М. М. Пивран

Национальные игры коренных народов Севера

Национальные игры коренных малочисленных народов Севера привлекали внимание иссле- дователей Камчатки и Чукотки: С. П. Крашенинникова, В. Г. Богораза, Е. П. Орловой, Г. А. Менов- щикова, В. В. Леонтьева, В. В. Горбачёвой (3, 1, 6, 5, 4, 2) и др. В настоящий период происходит возрождение интереса к проведению национальных игр ко- ряков, ительменов, чукчей, эскимосов так же, как и к обрядам, танцам и традиционным праздникам этих народов. Духовная жизнь и культура передаются молодому поколению благодаря деятельности краеведческих музеев, образовательных учреждений – школы и детского сада, семейному воспита- нию. Статья подготовлена на основании опыта проведения детских национальных игр сотрудни- ками МКУК «Тигильский районный краеведческий музей» и материала, предоставленного Седан- кинской и Тигильской средними общеобразовательными школами, Лесновской основной образова- тельной школой и Тигильским детским садом «Каюмка» Тигильского района Камчатского края, и на примере Чукотки. Национальные игры для детей в Тигильском районном краеведческом музее проводятся от- дельными мероприятиями и во время праздников, посвящённых Дню образования Корякского окру- га, Дню рыбы, Международному дню аборигенов. Например, в 2011 г. в рамках мероприятий, посвященных дню образования Корякского окру- га, сотрудники музея подготовили новую образовательную программу, цель которой – обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным миром, который окружает ре- бенка. Дети не только ознакомились с материальной культурой коренных народов Севера, населяю- щих Корякский округ, но с помощью музейных средств ощутили особенности быта коренных наро- дов и сословий в разное время. В качестве примера им были предложены спортивные национальные игры – метание чаута, прыжки через нарту, перетягивание палки, которые их особенно заинтересо- вали. «Для детей была проведена викторина, а также состязания по национальным видам спорта. Надо отметить, что ребята очень живо отвечали на вопросы, которые им задавал ведущий…» – от- мечалось в тигильской газете «Панорама» в 2011 г. (8). Во время проведения Международного Дня аборигена традиционно сотрудники музея про- водят игру «Поймай рыбку». Участники с повязкой на глазах должны сорвать сушёную корюшку, прикреплённую к рыболовной сети. Выигрывает тот, кто больше всех сорвёт рыбок. Дети с удоволь- ствием съедают «пойманную» рыбу. Добыча корюшки развивает внимание и наблюдательность. Це- лая очередь ребят всегда выстраивается, когда проводится игра «Прыжки через нарты». Стремление преодолеть препятствия при прыжках через нарты формирует смелость, ловкость, стремительность при физической нагрузке, которую испытывают ребята, но это их не пугает, а наоборот, возникает дух соревнования. Для воспитанников из детского сада «Каюмка» проводились игры, в которых приняли учас- тие мальчики и девочки: бег по кругу оленят, бег по кругу с называнием этносов Севера. Подвижная эвенская игра «Ловля оленей» (в изменённом варианте) вызвала интерес у детей. Играющие разде- лились на две группы: пастухи/охотники (мальчики) и олени (девочки). Пастухи/охотники прячутся в экспозиции музея. Олени бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей. Олень спасается, если ведущий даст команду «Остановись» для пастухов/охотни- ков. Любят ребята бросать чаут (аркан) на оленьи рога. Для учащихся начального звена Тигильской средней общеобразовательной школы сотруд- ники музея проводят национальные игры, которые включаются в ежегодные планы работы музея. Ребята участвуют в прыжках через нарты, в метании чаута на рога оленя, перетягивании палки, пры- гают в длину. Все эти упражнения развивают ловкость, меткость, быстроту, выносливость и силу. В феврале 2014 г. для ребят 3 класса Тигильской средней общеобразовательной школы была проведена экскурсия по выставке «В здоровом теле – здоровый дух!», посвященной XXII зимним Олимпийским играм в г. Сочи. А затем в актовом зале музея состоялись спортивные национальные игры. Ребята с большим энтузиазмом разделились на команды и начали состязаться в метании ча- ута, прыжках через нарты, перетягивании палки. Юное поколение тигильчан не только познакоми- лось с различными видами спорта коренных народов Севера, населяющих Корякский округ, но и на себе испытало особенности всех спортивных состязаний. Для юных зрителей была представлена презентация «Национальные виды спорта коренных народов Камчатки», демонстрирующая слайды о проведении национальных видах спорта в Быстринском районе Камчатского края, а также были продемонстрированы фотографии из фондов музея на эту тему. В Седанкинской средней общеобразовательной школе существует клуб «Олимп», в кото- ром учащиеся наряду с волейболом и баскетболом занимаются и национальными видами спорта. Предысторию создания клуба рассказала директор школы Г. Е. Чеча: она связана с кружком по би- сероплетению, который посещали дети; они разговорились о том, как играли в детстве их родные, и, оказалось, что на национальных праздниках их отцы, дедушки и бабушки прыгали, бегали, т. е. за- нимались национальными играми. В 2013 г. на курсы повышения квалификации был отправлен мо- лодой учитель физкультуры А. А. Икавав, который увлёкся национальными видами спорта. С курсов он привёз в электронном варианте материал о национальных играх. Вместе с другим учителем физ- культуры С. М. Гвагиным он решил образовать спортивный клуб. Клубу предложили участвовать в национальных единоборствах в с. Эссо Быстринского района. Учитель А. А. Инылов и родитель И. А. Инылов, житель с. Седанка, имеющий опыт участия в национальных играх, стали готовить ребят – Р. Инылова, В. Туликова, М. Суздалова, Ф. Ли, Т. Инылова – к соревнованиям по националь- ным видам спорта: метание топора, метание чаута, бег с палкой, прыжки через нарты, тройной пры- жок и борьба. Тигильский музей предоставил чаут для подготовки к состязаниям. На соревнования команда клуба прибыла с флагом Тигильского района. Участники были одеты в форму, что позво- лило отметить организованность участников. Из 9 команд седанкинцы заняли 5-е место. Т. Инылов занял 1-е место по метанию топора. Хотя у ребят ещё не было своего инвентаря (чаута, топора), но им его предоставили на соревновании, что дало возможность показать хороший результат. В Тигильской средней общеобразовательной школе включены в программу по физической культуре элементы гимнастики национальных игр: перетягивание палки. Учитель физкультуры П. А. Кондратьев отметил, что этот вид состязания развивает силовые способности учащихся. Уроки лёгкой атлетики комбинируются с элементами национальных видов спорта: прыжки через нарты, бег с нартами (вместо них используют санки), короткие отрезки челночного бега, метание чаута (чаут имеется в школе, а другой предоставляет Тигильский центр досуга). Выполняются упражнения на силовую выносливость и координацию. Директор школы И. М. Ворсина и учитель П. А. Кондратьев отметили: в школе существует традиция в Дни здоровья проводить соревнования по национальным видам спорта – метанию чаута, прыжкам через нарты. Заведующая МБДОУ «Тигильский детский сад “Каюмка”» В. В. Арбузова сообщила о том, что сейчас разрабатывается Программа по региональному компоненту, в которую предусмотрено включить направление «Национальные игры и праздники». Над этим направлением работает воспи- татель А. В. Пенизина, собирающая информацию об играх коряков и ительменов. Заместитель по воспитательной работе Лесновской основной образовательной школы Г. В. Яганова сообщила, что национальные игры проводятся совместно с СДК с. Лесная во время традиционных праздников: Праздник бубна, Ололо, День села, День первой рыбы, Международный день аборигена. Состязаются по видам: прыжки через нарты, тройной прыжок, бег с палкой, наци- ональная борьба. Зимой проходят гонки на собачьих упряжках. В декабре 2014 г. впервые прошёл Ски-джоринг – гонка на лыжах с собакой. Второй год учащиеся Лесновской основной образователь- ной школы принимают участие в открытом первенстве Камчатского края по зимним дисциплинам ездового спорта – детской гонке Дюлин в рамках «Берингии». В 2015 г. в ней было представлено 4 участника: В. Нестеров, С. Яганова, М. Шмагин, П. Попов (10–15 лет). В. Нестеров занял 9-е место среди 26 участников гонки. Также на Чукотке каждый год проходит традиционный праздник «Берингия». В отличие от камчатской «Берингии», которая проходит на собачьих упряжках, чукотская проводится на весель- ных байдарах. Праздник длится 2 дня. Помимо регаты на берегу проводят различные мероприятия: бег на 200 м, национальная борьба, перетягивание каната, национальные танцы, различные сольные выступления, а также готовят национальные блюда из оленины и морзверя. И, конечно же, в конце праздника проходит награждение участников. Мне удалось побывать на этом празднике, который проходил в районном центре с. Лаврентия в 2013 г. Я родился в этом селе. И, конечно, мне повезло отметить свое 33-летие 20 июля 2013 г. на родине. Тигильский районный краеведческий музей представил собранную информацию о прове- дении национальных игр коренных народов Камчатки и Чукотки. Можно сделать вывод о том, что эта тема актуальна и её необходимо исследовать, что будет способствовать развитию традиционной культуры коренных народов Камчатки и Чукотки. Н. И. Синявский, доктор педагогических наук, отметил: «Процессы, происходящие в со- временном обществе, способствуют “открытию” многих, считающихся утраченными ранее, народ- ных истоков духовности многонациональной России. Народные традиции, составляющие основной пласт народной культуры, имеют исторические корни и в физическом воспитании подрастающе- го поколения. Потребность же в их возрождении и развитии для малочисленных народов Севера в наше время огромна, так как в этом сконцентрирован опыт прошлых поколений в области воспи- тания, образования, оздоровления». 1. Богораз В. Г. Игры малых народностей Севера // Сб. музея антропологии и этнографии АН СССР. М., 1949. Т. 11. 43 с. 2. Горбачёва В. В. Обряды и праздники коряков. СПб. : Наука, 2004. 152 с. 3. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. 4-е изд. М. ; Л. : Главсевморпуть, 1949. 847 с. 4. Леонтьев В. В. Национальные игры чукчей // На Севере Дальнем: Лит.-худ. альм. Магадан, 1960. № 1 (16). С. 127–137. 5. Меновщиков Г. А. Эскимосы: Научно-популярный историко-этнографический очерк об азиатских эскимосах. Магаданское кн. изд-во, 1959. 181 с. 6. Орлова Е. П. Ительмены. Историко-этнографический очерк. СПб. : Наука, 1999. 170 с. 7. Синявский Н. И. Этнопедагогика физического воспитания народов севера ханты и манси в совре- менной системе образования: Дис. … д-ра пед. наук:13.00.04, 13.00.01: Сургут, 2004, 409 с. РГБ ОД, 71:05-13/49 [Электронный режим] : http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/116447.html, свободный 8. Тихонова И. Вечер – встреча. Корякскому округу – 81 // Панорама. 2011. № 50 (6900). С. 3.

Пивран М. М. Национальные игры коренных народов Севера // «Отчизны верные сыны» : материалы XXXII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 269-271.