Ключевое звено

Александр Иванов

Петропавловский морской порт определяет приоритеты развития

Для Камчатки морской порт Петропавловска всегда имел особое значение. Именно морским путем происходило некогда освоение этой российской окраины. Сюда приходили суда кругосветных экспедиций, здесь закладывался будущий восточный форпост Российского государства.

И именно Петропавловский порт на протяжении всего XX века являлся главным центром, куда поступали грузы для всего народного хозяйства полуострова. Порт стал стратегическим пунктом развития экономики Камчатки, основным ключевым звеном всей системы жизнеобеспечения хозяйственных объектов Камчатской области и Корякского автономного округа. В 1946 году, через три года после даты своего официального создания, порт переработал 205 тысяч тонн груза. К началу 90-х, когда уровень механизации погрузо-разгру-зочных работ значительно вырос, Петропавловский порт по объёму переработки различных грузов вышел на отметку в 3,7 млн тонн. Такова недавняя трудовая история порта. В новый век одно из старейших предприятий Камчатки вошло под новым названием — ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Сегодня это высокомеханизированное предприятие, имеющее автономное водо- и энергоснабжение, большой парк современной подъёмно-транспортной техники, мощный контейнерный терминал, что позволяет обеспечить бесперебойный цикл обработки флота, выдачи, приёмки и хранения как универсальных, так и рефрижераторных контейнеров.

Оптимальный подход

Середина и конец 1990-х годов — сложный период в истории порта, связанный прежде всего с резким сокращением количества поступающих на Камчатку народнохозяйственных грузов и, как следствие, значительным уменьшением грузооборота порта. В этот период специалистами порта, его коллективом во главе с генеральным директором Александром Иванчеем была проделана большая работа по оптимизации деятельности предприятия.

По словам гендиректора, принятые своевременные меры позволили компании достойно выстоять в сложные годы реформ. Порт сохранил свой производственный, кадровый потенциал, укрепил связи со смежными предприятиями, успешно освоил программу обновления технических мощностей. На протяжении ряда лет шла большая конструктивная работа по реорганизации структуры управления производством, ликвидации убыточных структур, переводу на полное самофинансирование и самоокупаемость производственных подразделений порта. В последние годы предприятие вышло на современный уровень организации технологических процессов.

Полная компьютеризация предприятия, автоматизированный учёт позволили обеспечить клиентов исчерпывающей информацией о сроках прибытия и отгрузки грузов. Судовладельцам предоставляется полный перечень услуг с применением гибкой системы тарифов. Все портовые службы нацелены на то, чтобы обеспечить защиту, в том числе и правовую, грузо- и судовладельцев. Экспортно-импортные грузы оформляются на территории порта во взаимодействии с пограничной, таможенной и другими службами государственного надзора.

— В результате оптимизации производственного цикла осуществляется беспростойная обработка теплоходов с продовольственными и промышленными грузами, причем 88% всех судов обрабатываются в порту досрочно, — рассказывает Александр Иван-чей. — Современный 12-причальный комплекс с собственной инфраструктурой позволяет осуществ- • лять и другие работы и услуги по высоким стандартам. ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» на сегодняшний день по своему техническому оснащению и высокой квалификации кадров по праву считается одним из лучших портов Дальнего Востока. Его мощности готовы ежегодно I перерабатывать порядка 3 млн т различных грузов. I Процессы расширения производственных возмож-1 ностей порта стали ещё более актуальными в связи I с разработкой долгосрочных планов комплексного [ развития Камчатского региона. С июля прошлого , года после объединения Камчатской области и Ко- ! рякии регион получил новый статус — Камчатский ( край. Целью такого объединения стало повышение ' качества управления социально-экономическими I процессами, придание более высокой динамики роста краевой экономике.

По итогам визита на Камчатку в сентябре 2007 года Президента России Владимира Путина появился «Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Камчатского края». Правительству Российской Федерации и Правительству Камчатского края в числе первоочередных мероприятий было предложено «разработать план действий по развитию транспортной инфраструктуры Камчатского края, обеспечению транспортного сообщения, организации регулярных маршрутов каботажных морских судов между населёнными пунктами Камчатского края и Сахалинской области».

На первом заседании Правительства Камчатского края в начале 2008 года вопрос о развитии транспортной инфраструктуры признан одним из приоритетных в плане разработки основных направлений Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года. В этой связи перед Петропавловским морским торговым портом стоит задача разработки долгосрочных инвестиционных проектов и системы программных мероприятий по реализации стратегии.

Не только каботаж

Расположение Петропавловского морского торгового порта обуславливает географию его грузовых потоков. Каботажные перевозки традиционно включают в себя владивостокское направление, в последнее время развитие получает линия Петропавловск —- Ванино. В ближайшие годы будут наращиваться перевозки в северные районы Камчатского края — портпункты Тигиль, Палана, Пенжи-но. В целом доля каботажных грузов в грузообороте порта составляет 90%.

Порт перерабатывает не только каботажные грузы, среди которых автотехника, металлы, клинкер, уголь, трубы различного диаметра, но и экспортно-импортные: металлолом, лес, минерально-строительные материалы, рыбопродукция. В цифровом выражении экспорт и импорт составляют 7% и 3% соответственно. Основным направлением отгрузки экспортных грузов в настоящее время является Южная Корея (металлолом), небольшая доля экспорта приходится на Японию (минерально-строительные грузы). Импорт грузов через порт осуществляется главным образом из Японии (автотехника).

Среди первоочередных задач, направленных на обеспечение эффективности работы Петропавловского порта, привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности на рынке портовых услуг, выделяются следующие: дальнейшая модернизация основных средств портовых мощностей и, как следствие, увеличение пропускной способности портового комплекса, привлечение дополнительных грузопотоков. Определенные перспективы просматриваются в связи с прогнозируемым развитием в крае горнодобывающей отрасли, разработкой новых месторождений природных ископаемых — угля, медно-никелевой руды и т.д. И здесь важную роль играет гибкая тарифная политика, которой придерживается компания.

Баланс с «социалкой»

Стабильная работа предприятия позволила порту постепенно приступить к осуществлению ряда проектов социальной направленности. Петропавловский порт — единственное предприятие в городе, которое содержит библиотеку, и одно из немногих, где в годы рыночных реформ решили не избавляться от так называемой «социалки» и сохранили свой санаторий-профилакторий. За последние семь лет здесь за счет средств предприятия поправили свое здоровье около 260 ветеранов порта.

В конце прошлого и начале нынешнего года подрядные организации порта построили в краевом центре два 40-квартирных жилых дома. Они возведены по последним технологиям, рассчитанным на сейсмичность до 9 баллов. 16 квартир в них на льготных условиях предоставлены заслуженным работникам и передовикам морского порта. На первом этаже предусмотрено размещение предприятий и учреждений социальной сферы — почты, аптеки, внешкольного клуба. Для детей близлежащей школы морской торговый порт построил минувшей зимой хоккейную коробку. Кроме того, компания разрабатывает план по прокладке новой 3-километровой асфальтовой автодороги. Она соединит микрорайон «Северо-Восток», где построены дома порта, с центральной магистралью.

Сегодня открытое акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» — уверенно работающее предприятие, которое не только выполняет важную государственную задачу по обеспечению жителей Камчатского края необходимой грузопродукцией, но и активно участвует в развитии городской инфраструктуры.

Для того чтобы занять нынешнюю позицию, на предприятии многое пришлось пересмотреть и изменить. В организации производства, в документообороте и наконец в человеческих отношениях -этого потребовали новые жизненные обстоятельства. Но, по словам генерального директора порта, пожалуй, самым сложным было убедить людей в том, что они способны на гораздо большее, сломать стереотипы видимого благополучия и преодолеть сомнения в правильности выбранного пути.

В октябре ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» отметит свой 65-летний юбилей. Подготовка к нему совпала с работой над новой стратегией развития Камчатского края. И правительство края, а также его жители могут рассчитывает на то, что одно из ведущих предприятий региона станет их достойным партнёром в реализации намеченных планов по выводу Камчатки на новый виток развития с использованием транзитного потенциала России.