По склонам осенних чудес

..И песнь эта не прощальная, но поведанная полыхающей красками тундрой с протяжным эхом, чья наболевшая и стонущая мелодия ранит и тревожит душу. Из осколков впечатлений кристаллизуется образ - некая драматургия жизни, отраженная в художественном пространстве. Или в поле картины, не бесконечном, но пульсирующем, словно жила, словно тернистый путь художника, изображенного в "Автопортрете в терновом венке". Это пронзительно острое впечатление родилось после посещения художественной выставки камчатского живописца Юрия Назарова, мастера, переступившего свой 65-летний рубеж.
Валентина Стародубцева, искусствовед, член СХ России

Его юбилейная выставка "Театр и живопись", включающая огромный жизненный пласт - 45 лет творческой деятельности, экспонируется с 6 марта в залах Художественного музея, расположенного в КВЦ. Сама экспозиция - 138 театральных и живописных произведений - как бы иллюстрирует ключевые периоды творчества художника, в том числе связанные и с историей Камчатского областного драмтеатра 60-80 годов. Юрий Назаров широко известен на Камчатке как театральный художник и художник-станковист.
Из фондов Краеведческого музея представлены великолепные эскизы декораций к спектаклям, среди которых - "Материнское поле" Ч. Айтматова и "Закон вечности" Н. Думбадзе, "Утиная охота" А. Вампилова и "Прости меня" В. Астафьева, а также эскиз к пьесе "Потерянный праздник" Георгия Поротова, камчатского поэта и прозаика. Выдерживая самую высокую планку театрального искусства, сценография Юрия Назарова предельно выразительна, очень эмоциональна и способна потрясти душу человечностью и искренностью интонации.
Юрий Николаевич Назаров родился 30 сентября 1936 г. на станции Ново-Казалинск Кзыл-Ординской области Казахстана. После обучения в Школе-студии изобразительного искусства в г. Сызрани с 1956 по 1967 гг. работал художником в театрах Сызрани, Орска, Майкопа и Караганды. С 1967 г. проживает в Петропавловске-Камчатском. На Камчатке он сформировался как талантливая творческая личность, устремленная к новым открытиям в искусстве. В целом им оформлено около 200 спектаклей в различных театрах страны. С 1956 года Ю. Назаров принимает активное участие в художественных выставках и в 1989 г. вступил в Союз художников России. Юрий Николаевич - член Союза театральных деятелей с 1961 года, удостоен почетного звания "Заслуженный работник культуры РСФСР" (1983 г.) и других высоких наград.
Совершенно не напрасно Ю. Назаров ищет себя и в области станковой живописи, опираясь на традиции русского реалистического искусства. Интересно отметить, что на выставке среди его ранних работ - пейзажи "Аничков мост. Фонтанка" (1956 г.) и "Закат. Осокори. Сызрань" (1957 г.), последний интересен тем, что изображает равнинную местность на Волге, где раньше были заливные луга, посреди которых стояли высокие деревья -осокори, а сама дорога вела на пристань, где сейчас море - Саратовское водохранилище. Этот натурный пейзаж - первая выставочная работа, чудом сохранившаяся до наших дней. С детства его притягивало к рисунку, карандашам, краскам и чистому листу. И это первое соприкосновение с таинством искусства постепенно стало смыслом всего жизненного пути.
В пейзаже, особенно близком поэзии, он всем сердцем чувствует красоту природы и тончайшие оттенки настроения, которые определяют стиль произведения. "Я романтик по своей натуре, - говорит Юрий Николаевич, - и не стремлюсь копировать натуру, а ощутить дух романтизма в окружающем мире". Философское звучание обретают его пейзажи-притчи, написанные в 1985 году по впечатлениям поездок с вулканологами - "Птица счастья", "На семи ветрах. Вулканостанция", "Долина гейзеров", "Ночные бдения" и "Вулканолог. Памяти Анатолия Чиркова" (1985 - 2000гг.). Как бы ни была трудна горная стезя, мерцанье звездного небосклона сильнее.
И, преодолев земную тяжесть, душа устремляется ввысь, сбросив бренное тело, чтобы, возможно, обрести абсолютный слух и зрение. И он пишет светлые "Храмы" (1998 г.) и "Саровский монастырь" (1999г.), в атмосфере которых разлились благодать и умиротворенность.
Его поздние произведения, выстраданные и пронизанные беспредельной тоской и любовью к камчатским просторам и горным вершинам, все ярче наполняются светом и прозрачным воздухом: "Золотая бухта", "Тундра, освещенная солнцем", "Ганальские востряки" и "Узон. Вулкан Зубчатка". Он с упоением пишет мотивы осеннего леса с янтарно-золотистыми кронами, огненную рябину с грациозными каменными березками, любуясь изумрудными травами и фантастическими соцветиями, возвышенностями и зеркальной гладью озер. Среди работ, написанных в 90-е годы - пейзажи "Красные деревья", "Осенняя куролесь" и "Там, где пируют Гамулы", принадлежащие Краеведческому музею. Все в природе дышит и ликует, движется и преображается, искрится, увлекая художника в бурные потоки солнечного водопада и серебристых излучин реки - "Танец каменных берез" (1999 г.), "Камчатские поля" (2001 г.). А в минуты созерцания и покоя его кисть, чуть тронув холст, поет о поблекших в сумерках голубых снегах, одиноком домике у реки, осенней тишине и лесной прохладе - "Охотничья заимка" (2002 г.).
Но особенно он дорожит портретами самых близких его сердцу людей, в чьих прекрасных ликах светятся любовь и доброта - это "Портрет сестры" (1956 г.) и написанные за последние два года портреты "Наталья - жена" и "Наташа - дочь", "Олег Баглюков, народный артист России" и "Александр Гиль - основатель ансамбля "Мэнго", обобщенные лирические образы "Сон в лунную ночь" и "Сквозь века".
В своем многогранном творчестве художник беззаветно предан своему призванию. С годами к нему приходит удивительное чувство свободы, ясности бытия и полноты счастья, призывающее его к неугасимому духовному движению и радости жизни.