А. В. Мошков

Опорные зоны развития экономики Северо-Восточных регионов Дальнего Востока России

Под пространственной организацией экономики региона понимается формирование его территориальной структуры хозяйства, т. е. динамическое состояние размещения производитель- ных сил по экономическим районам, территориально-производственным комплексам разного ранга (в т. ч. и промышленным узлам), связанным в единой системе национальной экономики, в которой обязательно присутствует фактор «управление» (1). В качестве объектов изучения пространствен- ной организации экономики региона выступают различные формы размещения производительных сил или «устойчивые экономико-географические образования, характеризующиеся размерностью, конфигурацией, плотностью и взаимным расположением структурных элементов; эти характери- стики тесно связаны с функциональными характеристиками данного образования и зависят от них» (1, с. 192).

Формы пространственного размещение хозяйственных объектов можно объединить в 3 ос- новные группы: 1. Линейно-узловую, где размещение хозяйственных объектов предопределяется в первую очередь транспортными магистралями и высоковольтными ЛЭП, а также другими факто- рами размещения производства (сырьевыми, потребительскими, топливно-энергетическими, трудо- выми и др.). Транспортные магистрали и линейные инфраструктурные объекты составляют основу трасс хозяйственного освоения в Дальневосточном регионе. 2. Агломерационную, где скопление хозяйственных объектов с различной специализацией в территориально-производственной системе вокруг крупного хозяйственного центра связано с крупным месторождением полезных ископаемых или выгодным экономико-географическим положением. Подобные скопления хозяйственных объ- ектов выступают основой формирования опорных баз экономического развития Дальневосточного региона в средне- и долгосрочной перспективе. 3. Сравнительно равномерное размещение – харак- терно для хозяйственных объектов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услу- гами потребителей в достаточно освоенных регионах. К таким регионам можно отнести субъекты РФ, расположенные на юге Дальнего Востока, где отмечается достаточно равномерное размещение населения и хозяйственных центров (Приморский край, Еврейскую автономную область, Амурскую и Сахалинскую области).

Основные факторы территориальной организации производительных сил Дальнего Восто- ка – природно-ресурсный потенциал территорий и акваторий, выгодное экономико-географическое положение в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе, возможности развития инфраструктурного потенциала территорий. Представленные факторы сохранят свое значение при формировании и развитии пространственной структуры Дальнего Востока России на период до 2050 г. В первую очередь, эти факторы сказываются на особенностях специализации опорных зон хозяйственного развития, которые будут формироваться в экономических узлах Дальнего Востока. Размещенные в этих агломерациях производства получают дополнительный экономический эффект также от выгодного экономико-географического (в первую очередь, транспортно-географического) положения.

При проведении оценки территории Дальнего Востока с точки зрения обеспеченности бла- гоприятными факторами развития производительных сил на период до 2050 г. выделяются следую- щие опорные зоны развития, которые различаются хозяйственной специализацией и особой ролью в межрегиональном и международном территориальном разделении труда (табл. 1). В основе раз- вития представленных опорных зон экономического развития лежат уникальные территориальные сочетания природных ресурсов и выгодное экономико-географическое положение, имеющийся в ре- гионах производственный и инфраструктурный потенциал.

Концентрация инвестиционных и управленческих ресурсов на создании благоприятных ус- ловий для развития этих опорных зон развития позволит получить в промышленных узлах наиболь- ший социально-экономический эффект.

В таблице представлены опорные зоны и трассы хозяйственного освоения Дальнего Вос- тока на 2050 г., выделенные с учетом наиболее перспективных направлений хозяйственной спе- циализации промышленных узлов и развития инфраструктурной сети региона (в первую очередь, транспортных магистралей). В южной части Дальнего Востока, отличающейся выгодным транс- портно-географическим положением относительно ведущих стран АТР, преимущественное разви- тие могут получить хозяйственные зоны развития с транспортно-логистическими и ресурсопользо- вательсткими функциями.

Особую роль будет играть Сахалинская хозяйственная зона, где предполагается комплекс- ное развитие нефте- и газодобывающих и обрабатывающих производств. К 2050 г. на о. Сахалине и прибрежном шельфе будет сформирована основная топливная база хозяйственного освоения рос- сийского Дальнего Востока, где получат дальнейшее развитие производства по переработке природ- ного газа (производство СПГ).

В северной и северо-восточных регионах Дальнего Востока России, учитывая современ- ный уровень ее производственного и инфраструктурного освоения, а также тенденции мирового спроса, преимущественное развитие получат хозяйственные зоны, связанные с развитием добыва- ющих производств – драгоценных металлов и камней (алмазов), полиметаллических руд. В первую очередь, это хозяйственные зоны в республике Якутии (Саха), Магаданской области и Чукотском автономном округе.

Особое направление развития будет свойственно островным и полуостровным территориям российского Дальнего Востока (Камчатский край, Курильские о-ва), где преимущественное разви- тие получат производства, связанные с добычей и воспроизводством биоресурсов моря.

Следует отметить, что без создания современной транспортной и энергетической инфра- структуры, которая образует основу трасс хозяйственного освоения, формирование развитой линей- но-узловой структуры территориально-хозяйственных систем российского Дальнего Востока будет невозможно. 1. Алаев Э. Б. Экономико-географическая терминология. М. : Мысль, 1983. 350 с.
2. Бакланов П. Я., Мошков А. В., Романов М. Т. Территориальные структуры хозяйства и экономиче- ские районы в долгосрочном развитии российского Дальнего Востока // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии наук. 2011. № 2. С. 18–28.
3. Геосистемы Дальнего Востока России на рубеже XX–XXI веков. Том III. Территориальные социаль- но-экономические структуры : моногр. / кол. автор; под ред. П. Я. Бакланова и М. Т. Романова. Владивосток : Дальнаука, 2012. 364 с.
4. Мезенцев В. Территория инновационного развития // Эксперт. 2010. № 15 (701). 19–25 апреля. C. 7–99.
5. Меламед И. И. Стратегия развития Дальнего Востока России. М. : Современная экономика и право, 2008. 464 с.
6. Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия–2050 / под ред. П. А. Минакира, В. И. Сергиенко. Владивосток : Дальнаука, 2011. 912 с.
7. Тихоокеанская Россия: страницы прошлого, настоящего, будущего / отв. ред. акад. РАН П. Я. Бакла- нов. Владивосток : Дальнаука, 2012. 406 с.

Мошков А. В. Опорные зоны развития экономики Северо-Восточных регионов Дальнего Востока // "Всеобщее богатство человеческих познаний" : материалы XXX Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2013. - С. 208-211. России