Развитие православия на Камчатке

В 17 в. казачьи отряды, направляемые по Царскими указам, вышли к берегам Охотского моря, Тихого океана. Москвитин, Поярков, Стадухин, Морозко внесли вклад в формировании новых представлений и знаний о Северо- Восточных окраинах России.

В 17 в. казачьи отряды, направляемые по Царскими указам, вышли к берегам Охотского моря, Тихого океана. Москвитин, Поярков, Стадухин, Морозко внесли вклад в формировании новых представлений и знаний о Северо-Восточных окраинах России.

Владимир Атласов своим походом 1696-1699 гг. дал первые письменные подлинные сведения о неведомом доселе для Европы полуострове Камчатка, о народах, его населяющих, о географических особенностях этой земли. Он в 1697 г. установил крест в долине р. Камчатки, подвел под "высокую Государеву руку "местное население, взяв с него, где добровольно, где насильно натуральную подать "ясак" в виде ценной пушнины, тем самым включив Камчатский полуостров в состав Российского государства. В 1708 г. полуостров включается в состав Якутского уезда и подчиняется Сибирскому приказу. Появляются вновь возникшие поселения Верхний Камчатский, Нижний Камчатский, Большерецкий остроги, куда стекаются все запасы собранной пушнины,собираемой на полуострове приказчиками . Вместе с первыми приказчиками на Камчатке появляются и первые священники-миссионеры, христианизация населения - это часть государственной политики. Хотя первыми крестить коряков, камчадалов, алеутов начали служилые, промышленные люди, преследуя при этом личные выгоды,т.к. промыслы свои крещенные отдавали исключительно им.

Для Северо-Востока характерна для православия была ее миссионерская, просветительская деятельность. Первые священники: Мартиниан, Волков, Иванов, Никифоров, Дамаскин начали строить первые часовни, церкви и при них создавать первые шкрлы. Миссия И.Хотунцевского, прибывшие на Камчатку в 1743 г. в составе 11 человек и привезшие с собой "Буквари", церковные служебные книги, продолжила эту деятельность, тем более, что крещенные и отдающие своих детей на обучение,. имели от правительства оределенные льготы.

При церквях в школах учили письму, арифмтике, катехизису и учителями до конца 19 в. в основном были священники. В 1820 г. в Петропавловском порту решением Синода было открыто Духовное училище.

Первое на Камчатке городское одноклассное училище, подчиненное Министерству народного просвещения, было открыто в Петропавловске только в 1893 г.

Продолжая традиции землепроходцев, мореплавателей, путешественников, священники изучали полуостров, народы,его населяющий.

Настоятель Петропавловского Собора, Благочинный Камчатских церквей Прокопий Громов в 30-40 е гг. 19 в. первым из священников изучил тунгусский и корякский языки, перевел на них тексты для обучения местного населения, опубликовал более 30 печатных трудов и,среди них, "Историко-статистическое описание Камчатских церквей".

Иннокентий Вениаминов, 200-летие которого отмечается в этом году, продолжает традиции священников-просветителей. Будучи на Алеутских островах,он изучил алеутский язык, составил словарь, занимался переводами, научным изучением островов и населения . Результатом его деятельности были опубликованные труды "Записки Уналашкинского отдела", "Дневники",писанные им во время поездок по вверенной ему Епархии, которые являются ценным источником для изучения Камчатки и Алеутских островов. В 1840 г. Иннокентий становится Епископом Камчатским, Алеутским и Курильским впервые учрежденной Камчатской епархии с центром в Ново- Архангельске. Камчатская епархиальная кафедра в 1858 г. переносится в г. Благовещенск. С 1897 г. включается в состав Владивостокской епархии.

В 1916г. вновь создается Камчатская епархия, и первым ее епископом был Нестор (в миру Николай Анисимов), миссионер, продолжавший просветительские традиции, создавая школы, обучая детей на корякском языке, переводя на корякский язык тексты. К 1918 г. в области было 42 церковно-приходских школы.

В 18-19 вв., начале 20 в. Камчатка изучалась многими экспедициями, было написано и издано множество трудов, обобщивших сведения по коренным народам Камчатки, географии, геологии, зоологии, экономике, истории, картографии, которые дают комплексное представление о полуострове.

В 1994 г. на Камчатку пребывает новый епископ Петропавловский и Камчатский новой Камчатской епархии-Нестор (в миру Николай Сапсай).