В. И. Жуматий, В. Н. Прямицын

Роль гидрометеорологических условий в высадке морского десанта на о. ШУМШУ в августе 1945 г.

Один из пунктов, которые должен выполнить командир, изучая обстановку и принимая решение на выполнение задачи: установить, в какой мере помогают или затрудняют выполнение время года, время суток, условия видимости, освещенность, состояние погоды. Временный боевой устав морских сил РККА 1937. П. 33 (1) К окончанию Великой Отечественной войны советский Военно-морской флот имел значи- тельный опыт подготовки и проведения морских десантных операций, в том числе и в сложных гидрометеорологических условиях. Курильская десантная операция стала последней морской де- сантной операцией Второй мировой войны. Можно было бы ожидать, что она будет проведена по всем правилам военно-морского искусства с всесторонним учетом фактических и ожидаемых ги- дрометеорологических условий, необходимость которого была закреплена в руководящих докумен- тах и не раз доказана на практике. Так, настольной книгой отечественных военных метеорологов в годы Великой Отечественной войны стала «Военная метеорология», написанная А. А. Кулаковым и В. А. Шталем в 1940 г. В этой работе авторитетные теоретики и практики военно-метеорологиче- ского дела писали: «командование при принятии решения должно быть осведомлено о той метео- рологической обстановке, в которой будут протекать действия войск. Для того, чтобы согласовать решение с той метеорологической обстановкой, в которой будут протекать действия, недостаточно только знать эту обстановку. Необходимо кроме того знать, как именно данная погода отразится на боевой работе бойцов и средствах борьбы» (2) . Тем не менее, было допущено пренебрежение фак- тором погоды, что непосредственным образом сказалось на ходе операции. Несмотря на то, что 14 августа 1945 г. кабинет министров Японии документально оформил решение о предстоящей капитуляции, приказ о прекращении боевых действий не был получен в уда- ленных гарнизонах, и они продолжали ожесточенное сопротивление. Одним из его очагов стали острова Курильской гряды, отделяющей Охотское море от Тихого океана. Наиболее укрепленным из них был самый северный о. Шумшу. Искусная маскировка объектов на острове, частые туманы и низкая облачность не позволяли советской авиации установить его фактическую оборону. Только после завершения войны советское командование узнало, что к 1945 г. японцы создали на Шумшу мощные инженерные укрепления. Все участки его побережья, доступные для высадки десанта, прикрывали доты и дзоты, связанные между собой траншеями полного профиля и подземными ходами, обеспечивавшими в любое время маневр огневыми средствами. Всего здесь насчитывалось 34 дота и много дзотов (3) . На танкоопас- ных направлениях были сооружены эскарпы и вырыты рвы. На высотах были оборудованы опорные пункты. Глубина инженерных сооружений противодесантной обороны доходила до 3–4 км. Защиту берега со стороны моря осуществляла полевая артиллерия (4) . Созданные на о. Шумшу подземные сооружения и галереи противник использовал не только для маневра силами и средствами, но и для всевозможных складов, госпиталей, электрических и телефонных станций, а также других объектов. Глубина этих сооружений достигала 50 м, что обес- печивало им безопасность от артиллерийских снарядов и авиационных бомб (5). На двух аэродро- мах острова могли базироваться два авиаполка. Кроме того, на оз. Беттобу была оборудована база гидроавиации. На острове были искусно сооружены ложные районы обороны, стоянки самолетов, позиции артиллерии и танков. В юго-западной части острова противник имел хорошо оборудован- ную военно-морскую базу Катаока и в трех милях от нее на о. Парамушир – военно-морскую базу Касивабара, на которые могли базироваться легкие силы японского флота. Противодесантная обо- рона других островов Курильской гряды была значительно слабее, однако важнейшим ее фактором выступали географические особенности: многочисленные рифы, быстрые течения в проливах меж- ду островами и частота туманов обуславливали сложность действий морских десантных сил в этом районе. Группировка противника на островах Курильской гряды была следующей: на о. Шумшу располагались 73-я пехотная бригада 91-й пехотной дивизии, 60 танков 11-го танкового полка, 31-й полк ПВО, Курильский крепостной артиллерийский полк, а также специальные части и подразде- ления. На о. Парамушир дислоцировались 74-я бригада (без двух рот) 91-й пехотной дивизии, 18-й и 19-й мортирные дивизионы и 17 танков 11-го танкового полка. На о. Матуа находился 41-й от- дельный смешанный полк, на острове Уруп – 129-я отдельная смешанная бригада. На о-вах Итуруп, Кунашир, а также островах Малой Курильской гряды располагались части 89-й пехотной дивизии. Всего на Курильских островах японцы сосредоточили более 80 тыс. солдат и офицеров, из них около 23 тыс. на о-вах Шумшу и Парамушир, оборудовали 9 аэродромов общей ёмкостью до 600 самолётов (6). Здесь был подготовлен мощный оборонительный район, который японское ко- мандование рассчитывало защищать до последнего. Вместе с тем, противник совершенно не ожидал высадки на острова Курильской гряды советских войск, а готовился к отражению американского десанта. Беспечность японцев ярко демонстрирует тот факт, что радиолокационная станция, распо- ложенная на м. Кокутан-Саки и способная обнаружить приближение советского десанта, не функ- ционировала (7) . Несмотря на очевидность скорейшей капитуляции Японии советское руководство понима- ло необходимость овладения островами Курильской гряды вооруженным путем. Дело в том, что президент США Г. С. Трумэн настойчиво добивался у И. В. Сталина предоставления американским вооруженным силам хотя бы одного из Курильских островов для использования его в качестве авиа- ционной базы (8). При этом он заявлял, что речь идет не об американской или советской территории, а о «Курильских островах, о японской территории, вопрос о которой должен быть решен при мир- ном урегулировании» (9) . Необходимо было в кратчайшие сроки спланировать и провести десантную операцию по овладению островами. В ночь на 15 августа 1945 г. Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Советского Союза А. М. Василевский поставил эту задачу командую- щим войсками 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота, выделив следующие силы: 2 стрелковых полка 101-й стрелковой дивизии, 279-й гаубичный артиллерийский полк, 169-й от- дельный истребительно-противотанковый дивизион и батальон морской пехоты – всего 8 824 чело- века, 126 орудий и 115 миномётов. Авиационная поддержка десанта была возложена на 128-ю сме- шанную авиадивизию и 2-й отдельный бомбардировочный полк морской авиации (10). Эти данные свидетельствуют о том, что силы и средства, выделенные для десантной опе- рации, были незначительны. При равенстве в живой силе на советской стороне было 2,5-кратное превосходство в артиллерии и минометах и 6-кратное в авиации, а на стороне противника – абсо- лютное превосходство в танках. Так как советским войскам необходимо было прорывать сильную противодесантную оборону, то противник находился в более выгодных условиях. Относительным следует считать и 2,5-кратное превосходство в артиллерии и минометах. В то время как вся полевая артиллерия и минометы десанта находились на борту кораблей и судов и могли быть применены только после выгрузки их на необорудованное побережье, японская артиллерия могла действовать из надежно защищенных укрытий по заранее пристрелянным участкам побережья. Применение со- ветской авиации было крайне затруднено значительным удалением советских аэродромов от пун- ктов высадки десантных войск, в то время как базирование авиации противника на островах давало ей существенное преимущество. Отсутствие в составе десантных войск танков и, наоборот, наличие их у противника ставило его в еще более выгодное положение. В случае организованного сопротив- ления высадке все это предопределяло сложный и напряженный характер боевых действий. Командующим Курильской десантной операцией был назначен генерал-майор А. Р. Гнеч -ко, командиром высадки согласно приказу командующего Тихоокеанского флота – капитан 1 ран- га Д. Г. Пономарев, командиром десанта – генерал-майор П. И. Дьяков. Десантные войска были разделены на четыре группы: передовой отряд, первый и второй эшелоны главных сил десанта, а также отряд демонстративной высадки. Предусматривалось сформировать отряды транспортов и высадочных средств, охранения, траления и кораблей артиллерийской поддержки (64 корабля и судна, в том числе 2 сторожевых корабля, минный заградитель, 4 тральщика, 16 десантных кораблей и 17 транспортов) (11). Замысел командующего Курильской десантной операцией состоял в том, чтобы внезап- ной высадкой морского десанта на Шумшу при поддержке артиллерии и авиации нанести главный удар в направлении военно-морской базы Катаока, захватить остров и в последующем овладеть о-ми Парамушир и Онекотан. С целью введения противника в заблуждение относительно места высадки главных сил десанта предусматривалось высадить в бух. Нанагава-ван демонстративный десант. О том, в какой спешке штабом 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота пла- нировалась и готовилась крупная десантная операция, говорит тот факт, что передовой отряд де- санта должен был высадиться на вражеском побережье в 23:00 17 августа, то есть менее чем через 2 суток после того, как Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке поставил задачу. Эта спешка не позволила выполнить требования Временного наставления по ведению мор- ских операций 1940 г. (12) , а также Наставления по боевой деятельности штабов соединений ВМФ 1940 г. (13), предписывавшие при составлении плана операции, подготовке и принятии решения производить всестороннюю оценку влияния гидрометеорологических условий. Курильская десантная операция планировалась и была проведена в пять этапов. На пер- вый (подготовительный) и второй (посадка войск и погрузка техники) было выделено мало време- ни – всего 29 ч (с 15:00 15 августа до 20:00 16 августа) (14). Из-за недостатка времени постановка боевых задач подразделениям и кораблям проводилась в устной форме, а специальная подготовка к десантным действиям не проводилась вовсе. Посадка десантных войск и погрузка боевой техники происходила неорганизованно: не были взяты необходимые высадочные средства; боевая техника, предназначенная к выгрузке в первую очередь, оказалась в трюмах, а не на палубах; подразделения прибыли к посадке с опозданием и стихийно разместились на кораблях. Только в 21:00 16 августа все корабли и суда, выделенные в десантную операцию, стояли на рейде, готовые к выходу в океан. Всего на них было посажено 8 363 человека и погружено 218 орудий и минометов, а также другая боевая техника и снаряжение (15). Переход десантных отрядов (третий этап) начался в 5:00 17 августа. Корабли и суда снялись с якоря, прошли за тральщиками прибрежным фарватером, построились в походный ордер и начали движение вдоль берега. Из-за поспешности, в которой осуществлялось планирование операции, не удалось учесть важнейший элемент общей обстановки на театре – погоду. Переход осуществлялся в условиях низкой видимости (менее 1 000 м). Находясь в 8 милях от берега, корабли Петропавлов- ской военно-морской базы не имели возможности ориентироваться по береговым знакам и шли по счислению. Лишь благодаря мастерству штурманов и лоцманов за 170-миль, пройденных в тумане, невязка не превысила 10 кабельтовых. Однако ночью туман еще более сгустился, ухудшив видимость до 100 м. При подходе де- сантного отряда к Шумшу командующий операцией вынужден был перенести свой командный пункт с м. Лопатка на тральщик «Т-334». Опасаясь, что в условиях плохой видимости суда могут столкнуться с прибрежными скалами бух. Нанагаван-ван, он отменил высадку демонстративного десанта. В 4:22 18 августа корабли с батальоном морской пехоты первого броска подошли в сплош- ном тумане к трехкилометровому участку между м. Кокутан и м. Котомари и начали высадку. Из-за перегрузки десантные корабли не могли подойти вплотную к берегу, высаживая морских пехотин- цев в 100–150 м от уреза воды. Десантники вынуждены были с тяжелой ношей на плечах прыгать в воду (глубина местами превышала 2 м) и по каменистому грунту выходить на берег. Высадка сопро- вождалась стрельбой орудий десантных кораблей. Появление на берегу Шумшу советских морских пехотинцев ошеломило японцев, и они открыли беспорядочный ружейно-пулеметный огонь, не помешавший без потерь высадить на берег передовой отряд. Вместе с морскими пехотинцами первыми вступили на японский берег гидро- графы. Несмотря на утерю части оборудования в воде, они доставили на берег несколько аккуму- ляторных и один ацетиленовый фонарь «Ф-100», обеспечив основным силам высадки работу двух световых ориентиров. С рассветом туман сохранил свою интенсивность, препятствуя ориентированию десантных кораблей по маневренным средствам, выставленным гидрографами. Ситуация была спасена тем, что в 5:15 от огня кораблей артиллерийской поддержки загорелось здание маяка на м. Кокутан. Ги- гантская огненная свеча стала хорошим ориентиром в тумане для подходивших к берегу десантных судов с первым эшелоном главных сил десанта. Утро ознаменовалось интенсивной борьбой артиллерии противоборствующих сторон. Японские орудия сосредоточили свой огонь на участке высадки и десантных кораблях, добившись повреждения нескольких из них. Советская артиллерия, расположенная на кораблях и м. Лопатка, наносила удары по японским плавучим и береговым батареям. Без должной корректировки подавить хорошо укрытые батареи м. Кокутан и Котомари им не удалось. Тем временем, передовой отряд достиг высот, господствовавших в этой части острова, за- вязав у их подножия ожесточенные бои с японцами. Против десантников, вооруженных лишь авто- матами и гранатами, японцы бросили в бой превосходящие силы пехоты при поддержке 20 танков. Благодаря массовому героизму силы первого броска практически овладели высотами. Своевременно присланное подкрепление могло сыграть решающую роль в исходе этого боя. Однако первые 3 часа боя за высадку командующий операцией и командир высадки не владели реальной обстановкой и не могли оперативно принять нужное решение. Напомним, что сложные погодные условия заставили их в последний момент перенести командный пункт с берега на корабль, откуда им не удалось ор- ганизовать полноценное управление силами. Кроме того, из 20 переносных радиостанций десанта только одна на плацдарме сохранила работоспособность, так как остальные в ходе высадки были замочены соленой водой. Потеря управления десантными войсками привела к несогласованным действиям частей передового отряда и первого эшелона на берегу. Только к 11:00 в район боя подошли подразделе- ния первого эшелона десанта, и лишь к 13:00 здесь сосредоточились главные силы. Кроме того, морские пехотинцы первого броска остались без огневой поддержки. Работа авиации исключалась из-за сложных метеорологических условий, а организовать эффективное управление действиями артиллерией с корабельного пункта управления так и не удалось. Ценой больших потерь противник через 2 часа боя отбросил передовой отряд на 300 м назад. Потеряв до 15 танков и до 100 солдат, он перегруппировал оборонительные порядки и спешно подтянул силы из глубины острова. «Эффект неожиданности», достигнутый такими усилиями, не был реализован, а драгоценное время было упущено. В течение дня господствующие высоты трижды переходили из рук в руки и только к вечеру, после пятичасового упорного боя они были взяты. Десантные войска захватили плацдарм шириной по фронту до 4 км и глубиной до 5–6 км. Задача овладения всем о. Шумшу, поставленная войскам на первый день операции, из-за допущенных ошибок выполнена не была. На следующий день японское правительство объявило о безоговорочной капитуляции своих вооруженных сил перед союзными войсками. Курильская десантная операция продолжилась после- довательной беспрепятственной высадкой советских войск на о-ва Парамушир (24.08), Онекотан (25.08), Матуа (25.08), Симусиру (26.08), Харимукотан (27.08) и Шикотан (28.08). К концу августа вся Курильская гряда оказалась под советским контролем. Курильская десантная операция явилась одной из важных и наиболее сложных совместных операций сухопутных войск и флота на Дальнем Востоке, в результате которой Курильские острова снова оказались в руках нашего государства. Потери советской стороны в операции составили: уби- тыми и пропавшими без вести 290, ранеными 384 человека; погибло 4 десантных корабля и сторо- жевой катер, были повреждены сторожевой корабль, минный заградитель и 8 десантных кораблей; потерян один самолет. Потери противника составили 15 танков и 369 человек убитыми. Несмотря на то, что цели операции в конечном итоге были достигнуты, при ее проведении был допущен ряд ошибок, вызванных спешкой, в условиях которой она готовилась. Эта спешка не позволила учесть при планировании действий прогноз погоды, что в свою очередь внесло существенные коррективы в проведение высадки. Циркуляр заместителя начальника Главного штаба Военно-морского флота «О боевом ис- пользовании гидрометеорологической службы в штабах флота и ВВС флота», подписанный 12 мая 1942 г. контр-адмиралом В. А. Алафузовым, обязывал «все случаи невыполнения боевых заданий по условиям гидрометеорологической обстановки, а также по вине ГМС тщательно расследовать, а ма- териалы расследования высылать в Главный морской штаб». Анализ ошибок, допущенных в ходе операции, позволил подтвердить правильность взглядов на гидрометеорологическое обеспечение, закрепленных в руководящих документах советской армии и флота.
1. Временный боевой устав морских сил РККА 1937 г. Л.; М. : Госвоениздат НКО СССР, 1937. С. 27.
2. Кулаков А. А., Шталь В. А. Военная метеорология. Воениздат, 1940. С. 8.
3. ОЦВМА Ф. 129. Д. 26770. Л. 213.
4. Там же.
5. Там же. Л. 62.
6. История Второй мировой войны 1939–1945. М. : Воениздат, 1980. Т. 11. С. 290.
7. ОЦВМА. Ф. 129. Д. 26770. Л. 99.
8. Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Т. 2. М., 1957. С. 263–267.
9. Там же. С. 266.
10. ЦВМА. Инв. № 2309. С. 143.
11. Там же.
12. Временное наставление по ведению морских операций 1940 г. М. : Государственное военно-мор- ское издательство НКВМФ СССР, 1940. С. 46.
13. Наставление по боевой деятельности штабов соединений ВМФ 1940 г. М. ; Л. : Государственное военно-морское издательство НКВМФ СССР, 1940. С. 36.
14. ЦВМА. Инв. № 2309. С. 143.
15. ЦАМО. Ф. 234. Оп. 310120. Д. 2. Л. 12.
16. Там же. Д. 10. Л. 26.
17. ОЦВМА. Ф. 129. Д. 26770. Л. 72.
18. Там же. Ф. 291. Д. 24362. Л. 326.
19. Там же. Ф. 129. Д. 26770. Л. 75.
20. ЦВМА. Инв. № 2309. С. 103–104.
21. ОЦВМА. Ф. 129. Д. 26770. Л. 209.
22. ЦВМА. Инв. № 2309. С. 93–107.

23. ОЦВМА. Ф. 129. Д. 26772. Л. 194–197.

Жуматий В. И., Прямицын В. Н. Роль гидрометеорологических условий в высадке морского десанта на о. ШУМШУ в августе 1945 г. // «Отчизны верные сыны» : материалы XXXII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 38-42.