А. П. Пирагис

Петропавловск-Камчатский в 1920–1950 гг. в воспоминаниях и документах

На Камчатке в 1922 г. сменилась только власть, а многие стороны экономической и хозяй- ственной деятельности оставались по-прежнему в руках иностранных и отечественных промыш- ленников и торговцев. Петропавловск продолжал оставаться чисто чиновничьим городом. Вместо царских, буржуазно-демократических чиновников и служащих разных комитетов и исполкомов в 1917–1922 гг. – теперь были советские. Они использовали для своей деятельности прежние слу- жебные здания, построенные усилиями губернаторов В. В. Перфильева и Н. В. Мономахова. Партийные и советские работники, служащие разных учреждений и контор трудились в них до 1940-х гг., а в некоторых даже до 1970-х. Горожане еще не меняли свой образ жизни – продолжали жить за счет охоты, рыбалки и собственного подворья. Одни, кто был грамотен и благонадежен для власти, устраивались в новые учреждения, другие – на малочисленные рабочие должности, которых было не более трех десятков, и на сезонные работы. Город не имел никакого производства. Отправной точкой новой истории города становился теперь 1923 г. Проведенная в этом году похозяйственная перепись в Петропавловске показала, что в городе имелось 177 жилых строений, рыболовных сетей – 44, ботов и кунгасов – 40, нарт – 33. Было 36 лошадей, 148 голов крупного ро- гатого скота, 84 свиньи и 322 собаки (31, с. 8–9). Представление об имевшихся в Петропавловске улицах дает решение Камчатского губрев- кома «Утверждение наименований улиц», принятое 10 февраля 1923 г. В нем названо 10 улиц. Были переименованы: Большая (Первая) стала Ленинской; Вторая – Таможенной; Третья – Партизанской; Четвертая – Нагорной; Озерная (Казначейская) – Никольской; Судейский Городок – Красной; Пер- вая Поперечная – Завойкинской; Вторая Поперечная – Камчатской; Третья Поперечная – Командор- ской. Улица Набережная сохранила свое название (4, с. 73). Вот каким увидел Петропавловск один из первых камчатских комсомольцев, приехавший на Камчатку весной того года, Михаил Гаврилович Аристов: «Пароход в ковше Авачинской бухты – праздник для всех петропавловцев… И на дощатом пирсе, и вокруг него, на песчаном берегу ковша, собирались в день его прихода все жители города – население Петропавловска тогда составляло все- го 1 200 человек (1 193 человека. – А. П.)… Деревянные домишки города по самые крыши заносило снегом. Дороги не очищались. Не было в том надобности. Рыли только проходы вдоль дощатого тротуара, и то лишь по главной улице. Для собачьих же упряжек – самого распространенного в те годы вида транспорта – дороги были не нужны… Торговля в ту пору была сосредоточена в руках японского лавочника Кикучи, американца Витенберга, дельцов из магазина фирмы «Чурин и Ко», двух крохотных китайских лавчонок. На весь город – одна кондитерская Рубцова. Ни одной госу- дарственной торговой точки и пекарни. Об электричестве знали понаслышке. (Это не так. Первая электростанция появилась в городе в 1914 г. Другой вопрос, что в 1920-е гг. ее не было. – А. П.). Одна начальная школа. Небольшая больница с одним врачом. Церковь. Фотограф Калмыков, работавший только летом. На зиму он из-за недостатка клиентуры выезжал во Владивосток» (3, с. 15–16). Постепенно Петропавловск-Камчатский стал прирастать населением. С 1 января по 1 дека- бря 1924 г. в нем прибыл 581 человек, а убыли 309. Коммунальная служба появилась 25 апреля 1925 г., но была она создана для обслуживания не всего города, а только 24 зданий, в которых размещались партийные и государственные учрежде- ния и жили советские чиновники. За чистотой и порядком около этих зданий следили четыре двор- ника. В Петропавловске же большинство домов принадлежали частным владельцам. Как в большой деревне, имелось много живности, о которой уже писалось выше. Следует добавить, что на подво- рьях, кроме лошадей, коров, свиней и собак, имелось 24 козы и 1 300 голов птицы. 4 января 1926 г. постановлением ВЦИК РСФСР был образован Дальневосточный край с цен- тром в г. Хабаровске. В состав края вошла Камчатка. Губерния стала называться округом. Решением Камчатского окрревкома № 29 от 1 апреля 1926 г. в Камчатском округе были созданы Петропав- ловский, Усть-Камчатский, Большерецкий, Карагинский, Тигильский, Пенжинский, Анадырский и Чукотский районы (35, с. 52–53). Только теперь была одна особенность, на которую почти не обращают внимания изучающие историю города: Петропавловск становился не только административным центром округа, но и цен- тром Петропавловского района. Его территория до 1949 г. включала нынешний Елизовский район. В Петропавловский район вошла территория Елизовской волости (села: Авача, Елизово, Жупаново, Калыгирь, Коряки, Микижа, Налычево, Николаевка, Островная, Паратунка, Сероглазка, Тарья, Ха- лактырка, Хутор), часть Большерецкой волости (села: Начики, Малка, Ганалы), часть Мильковской волости (села: Пущино, Шаромы, Верхнекамчатск, Мильково, Кирганик) и Командорские острова (села: Никольское, Преображенское). В 1926 г. в Петропавловском районе вместе с городом Петро- павловском-Камчатским проживали 2806 человек (8, л. 6–9). Выборы в Петропавловский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских де- путатов состоялись весной 1926 г. Из 956 избирателей в них участвовали 564 человека, или 59 про- центов. Пленум городского Совета прошел 7 мая. На нем был избран президиум горсовета из семи членов. По содержанию протокола его заседания понятно, что председателем Петропавловского гор- совета был избран заместитель председателя Камчатского окрревкома И. Е. Ларин (37, с. 362–363). Город потерял многое, что имел до 1917 г. Не освещались и не обустраивались улицы. Ред- ким было строительство частных домов, а государственное планировалось на отдаленное будущее. Жители продолжали использовать воду из ручьев на Петровской сопке. Квалифицированные спе- циалисты и рабочие отсутствовали. Было всего 20–25 чернорабочих на погрузочно-разгрузочных работах в порту и других местах (37, с. 364). Несмотря ни на что население города росло, и, по сведениям источников тех лет, уже в 1926 г. в нем насчитывался 1 691 человек, что составляло 7,9 % от населения округа (без Чукотско- го автономного округа) (23, с. 64). В Петропавловске-Камчатском еще не имелось градообразующих предприятий, и поэтому он до начала 1930-х гг. оставался на досоветском уровне (1916 г.), когда градообразующим фактором являлось создание инфраструктуры для функционирования органов административного управления Камчатской областью. Культурным очагом в городе был бывший Народный дом на ул. Ленинской, ставший проф- союзным клубом. В нем читали лекции, показывали фильмы. Комсомольцы организовали теа- тральный кружок и по революционным праздникам ставили спектакли. В нем же проходили всякие собрания. Горожане, особенно молодежь, активно вступали в разные общества, одно из них было Авиахим СССР. Даже была создана спортивная секция окружного бюро Авиахима. Особенно заин- тересовали ее членов присланные чертежи планеров. Энтузиасты, во главе с начальником окротдела ГПУ И. Я. Ломбаком, построили планер, и 18 марта 1926 г. Ломбак совершил на нем первый полет над замерзшим Култучным озером, при стечении жителей почти всего города (40, с. 12–13). Однако жизненно важные объекты, без которых город уже не мог обходиться, все-таки стро- ились. В 1928 г. заработали коммунальная электростанция, баня и на телефонной станции был уста- новлен новый коммутатор на 100 абонентов, а в следующем году в пригороде на базе сельскохозяй- ственной фермы был создан первый на полуострове совхоз «Камчатский пионер им. Сталина» (25, с. 44, 47). В 1929 г. в городе и ближайших селах были образованы первые рыболовецкие колхозы. В Петропавловске это был «Амурский партизан», в с. Сероглазке – им. Сергея Лазо, а в с. Ава- ча – колхоз «Красная связь». Они являлись родоначальниками будущего рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина в Сероглазке (37, с. 393–394). 4 июля 1927 г. для развития промышленности полуострова была создана специальная ор- ганизация – Акционерное Камчатское общество (АКО). В задачу общества входило не только со- здание государственной рыбной промышленности и рыбодобывающего флота, но и широкое ис- пользование богатств полуострова (лесов, полезных ископаемых), развитие сельского хозяйства. В обязанности АКО также входило снабжение населения Камчатки всеми необходимыми товарами, содержание морского флота, речных и сухопутных средств передвижения. Именно с АКО связана история рыболовецких флотов Камчатки, портов и многих промышленных предприятий и органи- заций города и полуострова. Первоначально правление АКО со всеми своими структурами нахо- дилось в Хабаровске, затем во Владивостоке. Председателем правления АКО в 1930–1934 гг. был Б. И. Гольдберг (29, с. 68–69). В январе 1930 г. было принято решение о размещении правления АКО в Петропавловске- Камчатском. Уже почти три года существовало АКО, но Петропавловск до перевода его правления на Камчатку не ощущал на себе положительных перемен. Рос аковский транспортный флот, бази- ровавшийся во Владивостоке, строились и вступали в строй рыбокомбинаты на побережьях полу- острова, но все это проходило мимо окружного центра. По сути, решение о переводе правления АКО в Петропавловск явилось революционным для города. Размещение правления и служб АКО в Петропавловске привело к рождению нового по- селка в черте города. Местом будущего Акопоселка, или, как говорят некоторые, Акограда, стали северный берег Култучного озера и склон Мишенной сопки. К возведению поселка приступили в 1930 г. Правда, за озером в северо-восточном направлении еще в 1926 г. стал размещаться гарнизон 60-го Камчатского пограничного отряда ОГПУ, образованного в 1926 г., а затем немного позже – по- дразделения НКВД. Поэтому расширение границ города в северном направлении произошло значи- тельно раньше, чем принято считать. С появлением нового поселка Петропавловский горсовет в апреле 1931 г. определил новые границы города: «…От Никольской горы по берегу бухты до городского кладбища, по склону Ми- шенной горы, за старый совхоз и по руслу речки на подножие Зеркальной горы, по подножию тако- вой за постройки ОГПУ, по хребту Петровской горы до Гремучего ключа, по руслу ключа до берега бухты по прямой линии на Сигнальный мыс» (29, с. 72). В начале 1930-х гг. Петропавловск-Камчатский продолжал выглядеть еще заштатным горо- дишком. «В августе 1930 года я был уже во Владивостоке. Посадка на пароход “Томск”, 10-суточное плавание. Вечер. “Томск” вошел в Авачинскую бухту. Пассажиры высыпали на палубу. По носу судна мы увидели высокую гору, на склонах ее подножия редкими светлячками мерцают огоньки. Долго мы смотрели на них. Только к полуночи, продрогшие и утомленные пережитыми волнениями, разбрелись на отдых. Но сразу уснуть не удалось: послышалось какое-то неведомое, раздирающее душу, наводящее тоску завывание. Что это? “Не волнуйтесь, – успокоили бывалые моряки. – При- вычная для Петропавловска мелодия. Это – хор ездовых собак. Много их тут”… Всходило солнце. Его розовые лучи играли в окнах трех небольших улиц города, уступами спускающихся к берегу бухты. Среди приземистых домишек выделялись церковь, два двухэтажных здания (окрисполком и окружком партии) и одно белоснежное одноэтажное – в нем размещалось японское консульство… Учреждения в Петропавловске тогда работали в три смены – за недостатком помещений… Окруж- ком комсомола размещался на чердаке в здании окружкома партии – бывшем губернаторском доме (автор воспоминаний заблуждался: это здание бывшей губернской канцелярии в 1911–1917 годах. Сейчас там музей. – А. П.)», – вспоминал о том времени житель города С. Кашуба (26, с. 25–26). В 1932 г. горсовет провел инвентаризацию городских земель и строений. В тезисах Петро- павловского горсовета о работе в 1930–1932 гг. об этом сказано: «При инвентаризации учтено 245 домовладений, из которых принадлежит горместхозу – 57, учреждениям и организациям – 51, частным лицам – 137… Принято на учет 274 одноэтажных дома (с 7 мансардами и 5 полуподвалами) и 13 двухэтажных домов» (37, с. 374). В этом же документе отмечено, что при горкомхозе имеется обоз из 32 лошадей и к ним сани, в городе есть 8 распределителей, 2 ларька и 6 столовых. Из про- светительных учреждений в нем упоминались: клуб, музей и городская библиотека. На ближайшие годы горсовет планировал строительство в городе двух жилых домов на улице Никольской (Красин- цев), нескольких бараков, бани, пожарного депо и конюшни. Интенсивно в эти годы строился поселок АКО. В нем заметным было здание правления АКО, первая очередь которого была построена в 1933 г. В 1933 г. заработала аковская баня. Для обеспечения поселка водой на Совхозном ручье была возведена плотина, от нее в 1937 г. был про- ложен водопровод протяженностью четыре километра. В том же году у подножия Зеркальной сопки стали строить для города хлебосухарный завод. По Култучному озеру для связи с центром Петро- павловска в 1936 г. и в течение нескольких последующих лет ходил пассажирский катер. В 1939 г. в поселке АКО появилась своя пекарня. К этому времени здесь насчитывалось более сотни домов, в том числе 74 принадлежали комхозу АКО, остальные – индивидуальным владельцам. Поселок имел уже несколько улиц: Микояновскую, Ключевскую, Вилюйскую и Горную (29, с. 78, 81). В 1930 г. для обеспечения строительства пиломатериалами на Озерновской косе, на берегу Култучного озера, был построен небольшой лесопильный завод – первое промышленное предпри- ятие в Петропавловске. В следующем году напротив завода, на берегу Авачинской губы, были от- крыты производственные мастерские АКО, в которых стали изготавливать запасные части к судам и оборудование по переработке рыбопродукции. Позже в мастерских стали строить кунгасы и шлюп- ки водоизмещением 20 т. Теперь рост Петропавловска-Камчатского был связан со строительством промышленных предприятий и возникновением новых организаций и учреждений, которые стали градообразующими. Постановлением ВЦИК СССР от 20 октября 1932 г. Дальневосточный край был разделен на два края – Приморский и Хабаровский. Камчатская область в составе Корякского и Чукотского округов вошла в Хабаровский край. Камчатский округ был преобразован в Камчатскую область. Петропавловск-Камчатский стал областным центром, которым будет до 1 июля 2007 г. В 1932 г. в Петропавловске открылось первое научное учреждение – научная станция мор- ского рыболовства и океанографии, преобразованная впоследствии в Камчатское отделение Тихо- океанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Сейчас это Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИ- РО). В этом старейшем на Камчатке научном учреждении длительное время успешно работали уче- ные: Ф. В. Крогиус, Е. М. Крохин, И. А. Полутов, К. И. Панин, И. И. Лагунов, И. И. Куренков. Осенью 1934 г. на берегу бух. Раковой началось строительство крупного промышленного предприятия – судоремонтной верфи (СРВ). На пароходе «Ительмен» на пустынный берег были завезены рабочие и служащие, стройматериалы. Первым жильем стали палатки. Стройку и палаточ- ный городок называли по-разному: 3-я стройка, строящийся поселок или поселок при судоверфи. Начальником стройки, а затем и завода, первая очередь которого вступила в строй 6 ноября 1936 г., был В. И. Рябов (он был репрессирован в 1938 г., реабилитирован в 1958-м) (37, с. 382, 383, 389). На судоверфи не только ремонтировали суда, но и делали гребные винты, китобойные гарпуны, топлив- ные насосы. На стапелях верфи также собирали корпуса катеров – камчатских «жучков». В 1938 г., в июне, был спущен на воду первый изготовленный на СРВ катер-«жучок» «Комсомолец». Постепенно в Петропавловске стали создаваться ранее отсутствовавшие, но жизненно не- обходимые для нормального функционирования города организации. В 1932 г. была создана первая профессиональная пожарная команда (в 1941 г. – вторая). В 1934 г. образовалось Управление ги- дрометеослужбы, а в 1936 г. – бюро погоды. В 1936 г. открылась фельдшерско-акушерская школа, ставшая впоследствии Петропавловским медицинским училищем. Первым ее директором стал по совместительству врач Лемушин. Почти все преподаватели являлись совместителями. Первыми из них были заведующий горздравотделом Г. Е. Зобнин и дерматовенеролог М. М. Макаров. С 1937 по 1973 г. работала в училище А. Н. Верцинская – вначале завучем, а затем директором (28, с. 358). Решение об открытии в городе драматического театра было принято облисполкомом 21 апре- ля 1933 г. Театру передали помещение межсоюзного клуба на ул. Ленинской. С 1938 по 1948 г. ди- ректором театра был Георгий Николаевич Гловацкий, бывший до этого директором парка культуры и отдыха. В разное время в театре работали артисты: А. В. Славина, К. Д. Родионов, В. П. Андриа- нов, Г. В. Астраханкина. 11 апреля 1935 г. в помещении бывшей церкви в центре Петропавловска был открыт первый городской кинотеатр с красивым названием «Полярная звезда». В нем показывали уже звуковое кино. Городом управлял председатель, как тогда было принято говорить и писать, – председатель горсовета. В 1926 и 1928 гг. по совместительству им был И. Е. Ларин (11, л. 15, 32, 44). В 1927 г. – Илья Кузьмич Козлов (16, л. 23). Бывший начальник окружной милиции Н. П. Фролов возглавлял Петропавловский горсовет в 1929–1931 гг. (37, с. 327). Не удалось установить, кто был руководи- телем города в 1932 г. В 1933–1934 гг. им был Кравченко (9, л. 11), в 1934 г. – Акулов (9, л. 23). В 1934–1935 г. председателем Петропавловского горсовета был С. И. Вдовин, бывший секретарь Камчатского окружкома ВКП(б) (9, л. 30). Хотя город и менял свой облик, он по-прежнему оставался маленьким. Впервые попавшие в Петропавловск отмечали еще множество небольших домиков и редкие двухэтажные дома, две- три улицы. Имели в виду, конечно, Ленинскую, Советскую и Партизанскую. Но почему-то не ви- дели уютные, с прекрасными домами улицы Красинцев и Красноармейскую. Интересны и подроб- ны описания центра Петропавловска 1935 г. жительницы города Н. В. Паниной: «Улица Ленинская в то время представляла собой обычную грунтовую дорогу. Правая (нечетная) сторона ее шла вдоль Петропавловского ковша и обрывалась откосом к воде, левая (со стороны сопки) имела деревянный тротуар шириной в две-три доски. В городе был драмтеатр (на Ленинской, где-то в районе гостини- цы “Восток”), кинотеатр в старом церковном помещении (где-то в районе обкома КПСС), ресторан (на месте ГУМа), почта (рядом с домом врачей). За почтой – жилые здания АКО и промтоварный магазин, чуть ниже (там, где ныне драмтеатр) – контора «Союзпушнина», дальше – средняя шко- ла и ярусом ниже, у самого озера, – рынок. Областной музей находился где-то между гостиницей «Восток» и жилым домом порта, рядом с ним – кафе. На углу спуска с Советской в районе станции ТИРХа – аптека. Рядом с ней облсовпроф, далее – поликлиника. Пассажирского транспорта в городе не было, лишь на некоторых предприятиях были служебные машины. Иногда по улице проносились собачьи упряжки. Снабжение осуществлялось по продовольственным карточкам. Электричество для освещения жилых помещений подавалось до 23 часов» (36, с. 112). Для Петропавловска знаменателен 1936 г. В городе появилось первое рыбодобывающее предприятие. Приказом начальника АКО И. А. Адамовича № 31 от 19 января 1936 г. при Карагин- ском рыбокомбинате была организована База активного опытного лова (БАОЛ) в составе тральщи- ка, двух дрифтеров и двух сейнеров. Исполняющим обязанности начальника базы был назначен П. М. Макштас. Хотя она была создана при рыбокомбинате на побережье, ее местопребыванием был город. Здесь суда снабжались всем необходимым для промысла, ремонтировались и комплектова- лись экипажами. Рыболовным судам был определен район лова в расположении Авачинского, Усть- Камчатского, Олюторского рыбокомбинатов и Озерновской базы. Уже в октябре из Петропавловска в район Олюторского рыбокомбината отправились на промысел сейнеры «Авача», «Вилюй» и дриф- теры «Ударник» и «Стахановец». Выловленную рыбу они сдавали на рыбокомбинат (5, с. 129). С 1926 по 1937 г. численность жителей Петропавловска возросла в 13,3 раза и насчитывала 22 655 человек, что составило 29,7 % от количества населения области (без Чукотского националь- ного округа) (23, с. 64). В 1939 г. рядом с судоремонтным заводом вступила в строй жестянобаночная фабрика (ЖБФ). Промышленность города в тот год насчитывала уже 36 предприятий. На долю СРВ и ЖБФ приходилось 63,6 % валовой промышленной продукции Петропавловска. Кроме этих крупных предприятий, имелись механические мастерские, завод по производству шлакоблоков, три лесо- пильных завода, пять пекарен. На промышленных предприятиях города работали 1 085 человек (37, с. 395–396). Город к этому периоду оброс многими организациями и учреждениями. Некоторые стоит перечислить, как они назывались даже в официальных документах: типография, связь, обл- здравотдел, горкомхоз, горкоммунстрой, Камчатторг, общепит, МРС (морская рыболовная станция), комхоз АКО, райлесхоз, база Моховая, Камчатрыбстрой, Акофлот, облпромсоюз, пожарная охрана (37, с. 397–398). С поселком судоремонтников всё еще связывались по бухте и лесной тропинке вдоль бухты по подножию сопок. Строительство дороги к поселку начали в 1939 и закончили летом 1941 г. В те годы окончательно снесли городское кладбище, что располагалось на косогоре за нынешними зда- ниями Камчатского объединенного музея и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. После этого в районе музея соединились Ленинская и Советская улицы. На территории быв- шего кладбища стали быстрыми темпами возводиться частные дома и здания организаций города. Новыми домами продлились улицы Ленинская и Ларинская (ныне Чирикова). Научную и просветительскую работу среди населения Петропавловска вели всего четыре учреждения города: филиал ТИНРО, Управление гидрометеослужбы, областная ветеринарная бак- териологическая лаборатория и областной краеведческий музей. Досуг горожане проводили в кино- театре «Полярная звезда», областном драматическом театре, получившем специально отстроенное здание в 1939 г., и в нескольких клубах. К началу 1940-х гг. любимым местом отдыха стал парк культуры и отдыха на Никольской сопке. Официально он был открыт в 1937 г. и имел: летний те- атр, танцплощадку, бильярдную, аттракционы, ресторан и даже парашютную вышку (33). Уже тогда в народе сопку называли сопкой Любви. Со второй половины 1930-х гг. руководителя города стали называть председателем гор- иполкома. В 1935–1937 гг. председателем Петропавловского горисполкома был Потехин (10, л. 43). В 1938 г. городом руководил Иван Андреевич Каширников (1901–08.1945). Он в 1941–1945 гг. ра- ботал директором механических мастерских АКО в Петропавловске. В августе 1945 г. был призван в Красную армию. В ходе Курильской десантной операции в августе 1945 г. находился в числе пер- вых подразделений, штурмовавших японские укрепления на о. Шумшу. Был заместителем коман- дира диверсионного взвода УНКГБ Камчатской области. Погиб (6, л. 3). В 1939 г. председателем Петропавловского горисполкома был И. П. Егоров (15, л. 133); в 1939–1941 гг. – Николай Василье- вич Волин (6, л. 3). На облик Петропавловска и его окрестностей с 1936 г. стало влиять присутствие военных. Из-за режима секретности и цензуры об их роли в развитии города умалчивалось на протяжении всего советского периода нашей истории. Вместе с тем, эта роль была весьма значительной. Сухо- путные войска появились в 1938–1939 гг. Они размещались рядом с пограничниками, а затем стали занимать территорию до с. Халактырка, по океанскому побережью до р. Налычевой и в районе от шестого до девятого километра Елизовского шоссе. В эти годы военные моряки стали размещаться по берегам Авачинской губы от руч. Гремучего (площадь адмирала Г. И. Щедрина) до поселка су- доремонтников. К 1940-м гг. границы Петропавловска-Камчатского расширились, однако по-прежнему не только его жители, но и официальные власти почти до первой половины 1950-х гг. считали горо- дом исторически сложившуюся территорию от Култучного озера до руч. Гремучего. Это связано со многими факторами. На этом небольшом пятачке земли были сосредоточены все административ- но-управленческие и культурные учреждения города и области и градообразующие организации: порты, пароходство, рыбодобывающие и судоремонтные предприятия и т. д. Все поселения в чер- те города располагались обособленно, на некотором расстоянии от его центра. Поэтому городские власти, не отвечая за многие вопросы их жизнедеятельности, не отожествляли эти поселения с горо- дом. Аналогично и население. Центр города не имел нормального транспортного сообщения с ними, а они – между собой. В центре города в 1937 г., как писалось в газете «Камчатская правда» 18 ноября 1937 г., было всего восемь улиц (Ленинская, Таможенная, Партизанская, Нагорная, Завойкинская, Набережная, Красноармейская и Красинцев) и четыре переулка (Охотский, Беринговский, Командорский и Боль- ничный), соединявшие улицы на склонах Петровской сопки. В окрестностях Петропавловска-Камчатского, кроме крупных поселков АКО и судоремонт- ной верфи, находились села: Авача, Сероглазка, Халактырка, база Моховая, совхоз им. Сталина. 26 июня 1941 г. они вошли в черту города. В Петропавловске и перечисленных поселках и селах в 1940 г. проживало 29 969 человек (37, с. 442). Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) поставила страну в суровые условия. На Кам- чатке и в Петропавловске-Камчатском, как и во всей стране, начался трудный период, связанный с тяготами и лишениями военного времени. В области развернулась оборонная работа. Военный всеобуч был обязателен для мужчин 16–55 лет и для женщин 16–45 лет. И. А. Полутов вспоминал о том времени: «По субботам и воскре- сеньям зимой мы проходили военную службу – изучали стрелковое оружие, занимались строевой и тактической подготовкой в окрестностях города. Часто посещали район Халактырки. Позднее заня- тия проходили в районах, которые ныне всем известны как “БАМ” и “Горизонт”… Стреляли мало, обычно весной на Петровской сопке» (38, с. 120–121). Отдельные предприятия Петропавловска получили важные правительственные задания. В производственную программу судоремонтной верфи был включен ремонт кораблей Тихоокеан- ского флота, выпуск гранат и мин, запчастей к военной технике. Так, в литейном цехе делали мины, в инструментальном – гранаты. Из-за нехватки двигателей для катеров механический цех стал вы- пускать созданный заводчанами свой двигатель внутреннего сгорания мощностью в 50 л. с., назван- ный «Камчадал». Первый мотор был собран токарем В. С. Чепенковым. А всего было изготовлено умельцами несколько десятков таких двигателей. На стапелях верфи стали собирать корпуса круп- ных барж и плашкоутов (22, с. 34). В связи с почти прекратившимся завозом товаров широкого потребления Петропавловский горпромкомбинат освоил изготовление железных граблей, жестяной посуды, ведер, бочек, брусков для заточки кос, деревянных игрушек, плетеных корзин из лозы (25, с. 59). За самоотверженный труд в 1943 г. большая группа работников предприятий и организа- ций Петропавловска получила правительственные награды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1943 г. были награждены: орденом Ленина – начальник АКО С. П. Емельянов; орденом Красного Знамени – капитан парохода «Якут» Г. А. Барботько; орденом Трудового Красно- го Знамени — заместители начальника АКО В. Р. Дедков и П. М. Макштас, директор Петропавлов- ского порта АКО Я. Я. Завадский; орденом Красной Звезды – докмейстер Петропавловской верфи Л. И. Вышковский, капитан парохода «Эскимос» Н. П. Колесников и старший механик этого судна К. И. Коробов, капитан траулера «Топорок» морлова АКО С. Г. Оводовский; медалью «За трудовую доблесть» – работницы жестянобаночной фабрики АКО Д. К. Копейкина и А. С. Можнова; медалью «За трудовое отличие» – укладчица Авачинского рыбокомбината Ф. Д. Каменева (30, с. 34–35). О военных годах жительница Петропавловска Н. В. Панина писала: «С питанием в городе было трудновато… Вместо капусты на зиму засолили ее зеленый лист. Ранним утром в ковше наши мужья ловили навагу. В АКО было проще, спасали подсобные хозяйства и столовая. В портовской столовой в рационе появилось нерпичье мясо – грубое, остро пахнущее рыбой. Китовое мясо было вкуснее» (36, с. 122). Жители города, чтобы как-то пополнить скудный рацион продуктов, высаживали на склонах Мишенной, Зеркальной и других сопок картофель. Еще долгие послевоенные годы раскопанные склоны напоминали об этом. Выручала многих богатая природа Камчатки. Запасались жимолостью, голубикой, рябиной, шиповником, черемшой, грибами и кедровыми шишками. Ловили рыбу и охо- тились. Почти всё оставшиеся в городе мужское население в 1941 г. строило дорогу по восточному берегу Култучного озера, по склону Петровской сопки. Предприятиям, организациям и учреждени- ям, независимо от количества работников, определялся отрезок будущей дороги. Работали ломами, киркой и лопатой. Стройка была стратегическим объектом. Единственная дорога на Озерновской косе не обеспечивала нормальное сообщение порта с воинскими соединениями под Петропавловском. В июле 1941 г. решался вопрос о расширении взлетно-посадочной полосы аэродрома на шестом километре с размеров 360x85 м до 625x100 (14, л. 57–58). Другой, но более грандиозной стройкой периода Великой Отечественной войны стало воз- ведение Петропавловского морского торгового порта. Его строительство стало стратегической не- обходимостью для получения грузов по ленд-лизу из США. Порт становился перевалочной базой поступавших грузов. Здесь они накапливались, складировались, а затем перегружались на суда с не- большой осадкой и направлялись во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре. Первоначально строительство велось с помощью кирки, лома, лопаты и тачки усилиями привлеченных к этой работе 2 500 солдат стрелковых и артиллерийских полков и 500 заключенных. Немного позже было доставлено 16 экскаваторов и 50 «студебеккеров». С декабря 1943 г. началась отсыпка причалов из грунта возвышенности и откосов, что были на берегу перед кошкой параллель- но улице Красноармейской. «Нас, пятьдесят человек из гаубичного артиллерийского полка, привели к основанию сопки и дали задание начать землеройные работы… Где сейчас находится улица Красноармейская, тогда была высокая сопка, ее взрывали, и грунт шел на отсыпку причалов. Основной инструмент – кирка, лопата и тачка», – вспоминал ветеран морского торгового порта В. Ф. Ополев (34). 1 февраля 1945 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь порта. За войну морской и рыбный порты Петропавловска переработали 1,6 млн т грузов (24, с. 192), в основном по ленд-лизу. Грузов было так много, что они складировались в сквере Свободы, везде, где только было возможно, в центре города, на пустырях четвертого километра. Среди грузов были танки и даже паровозы. Многим нашим землякам пришлось с оружием в руках защищать Родину. В 1941–1945 гг. из Петропавловска и сел Петропавловского района в ряды Красной армии Петропавловским горвоен- коматом было призвано 14 607 человек. Большинство из них участвовали в боях на фронтах Великой Отечественной войны, 1 106 из них погибли, пропали без вести, скончались от ран (27). Однако для Камчатки война еще не закончилась. Япония была союзницей фашистской Гер- мании и от планов нападения на СССР не отказывалась. Ее первыми объектами по ним были При- морье и Камчатка. Северные Курильские острова были напичканы боевой техникой и живой силой японской армии, готовой к вторжению на полуостров в любой момент. В 1944 г. был создан Камчатский оборонительный район (КОР), который объединил воин- ские подразделения, дислоцировавшиеся на Камчатке. Командующим КОРом был назначен гене- рал-майор А. Р. Гнечко. Ему подчинялись сухопутные войска, а в оперативном отношении – Петро- павловская военно-морская база, 128-я смешанная авиадивизия и 60-й Камчатский пограничный отряд (1, с. 8). 15 августа 1945 г. Камчатский оборонительный район получил приказ о проведении опера- ции по освобождению Северных Курил – о-вов Шумшу и Парамушир, а затем о. Онекотан и других. На подготовку Курильской десантной операции отводилось двое суток. Командующим данной опе- рацией был назначен генерал-майор А. Р. Гнечко, заместителем – капитан первого ранга Д. Г. Поно- марев (1, с. 18). Штаб по руководству десантной операцией был развернут в здании Дома Красной армии (Дом офицеров Советской армии, сейчас – Дом офицеров Российской армии). Штурм о. Шумшу начался с артиллерийского обстрела, который велся с м. Лопатка и длил- ся с 2 ч 48 мин до 4 ч 45 мин 18 августа. После его окончания десантники стали высаживаться на остров. Многие не достигали берега, тонули от неумения плавать и под тяжестью вооружения. Жестокие бои шли несколько дней. Особо кровавыми были 18–21 августа. Самые большие потери понесли наши войска 18 августа. В ходе Курильской десантной операции были убиты, пропали без вести, скончались от ран и были ранены 1 567 десантников. Почти всех погибших похоронили на островах на месте боев. В военных действиях участвовали многие камчатцы – жители сел Петропавловского района и горо- да, призванные Петропавловским горвоенкоматом и проходившие службу в частях и соединениях Камчатского оборонительного района. Из них 250 человек погибли, пропали без вести и умерли от ран (27). Военные годы наложили свой отпечаток на Петропавловск. В запущенном состоянии было благоустройство, не развивались строительная индустрия и социальная сфера. Даже в центре го- рода большинство улиц были непригодны для проезда не только автомобилей, но и гужевого тран- спорта. К концу 1945 г. в Петропавловске имелось несколько десятков двухэтажных домов и только два – трехэтажных. 6 апреля 1943 г. на месте стрельбища пограничников был открыт Дом офицеров Красной армии и рядом стадион. Дом офицеров был одним из самых больших зданий в городе в тот период. За военные годы было построено всего 11 зданий разного предназначения, среди них, по- мимо Дома Красной армии, – здания облисполкома и обкома ВКП(б), Управления госбезопасности, школы, рыбного техникума и Госбанка. К строительству здания под Камчатскую областную контору Госбанка СССР приступили в 1937 г. и только осенью 1941 г. сдали его в эксплуатацию (32, с. 127). За годы Великой Отечественной войны население областного центра выросло на 5 463 человека и составляло, включая жителей окрестных сел, 35 433 человека. На обустройство Петропавловска-Камчатского и приведение его инфраструктуры к цивили- зованным нормам был направлен перспективный план развития города. В 1946–1950 гг. планирова- лось построить 34 объекта, в том числе 28 жилых домов, 12 км водопроводной сети и 17 км – кана- лизационной, 9,4 км гравийных дорог (37, с. 426–427). Осенью 1947 г. Петропавловский городской парк культуры и отдыха был передан в ведение Камчатской военной флотилии (20, л. 4). К концу 1940-х гг. в районах проживания работников Петропавловск-Камчатского морского торгового порта и Камчатского морского пароходства возникли улицы – Красная Сопка, Портовская, Морстроя, Курильская, Сапун-гора, Корякская и Океанская. В 1948 г. на ул. Ленинской и Советской размещались почти все областные и городские ор- ганизации и учреждения. На ул. Ленинской были Управления Гражданского воздушного флота и гидрометеослужбы, Госбанк, горкомы ВКП(б) и ВЛКСМ, аптека, кинотеатр «Полярная звезда», драматический театр, чайная, краеведческий музей, школа и другие организации. На улице Совет- ской – сберкасса, радиокомитет, музыкальная и общеобразовательная школы, горэлектростанция, Управления Камчатгражданстроя, Камчатрыбстроя и связи, горисполком, баня, областная и город- ская милиция (13, л. 65–69). К концу 1940 – в начале 1950-х гг. базой для дальнейшего социально-экономического разви- тия Петропавловска-Камчатского стали вновь создаваемые промышленные предприятия и органи- зации и укреплявшийся рыбодобывающий флот. В августе 1946 г. бывшие механические мастерские АКО на Озерновской косе были пре- образованы в механический завод, который с июля 1954 г. стал Петропавловским судоремонтно-ме- ханическим заводом (ПСРМЗ). С 1948 по 1963 г. директором завода был С. Б. Кушнеров, с 1963 по 1977 г. – П. М. Грибов, затем С. Е. Трифонов. В 1946 г. был создан Камчатрыбвод. Небольшой коллектив из 33 человек контролировал промысел рыбы и морского зверя в водах, омывающих не только Камчатку, но и Чукотку, и Куриль- ские острова. С 1948 г. хлеб для Петропавловска стал выпекать хлебосухарный завод № 1. До этого его выпекали на нескольких пекарнях. В одной из них, на ул. Ключевской, после открытия завода был организован горпищекомбинат, который стал выпускать кондитерские изделия, винно-водочные и безалкогольные напитки, пиво. 17 мая 1949 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР было организова- но Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство. Его задачами были завоз грузов на Камчатку и Чукотку, вывоз рыбопродукции и обеспечение грузопассажирских перевозок по побере- жьям. К середине 1949 г. пароходство имело шесть судов: «Якутск», «Александр Пушкин», «Шекс- на», «Красное знамя», «Лиза Чайкина» и «Бухара» (5, с. 197, 207). У истоков пароходства находи- лись известные на Камчатке капитаны: Я. М. Драбкин, Л. П. Шарлай, Л. Е. Мариненко, С. С. Чумак, Г. Н. Плеханов, А. Л. Срибный, Г. Н. Васюкевич, А. Е. Карпов, С. П. Беляев. В 1955 г. пароходство было преобразовано в Камчатское морское пароходство. Камчатско-Чукотским и Камчатским паро- ходством руководили Ф. А. Матюшев, Х. А. Козырев, П. Д. Киселев, К. К. Дьяконов, П. В. Шепелев, Ю. П. Терешин, В. Г. Кулагин. В 1950 г. Управление морского рыболовства было преобразовано в Управление тралового флота. С получением в 1951–1952 г. 24 рыболовных траулеров отечественной и зарубежной (ГДР) постройки (2, с. 226–227) добыча и переработка рыбы стала одной из основных отраслей экономики Петропавловска, а траловый флот – градообразующим предприятием, с которым в дальнейшем бу- дет связано бурное строительство и развитие города. Однако еще в 1951 г. траловый флот выловил всего 14,2 тыс. т рыбы, а в области ее было добыто 151 тыс. т. Поселок геологов в Петропавловске возник в 1950 г. Весной 1950 г. было принято реше- ние об организации на Камчатке постоянно действующей геологической службы – Камчатской комплексной геологической экспедиции с базированием в городе, приказ о создании которой был подписан 17 мая 1950 г. Место для ее размещения выбирали начальник экспедиции В. А. Ярмолюк, главный геолог доктор геолого-минералогических наук Г. М. Власов и начальник Ветроваямской геологической партии В. В. Бочкарев. В воспоминаниях Виктор Андреевич Ярмолюк написал об этом: «11 июня. Воскресенье... Георгий Михайлович Власов, Вениамин Васильевич Бочкарев и я по- святили сей день поискам участка для строительства будущего геологического городка. Было далеко за полдень, когда мы оказались на пологом склоне горы Мишенной, амфитеатром защищающей от северо-восточных ветров бух. Сероглазка. Местность радовала взор свежей зеленью трав и редких кустарников и отсутствием каких-либо строений. Лишь вдали, у самого берега, виднелся поселок рыбаков. К нему из города проложена дорога. Мы решили, что лучшего участка для нашего городка не придумаешь. Тем более, он находился не в городе, и вместе с тем вблизи него, с городом связан дорогой, а у берега бухты можно, при необходимости, устроить причал для приемки груза, особенно строительных материалов, которые будут прибывать для строительства городка… Перед тем как воз- вратиться в город, по предложению Вениамина Васильевича Бочкарева, который верил разного рода приметам, «застолбили» выбранный участок тут же найденным и вбитым в землю колом» (43, с. 35). Петропавловский авиаотряд Гражданского воздушного флота (ГВФ), обслуживавший вну- триобластные авиалинии, в это время имел 16 самолетов По-2 и базировался на Халактырском аэ- родроме. Вскоре их заменили знаменитые Ан-2. «Аннушки», так ласково называли их на Камчатке. Два первых таких самолета появились в феврале 1952 г. Затем к ним с мая 1953 г. прибавились Ли-2 (американский «дуглас»), но в сентябре 1961 г. они были перебазированы на Елизовский аэродром (39, с. 51, 53, 70). По выходным дням жители отдыхали на Никольской сопке, где вечером играл на танцпло- щадке духовой оркестр. Особо посещаем был кинотеатр «Полярная звезда». В 1950 г. горожане смотрели фильмы «Падение Берлина», «Кубанские казаки», «Артисты цирка», «Встреча на Эльбе» и другие. Любимым был театр. В тот год ставились пьесы «Роковое наследие» Шейнина, «На бойком месте» Островского. 23 апреля 1950 г. в драмтеатре при большом скоплении народа состоялось тор- жественное собрание в честь актрисы театра Александры Владиславовны Славиной, получившей звание заслуженной артистки РСФСР. 18 апреля 1951 г. была организована автотранспортная контора, на которую возложили пас- сажирскую перевозку в городе (42). Хотя и нерегулярно, стали ходить один автобус и груз-такси (грузовая машина со скамейками и брезентовым верхом) по маршруту облисполком (площадь Ще- дрина) – КПП (контрольно-пропускной пункт № 1 на территории нынешней Комсомольской пло- щади). Постоянное автобусное движение в городе с большими интервалами по этому маршруту началось с 1953 г., когда прибыло несколько новых автобусов. В 1955 г. небольшое пассажирское предприятие, располагавшееся в районе нынешнего рынка у Комсомольской площади, уже имело 20 автобусов, что позволило продлить движение автобусов до хлебозавода (где ныне администра- тивный корпус краевого УМВД), а также три легковых такси. На посадку в автобус горожане зани- мали очередь. В 1953–1956 гг. планировалось строительство городского холодильника на бывшей кош- ке, нового городского водопровода, причальных сооружений в рыбном порту и на судоремонтной верфи. 19 августа 1954 г. Петропавловский горисполком принял решение о выделении земельного участка на ул. Ленинской под строительство административного трехэтажного здания для горкома ВКП(б) (12, л. 22–23) (после завершения строительства его занял обком КПСС) и кинотеатра, а так- же о бетонировании этой улицы. В 1952 г. в Петропавловске-Камчатском, в его границах тех лет, насчитывалась уже 101 улица. За восемь послевоенных лет в городе сменились четыре председателя Петропавловского горисполкома. В 1945–1947 гг. председателем горисполкома был Иннокентий Федорович Шабуров. Он в 1930–1934 гг. был рабочим, мотористом, заведующим производством Кихчинского рыбокомби- ната; в 1934–1940 гг. работал заместителем директора Жупановского рыбокомбината, инструктором политотдела АКО; с 1940 по 1943 г. был секретарем Усть-Большерецкого РК ВКП(б), а затем по 1945 г. – заместителем председателя Петропавловского горисполкома (19, л. 2, 7). В 1947–1949 гг. горисполкомом руководил Алексей Трофимович Жолобов. Он в 1940–1945 гг. работал редактором газеты Алеутского района, пропагандистом РК ВКП(б); потом два года был инструктором Камчат- ского обкома ВКП(б) (21, л. 9, 14, 25). В 1949 г. всего четыре месяца (с июля по ноябрь) председате- лем горисполкома был Александр Георгиевич Дмитренко, работавший до этого с 1933 г. в аппарате Камчатского облисполкома (18, л. 1, 15). В 1949–1953 гг. председателем горисполкома был Всеволод Яковлевич Зимин, работавший в 1938–1949 гг. в советских органах Хабаровска (17, л. 2, 5, 9). Затем, в 1953–1960 гг., председателем исполнительного комитета Петропавловского город- ского Совета депутатов трудящихся (председателем Петропавловского горисполкома) был Влади- мир Захарович Мельников (7, л. 47). О центре Петропавловска-Камчатского 1955–1957 гг. пишет в воспоминаниях Р. А. Семе- нова: «Я жила в центре города – на Ленинской, 33. Сейчас такого адреса в Петропавловске нет. Если теперь перед спуском к морвокзалу на перекрестке Ленинской и Красноармейской подойти к обрыву над ковшом, то уже трудно представить, что метрах в пятнадцати от тебя, внизу, на этом крутом склоне, ютились домишки. Сначала наш – одноэтажный, упиравшийся торцом и крышей в сопку. Правее – еще несколько хибар с огородами. Еще правее шла через пустырь тропинка. По ней можно было попасть в клуб и магазин рыбного порта… Левее нашего дома (если смотреть с Ленинской) была широкая ровная площадка с огромными старыми тополями, среди которых сто- яло одноэтажное здание поликлиники (или больницы)… Вот иду из школы (сейчас школа-лицей на улице Советской. – А. П.) – спускаюсь с Советской на Ленинскую обязательно по той лестнице, которая проходит мимо ресторана “Волна” (стоял он на месте нынешнего ГУМа). Пересекаю Ленин- скую и подхожу к скверу Свободы. У его входа – остановка автобуса… В “Волне” был полуподвал, где продавали обеды на дом со скидкой… Выхожу из дома, в руке судок. Это три алюминиевые кастрюльки, поставленные друг на друга в специальном приспособлении, напоминающем этажерку, сверху – ручка… Через дорогу от меня рыбный магазин, аптека, КОГИЗ (книжный магазин). Витри- ны рыбного заставлены пирамидами консервов с крабами. На ту сторону не перехожу, потому что на этой, примерно на середине моего пути, напротив нынешнего Дома быта, продают эскимо. На палочке!» (41, с. 20–21). В 1956 г. начался «золотой век» Петропавловска-Камчатского, который продлился до 1991 г. За этот период сформировался новый город, определились его современные границы. 1. Акшинский В. Курильский десант: док. повесть. Изд. 2-е, доп. Петропавловск-Камчатский, 1995. 191, [8] с. 2. Анода П., Скорлыгин С. Всё дальше в океан // «Плавать по морю необходимо…». Петропавловск- Камчатский, 1998. 624 с. 3. Аристов М. Как я угодил… в частушку // Блокнот агитатора. Петропавловск-Камчатский, 1983. № 11–12, июнь. 48 с. 4. Витер И. Хроника строительства города Петропавловска (1740–1923). Петропавловск-Камчатский, 1997. 112 с. 5. Гаврилов С. В. Маленькие камчатские истории. Петропавловск-Камчатский, 2002. 302, [16] с. 6. ГАКК. Ф. 88. Оп. 1. Д. 27. 7. Там же. Оп. 2а. Д. 9. 8. Там же. Ф. 19. Оп. 1. Д. 188. 9. Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 16б. 10. Там же. Д. 17. 11. Там же. Д. 5б. 12. Там же. Д. 245. 13. Там же. Д. 101. 14. Там же. Ф. 270. Оп. 1. Д. 2. 15. Там же. Ф. 88. Оп. 1. Д. 17. 16. Там же. Ф. 30. Оп. 1. Д. 9. 17. Там же. Ф. 88. Оп. 2. Д. 213. 18. Там же. Д. 172. 19. Там же. Д. 505. 20. Там же. Оп. 1. Д. 115. 21. Там же. Оп. 2. Д. 202. 22. Заря над бухтой. Петропавловск-Камчатский, 1976. 160, [48] с. 23. Ильина В. А. Об изменениях в численности и национальном составе населения Камчатской области в 1926–1939 гг. // Веков связующая нить : мат. XXII Крашенинниковских чтений. Петропавловск-Камчатский, 2005. 225 с. 24. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны : Сб. документов и материалов о трудо- вом подвиге камчатцев в 1941–1945 гг. Петропавловск-Камчатский, 1975. 336 с. 25. Кашинцев Б. Камчатка — край перспективный. Петропавловск-Камчатский, 1973. 220 с. 26. Кашуба С. Двери без замков // Блокнот агитатора. Петропавловск-Камчатский, 1983. № 11–12, июнь. 48 с. 27. Книга памяти. Российская Федерация, Камчатская область. Изд. 2-е, с доп. и уточн. Петропав- ловск-Камчатский, 1995. 120 с. 28. Князькина Т. А. Медицинские кадры Камчатки в первой половине ХХ в. // Вопросы истории Кам- чатки. Петропавловск-Камчатский, 2005. Вып. 1. 405 с. 29. Козик Л. В. Страницы истории Петропавловска: Акоград // Краеведческие записки. Петропав- ловск-Камчатский, 1991. Вып. 7. 136 с. 30. Козлов А. Г. Трудовой подвиг работников рыбной промышленности Северо-Востока в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) // Там же. 1989. Вып. 6. 166 с. 31. Ларькин В. Г. Из истории социалистического строительства на Камчатке (1923–1940 гг.) // Там же. 1974. Вып. 5. 178 с. 32. Ляшук А. В. Служащие Камчатской областной конторы Госбанка СССР в 30-х – начале 40-х гг. ХХ в. // Камчатка разными народами обитаема : мат. XXIV Крашенинниковских чтений. Петропавловск-Камчатский, 2007. 220 с. 33. Наш общий дом // Камч. правда. 1980. 17 окт. 34. Ополев В. Тогда мы были молоды // Моряк Камчатки. 1993. 14 окт. 35. Очерки истории Камчатской областной партийной организации (1917–1985). Петропавловск-Кам- чатский, 1986. 360 с. 36. Панина Н. В. Как мы жили на Камчатке // Краеведческие записки. Петропавловск-Камчатский, 1991. Вып. 7. 136 с. 37. Петропавловск-Камчатский, 1740–1990 : история города в док. и воспом. Петропавловск-Камчат- ский, 1994. 504, [16] с. 38. Полутов И. Давным-давно. Петропавловск-Камчатский, 1995. 164, [4] с. 39. Родом из Халактырки: страницы истории авиации Камчатки, 1936–1990 годы. Петропавловск-Кам- чатский, 2006. 176 с. 40. Романов Г. В учебники не вошло. Петропавловск-Камчатский, 1981. 80, [16] с. 41. Семенова Р. Я жила на Ленинской, 33 // Неизвестная Камчатка : краевед. журн. Петропавловск- Камчатский, 1997. № 3. 48 с. 42. Федорченко Е. Шел по городу автобус… // Новая Камч. правда. 2001. 19 апр. 43. Ярмолюк В. А. Встречи с Камчаткой и камчатцами // Геологическими маршрутами Камчатки : вос- пом. и дневники геологов [в 3 т.]. Петропавловск-Камчатский ; СПб., 1999. Т. 1. 432 с.

Пирагис А. П. Петропавловск-Камчатский в 1920–1950 гг. в воспоминаниях и документах // «В путь за непознанным...» : материалы XXXIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 184-195.