Вклад Уильяма Лафлина в советско-американские научные проекты

С. А. Корсун

Американский антрополог Уильям Лафлин (William Sceva Laughlin, 1919–2001) в течение нескольких десятилетий поддерживал деловые отношения с советскими/российскими антропологами, археологами и этнографами. (При написании имени Уильяма Лафлина в литературе встречаются варианты Вильям (В. Лафлин) и Билл (Б. Лафлин)). Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы дать сводку совместных советско-американских научных проектов, в которых участвовал У. Лафлин, и указать на русскоязычную литературу, опубликованную по их результатам. Что касается англоязычной литературы, то список работ У. Лафлина приведен в сборнике, посвященном его памяти, в статье А. Харпера (35, р. 13–23).

У. Лафлин был учеником известного американского антрополога, сотрудника Национального музея естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Алеша Хрдлички (1869–1943). В 1920–1940-е гг. А. Хрдличка занимался изучением проблемы происхождения коренного населения Америки. В 1930-е гг. американские и советские учёные пришли к выводу, что для изучения этногенеза народов Америки требуется либо совместная работа, либо скоординированные археологические и антропологические исследования по обе стороны Берингова пролива. В. Г. Богораз писал: «В области археологии эту необходимость кооперированных усилий подчеркивают американские и датские археологи с Алесем Грдличкой (А. Хрдличкой. – С. К.) и Кай Биркет-Смитом во главе. Они предлагают согласовать работу СССР и американских изысканий, причём для них стало ясно, что ключ к разрешению ряда важнейших проблем (этногенеза народов Америки. – С. К.) лежит в Евразии в пределах СССР» (5, с. 195).

В 1930-е гг. А. Хрдличка проводил археологические раскопки на Алеутских островах и дважды, в 1937 и 1938 гг., посетил Командорские острова, в состав его последней экспедиции входил девятнадцатилетний студент У. Лафлин (36, р. 381–397). Об экспедиции 1938 г. У. Лафлин и А. П. Окладников писали: «Работая вместе с А. Хрдличкой, В. Лафлин в 1938 г. побывал не только на Умнаке, но и на соседнем небольшом островке Анангула, где им были собраны на размытых и развеянных участках, в котлованах с нарушенным дерновым покровом, многочисленные каменные изделия, в том числе пластины. Алеуты давно знали о пластинах Анангулы, и потому место раскопок, где они находились на поверхности земли, называлось “местом пластин”» (21, р. 6). Летом 1939 г. А. Хрдличка посетил Ленинград, Москву и Иркутск, он установил деловые отношения со многими советскими учеными, в том числе с археологом Алексеем Павловичем Окладниковым (1908–1981) и антропологом Георгием Францевичем Дебецем (1905–1969).

В 1938–1941 гг. У. Лафлин учился в университете г. Салем (в Орегоне). В 1941–1942 гг. продолжил образование в колледже в Пенсильвании, где прослушал курс лекций Фредерики де Лагуны (1906–2004). В 1949 г. защитил диссертацию по физической антропологии в Гарвардском университете. В 1949–1955 гг. преподавал в Орегонском университете, в дальнейшем работал в Висконсинском университете в Мэдисоне. В 1969 г. возглавил лабораторию физической антропологии Коннектикутского университета в Сторрсе. В период с 1938 по 1997 г. У. Лафлин совершил двадцать шесть экспедиций на Алеутские острова. Полевые исследования среди алеутов он возобновил в 1948 г. в составе экспедиции Гарвардского университета. Затем участвовал в экспедициях различных научных учреждений в 1949, 1950 и 1952 гг. У. Лафлин работал вместе с учеником Ф. Боаса, лингвистом Гордоном Харпер Марш, который хорошо владел алеутским и русским языками. Он свободно переводил с русского антропологическую и археологическую литературу и на слух записывал тексты на алеутском языке. В 1956 г. Г. Х. Марш защитил диссертацию по лингвистике.

С мая 1956 по май 1957 г. У. Лафлин проходил стажировку в Копенгагене и под руководством Хельге Ларсена, участвовал в экспедиции к эскимосам Гренландии. В августе 1956 г. в Копенгагене состоялся XXXII Международный конгресс американистов, на котором присутствовали 328 ученых из 34 стран. В состав советской делегации входили И. А. Золотаревская, А. П. Окладников и Ю. В. Кнорозов. А. П. Окладников представил доклад «Древние культуры и культурно-этнические связи на тихоокеанском побережье северной Азии»: «Доклад советского археолога А. П. Окладникова привлек большую аудиторию. По просьбе слушателей руководство секции арктической этнологии и археологии выделило дополнительное время для обсуждения этого доклада. Основной вопрос, интересовавший специалистов, – выяснение древнейших истоков (мезолитических и неолитических) эскимосской культуры, роль Дальнего Востока в формировании эскимосской культуры» (15, р. 158). Участники советской делегации с особым интересом заслушали выступления Х. Ларсена «Материальная культура нунамиутов в связи с другими формами эскимосской культуры в Северной Америке» и У. Лафлина о результатах археологических раскопок на Алеутских островах: «Докладчик расчленил древнеалеутскую культуру на два особых хронологических этапа, палеоалеутский и неоалеутский, и дал характеристику материальной культуры древних алеутов (там же). Несмотря на языковой барьер У. Лафлин и А. П. Окладников установили деловые отношения, которые продолжались в течение последующих двадцати пяти лет.

После возвращения в Америку У. Лафлин познакомился с Г. Ф. Дебецем, который в 1957– 1958 гг. находился в научной командировке в США и посетил ряд ведущих научных учреждений, в том числе Висконсинский университет. Таким образом, У. Лафлин установил деловое сотрудничество с теми же советскими учеными, с которыми в 1939 г. познакомился А. Хрдличка. В мае 1958 г. А. П. Окладников и Г. Ф. Дебец участвовали в работе Международной конференции по изучению археологии и этнографии народов Арктики, прошедшей в Копенгагене. США на этой конференции представляли археологи: Г. Коллинз, Ф. Рейни, И. Скарланд и др. У. Лафлин на этот раз в Данию не приехал.

В 1960-е гг. У. Лафлин продолжил полевые исследования на Алеутских островах. В течение многих лет он проводил археологические раскопки стоянки Анангула на одноименном острове и стоянки Чалука на о. Умнак, вблизи современного алеутского пос. Никольское. У. Лафлин не только занимался научными исследованиями, но и выступил в качестве эксперта при создании Алеутской корпорации: «…Ему пришлось четыре часа выступать в верховном суде Соединенных штатов в качестве “исторического свидетеля” в обосновании прав алеутов на их земли. <…> После своего долгого выступления, в котором он доказал, что ещё 4 тысячи лет тому назад алеуты жили на островах и никто другой не имеет права на эти земли, его подвергли “перекрестному допросу”. Правильность его показаний проверяли два судебных чиновника. Но главным был вопрос: можно ли строить что-либо на территории алеутской деревни без согласия её жителей? Алеуты считали, что нет. Такой приговор и вынес верховный суд США» (17, с. 422).

3–10 августа 1964 г. в Москве состоялся VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук (МКАЭН), который стал важным этапом в возобновлении контактов советских исследователей с зарубежными коллегами. С докладами на конгрессе выступили американисты из США: Г. Коллинз, И. Скарланд, Р. Мак-Кеннан, У. Лафлин, Ч. Чард и др. От Дании участие в работе конгресса принимали К. Биркет-Смит, Л. Хаммерих, Х. Ларсен. Среди советских учёных на конгрессе присутствовали А. П. Окладников, Г. Ф. Дебец, И. С. Гурвич, Р. Г. Ляпунова. Как и во время работы XXXII Международного конгресса американистов в Копенгагене, изучению народов Арктики и Субарктики посвятили специальное заседание. В рамках работы конгресса 11 августа в Ленинграде провели юбилейную сессию, посвященную 250-летию основания Кунсткамеры / Этнографического музея / Музея антропологии и этнографии (МАЭ) им. Петра Великого. Х. Ларсен подарил МАЭ современный праздничный женский костюм эскимосов Гренландии, а И. С. Гурвич передал гравированный моржовый клык эскимосов, который он получил от участников американской делегации.

В 1968 г. состоялась встреча У. С. Лафлина и А. П. Окладникова в Токио во время работы VIII МКАЭН. В рамках конгресса прошёл симпозиум «Древние культурные взаимоотношения в Северной Евразии и Северной Америке» под председательством Ч. С. Чарда. С докладами на симпозиуме выступили Г. Коллинз, Дж. Гриффин, А. П. Окладников, Н. Н. Диков, Р. С. Васильевский и др. В 1973 г. А. П. Окладников участвовал в работе IX МКАЭН в Чикаго, У. Лафлин не приехал на этот конгресс.

В том же 1973 г. в Хабаровске состоялся международный симпозиум «Берингия в кайнозое», на котором присутствовали археологи: А. П. Окладников, Р. С. Васильевский, Н. Н. Диков, Ю. А. Мочанов. В состав американской делегации входили У. Лафлин и его супруга Р. Лафлин, Д. Хопкинс, Ф. Вест и др. У. Лафлин выступил с докладом «Голоценовая история Никольского залива Аляски и эволюция алеутов» (19). После завершения работы симпозиума по приглашению А. П. Окладникова американские ученые посетили Новосибирск, Москву и Ленинград. В Ленинграде У. С. Лафлин познакомился с коллекциями МАЭ, Центрального военно-морского музея (ЦВММ) и Государственного музея этнографии народов СССР (ГМЭ). Директор ГМЭ Д. А. Сергеев предоставил ему возможность сфотографировать алеутские и эскимосские предметы, в частности, У. Лафлин сфотографировал по частям настоящую алеутскую байдарку.

На симпозиуме в Хабаровске У. С. Лафлин предложил А. П. Окладникову провести совместную археологическую экспедицию на Алеутских островах, которая состоялась в июле-августе 1974 г. Экспедиция была организована Коннектикутским университетом, Институтом антропологических исследований и Алеутской корпорацией. В состав отряда А. П. Окладникова входили археологи из Новосибирска: Руслан Сергеевич Васильевский (1933–2011), Анатолий Пантелеевич Деревянко, Виталий Епифанович Ларичев, Александр Кириллович Конопацкий. С американской стороны в экспедиции участвовали У. Лафлин и Р. Лафлин, Альберт Харпер – аспирант У. Лафлина, его стажер из Дании Бруно Фролих и ещё несколько студентов. К приезду советских археологов на о. Анангула был заложен раскоп размером 60 м2: «Как и во время предыдущих раскопок Лафлина, разборка слоя оказалась очень продуктивной: в среднем на каждый квадратный метр приходилось по нашей статистике более ста каменных изделий. Всего же было собрано более восьми тысяч каменных орудий, включая нуклеусы, пластины, каменные отбойники-гальки, в том числе терочники, покрытые красной охрой, скребки, резцы. Большой каменный светильник рассыпался, но его удалось заснять на пленку. Собрали большую часть блюда, высеченного из камня, разбитого на 3 части» (21, с. 8).

А. П. Окладников и Р. С. Васильевский отметили: «В целом археологические исследования на Алеутских островах и поездка по США были плодотворными и успешными. Они позволили получить богатую информацию, новый выразительный материал, имеющий принципиально важное значение для разработки проблем истоков, адаптации и эволюции алеутской культуры и её взаимоотношений с культурами северной части Тихоокеанского бассейна, новые данные о первоначальном заселении Америки человеком, новые факты, свидетельствующие о тесных взаимосвязях между культурами Азии и Американского континента» (27, с. 123). Работа этой экспедиции подробно освещена в научно-популярной литературе (6, 13, 17, 22, 26, 27). Также по её результатам были сделаны интересные научные публикации (21, 16, 31). Коллекцию, собранную во время археологических раскопок, У. С. Лафлин и А. П. Окладников разделили на две части. Свою часть коллекции А. П. Окладников передал в основанный им в 1968 г. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока (г. Новосибирск).

У. Лафлин и А. П. Окладников договорились о проведении дальнейших совместных исследований в Сибири – на Сахалине, Камчатке и Командорских островах. Летом 1975 г. американские археологи: У. Лафлин, Д. Хопкинс, Д. Гамбелл, А. Харпер и канадец Дональд Кларк через Москву прибыли в Новосибирск. Здесь выяснилось, что власти разрешили провести археологические раскопки только в районе Прибайкалья. Таким образом, не осуществились планы У. С. Лафлина на вторичное, после 1938 г., антропологическое исследование алеутов Командорских островов. Представление американских археологов о том, что во время кратковременных раскопок в чужой стране можно найти что-то сенсационное, чего местные археологи не находили в течение десятилетий, было вряд ли оправдано, даже если бы им разрешили провести археологические исследования на Камчатке и Сахалине.

В 1970-е гг. У. С. Лафлин установил деловые отношения с учеником Г. Ф. Дебеца – антропологом Валерием Павловичем Алексеевым (1929–1991) и этнографами Ильей Самуиловичем Гурвичем (1919–1992) и Розой Гавриловной Ляпуновой (1928–1992). Эти контакты отчасти компенсировали У. С. Лафлину невозможность посетить Командорские острова, так как все его советские коллеги проводили полевые исследования среди командорских алеутов – И. С. Гурвич в 1968 г. (8), Р. Г. Ляпунова в 1975–1977 гг. (25), В. А. Алексеев в 1973 г. (1). У. Лафлин и В. П. Алексеев планировали написать совместную монографию (11). В соавторстве они опубликовали несколько статей, из которых две были изданы на русском языке (3).

В октябре 1975 г. в Новосибирске прошла очередная конференция с участием американских учёных «Корреляция древних культур Сибири и сопредельных территорий Тихоокеанского бассейна» (29, 14), где У. Лафлин и А. П. Окладников выступили с совместным докладом по результатам экспедиции 1974 г. (21).

В 1968 г. в США создали Совет по международным исследованиям и обмену / The International Research and Exchanges Board (IREX, АЙРЕКС), его задача состояла в проведении стажировок преподавателей и ученых между университетами и научными центрами США и стран Восточной Европы. Для установления партнерских отношений с советскими учеными при АЙРЕКС образовали «Комиссию по советско-американскому сотрудничеству». Во многом АЙРЕКС выполнял те же функции, что и Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС) в СССР. Отличие состояло в том, что АЙРЕКС финансировал не только пребывание американских исследователей в странах Восточной Европы, но и командировки восточноевропейских ученых в США. В 1975 г. в рамках Комиссии по советско-американскому сотрудничеству создали «Группу по сотрудничеству в области изучения взаимодействия народов и культур Сибири и Северной Америки», в её состав вошли Э. С. Берч, М. Е. Краусс, Д. Д. Андерсон, Г. Майкл, У. Лафлин и др. Формальным руководителем этой группы был Джеймс Ван-Стоун (1925–2001). Сотрудничество с советскими коллегами осуществлялось через Управление внешних связей Академии наук СССР.

Началом совместной работы стал симпозиум «Население Нового Света», состоявшийся в октябре 1977 г. в Вашингтоне. В состав советской делегации входили сотрудники московского отделения Института этнографии (ИЭ): его директор, специалист по истории Хорватии Ю. В. Бромлей, заведующий сектором народов Севера и Сибири И. С. Гурвич, антрополог В. П. Алексеев и востоковед С. А. Арутюнов. Ученые двух стран обсудили возможные темы совместных проектов по различным направлениям этнографии, этноистории, лингвистики, фольклористики, антропологии и археологии. В докладе У. Лафлина «основной упор был сделан на палеодемографические проблемы, в частности, на новую методику определения возраста по костяку, и на полученные по этой методике данные о средней продолжительности жизни древних популяций американского Севера» (9).

Для подготовки второго симпозиума в июне 1978 г. в Москву приехали Дж. Ван-Стоун, Э. С. Берч, Д. Д. Андерсон, Г. Майкл и У. С. Лафлин. Американских ученых познакомили с антропологическими, археологическими и этнографическими коллекциями нескольких музеев Москвы и Ленинграда. В Москве в ИЭ провели совместное совещание, на котором С. А. Арутюнов и М. А. Членов представили доклад «Об эскимосских археологических культурах Северной Азии и Северной Америки», В. П. Алексеев выступил с сообщением «Соматология алеутов: азиатские и американские связи». Также на этом совещании присутствовали А. П. Окладников, И. С. Гурвич, Е. М. Мелетинский, С. Г. Федорова и другие. Дж. Ван-Стоун отметил: «Несомненно, советские и американские ученые имеют много общих интересов в изучении этноистории Аляски. Сотрудничество в переводе основных материалов на оба языка кажется наиболее очевидным способом взаимопомощи ученых обеих стран при выполнении самостоятельных исследований. По-видимому, более важным, чем обмен данными, является более тесная совместная работа по изучению и интерпретации этих данных» (7, с. 225). По итогам совещания запланировали провести следующий научный симпозиум в Ленинграде и Якутске.

В рамках совместной работы в апреле 1979 г. США посетили Ю. В. Бромлей, И. С. Гурвич и Р. Г. Ляпунова — единственный в то время советский специалист по этнографии алеутов. Они изучали коллекции по народам Аляски и Сибири в крупнейших американских этнографических музеях: Национальном музее естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, Музее археологии и этнологии им. Дж. Пибоди при Гарвардском университете в Кембридже, Музее им. Р. Лоуи Калифорнийского университета в Беркли и других. И. С. Гурвич и Р. Г. Ляпунова писали: «Опыт музеев США, особенно Национального музея естественной истории США, по учету и хранению этнографических экспонатов заслуживает тщательного изучения и может быть использован музеями нашей страны» (10).

Второй симпозиум «Северные культуры: этнографо-археологические аспекты» состоялся в мае-июне 1979 г. в Москве, Ленинграде и Якутске. Среди его участников были У. Лафлин, Д. Кларк, А. П. Деревянко, Р. С. Васильевский, И. С. Гурвич, Р. Г. Ляпунова и др. Основные доклады участников совещания 1978 г. и симпозиума 1979 г. издали в сборнике «Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки» (30). На этом симпозиуме У. Лафлин познакомился с сотрудником московского сектора народов Севера и Сибири Института этнографии Игорем Ильичем Крупником, специалистом по азиатским эскимосам. Подводя итоги совместных проектов 1977–1979 гг., У. Лафлин писал: «Невозможно переоценить значение научных визитов. Были очень информативны лабораторные лекции, выставки имеющихся образцов и дискуссии о спорных данных, на которых мы имели удовольствие присутствовать в Коннектикуте. Конечно, должен быть значительно расширен перевод исторических документов и публикаций как на русский, так и на английский язык» (20, с. 49).

Очередная встреча советских и американских археологов и этнографов состоялась в августе 1979 г. в Хабаровске, где прошёл XIV Тихоокеанский научный конгресс. На конгрессе работала секция «Этнокультурные проблемы изучения народов Тихоокеанского региона». С докладами на этой секции выступили И. С. Гурвич, Р. Г. Ляпунова, С. Г. Федорова, И. И. Крупник, А. П. Окладников, Р. С. Васильевский, Н. Н. Диков, Д. Д. Андерсон, К. Тернер, Ф. Вест, А. Харпер и др. (32). У. Лафлин и его коллеги представили совместный доклад «Продолжительность существования анангульских резцов, пластин и нуклеусов» (23, с. 201). Р. Г. Ляпунова рассказала об этнической истории алеутов Командорских островов (24, с. 18–20). В рамках конгресса прошёл симпозиум «Позднеплейстоценовые и раннеголоценовые культурные связи Америки и Азии». Доклады участников этого симпозиума опубликовали в виде отдельной книги (28). В марте 1980 г. У. Лафлин в пятый раз посетил МАЭ (его предыдущие посещения состоялись в 1964, 1973, 1978 и 1979 гг.), он изучал антропологические, археологические и этнографические коллекции по народам Аляски и Сибири. Во время этой поездки в качестве переводчика У. Лафлина сопровождал С. А. Арутюнов, а его работу в МАЭ курировала Р. Г. Ляпунова.

Соглашение между СССР и США о научном обмене по программам АЙРЕКС действовало в период с 1968 по 1979 г. В дальнейшем, до 1983 г., АЙРЕКС финансировал обмен специалистами без формального соглашения. В сентябре 1981 г. через АЙРЕКС У. С. Лафлин организовал «Полевую конференцию» на Аляске, для участия в которой пригласил Р. Г. Ляпунову, И. С. Гурвича и археологов Р. С. Васильевского и А. П. Деревянко (12). Что касается А. П. Окладникова, то он был болен и поэтому не принял участие в конференции. В ноябре 1981 г. после тяжелой продолжительной болезни А. П. Окладников скончался. У. Лафлин отметил, что никто из советских ученых не сделал так много, как А. П. Окладников, в преодолении бюрократических преград, для реализации совместных советско-американских проектов (37, р. 219).

С докладами на «Полевой конференции» выступили все участники советской делегации, с американской стороны выступали У. Лафлин, Д. Кларк, К. Тернер и В. Воркман. Р. Г. Ляпунова представила доклад «К этнической истории алеутов Командорских островов». Она проследила историю малочисленной группы алеутов Командор со времени их переселения в 1825 г. на о. Беринга и до 1981 г. Впоследствии в переработанном виде этот доклад был опубликован на русском языке (25). На Аляске советские ученые посетили с. Кадьяк и Старая Гавань на о. Кадьяке, с. Уналашка на одноименном острове, с. Никольское на о. Умнаке, алеутские поселки на Прибыловых островах. И. С. Гурвич и Р. Г. Ляпунова отметили: «Участниками встречи было высказано пожелание расширить совместные исследования. <…> Весьма результативно широкое сопоставительное изучение традиционной материальной и духовной культуры народов Северной Сибири и Северной Америки, результаты которого могут пролить свет на древние миграции и культурные связи в этом обширном регионе» (11, с. 126).

Участники конференции запланировали провести в 1983 г. в Советском Союзе третий совместный симпозиум «Древнейшие аборигенные индейские и эскимосские культуры Северной Америки и их азиатские связи». Этим планам не суждено было сбыться. В 1981 г. новым президентом США стал Р. Рейган, который объявил Советский Союз «империей зла» и врагом Америки. В тот период взаимоотношения между США и СССР резко ухудшились, и проведение совместных научных проектов было крайне затруднено. В ответ на политику Р. Рейгана советское руководство дало распоряжение пресекать любые нарушения государственной границы со стороны США. В 1983 г. советские войска ПВО сбили над Сахалином и Камчаткой два самолёта-разведчика, летевших из США в Южную Корею. После этих инцидентов все программы научного обмена между СССР и США были прерваны до 1985 г.

В тот период У. Лафлин поддерживал деловую переписку с В. И. Алексеевым, Р. Г. Ляпуновой и И. И. Крупником. В 1983 г. И. И. Крупник и М. А. Членов провели полевые исследования на Командорских островах. Они отметили: «Командорские алеуты – единственная этническая группа в пределах СССР, которая сохраняет прямое культурное наследие Русской Америки. Поэтому Командорские острова заслуживают самого пристального внимания этнографов. Подобно тому, как биологи надеются спасти уникальную природу Командор для будущих поколений, мы, этнографы, должны стремиться к тому, чтобы создать условия, в которых мог бы с полной силой реализоваться коллективный творческий опыт маленькой этнической группы командорских алеутов» (18, с. 54).

В середине 1980-х гг. канадские исследователи установили самостоятельные контакты с советскими коллегами. В мае 1986 г. археологи двух стран встретились в Новосибирске, канадскую делегацию возглавлял Д. Кларк. С советской стороны присутствовали В. П. Алексеев и А. П. Деревянко. Они отметили: «Обмен мнениями по разнообразным вопросам археологии, исторической этнологии и палеоантропологии продолжался три дня и проходил в форме научных сообщений и организованной дискуссии с тематически направленными выступлениями» (2, с. 142).

В целом в 1980–1990-е гг. связи У. Лафлина с советскими / российскими исследователями значительно ослабли. С одной стороны, произошло разделение ученых по специальностям, этнографы стали заниматься организацией этнографических выставок, историки – проведением совместных конференций, лингвисты — переводом источников и литературы. С другой стороны, организация совместной экспедиции была очень дорогим проектом, поэтому американские и российские археологи и антропологи стали устанавливать личные контакты и самостоятельно приезжали в США и Россию для проведения научных исследований. Период широкомасштабных советско-американских проектов в области этнографии, антропологии и археологии завершился в 1988 г. открытием в Смитсоновском институте в Вашингтоне международной выставки «На стыке континентов», на которой демонстрировались этнографические коллекции по народам Аляски и Сибири из нескольких советских и американских музеев (34). Во время открытия выставки прошёл симпозиум, на котором были представлены доклады: С. А. Арутюнова, И. С. Гурвича, Р. Г. Ляпуновой, Н. Н. Дикова, М. Краусса и других участников советско-американских проектов 1970–1980-х гг. (33). После Вашингтона эта выставка в течение трех лет демонстрировалась в Сиэтле, Нью-Йорке, Индианаполисе, Лос-Анджелесе, Анкоридже и Оттаве.

В 1997 г. в возрасте семидесяти восьми лет У. Лафлин совершил последнюю поездку на Алеутские острова. И. И. Крупник, который с 1991 г. работал в Смитсоновском институте в Вашингтоне, в 1999 г. записал интервью с У. Лафлином. В то время У. Лафлин думал не о новых публикациях, а о том, в какой архив передать свои полевые материалы и другие документы. Он обратился в Смитсоновский институт с вопросом, в каком состоянии находятся документы А. Хрдлички, умершего в 1943 г., и получил ответ: «Well, this is still on the record» — «Ну, эти документы до сих пор находятся на регистрации» (37, с. 219). В настоящее время, когда используется электронная почта, а бумажные документы часто вообще отсутствуют, такой ответ уже не кажется пессимистичным.


1. Алексеев В. П. Алеуты Командорских островов (соматологические наблюдения) // Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки / отв. ред. И. С. Гурвич. М. : Наука, 1981. С. 6–33.
2. Алексеев В. П. Деревянко А. П. Пребывание канадских археологов в Советском Союзе // Советская этнография. 1987. № 2. С. 141–143.
3. Алексеев В. П., Лафлин У. Материалы к антропологии древнего населения Аляски и Алеутских островов // Советская этнография. 1982. № 6. С. 105–114.
4. Алексеев В. П., Лафлин У. Материалы к антропологии древнего населения Аляски и Алеутских островов. II. Черепа из преалеутских погребений на стоянке Чалука (о. Умнак) // Советская этнография. 1983. № 1. С. 114–127.
5. Богораз В. Г. Социальный строй американских эскимосов // Вопросы истории доклассового общества. Сб. статей к пятидесятилетию книги Фр. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Тр. Института этнографии. Т. 4.). Л. : Наука, 1936. С. 195–256.
6. Бугаенко Е. Открытия, сделанные русскими на Алеутах // Дальний Восток. 1975. № 4. С. 133–137.
7. Ван-Стоун Дж. У. Этноисторические исследования на Аляске: обзор // Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки / отв. ред. И. С. Гурвич. М. : Наука, 1981. С. 212–228.
8. Гурвич И. С. Алеуты Командорских островов // Советская этнография. 1970. № 5. С. 112–123.
9. Гурвич И. С. Советско-американское сотрудничество в области изучения взаимодействия аборигенных народов и культур Северной Сибири и Северной Америки // Советская этнография. 1978. № 6. С. 157–160.
10. Гурвич И. С., Ляпунова Р. Г. Коллекции музеев США по народам северо-западной Америки и Сибири // Советская этнография. 1980. № 5. С. 121–128.
11. Гурвич И. С., Ляпунова Р. Г. Советско-американское сотрудничество в области этнографии (Поездка в США советской рабочей группы) // Советская этнография. 1982. № 2. С. 125–130.
12. Гурвич И. С., Ляпунова Р. Г. Поездка в США советских этнографов // Советская этнография. 1982а. № 3. С. 113–119.
13. Деревянко А. П. В поисках оленя Золотые рога. М. : Советская Россия, 1978. 251 с.
14. Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна / отв. ред. Р. С. Васильевский. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-е, 1979. 223 с.
15. Золотаревская И. А., Окладников А. П. 32-й международный конгресс американистов // Советская этнография. 1957. № 1. С. 157–159.
16. Конопацкий А. К. Легенда о древе жизни алеутского народа // Советская этнография. 1976. № 6. С. 111–115.
17. Конопацкий А. К. Прошлого великий следопыт. Академик А. П. Окладников: страницы биографии. М. : Новый хронограф, 2009. 549 с.
18. Крупник И. И., Членов М. А. Алеуты Командорских островов: проблемы этнографического изучения // Полевые исследования Института этнографии: 1983 / отв. ред. С. И. Вайнштейн. М. : Наука, 1987. С. 45–55.
19. Лафлин У. С. Голоценовая история Никольского залива Аляски и эволюция алеутов // Берингия в кайнозое. Владивосток : ДВО АН СССР, 1976. С. 492–508.
20. Лафлин У. С. Алеутские мумии: их значение для исследования продолжительности жизни и изучения культуры // Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки / отв. ред. И. С. Гурвич. М. : Наука, 1981. С. 33–50.
21. Лафлин В. С., Окладников А. П. Совместные исследования советских и американских археологов на Анангуле (Алеутские острова, Аляска) // Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-е, 1975. С. 5–18.
22. Лафлин У. С., Окладников А. П. Происхождение алеутов // Природа. 1976. № 1. С. 119–131.
23. Лафлин В. С., Рейнольдс Г. Л., Лафлин Р. Ф., Лафлин С. В., Фролих Б. Ф. Продолжительность существования анангульских резцов, пластин и нуклеусов // XIV Тихоокеанский научный конгресс. Комитет L: социальные и гуманитарные науки. М. : Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, 1979. С. 200–201.
24. Ляпунова Р. Г. К этнической истории командорских алеутов // XIV Тихоокеанский научный конгресс. Комитет L: социальные и гуманитарные науки. М. : Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, 1979. С. 18–20.
25. Ляпунова Р. Г. К этнической истории командорских алеутов // Краеведческие записки. Вып. шестой. Петропавловск-Камчатский : Дальневост. кн. изд-во. Камч. отд-е, 1989. С. 40–61.
26. Мост через тысячелетия (беседа специального корреспондента А. Мелик-Пашаевой с участниками первой американо-советской археологической экспедиции) // Наука и жизнь. 1975. № 12. С. 32–36.
27. Окладников А. П., Васильевский Р. С. По Аляске и Алеутским островам. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-е, 1976. 168 с.
28. Позднеплейстоценовые и раннеголоценовые культурные связи Азии и Америки / отв. ред. Р. С. Васильевский. Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1983. 151 с.
29. Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий / отв. ред. Р. С. Васильевский. Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1975. 332 с.
30. Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки / отв. ред. И. С. Гурвич. М. : Наука, 1981. 286 с.
31. Харпер А. История алеутской популяции // Советская этнография. 1980. № 6. С. 50–60.
32. XIV Тихоокеанский научный конгресс. Комитет L: социальные и гуманитарные науки. М. : Производ.-издат. комб. ВИНИТИ, 1979. 308 с.
33. Anthropology of the North Pacific Rim / Ed. W.W. Fitzhugh, V. Chaussonnet. Washington and London: Smithsonian Institution Press, 1994. 379 p.
34. Crossroads of Continents: Cultures of Siberia and Alaska / Ed. W.W. Fitzhugh., A. Crowell. Washington and London: Smithsonian Institution Press, 1988. 360 p.
35. Harper A. B. William S. Laughlin: Anthropologist’s Anthropologist, 1919–2001 // To The Aleutians and Beyond. The Anthropology of William S. Laughlin / Eds. B. Frohlich, A.B. Harper, R. Gilberg (Publications of The National Museum of Denmark. Ethnographical Series, Volume 20). Copenhagen: Department of Ethnography. The National Museum of Denmark, 2002. P. 7–23. На перекрестке континентов 233
36. Hrdlicka A. The Aleutian and Commandor islands and their inhabitants. Philadelphia: The Wistar Institute of Anatomy and Biology, 1945. 630 p.
37. Krupnik I. The Surveyor of the ‘Bridge’: Interview with William S. Laughlin // To The Aleutians and Beyond. The Anthropology of William S. Laughlin / Eds. B. Frohlich, A. B. Harper, R. Gilberg (Publications of The National Museum of Denmark. Ethnographical Series, Volume 20). Copenhagen: Department of Ethnography. The National Museum of Denmark, 2002. P. 207–226.

Корсун С. А. Вклад Уильяма Лафлина в советско-американские научные проекты // «На перекрестке континентов» : материалы XXXI Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - С. 226-233.