Развитие инфраструктуры региона — задача номер один

Заместитель председателя Правительства Камчатского края Сергей ПАХОМОВ курирует самые основные направления — это вопросы жизнеобеспечения региона: энергетика, транспорт, ЖКХ, строительство.

Олег Жунусов

С.А.Пахомов

Что удалось сделать в этих областях за прошедший год и какие задачи ставит перед собой Правительство края на среднесрочную и долгосрочную перспективу? С этими и другими вопросами «ДК» обратился к Сергею Пахомову.

Сергей Александрович, какое событие, на ваш взгляд, стало за этот год самым значимым для экономики Камчатского края?

— С 1 ноября 2007 г, в результате беспрецедентного для страны поручения Президента России, тарифы на электроэнергию в Камчатском крае для населения были снижены. В 2007 г. за 1 кВт-час здесь платили, в среднем 4 рубля 75 копеек. В Корякском округе— 13 рублей. Тарифы для промышленных потребителей (кроме населения) достигали 17 рублей 28 копеек. На сегодняшний день всё население Камчатки платит 2,5 рубля за кВт-час, остальные потребители — 2,65 рубля за кВт-час.

Это стало одним из наиболее важных этапов выравнивания условий жизни населения с условиями жизни на материковой части России. У наших предприятий появилась реальная возможность направить высвободившиеся средства на развитие бизнеса и переоборудование, на повышение уровня заработной платы работникам или на снижение цен на выпускаемую продукцию или услуги.

В каком направлении будет дальше развиваться энергетика Камчатки?

— До конца этого года мы планируем подготовить и представить на суд правительства страны стратегию развития энергетики Камчатки до 2025 года, которая должна предусматривать комплексное решение проблемы. Параллельно ведем разработку программы развития энергетики до 2015 года.

Мы должны как можно быстрее снизить свою зависимость от дорогого мазута и угля. В Камчатском крае имеется возможность развивать энергетику за счет собственных природных ресурсов.

Каких, например?

— Во-первых, газ. На днях на Камчатке завершила работу группа специалистов ОАО «Газпром» во главе с заместителем председателя правления компании Александром АНАНЕНКОВЫМ. Эта государственная корпорация по поручению Президента России взяла на себя обязательства по завершению строительства газопровода Соболево — Петропавловск-Камчатский. В третьем квартале 2008 года должны быть завершены переговоры с предприятиями-потребителями по согласованию условий поставок газа. Завершить строительство и ввести газопровод в эксплуатацию планируется в четвертом квартале 2010 года. Его протяженность составит 400 км.

За два года, оставшиеся до ввода газопровода в строй, мы планируем максимально подготовить существующие и построить новые объекты газопотребления. В первую очередь будем модернизировать наши ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 для перевода их на газ. Кроме того, нужно подготовить коммунальные и муниципальные котельные. На следующем этапе займемся реконструкцией и строительством индивидуальных объектов газопотребления, то есть жилых зданий и автотранспорта.

Во-вторых, мы можем использовать энергию ветра. В поселке Октябрьский Усть-Большерецкого района в конце марта 2008 г. был завершен монтаж первого ветрогенератора на ветровой электростанции. Начались пуско-наладочные работы. В ближайшее время там будет установлено еще два ветрогенератора мощностью по 240 киловатт. На зегодняшний день ветровые электростанции являются самым экологически чистым видом производства электроэнергии в мире. Они активно используются в Испании, США, Голландии и Германии. Зетровая электростанция в поселке Октябрьский яанет второй на Камчатке. Первая в начале 90-х гг. была установлена в селе Никольское на Командорских островах. До 2025 г. ветровые станции будут построены в большинстве населенных пунктов на территории бывшего Корякского округа.

В-третьих, у Камчатки есть гидропотенциал. Например, в Пенжинской губе, на северо-западе полуострова. Наиболее характерная черта Пенжинской губы — мощные приливные явления. Приливная волна, входя в Пенжинскую губу из Охотского моря, достигает 13,4 метра. Это максимальное значение в России и второе по величине в мире (после залива Фанди, где приливные колебания уровня достигают 18 м). С учетом огромной энергии приливных волн в Пенжинской губе это место очень благоприятно для сооружения мощной приливной электростанции (ПЭС).

Но Пенжинская губа — не единственное место, где возможно строительство гидроэлектростанций. Сегодня ведутся работы по строительству второй очереди Толмачевской гидростанции. И если будет необходимый объем финансирования, то дополнительная мощность в 24 мВт-час будет запущена уже в этом году. На экономику края уже работает Мутновская геотермальная станция. Мутновская геотермальная электростанция-1 не имеет аналога в России и является одной из наиболее современных геотермальных электростанций в мире.

В-четвертых, на Камчатке достаточные запасы каменного и бурых углей, которые также можно рассматривать в качестве топлива для тепловых электростанций, котельных и для мини-ТЭЦ в северных районах полуострова.

Как видите, энергетический потенциал у Камчатки огромный. Развивать энергетику своего региона мы намерены комплексно и по всем направлениям. В перспективе мы будем решать вопрос создания единого контура управления электроэнергетикой Камчатского края.

На Камчатке есть такие населенные пункты, до которых, как поется в одной известной песне, «только самолетом можно долететь». Есть ли у жителей отдаленных сел и поселков надежда на отлаженную и доступную транспортную систему?

— У нас большинство таких населенных пунктов — весь север края. Поэтому развитие транспортного каркаса региона — задача номер один. Это для населения края одна из важнейших проблем, ведь многие из жителей отдаленных сел и поселков не имеют возможности выехать в отпуск на материк, оздоровить своих детей в летних детей лагерях, получить квалифицированную консультацию высококлассных специалистов.

В стратегии развития транспорта Камчатского края до 2025 года определены два основных направления. Первое из них — это ликвидация износа объектов транспортной инфраструктуры, оптимизация маршрутной сети и увеличение частоты перевозок. Второе направление, выделенное отдельным блоком, — это использование транзитного потенциала полуострова.

В частности, рассматривается возможность строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос в аэропорту Елизово и аэропортах других населенных пунктов, модернизации оборудования аэропортов и обновления парка воздушных судов.

С 20 мая в Камчатском крае работали специалисты авиакомпании «Аэрофлот». План, предложенный этой компанией, предусматривает улучшение авиасообщения внутри Камчатского края. Сегодня создана специальная рабочая группа по подготовке предложений об участии ОАО «Аэрофлот» в консолидации региональных авиапредприятий.

Камчатка является составным элементом плана а созданию крупной авиакомпании на Дальнем Bocтоке, которая будет осуществлять как магистральные перевозки, так и региональные. Эта компания по проекту могла бы объединить всех региональных перевозчиков Дальнего Востока. А для нас эк будет прочной основой для развития местных воздушных сообщений.

Чем компания может помочь Камчатке?

— Надо отталкиваться от того, чего мы хотим. А мы хотим, чтобы житель даже самого отдаленного села, например, такого, как Манилы, жители которого восемь лет не видели самолета, мог приобрести авиабилет и спокойно добраться до любой точки планеты. Кстати, в мае в село Манилы впервые за 8 лет прилетел самолет «Корякского авиапредприятия». Нам удалось восстановить там взлетно-посадочную полосу.

Но есть же и морской, и автомобильный транспорт?

— Для развития морского транспорта планируется строительство и реконструкция причальных комплексов и портовых пунктов, модернизация их оборудования, строительство морских судов для обеспечения каботажных перевозок, строительство нового пассажирского терминала в порту Петропавловска-Камчатского, возобновление межрегиональных пассажирских перевозок.

Мы считаем, что развитие автомобильных дорог, морского и воздушного транспорта региона должно согласовываться и с потребностями таких сфер экономики, как рыбный промысел, туризм, горнорудная отрасль. Дороги станут мощным толчком к развитию промышленности и предпринимательства на Камчатке.

Государство намерено вкладывать очень большие деньги в развитие Камчатки...

— Действительно, дальневосточной окраине России правительство в последнее время уделяет много внимания. До последнего времени Дальний Восток был форпостом государства, но не был в должной мере освоен и заселен. Ведь до сих пор плотность медведей на некоторых территориях выше плотности людей. Так кто же границу российскую охранять будет и государственные интересы обеспечивать — медведи что ли?!

Какой видится вам Камчатка через несколько лет?

— На мой взгляд, образ новой Камчатки должен быть таким: «Камчатский край — это главный форпост страны, современный деловой и туристический центр Дальнего Востока, регион со сбалансированной экономикой, благоприятными экологическими условиями и высоким уровнем жизни населения». Я уверен, что именно такой в скором времени предстанет Камчатка не только перед гражданами России, но и перед всем мировым сообществом.

Пахомов С. Развитие инфраструктуры региона – задача номер один: [энергетика, транспорт, ЖКХ, стр-во – основные направления развития : беседа с зам. пред. правительства Камч. края С. А. Пахомовым / вел О. Жунусов] // Дальневост. капитал. – 2008. - № 7. – Спец. вып. : Деловая Камчатка. – С. 12-15.