М. Б. Киле

Борис Жирков – человек-легенда

Есть имена, которые красной строкой вписаны в историю Камчатки. Несколько поколений зрителей не только Камчатки, но и далеко за ее пределами помнят яркие образы и выразительные характеры, созданные Борисом Жирковым за десятилетия его творческой деятельности.

Борис Александрович Жирков – ительмен, балетмейстер, заслуженный работник культуры РФ, обладатель премии правительства Российской Федерации «Душа России» и настоящий патриот.

Борис Жирков родился в семье рабочего колхоза «Ительмен» 15 мая 1945 г. в с. Сопочном Тигильского района. Село располагалось на юге Тигильского района на берегу одноименной реки, что на ительменском звучит «Сузть».

Татьяна Петровна Лукашкина (Слободчикова), коренная жительница, заслуженный работ- ник культуры РСФСР, родившаяся в 1918 г. в с. Сопочное, вспоминала:

«В селе жили одни ительмены. Домов было 18–20. Дома рубленные, деревянные. Народ был очень дружный, веселый, трудолюбивый. Мужчины вместе охотились, ловили рыбу. Обычаи и быт были как у русских. Праздновали церковные праздники. Были все крещеные, носили на груди крестики. Была своя церковь и поп Мефодий. А вот школы тогда не было. Население полностью было неграмотно. Школу организовали лишь в 1924 г. Ительмены несмотря ни на что пользовались своим родным языком.

Все, от мала до велика, все лето трудились. Заготавливали на зиму все виды ягод. Копали сарану, разные коренья, кимчигу, сушили, солили и коптили рыбу. А поздней осенью всей общиной заготавливали голец, то есть ловили его и замораживали. Делали большие шайбы (балаганы). Всю зиму ели строганину из мороженого гольца. Из свежего гольца делали котлеты. Фаршированные гольцы с сараной жарили на нерпичьем жиру, делали чуприк (котлеты рыбные с картошкой. – К. М.). Летом и даже весной запасались черемшой и луком. Бочками заготавливали щавель. Благодаря это- му наши люди не знали такие болезни, как цинга, зубы у них никогда не портились, были все целы до самой старости. Дикоросы – самое лучшее средство от авитаминоза.

С детства нас учили беречь природу. Лишнее у леса не брать, собирать только то, что необ- ходимо для жизни» (1).

В связи с укрупнением национальных сел Сопочное было закрыто в конце 1950-х гг. Борис Жирков переехал в Ковран, расположенный в 4 км от берега Охотского моря. Он всегда вел актив- ный образ жизни. После окончания школы продолжил обучение в Ленинграде. Хорошо рисовал, поэтому, будучи комсомольцем, имел поручения – входил в состав редакционной коллегии стенной газеты (2).

Трудовой путь навсегда связал с сохранением и развитием национальной культуры коренных народов Камчатки. В 1966 г. его пригласили танцевать в ансамбль «Мэнго». Он сразу стал ведущим ар- тистом ансамбля, ему были отданы главные партии в балетах «Мэнго» и «Эмэм Кутх». Именно он под руководством Александра Гиля играл в первом корякском балете роль богача Иныла. За годы работы он раскрылся и как замечательный драматический актер, которому по силам серьезнейшие задачи (3).

Борис оставил яркий след в творческой жизни ансамбля «Мэнго», в котором проработал 15 лет. Он был инициативен как на сцене, так и в жизни, вероятно, это качество и помогло ему в 1980 г. вернуться в родное ительменское с. Ковран, нарушить его спокойствие и принять эстафету из рук Татьяны Гуторовой, которая вместе с Борисом Киле стояла у истоков создания ансамбля «Эль- вель». Он с неизменным упорством и достоинством продолжил работу по художественному разви- тию ительменского фольклора (4). Придал национальному ансамблю «Эльвель» новый импульс, чтобы сберечь и возродить традиции и культуру предков, заявить о себе миру. Красивое название «Эльвель» отражает прелесть и очарование девушек и юношей, которые исполнял оригинальные постановки своего руководителя. Со своим ансамблем руководитель посетил много стран: Вьетнам, Германию, Канаду, США, Норвегию, Францию, Финляндию. В 1987 г. удалось силами участников ансамбля поставить на сцене Ковранского дома культуры спектакль «Алхалалалай». В 1988 г. при активном участии Бориса Жиркова был воссоздан ительменский осенний обрядовый праздник бла- годарения и очищения «Алхалалалай». Начиная с этого года, этот праздник не обходился без Бориса, ведь в главном действе праздника – обряде очищения – он всегда играл главную роль (5).

Борис Жирков, используя собранный историко-этнографический материал и рассказы стар- шего поколения, воссоздал утраченный стиль музыкально-хореографического искусства ительмен- ского народа. Именно его постановки танцев стали визитной карточкой ансамбля «Эльвель». Руково- димый им ансамбль познакомил весь мир с самобытной древней культурой ительменов. Классикой стали постановка многих танцев и хореографических миниатюр Бориса Жиркова.

Бориса Жиркова я знаю с детства. Он жил в с. Ковран через стенку в двухквартирном доме по соседству. Можно сказать, что я выросла на его глазах. За все время нашего дружного соседства ни разу не слышала от него плохого или громкого слова. Он был всегда открытой души человек, уважаемый всеми, болеющий за свое дело, гостеприимный и поистине добрый мужчина.

При встрече он часто улыбался, не было такого, чтобы Борис был угрюмым или хмурым, не был конфликтным и вспыльчивым по характеру. По отношению к своей маме он всегда прояв- лял заботу и любовь. Его взгляд, чем-то напоминающий взгляд мудрого орла, воспринимался мною как что-то необычное. К нему все хорошо относились, многие приезжие журналисты, фотографы, работники культуры, исследователи останавливались жить у него, кто на неделю, а кто и на месяц. Нередко иностранные туристы приезжали в Ковран, и квартира Бориса становилась для них вроде маленькой гостиницы. Его в селе называли «шаман», к этому он давно привык, ведь на самом деле главным действующим героем во время проведения традиционного ительменского обряда очище- ния являлся Борис.

Я горжусь тем, что была знакома с таким необыкновенным человеком, всю свою трудовую жизнь посвятившем возрождению ительменской культуры. Он всегда был сильным духом мужчи- ной, талантливым и скромным человеком.

Леонид Сысоев, Лидия Кручинина, братья Мещеряковы и другие – его ученики, держат линию необыкновенного в своем роде искусства танца ительменов: страстного, озорного, певучего.

Екатерина Гиль: «С самого начала создания “Мэнго” Борис запомнился мне как очень спо- койный, очень справедливый, даже застенчивый где-то. Хотя внешне он у нас был на амплуа злоде- ев. Помню такую картинку: Саша Гиль показывает схему развития роли, жесты, позы, мизансцены. А дальше, уже само наполнение характера героя всегда шло от Бори. Зрители шли на его выступле- ния и говорили, что в каждом спектакле есть толика новизны, ни одного повтора. И никакой звезд- ности за ним не замечалось» (2).

В 2001 г. за большой личный вклад в развитие национальной культуры Борис Александро- вич получил высокое звание – «Заслуженный работник культуры РФ». В 2010 г. Борис Жирков стал лауреатом ежегодной премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в раз- витие народного творчества в номинации «Традиционная народная культура». Награжден медалью «За трудовую доблесть», имеет юбилейные медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-ле- тия со дня рождения В. И. Ленина», «70 лет Корякскому Автономному округу» (6).

Казалось, что он будет жить вечно, в своем образе олицетворяя прародителя-ворона Кутха, как духовный лидер древнего народа Камчатки – ительменов.

Уход из жизни Бориса Жиркова – это непоправимая утрата и великое горе для всех жителей Камчатки. Но в памяти всех, кто знал и любил этого удивительного человека, навсегда останется его светлый образ.

Отрывок из дневника Бориса Жиркова во время зимних гастролей ансамбля «Мэнго» во Францию, Швейцарию, Монако и Бельгию:

«Снег, как у нас в начале ноября. Все холоднее, а ведь мы совсем недавно жили среди цве- тов. Дома завтра праздник, 23 февраля. Что делают в клубе?

Едем по длинному тоннелю. Сразу афиши. Брюссель. Высотные дома, будто все из стекла. Старинные сады. Очень много памятников. Выступали в королевском цирке. Почти полностью за- полнен зрительный зал. Очень тепло встретили.

Концерт прошел нормально. Мы счастливы, если своими выступлениями укрепили дружбу между нами и послом СССР в Бельгии. Подарили ему книгу о Камчатке, сувениры.

Начало концерта в 15 часов. Концерт прошел с большим успехом, как будто выступали в Со- юзе. После концерта – встреча с правлением Советско-Бельгийского общества дружбы. Среди них бывшие узники концлагерей, уроженцы Украины, России, которых увезли на работу в Бельгию. Гиль даже встретил землячку с Харьковщины. Фантастика, как говорят французы! Во время концер- та они плакали…

Очень тяжелые гастроли. Большие расстояния, переезды, концерты… У меня наконец-то зажила рана, которую мне натер на гастролях чаут в танце оленеводов. Все время думал о маме, ансамбле «Эльвель». Скоро у них концерт в Тигиле…» (7).

1. Лукашкина Т. П. Сказки бабушки Петровны. Петропавловск-Камчатский : Камшат, 1991. С. 9.
2. Гиль Е. «Душа России» родом из Сопочного // Абориген Камчатки. 2010. 25 нояб.
3. Подвижники возрождения и развития культуры народов Камчатки. Каталог передвижной портрет- ной галереи подвижников, утвержденной Фондом компенсации (в пользу народов Севера). Вып. 1. Петропав- ловск-Камчатский : РИО КОТ, 1993. С. 17.
4. Кравченко В. Т. Тигиль, река времени… События, документы, воспоминания. Петропавловск-Кам- чатский : Камчатпресс, 2012. С. 59.
5. Петрашева В. «Эльвелю» – 40 лет // Абориген Камчатки. 2010. 30 апр.
6. Уркачан Г. Прощай, вождь ительменов // Народовластие. 2012. 1 дек.
7. Дневник Бориса Жиркова // Абориген Камчатки. 2003. 20 марта.

Киле М. Б. Борис Жирков – человек-легенда // "Всеобщее богатство человеческих познаний" : материалы XXX Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2013. - С. 143-145.