А. С. Ширяева

Временная перспектива личности при разных уровнях психологического благополучия

Все больше исследований посвящается изучению временной перспективы личности. Временная перспектива связана с тем, как люди распределяют поток жизненного опыта по опре- деленным временным рамкам или временным зонам. Временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком, оказывает влияние на его поведение и жизнь в целом, определяя миро- ощущение, принятие прошлого, понимание настоящего, состояние планов на будущее. Для каждого человека прошлое, настоящее и будущее различны. Различия касаются размера и того, сколько времени люди уделяют размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Временные рамки являются разными в различных культурах. Также наблюдаются различия между разными со- циальными классами и отдельно взятыми людьми. Отмечается, что способность личности совершать в жизни выбор определяется протяжен- ностью, глубиной, насыщенностью, степенью структурированности и уровнем реалистичности вре- менной перспективы. Ж. Нюттен пишет о неоднозначности термина «временная перспектива». Один и тот же термин относят обычно к трем аспектам психологического времени: 1) собственно временной пер- спективе, которая характеризуется протяженностью, глубиной, насыщенностью, степенью структу- рированности и уровнем реалистичности; 2) временной установке, более или менее позитивной или негативной настроенности субъекта по отношению к своему прошлому, настоящему или будущему; 3) временной ориентации, характеризующей поведение субъекта, и понимаемой, соответственно, как «доминирующая направленность этого поведения». Говоря о формировании собственно вре- менной перспективы, Ж. Нюттен пишет о том, что она образуется «объектами или событиями, су- ществующими на репрезентационном (когнитивном) уровне поведенческого функционирования» (2, с. 355). Для обозначения темпоральной локализации этих объектов Ж. Нюттен вводит термин «темпоральный знак» события, включающий в себя два компонента: временной модус (прошлое или будущее) и временной период, или временная зона (2, с. 362). Ж. Нюттен не рассматривает как отдельную категорию психологическое настоящее, пола- гая, что оно включает в себя непосредственное будущее и недавнее прошлое, то есть как самосто- ятельный компонент не существует. Автор выделяет следующие параметры измерения временной перспективы: 1) протяженность (глубина); 2) насыщенность распределения событий в разные периоды; 3) степень структурированности событий – наличия или отсутствия связей между ними; 4) степень яркости и реалистичности восприятия объектов субъектом как функция их удаленности (Там же). Для человека прошлое, настоящее и будущее представляет собой не просто течение време- ни, но и осознание себя в жизни, выбор жизненной позиции, построение своих индивидуальных ценностных ориентаций, принятие на себя ответственности за события собственной жизни. Будущее является причиной, побуждающей личность к активности и саморазвитию. То, как человек воспринимает свою жизнь, зависит от того, какую позицию занимает личность по отноше- нию к собственной жизни. Так, А. Н. Леонтьев отмечает: «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в память его личности. Расширение действительности для человека происходит не только в направлении прошлого, но и в направлении будущего. Как и про- шлое, будущее представляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть не просто продукт “опережающего отражения”, а его достояние» (1, с. 214). А. Н. Леонтьев выделяет три основных параметра личности, определяющих уровень ее раз- вития как субъекта деятельности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированно- сти деятельностей, их мотивов и общий тип построения личности. Мотивационная сфера челове- ка, включающая в себя направленность личности и другие жизненные отношения, формирующие смыслообразующие мотивы, может быть как односторонней, так и многосторонней, включающей широкий круг отношений. При этом А. Н. Леонтьев подчеркивает, что личность не является резуль- татом внешних воздействий, «она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь» (Там же, с. 224). Целостное восприятие своего прошлого, настоящего и будущего, видение взаимосвязи меж- ду ними, способность жить настоящим, моделировать и прогнозировать поведение и свою жизнь, готовность нести ответственность за процесс жизни и за ее результат, принятие на себя ответствен- ности за события своей жизни (Ф. Зимбардо, К. Левин, Ж. Нюттен, В. Франкл, К. А. Абульханова- Славская, Л. И. Дементий, В. Е. Купченко, С. Л. Рубинштейн, А. В. Сырцова и др.). Среда проживания и то, как оценивает ее человек, влияет на его жизнь в целом, на его вре- менную перспективу, также на психологическое благополучие. От психологического благополучия, в свою очередь, зависит успешное функционирование человека в социуме, т. е. наиболее полноцен- ная самореализация, установление гармоничных отношений с окружающими в среде его прожи- вания. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию. Вместе с тем, на рубеже ХХ и ХХI вв. под влия- нием активно развивающегося экзистенциально-феноменологического подхода к личности форми- ровалось представление о недостаточности медицинской модели психологического благополучия. В этот период потребность выхода за пределы дихотомии «здоровье-болезнь» и обращение исследо- вателей к позитивным аспектам функционирования личности обусловили актуальность исследова- ния данного феномена в его взаимосвязи с различными сторонами человеческого бытия. Эмпирическую базу исследования составили жители г. Петропавловска-Камчатского в ко- личестве 60 человек возрастом от 20 до 53 лет. Для разделения выборки по уровню психологического благополучия нами был проведен кластерный анализ. В основу кластерного анализа были заложены результаты трех методик: опрос- ник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фе- сенко; субъективное шкалирование «Оценка региона» Е. Б. Весна и О. С. Ширяева; методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой. В результате кластеризации данных были получены две группы (два кластера): 1 группа (n = 34) – респонденты с более низким уровнем психологического благополучия; 2 группа (n = 23) – респонденты с высоким уровнем психологического благополучия. 3 респондента из общей выборки не вошли ни в один из кластеров. Сравнительный анализ различий в оценке жизнестойкости, временной перспективы, пси- хологического благополучия личности, индивидуальных установок по отношению к личному про- шлому, настоящему и будущему, а также оценки среды проживания выявил ряд значимых различий меж- ду группами. Статистическая значимость различий подтверждена при помощи t-критерия Стьюдента. Для определения взаимосвязей между шкалами опросников в группах применялся корреля- ционный анализ. Систематизация и обобщение полученных в ходе исследования данных позволили сформу- лировать следующие выводы: Респондентам группы 1 присуща ориентация на негативное прошлое и фаталистическое настоящее, т. е. общее пессимистическое, негативное отношение к прошлому. Такое отношение мо- жет быть связано с реальными неприятными и травматическими событиями, с негативной рекон- струкцией неоднозначных и положительных событий или с тем и другим вместе; беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни в целом. Этот фактор связан с отсутствием четкой временной перспективы. При такой ориентации отсутствует направленность на цель, присущая ин- дивидам с ориентацией на будущее. Респонденты данной группы испытывают затруднения в преодолении стрессовых ситуаций, они менее мотивированы на достижение успеха в будущем, у них отмечается ощущение предопре- деленности, размытость в определении смысла жизни, имеют мало целей или намерений. Отношение к региону проживания у них менее позитивное по отношению к группе 2. Респондентам группы 2 присуща ориентация на будущее и позитивное прошлое, т. е. отра- жается общая ориентация на будущее и предполагается, что поведение в большей степени опреде- ляется стремлениями к целям и вознаграждениям и характеризуется планированием и достижением последних. Респонденты группы 2 обладают качествами и компетенцией, дающими возможность власт- вовать и управлять окружением. Они контролируют внешнюю деятельность, эффективно использу- ют предоставляющиеся возможности, способны улавливать или создавать условия и обстоятельст- ва, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей. Обладают чувством непрекращающегося развития, воспринимают себя «растущими» и са- мореализовывающимися, открыты новому опыту. полноценное функционирование человека в усло- виях среды его проживания во многом зависит от того, как человек оценивает, воспринимает дан- ную среду, на сколько он удовлетворен средой с точки зрения эмоциональной оценки, возможностей получения профессионального образования и профессионального роста, с точки зрения наличия в нем внешних ресурсов и видения своего будущего. Респонденты 1 группы оценивают среду про- живания отрицательно, по этой причине имеют низкий уровень жизнестойкости и психологического благополучия, оценивают свое прошлое как негативное, а настоящее как фаталистическое. Респон- денты 2 группы оценивают среду проживания положительно, поэтому легче преодолевают трудно- сти в достижении своих целей и успешнее функционируют в социуме. Они отмечают свое прошлое как положительное и ориентированы на будущее. В целом в ходе исследования установлено, что уровень психологического благополучия оказывает влияние на временную перспективу личности. При высоком уровне психологического благополучия личности отмечается выраженная ориентация на позитивное прошлое и позитивное простраивание будущего. А при низком уровне психологического благополучия отмечается ориен- тация на негативное прошлое и фаталистическое настоящее. 1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М. : Политиздат, 1977. 657 с. 2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2014. 608 с. 3. Петровский В. А. Человек над ситуацией. М. : Смысл, 2010. 559 с. 4. Селигман М. Новая позитивная психология : научный взгляд на счастье и смысл жизни / пер. с англ. М. : София, 2006. 368 с. 5. Современные теории мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. 343 с. 6. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности [Электронный ресурс] : дис. … канд. психолог. наук : 19.00.13. М., 2008. 318 с. Режим доступа : http://dlib.rsl.ru /information.php?path=/ rsl01004000000/rsl01004116000/rsl01004116958/rsl01004116958.pdf 7. Фромм Э. «Иметь» или «быть». М. : АСТ, 2011. 320 с.

Ширяева А. С. Временная перспектива личности при разных уровнях психологического благополучия // «Отчизны верные сыны» : материалы XXXII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 318-320.