История Петропавловска-Камчатского в живописи и графике
(из коллекции Камчатского краевого художественного музея)

О. А. Пыжьянова

«Постепенно уходит в историю старая застройка города. На переднем плане листа будто сгрудились одно- и двухэтажные домики. За ними видна бесконечная цепь огромных портальных кранов. Дальше – возводится новый город, с многоэтажными домами. Кварталы залезают всё выше и выше на сопки. Жизнь идёт своим чередом. Корабли уходят из Камчатского порта, но они вновь вернутся в свой дом, к своему причалу. За высокой сопкой горизонт постепенно светлеет. Наступает новый день. Во всей композиции прочитывается мысль: люди, живущие на Камчатке, с оптимизмом смотрят в завтрашний день…» – это описание одной из гравюр С. А. Степанова с названием «Город-порт» (из вступительной статьи Л. Миловидова к изданию «Художники Камчатки. Каталог выставки», М., 1990. Название описываемой гравюры С. А. Степанова – «Уходящий Петропавловск» в каталоге выставки дано ошибочно. Авторское название гравюры «Город-порт»).

Гравюра хранится в фондах Камчатского краевого художественного музея.

Городской мотив встречается во многих произведениях, вошедших в собрание музея. Они выполнены разными авторами, разнообразны по сюжетам и технике исполнения. Не все работы равноценны по своему художественному значению, но их объединяет одно – изображение Петропавловска-Камчатского таким, каким его увидел художник. Данные живописные и графические произведения выполнены в жанре городского пейзажа, их дополняют пейзажи, передающие особенности ландшафтов, окружающих Петропавловск. Самые ранние по времени работы датированы 1958 г. – 20-м столетием. В этот период Петропавловск-Камчатский приобрёл славу города рыбаков и моряков, он расстраивался, развивался, менялся его архитектурный облик. Но это время уже навсегда ушло в историю. Однако зритель, знакомясь с городскими пейзажами, запечатлёнными художниками, имеет возможность увидеть самобытные черты города в прошедших десятилетиях, проследить меняющуюся во времени динамику городской жизни.

Временные границы «портрета» Петропавловска-Камчатского расширяют морские пейзажи и сюжетно-тематические картины, в которых отражены события далёкой истории города. В художественную ретроспективу хочется включить в первую очередь два произведения камчатских художников, обращенные к исторической памяти. Картину В. В. Ворошилова «У берегов Камчатки» можно отнести к жанру морского героического пейзажа: парусное судно под Андреевским флагом среди бушующих волн – образ отважных мореплавателей XVIII в., покорявших северные просторы Тихого океана. В произведении В. П. Соколова-Ширшова «Пакетбот “Святой Петр”. Отлив» – изображено легендарное судно, на котором команда российских мореплавателей под руководством Витуса Беринга в 1740 г. зашла в Авачинскую бухту и основала будущий Петропавловский порт.

К героическому прошлому города, расположенному на дальневосточных рубежах России, обращены произведения, посвященные обороне Петропавловского порта от англо-французской эскадры в 1854 г. Это серия картин батального жанра с исторической реконструкцией морского сражения в Авачинской бухте, созданная В. С. Пошиным; портрет губернатора В. С. Завойко – руководителя обороны Петропавловского порта, выполненный художником-графиком В. А. Амельянчиком; гравюры С. А. Степанова.

Каждый художник предлагал свой, отличный от других образ нашего города. Цикл гравюр «Исторические памятники г. Петропавловска-Камчатского» художник С. А. Степанов, объединяя современность и стиль прошлого, выполнил в манере старинных виньеток. В цикл вошли графические листы «Мореплавателю Берингу», «Памяти Лаперуза», «Мореплавателю Чарльзу Кларку», «Защитникам третьей батареи», «Памяти павших», «Часовня». Все эти памятники хранят историю великих географических открытий в Тихом океане и историю основания Петропавловска в 18-м и его героической защиты от нападения англо-французской эскадры в 19-м столетии. Памятники, являющиеся главной частью композиции произведения, помещены в овал. На поле виньетки художник, развивая сюжет, расположил декоративные элементы: ленты с надписями, символические знаки, морскую и военную атрибутику. Дополняют цикл гравюр с историческими памятниками две работы «Камчатским партизанам» и «Виталию Кручине», напоминающие о событиях гражданской войны 1920-х гг., когда на полуострове устанавливалась советская власть. Основная композиция данных графических листов помещена внутри щита, который обрамляют венок и лента.

Величественная природа, окружающая Петропавловск-Камчатский, вдохновляет многие поколения художников. Морские побережья, вулканы, горные хребты, разливы рек, лесные массивы представлены в пейзажах, выполненных в реалистической манере художниками Ю. Е. Колдаевым («Пора подснежников», «Теплый день», «Весна», «Осень»), А. Д. Слепухиным («Домашние вулканы»), Г. Ф. Ефимочкиным («Авачинская бухта»), В. С. Пошиным («Авачинская бухта»), Е. Ф. Голиковой («Вилючинский вулкан»).

Живописная Авачинская бухта, по берегам которой расстроился Петропавловск-Камчатский, самый узнаваемый природный ландшафт в произведениях художников, запечатлевших портовый камчатский город. В работах Н. В. Дьяковой, Ю. Е. Колдаева видно, как каждый художник по-своему изобразил этот ландшафт, используя разную технику и передавая разное состояние природы.

Тему портового города поддерживают работы П. И. Коротченко, А. Д. Слепухина, В. А. Белых, К. А. Василёнка. Особо восхищает зрителя картина самодеятельного белорусского художника К. А. Василёнка «Механический завод», насыщенная звучными красками.

В историческом центре города на Никольской сопке расположена парковая зона – любимое место отдыха многих поколений горожан. Природа здесь не рукотворная, как бывает в городских парках, а первозданная, девственная. Пейзажи, написанные на Никольской сопке художником А. Д. Слепухиным, романтичные, спокойные, наполнены тёплым солнечным светом. Однако если зритель обратится к истории города, то он поймёт, что здесь хранится историческая память о подвигах защитников Петропавловского порта, о чём свидетельствуют памятники, установленные на сопке. А у основания сопки возвышается монумент воинам Советской армии – освободителям Курильских островов в 1945 г. Эти памятники, как мемориальные элементы городской среды, запечатлены в живописных работах художников В. С. Пошина и А. Д. Слепухина.

В ряд пейзажей Никольской сопки органично вписывается портрет камчатского путешественника Глеба Травина, совершившего в 1929 г. первый в мире арктический велопереход. Портрет выполнен народным художником России Ф. Г. Дьяковым.

Облик старого города (60-е гг. ХХ в.) отражен в серии лирических городских пейзажей. Самобытной художественной манерой отличаются работы Ю. И. Грициенко. Композиция «Скоро на путину» наполнена голубым светом, живым, ритмическим построением, в ней ощущается радость бытия. В картине «Старый город» тянущиеся к лёгким облакам дома, простор морской бухты на горизонте создают образ уютного романтичного уголка старого города.

В следующие десятилетия город расстраивался, приобретал новые формы и новые краски, менялись ритмы городской жизни. С темой городского пейзажа связаны большие творческие удачи С. А. Степанова. Коллекция его работ, хранящаяся в фондах музея, – это запечатлённый в гравюрах портрет Петропавловска-Камчатского 1980 – начала 1990-х гг. В графических многоплановых композициях художник выразил динамичность жизни портового города, в камерных сюжетах передал очарование уютных городских уголков, панорамы новостроек наполнил одухотворённостью. В его гравюрах индустриальные пейзажи с жестким ритмом («У подножия Мишенной» и др.) чередуются с пейзажами-размышлениями («Уходящий Петропавловск», «Тихая улочка»). Восторженн-оидеализированная композиция гравюры «Мишенная» дополняется пейзажами с более углублённым восприятием натуры. Усилению драматической завязки сюжета способствует введение в мотив гравюры заострённого конуса вулкана – неизменного элемента камчатского ландшафта («Авачинский вулкан» и др.).

На живописных полотнах художников Белых, Колдаева, Слепухина, выполненных в конце 1980-х гг., отразился образ города с насыщенной производственной, общественной жизнью. Внимание художников привлекают новые здания, новые улицы и перекрёстки, обрамлённые величественными вулканами и просторами морской бухты. Эти природные контрасты художники прочувствованно, с любовью передают в картинах. И мы видим в них город своеобразный и неповторимый.

Напряжённый трудовой ритм города отражает портрет-картина художника Ю. Е. Колдаева «Горячий материал» (портрет журналиста Г. В. Субботина). Своеобразие произведения заключается в том, что портрет представлен в едином сюжетном мотиве с промышленной жизнью Петропавловска. Журналист изображён на фоне окна, обстановка рабочего кабинета передана через предметы на столе: блокнот с записями, телефон, раскрытая газета, часы. За окном – панорама Авачинской бухты, в которой «трудятся» корабли, а на берегу – объекты судоремонтно-механического завода. «Горячим материалом» является новость, поступившая с производства, и статью об этом журналист срочно готовит для нового выпуска газеты.

С особой поэтичностью переданы виды города в работах А. Д. Слепухина. Приковывает внимание свежестью ощущений его картина «Дождливый полдень», написанная в жанре городского пейзажа с элементами натюрморта. Сюжет, созданный на полотне, раскрывается постепенно, по мере движения взгляда от яркого букета цветов на подоконнике и развевающегося на ветру прозрачного тюля к красному светофору и фигурам на перекрёстке, лужам на тротуаре, и вдруг, над серой мокрой улицей взгляд улавливает светлые силуэты домов, окутанные туманом, и от этого кажется, что они, как облака, парят над городом.

Мажорное настроение передано в картине В. С. Пошина «Праздник 300-летия присоединения Камчатки к России». Динамичность оживлённой красочной улицы подчеркнута пролетающими самолётами с развевающимися российскими триколорами.

О бережном отношении горожан к исторической памяти повествуют новые памятники и монументы, установленные в городе. Они представлены в работах А. Д. Слепухина. В картине «Град Петра и Павла» автор, изображая памятник святым покровителям города, придаёт городскому пейзажу эпический характер.

Достойное место в собрании музея занимают художественные фотографии известных камчатских фотографов В. А. Рогачёва, В. И. Востокова. Их фотографии – это особый художественный кадр в мелькающей картине современного города, способный отразить городской пейзаж, вдохнуть в него чувство и настроение.

Таким образом, тематическая музейная коллекция произведений изобразительного искусства ретроспективно и многогранно представляет образ города-порта Петропавловска-Камчатского, сыгравшего исключительную роль в развитии Камчатки и всего Дальнего Востока.

Иллюстрации (на СD):

1. Пошин В. С. В разгаре боя. Из серии: Оборона Пепропавловска-Камчатского. 1854. Холст, масло. КП 2261.
2. Амельянчик В. А. Грозные вести с Камчатки. Генерал-губернатор В. С. Завойко. Из серии: Исследователи Дальнего Востока. 1985. Бумага, офорт, цветная акватинта КП 1550.
3. Степанов С. А. Мореплавателю Берингу. 1987. Бумага, гравюра на пластике. КП 2256.
4. Степанов С. А. Камчатским партизанам. 1988. Бумага, гравюра на пластике. КП 2255.
5. Слепухин А. Д. Доковый ремонт. 1970. Картон, масло. КП 1051.
6. Слепухин А. Д. Вид на город с Никольской сопки. Картон, масло. КП 1055.
7. Грициенко Ю. И. Скоро на путину. 1980. ДВП, масло. КП 94
8. Грициенко Ю. И. Старый город. Холст, масло. КП 95.
9. Степанов С. А. Город-порт. 1987. Бумага, гравюра на пластике. КП 2244.
10. Степанов С. А. У подножия Мишенной. 1982. Бумага, гравюра на пластике КП 2247.
11. Степанов С. А. Тихая улочка. 1987. Бумага, гравюра на пластике КП 2237.
12. Степанов С. А. Авачинский вулкан. 1983. Бумага, гравюра на пластике КП 2246
14. Колдаев Ю. Е. Горячий материал. (портрет журналиста Г. В. Субботина). 1986. Холст, масло. КП 1601.
15. Слепухин А. Д. Дождливый полдень. 1987. Картон, масло. КП 1725.
16. Слепухин А. Д. Град Петра и Павла. 2010. Холст, масло. КП 2269.

Пыжьянова О. А. История Петропавловска-Камчатского в живописи и графике // «На перекрестке континентов» : материалы XXXI Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - С. 305-307.