Изучаем свой край - незабываемую Камчатку - на уроках математики

Г. В. Валова, учитель математики,
директор Воямпольской начальной сельской школы Тигильского района Камчатской области

В школах Корякского автономного округа на Камчатке введены учебные дисциплины: «Культура и быт народов Севера», «Родной язык». Но этих двух часов в неделю недостаточно, чтобы глубже узнать историю своего края. Для этого я предлагаю и на уроках математики использовать краеведческий материал. Как это сделать? Об этом я и хочу рассказать.

1. На уроках математики использую сведения об ученых-математиках или педагогах-просветителях своего края. Так, при изучении темы «Действие с многозначными числами» предлагаю для решения такие задачи:
а) Ученый-северовед, просветитель и педагог, Сергей Николаевич Стебницкий приехал на Камчатку учительствовать в 1927 г. В 1941 г. он погиб на фронте. Сколько лет С. Н. Стебницкий отдал делу просвещения?
б) С. Н. Стебницкий родился в 1906 г., а в 1927 г. приехал на Камчатку учительствовать и стал первым педагогом-просветителем. Сколько лет было в то время С. Н. Стебницкому?
в) В 1925 г. С. Н. Стебницкий, ученый и педагог Камчатки, закончил университет. Ему было 19 лет. В каком году родился С. Н. Стебницкий?

2. При изучении состава числа рассказываю о том, что раньше коряки считали пятерками, десятками, двадцатками. Предлагаю соответствующие упражнения:
а) Сколько зарубок сделают на палке коряки, если они добыли за зиму 40, 80, 100... шкурок соболя? Каждая зарубка соответствует 5 (10, 20) соболям?
б) Сколько палочек положит корякский пастух, если в его стаде 30, 50... оленей и он будет считать пятерками (десятками)?
в) Сколько камешков отложит рыбак-коряк, если он поймал 35 гольцов и каждый камешек соответствует 5 рыбам?

Этот материал можно использовать не только на уроке, но и во внеклассной работе. Показав условные знаки, предлагаю составить рассказы о запасе корякским жителем на зиму определенного улова рыбы или оленины.

3. Используя исторические вехи жизни корякского народа, развития образования на Камчатке, предлагаю задачи:
а) Первая школа на Камчатке была открыта в 1740 г. Через 5 лет открылись еще 3 школы. В каком это было году? Сколько лет прошло с момента открытия этих школ?
б) Всеобщее развитие грамотности у коряков начинается с 1927 г. после переписи населения Камчатки. Завершилось оно к 1941 г. Сколько лет понадобилось, чтобы добиться этого?
в) В Корякском округе в 1946 г. работало 39 школ с 3 064 учащимися, среди них 894 коряка. В 1953 г. - 91 школа, в которых обучалось 4 027 учащихся, коряков из них 922 человека. На сколько увеличилось количество школ, всего учащихся и коряков отдельно за это время?
г) С 1970 г. по 1980 г. было построено 24 школы на 5 084 места, 12 интернатов на 1 450 мест. За какое время были построены эти школы? Во сколько раз больше построено школ, чем интернатов? На сколько учеников больше смогли обучаться в школах, чем в интернатах?

Для составления аналогичных задач использую такой цифровой материал:

В 1958 г. в Корякском округе работало 65 школ, в них училось 1 389 детей коряков, ительменов, эвенов и чукчей. В 1960 г. в округе работало 5 одиннадцатилетних, 2 средних, 18 восьмилетних и 30 национальных школ, в которых обучалось 4 698 детей, в том числе 1 685 детей местных коренных национальностей.

В 1982 г. в округе имелось 33 школы, в том числе 16 средних, 6 - восьмилетних, 11 - начальных, в которых обучалось 6 516 человек, из них 1 143 местной национальности. Уменьшение школ произошло за счет укрупнения населенных пунктов.

4. В дополнение к заданиям учебника использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Данные беру из местных газет и журналов.

Например:
В селе Воямполка Камчатской области под строительство новой школы разбили участок прямоугольной формы, длина которого 11 м 50 см, ширина 70 м. Какую площадь занимает здание новой школы? Какой длины получится периметр здания?
Сколько сена нужно заготовить на зиму для 127 коров, если одна корова съедает 18 кг в сутки сена, а зимний период длится 242 дня.
Камчатский кедр может жить 1200 лет, сосна 1/2 этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет рябина?
Кедровая шишка с семенами созревает 27 месяцев. Сколько это лет и месяцев?
Японский краб-гигант достигает длины 60 см, камчатский - 20 см, а краб-горошина - 2 см. Восколько раз длина камчатского и краба-горошины меньше длины краба-гиганта?
Масса бурого камчатского медведя 350 кг. Он легче белого медведя на 150 кг. Чему равна масса белого медведя?
На Крайнем Севере полярная ночь длится около 150 суток, а в тундре - с декабря по февраль. На сколько суток больше длится полярная ночь на Крайнем Севере, чем в тундре? На Камчатке - 27 действующих вулканов и 46 потухших. На сколько больше потухших вулканов на Камчатке, чем действующих?
Самый высокий вулкан на Камчатке - Ключевской - 4 850 м, а самый низкий - Ксудач - 1 164 м. Найди разницу их высот. Самый высокий вулкан в Петропавловском районе - Корякский - 3 456 м, а самый низкий - Жировский - 1 300 м. Чему равна разница их высот?
На Камчатке насчитывается 68 термальных источников, а холодных минеральных источников 4. Во сколько раз и на сколько термальных источников больше, чем холодных? Какую часть холодные источники составляют от термальных?

С древних времен геометрические понятия коряки Камчатки связывали со строительной техникой и оленеводством. Известны были такие геометрические фигуры, как восьмигранная пирамида, квадрат, треугольник, конус, круг.

В хозяйстве широко применялись клинья, блоки, рычаги, использовались силы давления и натяжения. Лодки, нарты, орудия охоты и рыболовства отличались совершенством и рациональностью. Многовековая практика выработала умение мгновенно определять скорость и направление движения объекта, высоту его нахождения, силу и направление ветра, чтобы при поражении цели внести нужные коррективы.

При постройке чума или яранги необходимо было уметь определять геометрические фигуры, зависимость между длинами сторон треугольника и др.

В совершенстве владели коряки орнаментальным искусством. Орнаментами они украшали одежду, жилище. Орнаменты получались строгие по форме. В них отражался суровый жизненный путь коряков, холодный климат, традиционные занятия. Для создания таких орнаментов нужен был высокий художественный вкус, воображение, самобытность, неподражаемость.

Учителю математики нужно быть краеведом. Собирать материал о своем крае и использовать его на уроках. Тогда урок будет гораздо интереснее и у детей появится желани вести поисковую работу, общаться с теми, кто строил жизнь.