На одном дыхании

Выставка живописи и графики камчатского художника Вячеслава Белых, посвященная самому необыкновенному месту на земле - долине Родниковой, открылась в канун лета в Культурном центре областной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
Валентина Стародубцева, искусствовед, член СХ России

В окрестностях Вилючинского вулкана есть уникальные термальные источники, вокруг которых из недр земли бьют чистые родники, а в верховьях реки Вилючи низвергаются два ступенчатых горных водопада "Волосы Вероники" и "Снежный барс". И эта живописная местность, известная как Родниковая, издавна привлекает внимание многих. За последние десять лет здесь прочно обосновался спортивно-горнолыжный экологический клуб "Алней", в котором все интересно. Его участники построили учебно-спортивную базу, благоустроили территорию, организовали экологическую школу для детей.
В июне 1997 года здесь впервые по приглашению алнейцев побывал живописец и график Вячеслав Белых, член Союза художников России; с 1977 года по настоящее время - преподаватель Петропавловской детской художественной школы. Удивительная атмосфера общения с живой природой и людьми благотворно повлияла на все его дальнейшее творчество. И в начале камчатского лета 2001 года, взяв с собой этюдник, кисти и краски, он вновь увлекся романтикой этой прекрасной земли. Самое главное, по мнению художника, услышать свою душу, как она откликается на состояние природы, - теплое солнечное утро или плачь дождя.
Впечатления от первой поездки воплотились в лирических пейзажах: "Родниковая", "Перламутровый перевал", "Зеркало весны", "Запоздавшее лето". Новая поездка готовилась более осознанно, да и сама манера изображения со временем становилась более утонченной и проникновенной. Среди "родниковых" пейзажей, очаровывающих тонкими светлыми оттенками, серебристо-голубым мерцанием воды и дыханием влажного неба, - "Серебряный дождь", "Теплая заводь", "Речка проснулась", "Влажность".
Земля, небо, вода - основные стихии, в которых художник черпает силу и чистоту. И окрыляется, созерцая снежный покров в горах и нежные зеленые листочки на ветвях, когда тонкой кистью выписывает причудливую игру светотени, сбегающей по склонам. В последние годы В. Белых использует темперу, с присущими ей мягкими полутонами, подвижностью и прочностью. Особенно ему удаются этюды, написанные с натуры словно на одном дыхании, в которых он улавливает не только точные цветовые отношения, нюансы настроения, но и нечто большее, доступное лишь сердцу. Природа Камчатки, удивительная и многоликая, приносит художнику ту радость творчества, в которой растворяются все чувства и заново обновляется душа.