, Дж. Форрестер и др.). Проблема исследования качества жизни находится в граничащих с ней социальных и гу- манитарных науках. Становление проблемы изучения оценки качества жизни происходит из слож- ности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, а также их типов неод- нородности. Оценка качества жизни является многокритериальным показателем, который сложно измерить. Показатели качества жизни населения в данный момент времени снижены из-за социаль- но-экономической ситуации в стране. Конечной целью любого развития прогрессивного общества является создание благопри- ятных условий для здоровой и благополучной в материальном отношении жизни людей. Анализ тенденций в изменении уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективно общество справляется с этой задачей. Под экстремальными условиями жизнедеятельности в нашей работе мы понимаем: удалён- ность региона, природно-климатические условия – такие, как контрастность климата, длительность зимы, частые перепады атмосферного давления и др. Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методики: • Ассоциативный эксперимент на стимул «Счастье», «Счастливый человек»; • Субъективное шкалирование «Оценка региона» (Весна Е. Б., Ширяева О. С.); • Методика вербального реагирования на стимул «Счастье», «Счастливый человек» (Вес- на Е. Б., Семенова С. В.); • Методика Галати-изменения «Источники счастья» Д. Галати (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); • Методика «Оценка важности и удовлетворённости по сферам» М. Фриша (в переводе Е. И. Рассказовой); • Методика «Оценка удовлетворенности жизнью и качества жизни» (в адаптации Е. И. Рас- сказовой); • Модифицированная методика субъективное шкалирование «Эмоциональная насыщен- ность жизни» Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); • Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (в адаптации Е. Т. Соколовой, А. В. Сыр- цовой, О. В. Митиной), с целью определения временной ориентации личности; • Тест жизнестойкости (в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой). Методы обработки данных: • t-критерий Стьюдента; • корреляционный анализ; • критерий углового преобразования Фишера; • контент-анализ. Эмпирическую базу исследования составили жители Камчатского края в возрасте от 25 до 55 лет. Респонденты, проживающие в г. Петропавловске-Камчатском, в количестве 30 человек (контрольная группа) и жители п. Оссора в количестве 30 человек (экспериментальная группа), со средним специальным, высшим и неоконченным высшим образованием, в количестве 60 человек, проживающие в Камчатском крае не менее пяти лет. Общие выводы по методикам: Исследование показало, что «качество жизни» является динамическим процессом: субъек- тивные и объективные компоненты изменяются во времени и зависят от рода занятия респондентов. Респондентам контрольной группы, проживающим в центральной части региона, требуется более высокое материальное благополучие, как в сфере социального проживания, так и в сфере своих личностных потребностей, в силу того, что имеется более широкий спектр выбора, как в про- изводственной области, так и при выборе в сфере досуга, что является проблематичным в отдален- ных от центральной части региона местностях. Также возможность себя реализовать в творческом плане значительно выше в центральной части региона в сравнении с жителями, проживающими в отдаленности от центральной части региона. У контрольной группы стремление к познанию че- го-то нового, возможность повышения квалификации для карьерного роста гораздо выше, чем у экспериментальной группы, так как есть больше возможности реализовать себя в какой-либо дея- тельности, находясь непосредственно в центральной часть региона, нежели в отдалённой от цент- ральной части местности. Материальные средства значимы для контрольной группы, так как име- ют большую возможность их тратить на удовлетворение своих потребностей и нужд. У жителей в отдалённых от центрального региона проживания местностях «общий показатель жизнестойкости выше», чем у контрольной группы. Это объясняется тем, что в отдалённых местностях более жёст- кие условия – климатические, экономические, социальные и т. д., и именно контроль и постоянное участие в данных сферах в то же самое время в очень ограниченном количестве присутствующих сфер реализации и повышается тем самым уровень жизнестойкости респондентов. Большой спектр возможностей реализации у жителей центральной части понижает и уровень контроля и уровень во- влеченности. Это можно охарактеризовать возможностью быстрого поиска новых сфер реализации, а это, в свою очередь, понижает уровень жизнестойкости. Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что: субъективное качество жизни выступает системным, комплексным, единым показателем человеческой жизни, в котором находят свое отражение такие устойчивые онтологические параметры жизни, как её смысл, цели, задачи, средства их решения, способ жизнедеятельности, наполненность жизни, её духовное и эмоциональ- ное богатство, внутренняя комфортность, условия существования, материальное благосостояние. При анализе полученных данных этих параметров субъективного качества жизни обнаруживается, что они могут не совпадать между собой как во времени, так и в пространстве. Например, наличие условий для жизни вовсе не означает еще её высокого качества, поскольку эти самые условия чело- век еще только должен осмыслить, принять и эффективно ими воспользоваться. Вне общественных ценностей, вне собственной социальности человек не может обеспечить подлинно высокое качество своей жизни. Быть здоровым, красивым, умным, счастливым, самодо- статочным нужно не только для себя, но и для других. Это прослеживается в большей степени у экс- периментальной группы, для их качества жизни крайне значимо наличие родных и друзей, оказыва- емая им помощь и то, как они воспринимают и относятся к ним. Крайне важно то обстоятельство, что качество жизни выражает и выражается через человеческие отношения, взаимосвязи, общение. Именно эти отношения, их характер и содержание и есть субъективное качество жизни. Также для удовлетворения своих потребностей и нужд, как в производственной области, так и при выборе в сфере досуга, немаловажную роль играют материальное благополучие и возмож- ность реализации себя в творческой деятельности, стремление к получению новых знаний, повы- шение уровня профессиональной деятельности, возможность быть успешным, ставить перед собой новые задачи и цели и стремиться к их реализации. По данным нашего исследования это четко прослеживается у жителей центральной части региона. Также на основании теоретического анализа показано, что любая среда, которая содержит потенциальную угрозу для реализации значимых потребностей личности, может быть обозначена как экстремальная среда жизнедеятельности. Особенность природно-климатической экстремально- сти заключается в том, что содержащиеся в ней объективные факторы экстремальности не могут быть уравнены и устранены, как в социальной, информационной и образовательной средах. Камчат- ский край является экстремальным за счет суровых природно-климатических условий. Анализ полученных данных показал, что в отдалённых местностях, где более жёсткие ус- ловия климатические, экономические, социальные и т. д., повышается уровень жизнестойкости за счет контроля и постоянного участия в данных сферах, в то же самое время – в очень ограниченном количестве присутствующих сфер реализации. Тем самым можно сказать, что экстремальность сре- ды жизнедеятельности может выступать не только угнетающим фактором, но и ресурсом развития. 1. Сочивко Д. В. Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : дис. ... д-ра психолог. наук / Д. В. Сочивко. М., 2003. C. 355. 2. Семенова И. С. Влияние суровых и экстремальных климатический условий на расселение населения в Северных и Восточных районах России [Электронный ресурс]: дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.36. М. : РГБ, 2003. 151 с. Режим доступа: http://diss.rsl.ru 3. Прошутинский Ю. С. Психологическая модель адаптации и дезадаптации человека в экстремаль- ных условиях существования : дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.01. СПб., 2003. 4. Правдина Л. Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характе- ристик личности: дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.05. Ростов-на-Дону, 2004. С. 233. 5. Маликов Н. С. К вопросу и содержании понятия «качество жизни» и его измерения. / Н. С. Маликов // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 2. С. 175. 6. Квитчастый А. В. Специфика социальной компетентности в зависимости от уровня образования // Психология образования. Вып. 8, 2012. С. 157. 7. Давыдов Д. Г. Современные подходы к исследованию качества жизни // Социальные науки и совре- менное общество. N 2 (16). 2012. МАБиУ. С. 326. 8. Весна Е. Б., Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно- климатических условиях жизнедеятельности // Вестник Ярославского гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гу- манитар. науки (2009). № 2. 9. Бочарова Е. Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2008. № 10. 10. Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. М. : Мысль, 1977. 301 с. 11. Бобков В. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 1996. № 6. С. 397. 12. Баженов С. А. Качество жизни населения: теория и практика // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 10. 13. Аргайл М. Психология счастья. СПб. : Питер, 2004. 271 с. 14. Черноушек М. Психология жизненной среды. М. : Мысль, 1989. 174 с.

Ширяева А. C. Субъективная оценка качества жизни личности в экстремальных условиях жизнедеятельности // «В путь за непознанным...» : материалы XXXIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 308-310.