Образ мира лиц с разным уровнем оценки региона проживания (на примере Камчатского края)

А. С. Ширяева

Изучение образа мира личности было и остается актуальной задачей научных исследований. Являясь центральным понятием, раскрывающим сущность человека, основой ориентировочного поведения личности, образ мира формируется и трансформируется на протяжении всей жизни человека под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Исследование образа мира позволяет лучше понять закономерности взаимодействия человека с миром, окружающей средой, пространством и его поведение. В связи с этим представляется очевидным, что изучение субъективного образа мира, складывающегося у человека, подразумевает и изучение той среды, в которой личность развивается, непосредственно взаимодействует.

Одним из малоизученных факторов, влияющих на формирование образа мира, является степень оценки личностью региона проживания. Оценка региона складывается из восприятия человеком таких особенностей, как геоклиматические условия; внутренняя стабильность региона; удаленность от центра, наличие возможности реализовать себя в профессиональном плане, доступность образования, наличие мест для проведения досуга, чистая экология, демонстрирование толерантности в межэтнических отношениях и т. п. Образ мира определяется как целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности.

В настоящее время проблема взаимосвязи сформировавшегося в сознании людей отношения к региону проживания и образа мира данных лиц малоизучена и является актуальной не только в рамках психологии, но и в контексте регионоведения и других наук.

Эмпирические методы исследования:
– Субъективное шкалирование «Оценка региона» (Е. Б. Весна, О. С. Ширяева);
– Модифицированный тест 20 утверждений М. Куна, Т. Марк-Партланда «Мой Мир – это…» (модификация Е. Б. Весна, Д. Ю. Правник);
– Модифицированный тест 20 утверждений М. Куна, Т. Марк–Партланда «Я в мире. Какой я?..»;
– Семантический дифференциал «Мой мир» (Е. Б. Весна, Д. Ю. Правник);
– Модифицированный тест 20 утверждений М. Куна, Т. Марк-Партланда «Люди вокруг Вас. Какие они?..»;
– Методика «20 из 100»: подсистема «Мир»;
– Методика «20 из 100»: подсистема «Я в мире»;
– Рисуночный тест «Образ мира», авторы Е. С. Романова, О. Ф. Потёмкина.

Эмпирическую базу исследования составили жители Камчатского края в возрасте от 18 до 45 лет, мужского (45 чел.) и женского (49 чел.) пола, со средним специальным, высшим и неоконченным высшим образованием, в количестве 94 человек, проживающие в Камчатском крае не менее пяти лет.

На первом этапе исследования выборка общим объёмом 94 человека посредством кластеризации данных по методике «Оценка региона» (Е. Б. Весна, О. С. Ширяева) разделилась на 3 группы, обладающие специфическими показателями группового сходства. Наибольшее количество респондентов вошло в группу с высокой оценкой региона (41 чел.), группа со средней оценкой региона, насчитывает 29 человек, наименьшее количество респондентов вошли в группу с низкой оценкой региона, которая состоит из 20 человек. Четыре респондента не вошли ни в один кластер, и эти результаты были исключены из дальнейшей обработки. Далее для выявления особенностей образа мира в группах с различным уровнем оценки региона был применен t-критерий Стьюдента и критерий углового преобразования Фишера.

На заключительном этапе исследования для выявления взаимосвязей оценки образа мира с оценкой региона проживания в группах с различным уровнем оценки региона проживания применялся корреляционный анализ.

Систематизация и обобщение полученных в ходе исследования данных позволили определить, что образ мира людей с различным уровнем оценки региона проживания обладает структурными и содержательными особенностями.

Так, для респондентов с высоким уровнем оценки региона характерно позитивное восприятие мира, высокая эмоциональная насыщенность в оценках себя и мира в целом, респондентам свойственны доминирование таких ценностей, как добродетель и благородство. Люди, высоко оценивающие регион, не боятся трудностей и прогнозируют свое будущее в заведомо сложном мире. Принятие респондентами собственной активной позиции и положительного отношения к миру непосредственно взаимосвязано как с личностными особенностями, так и с положительной оценкой региона проживания.

Для респондентов, низко оценивающих регион, характерно негативное восприятие мира и пессимистичное отношение к собственной личности. В оценках присутствует высокая эмоциональная окраска. Респондентами отмечается как суровость, тревожность и несправедливость окружающего мира, так и низкая жизненная активность самой личности, отсутствует четкое представление в описаниях мира будущего, ориентация на прошлое.

Для лиц, оценивающих регион по средним показателям, так же, как и для респондентов первой группы, характерна более положительная оценка окружающего мира, но сами оценки лишены высокой эмоциональной окраски. Мир оценивается чаще всего как гармоничный, осмысленный, целостный и прогнозируемый. Респондентам свойственно строить планы на будущее, чаще прогнозировать и планировать свои действия. Также в структуре образа мира данной группы было выделено наибольшее число категорий для описания окружающего мира, что характеризует мир респондентов, оценивающих регион по средним показателям, как более насыщенный и целостный.

Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на социально-психологические факторы, обуславливающие формирование образа мира, в котором человек непосредственно живет, действует и частично участвует в его создании.

В целом, в ходе исследования установлено, что образ мира лиц с различным уровнем оценки региона проживания имеет ряд структурных и содержательных особенностей.
1. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского; сост. А. Г. Асмолов, М. П. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983. Т. 2. С. 251–261.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского; сост. А. Г. Асмолов, М. П. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94–232.
3. Мухина В. С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности: избранные психологические труды. М. ; Воронеж : Модэк, 1999. 562 с.
4. Серкин В. П. Образ мира и образ жизни. Магадан : Изд-во Сев. международ. ун-та, 2005. 331 с.

Ширяева А. С. Образ мира лиц с разным уровнем оценки региона проживания (на примере Камчатского края) // «На перекрестке континентов» : материалы XXXI Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - С. 370-371.