А. В. Костыря

Маленький человек в событиях большой истории

С древних времен в истории существовала традиция описывать события через повествование о жизни и деятельности людей, участвовавших в них. Изучению проблемы роли личности в истории уделено немало места в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Уже само по себе то, что вопрос о роли личности постоянно обсуждается среди ученых, как сов- ременных, так и живших в далеком прошлом, говорит о несомненной значимости человеческой жизни и деятельности для понимания истории. Однако степень этой значимости в разное время определялась по-разному. На это влияли разные факторы: социально-политические условия; идей- ные принципы той эпохи, в которой жил ученый, описывающий исторический процесс; личность самого ученого, не лишенного субъективных оценок и суждений в описании исторических явлений и процессов.

Исторические сочинения прошлого в основном представляли собой описания жизни и дея- тельности выдающихся личностей как основных двигателей исторического процесса. Подобное по- ложение сохранилось вплоть до середины XIX в., когда от описаний поступков исторических героев историки повернулись лицом к изучению тех сил, действие которых, как казалось, определяет исто- рию. Ход исторического процесса, появление личностей на исторической арене и их деятельность теперь объяснялись в соответствии с непреложными законами.

Современные историки используют другой подход. Предметом истории становится человек. «От изучения государственной политики и анализа глобальных общественных структур и процес- сов обратимся к малым жизненным мирам» (1, с. 78) – так звучал призыв германских исследовате- лей, задумавших написать новую социальную историю – историю рядовых, обычных, малых людей. Значимость микроисторического подхода в исследовании повседневности определяется тем, что он позволяет принять во внимание множество частных судеб. История повседневности стала рекон- струкцией жизни незамечательных людей, которая не менее важна исследователю прошлого, чем жизнь людей замечательных.

Все, что имеет отношение к человеку и его деятельности, подлежит изучению историка, так как в этом заключены «источники жизни» (5, с. 68) общества. Особенное внимание стали уделять деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, повлиявший и на его судьбу и на судьбу страны. Такой подход позволяет по- нять степень свободы индивида в историко-политических, этнокультурных обстоятельствах. Это по- могает раскрыть возможные альтернативы истории, показать роль ситуаций выбора, историческую значимость жизненной позиции каждого человека. Через познание действующего человека позна- ется история. Новое понимание прошлого как истории снизу или изнутри, дает голос маленькому человеку, жертве модернизационных процессов: как необычному, так и самому рядовому. В биогра- фиях отдельных людей отчетливо отражаются факты и явления общественной жизни, изучая их, можно получить представления о результатах этого воздействия.

Евгения Ильинична Инданова, жительница с. Анавгай Быстринского района, имеет одну запись в своей трудовой книжке – с 1981 г. она бессменный руководитель сельской библиотеки. Евгения Ильинична родилась в семье Ильи Афанасьевича Инданова: одного из первых строителей с. Анавгай, участника боевых действий в войне с Японией на территории Монголии в 1945 г. После войны отец работал в колхозе, строил теплицы, здесь и познакомился с будущей мамой Е. И. Инда- новой. Был он еще и столяром, делал мебель, до сих пор в доме Евгении Ильиничны есть стулья и этажерка, сделанные его руками. В начале 70-х гг. прошлого века отца направили в табун звеньевым в отстающее звено, так как он был коммунистом и ответственным человеком. В 1972 г., под Новый год, случилось несчастье и отца не стало (2).

Мама Евгении Ильиничны летом работала в овощеводстве в теплицах, выращивала рассаду. А зимой – прачкой в прачечной, стирала белье для детского сада, школы-интерната. В семье было шестеро детей, всех надо было поднять на ноги. На пенсии работала в КБО надомницей, занима- лась шитьем, шила торбаса. Шкуры выделывали сами, брали их во время забоя оленей. Родители Евгении Ильиничны привили ей любовь к родному краю, труду, сформировали ответственное отно- шение к делу.

Читать она научилась до того, как пошла в школу. «Я научилась читать сама вверх ногами, когда папа читал газету, я ее (газету) снизу читала», – вспоминает Евгения Ильинична. Начальную школу закончила в Анавгае, а с 4-го класса училась в Эссо, жила, как и все эвенские и корякские дети, в интернате. Было тяжело, но жизнь в интернате учила выдержке, коллективизму. Тепло и уважительно Евгения Ильинична отзывается о своих учителях. Большинство из них были приезжие, настоящие профессионалы, не считались со временем, давали очень хорошие знания. «Когда закан- чивала школу, приехали другие учителя, более равнодушные, отстраненные», – вспоминает Евгения Ильинична (2). Учась в школе, забыла родной язык, так как на нем запрещали говорить. Учителя считали, что это было хорошо для получения дальнейшего образования. Они ходили по домам уче- ников и говорили родителям, чтобы те общались со своими детьми только на русском языке. По мнению Евгении Ильиничны, язык бы сохранился, если бы не запрещали говорить на нем, сожалеет, что сейчас понимает родной язык с трудом.

Она окончила школу с хорошими результатами. Родители хотели, чтобы дочь стала учите- лем, ее отправляли учиться в Ленинград. Но она отказалась и без направления поехала в Хабаровск, поступать в институт культуры. Закончила его в 1981 г., вместе с ней получили дипломы всего 4 че- ловека из представителей коренных народов (3). Евгении Ильиничне очень хотелось вернуться до- мой, но надо было ехать по распределению. К счастью, ей прислали вызов из Быстринского района, и, вернувшись в Анавгай, она сразу приняла библиотеку. И хотя ее уговаривали остаться работать в Эссо, она настояла на своем решении и приняла сельскую библиотеку у Анны Петровны Бараули. И с этого момента вся ее трудовая и общественная жизнь связана с этим учреждением.

Так как она была комсомолкой, активной общественницей, ее в 1987-1991 гг. избрали де- путатом Камчатского областного совета народных депутатов от Быстринского района. Особенно ей запомнилась одна из сессий. На ней решался вопрос о закрытии Быстринского района и передаче всех его административных функций Мильковскому району. Шла очередная волна централизации, и на сессии депутаты должны были утвердить решение, принятое Камчатским Обкомом КПСС. Ев- гения Ильинична рассказывает: «Я попросила слово вне очереди как депутат района, в регламенте сессии меня не было, обратилась к депутатам, к руководству области. Напомнила им о постоянном закрытии поселков на Камчатке, о переводе в места, где люди никогда не жили, о том, что выбро- сили из названия района слово национальный, хотя никто этого не отменял официально. Сказала и о мнении оленеводов – они хотели уйти в леса. Выступала эмоционально: привела пример Чечни, Сумгаита, провела аналогии. Депутаты поддержали меня и проголосовали против централизации. Потом устроили разборки, выясняли, кто меня настроил... Досталось и Девяткину, и Евстифееву. Район отстояли, но централизация частично прошла. Говорят, что придет время и нас как района не будет» (2).

За годы работы Е. И. Индановой библиотека стала интеллектуальным центром села. Заведу- ющая библиотекой стремилась собрать все доступные источники информации об истории и культу- ре коренных народов Камчатки. При библиотеке был создан кружок любителей краеведения. Бла- годаря его деятельности там хранятся сведения из истории с. Анавгай, воспоминания старожилов, родословные, фотографии, письма из семейных архивов его жителей. Сбор материала проводят дети среднего и старшего возраста. Общение подростков со старшим поколением помогает им усваивать традиции и ценности своих предков. Детям нравится заниматься такой работой, им интересно узна- вать о жизни предков. Такая деятельность формирует любовь подрастающего поколения к родному краю, ответственность за него. Работа кружка ведется совместно с сельским домом культуры (СДК), собранные материалы оформляются работниками СДК с помощью Евгении Ильиничны и использу- ются при проведении различных мероприятий для жителей села (3).

При библиотеке был создан кружок «Мицар» под руководством Евгения Львовича Солоди- кова, увлеченного археологией, любящего родные просторы. В свою практику он ввел проведение дальних экскурсий, походов, экспедиций старшеклассников по Быстринской земле. Во время похо- дов учащиеся видят исторические стоянки предков, изучают природные богатства края. Информа- цию о результатах походов также можно найти в библиотеке. В ней многократно устраивали фото- выставки Евгения Солодикова в честь юбилейных дат образования Быстринского района.

В 1991 г. К. С. Черканов, который был родом из Анавгая, посмертно стал лауреатом премии им. Г. Г. Поротова в области литературы. И с 1992 г. ежегодно под руководством Евгении Ильиничны в селе проводятся Черкановские чтения. Чтения проходят в форме фольклорных праздников, в них участвуют все творческие коллективы села. В ходе чтений осуществляется постановка сказок, за- писанных и обработанных Кирьяком Степановичем; выступают самодеятельные писатели и поэты; звучат воспоминания его соплеменников и детей; проводятся конкурсы рисунков. Ни один праздник не обходится без выступления танцевальных коллективов «Нургэнэк» и «Орьякан». Вся собранная участниками чтений новая информация собирается и хранится в библиотеке (4).

Сам Кирьяк Степанович был неутомимым собирателем материалов по истории коренных народов Камчатки. Именно он вдохновил работников библиотеки, СДК создать цикл встреч односельчан «Древо жизни». Они преследовали следующие цели:
- организовать совместный досуг родителей и детей;
- побудить их к изучению истории своих семей;
- провести конкурс «Моя родословная» среди семей села Анавгай.

Самыми первыми, кто принял участие в этих встречах, были семьи Черкановых, Индановых, Укипа и Чачим. Вместе с родителями дети изучали историю своих родословных: чьи фамилии они носят, как они переводятся на русский язык, кем были их предки. К этим вечерам члены семей готовили выставки фотографий, составляли свои генеалогические древа. Благодаря этой деятельности цикл встреч и получил такое название – «Древо жизни» (4). После этих мероприятий многие семьи стали собирать и восстанавливать свои родословные. Работники библиотеки и СДК организовывали и проводили семейные викторины. Для победы в конкурсах требовалась основательная подготовка. Всем желающим Евгения Ильинична оказывала помощь: предлагала нужные книги, помогала советом. Такие конкурсы оказались полезны всем: и зрителям, и конкурсантам, и организаторам. Все данные, которые удалось собрать в ходе подготовки встреч «Древо жизни», также хранятся в библиотеке.

Работа библиотеки всегда была тесно связана с работой детского сада, школы, сельского клуба. С детским садом совместно проводятся дни эвенского языка; со школой – библиотечные уроки для первоклассников, для старшеклассников – интеллектуальные игры, конкурсы стихов, сов- местные экологические рейды, походы, соревнования. После обзора книг для детей по теме «Умелые руки не знают скуки» стали ежегодными выставки поделок «Умелые ручки». В них принимают участие и родители, и дети.

В наше время часто говорят о необходимости возрождения языков и культуры малочисленных народов Севера. Проблема сохранения языка в селе одна из самых острых. К сожалению, люди молодого и среднего возраста почти его не знают. В 2010 г. в Анавгае проходил конкурс «Поговорим» во время очередного праздника «Нургэнэк». Был организован синхронный перевод звучащих песен, сказок на эвенский разговорный язык. Гости праздника, эвены Пенжинского и Олюторского районов, были в восторге и дали ему высокую оценку. Сами гости поразили жителей села живым разговорным языком, исполнением своих песен и родовых мелодий, костюмами и поделками (3).

Материалы по истории коренных народов села активно используются на торжественных сельских мероприятиях. За годы работы под руководством Е. И. Индановой были оформлены ин- формационные стенды: «Анавгай в годы Великой Отечественной войны», «Салют, Победа!», «Ваш подвиг будет жить в веках» об анавгайцах-фронтовиках. Материалы о фронтовиках-анавгайцах были использованы при подготовке «Книги Памяти Быстринского района». Периодически функционируют книжные выставки: «Тропа Владимира Коянто», «Первый губернатор Камчатки (к 200-летию В. С. Завойко)», «Город на краю земли». Были организованы выставки фотоэтюдов Евгения Солодикова «Земля моя добрая» и портретов Валерия Солодикова «Мои земляки» в с. Эссо в ЦБ им. К. С. Черканова, электронная и печатная версии презентации о молодых художниках с. Анавгай и участниках конкурса «Живительная вода» по творчеству К. С. Черканова (4).

Таким образом, разнообразные формы краеведческой работы библиотеки под руководством Евгении Ильиничны приобщают всех жителей села от мала до велика к истории и культуре родного края, формируя в подрастающем поколении активную гражданскую позицию. Такие мероприятия пробуждают у односельчан интерес не только к прошлому, но и к современной жизни своего края. На протяжении многих лет в библиотеке проводились слушания по разным общественно значимым вопросам: об Уставе Анавгайского сельского поселения (АСП), о генеральной застройке села, об исполнении бюджета АСП (4).

Нельзя не отметить, что на протяжении всего времени работы Е. И. Индановой в библиотеке деятельность этого учреждения во многом определяла и определяет культурно-нравственную среду с. Анавгай, способствует формированию любви у подрастающего поколения к «малой родине». Евгения Ильинична – тот человек, кто целиком отдал себя делу, преследующему высокие цели, кто побуждает людей двигаться по этому пути. Она – подвижник, носительница ценностных отношений, история неполноценна без таких людей.

1. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., 1999.
2. [Беседа] : Респондент Евгения Ильинична Инданова, жительница с. Анавгай, зав. сельской библиотекой. Записано А. В. Костырей. Село Анавгай Быстринского р., 23.11.2007.
3. [Беседа] : Респондент Анастасия Апельковна Сорокина, жительница с. Анавгай, заведующая АСДК. Записано А. В. Костырей. Село Анавгай Быстринского р., 21.11.2012.
4. [Беседа] : Респондент Оксана Кирьяковна Черканова, жительница с. Анавгай, дочь Кирьяка Степановича Черканова. Записано А. В. Костырей. Село Анавгай Быстринского р., 21.11.2012.
5. Споры о главном: дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993. 208 c.

Костыря А. В. Маленький человек в событиях большой истории // "Всеобщее богатство человеческих познаний" : материалы XXX Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2013. - С. 172-175.