П. А. Головнин

Штурман Петр Ильин – исследователь Камчатки

Петр Иванович Ильин (1795–1842), из статских унтер-офицерских детей Российской нации, жалования получал с 1834 г. по 1 200 руб. ассигнациями или 343 руб. 5 коп. сер. в год. 9.08.1809 г. поступил в Охотский Экипаж юнгою, 13.03.1814 г. произведен в штурманские ученики 2 класса; 20.09. награжден чином штурманского ученика 1 класса; в 1817 г. в штурманские помощники унтер- офицерского чина. 21 мая 1821 г. пожалован в штурманские помощники 14 класса; 12.12.1824 г. про- изведен в штурмана 12 класса. Ильин был женат на дочери почтмейстера 9 класса Уранова, девице Вере Петровне и имел дочерей: Надежду 8 и Любовь 6 лет. С 1809 по 1811 г. обучался в Охотском штурманском училище. В 1811 г. штурманский ученик Петр Ильин был взят для морской практики на шлюп «Диана», который отправился из Охотска в Японию и к о. Кунаширу, а оттуда на Камчатку в Петропавловский порт. В 1812 г. шлюп «Диана» снова отправился из Петропавловского порта к о. Кунашир, оттуда в Японию в порт Хако-Даде (Хакодате), где забрали ранее пленных японцами капитана В. М. Головнина, штурмана Хлебникова, мичмана Мура и 4 матросов, и обратно в Петро- павловский порт на шлюпе «Диана» под командованием капитан-лейтенанта П. И. Рикорда. В 1813 г. Ильин отправился из Камчатки берегом и прибыл в СПб в 1814 г. В 1815 г. находился в Кронштадте в Штурманском Училище. В 1816 г. совершил плавание из Кронштадта в Голландию в порт Гельвет Шлюз, потом в Англию в Портсмут, и в порте Вулич зимовал. В 1817 г. отправился из Вулича во Францию Гавр-Диерас, а оттуда в Кронштадт на фрегате «Меркуриус» под командованием капитан- лейтенанта Качалова (2, л. 1–3). В 1817 г. был взят капитаном 2 ранга Головниным в качестве штур- манского ученика в кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка» (3, с. 26). В 1819 г. шлюп прибыл в Кронштадт и вскоре П. Ильин был определен в экспедицию флота лейтенанта Анжу, в которой находился с 1820 по 1824 г. За бытность в Усть-Янской экспедиции Петр Ильин награжден чином штурмана 12 клас- са и прибавочным жалованием по 400 рублей в год, утвержденным 12.12.1824 г. В 1825–1826 г. находился в СПб при чертежной Государственного Адмиралтейского Департамента; 28.01.1827 г. назначен на службу в Камчатку и прибыл в Охотский порт 19.09. по невозможности доехать до Кам- чатки, остался в Охотске на действительную службу до 24.08.1828 [г.] под командованием Началь- ника Охотского порта капитана 1 ранга Валронта, а потом отправился на транспорте «Елисавета» в Петропавловский порт[,] куда прибыл 28 сентября. 17.06.1831 г. назначен частным инспектором штурманов Охотской флотилии. Отправился на транспорте «Камчатка» и 7 июля 1832 г. прибыл в Охотск, где вступил в управление должности и имеет под заведыванием своим Охотские эки- пажные магазины, навигационные инструменты и вещи Охотского училища. Назначен временным членом с 1834 по 1842 г. Презусом и асессором комиссии Военного Суда, учрежденной при Охот- ском порте в 1834 г. Исправлял должность казначея по Охотскому портовому Казначейству с 1835 по 26.12.1837 г.; имел в заведывании своем Охотские морские провиантские магазины по 1842 г.; заведовал Охотским Штурманским Училищем, был членом Совета Охотского Общего Приморского Управления, в 1838 г. заведовал Охотским Провиантским Комиссионерством. За отличное усердие 28.12.1838 г. награжден Св. Станислава 3 ст. и в 1841 г. награжден знаком отличия беспорочной службы за XV лет. Умер на службе 16 июня 1842 г. В 1830 г. по предписанию Начальника Камчатки капитана 1 ранга Голенищева, Корпуса штурманов штабс-капитан Петр Иванов сын Ильин провел опись восточного Камчатского берега от устья Авачинской бухты к югу до мыса Курильской Лопатки и журнал путешествия, так и астроно- мические наблюдения, во время описи произведенных, препровождены 17.10.1832 г. в Гидрографи- ческое Депо, по 2 отделению и составлен особенный отчет (1, л. 36–37). В 1831 г. им была проведена опись восточного берега Камчатки от Авачинской губы до Шипунского мыса. Государь Император утвердил употребленные в расход по сему предмету 233 рубля и повелел разрешить Начальнику Камчатки и впредь на всеподобные описи Камчатского берега расходы с тем, чтобы в каждой та- ковой издержке доносил Высшему Начальству (1, л. 38). Ильин докладывал, что при экспедиции находилась лодка, длиною 23 фут[а], шириной 5 1\4 фут[а] и глубиною 3 фута; садовник Ридер для Бо- танических исследований и 4 человека гребцов для проведения описи берега от Авачинской бухты до мыса Лопатка. 17 июня 1830 г. Ильин отправился из Авачинской бухты и прибыл на другой день к о. Старичкову, где посредством астрономических наблюдений определил широту Северо-западной оконечности онаго: 52о 46′26 3\4″ , долготу по пеленгам 158о 43′20″ восточную от Гринвича. С 18 по 21 июня списан им о. Старичков и определено положение рифов, камней и кекура, около сего остро- ва лежащих. 21.06. взяв курс на матером берегу против о. Старичков, начал описывать оный к югу, на пути исследовал положение и измерил глубины нижеследующих бухт: 1 бухты Саранной, кото- рой определили широту по полуденной высоте 52о45′50 1/6″ и долготу по счислению 158o36′05″; 2 названный им бухта Опасною, широта оной по полуденной высоте 52o40′13 1/8″ и долгота по счислению 158o40′; 3 бухта наименована им Вилюйчинскою, которой широта по меридиональной высоте 52о39′061/4″, а долгота по счислению 158o30′; 4 бух. Тихарки, широта по полуденной высоте 52o27′213/4″, долгота по счислению 158о35’, при сем определено склонение компаса 2о50′ восточ- ное. 5 бухта Ахомтен; 6 бух. Лиственичная, широта по полуденной высоте 52о19′481/3″, долгота по счислению 158o35′40″. 29 июня Ильин окончил опись бух. Лиственичной, по причине туманов оставался в бездействии до 2 июля, в продолжении сего времени гребцы занимались исправлением лодки. 2 июля отправились далее к югу и[,] достигнув Поворотного мыса[,] определили широту онаго по полуденной высоте 52o18′12 2/3″, а по взятой до полудни 13 расстояниям Луны от Солнца выведена долгота онаго 158o40′58″. За сим продолжая опись берега, на пути исследованы вновь ни- жеследующие бухты: 1 названная им Березовою; 2 Мутная, коей определена широта по полуденной высоте 52o11′383/4″, долгота по счислению 158o31′45″; 3 бухта Асача, широта оной по полуденной высоте 52o04′21 1\2″, долгота по счислению 158o28′30″. 11 июля достигли мыса Пираткова, коего опре- делена широта по полуденной высоте 51o58′55 1\2″, долгота по счислению 158o24′40″. С 11 до 15 июля занимались исправлением лодки и ботаническими исследованиями. 15 июля[,] отправляясь далее к югу вдоль берега с описью, достигли 22 числа острова Уташуда, которому произвели подробную опись и определили географическое положение южной оконечности онаго, в широте по полуденной высоте 51o23′45 1\2″, долготе по счислению 157o33′15″; отсюда продолжая опись к югу[,] определяя посредством полуденных высот широту тех мест, которых достигли к полудню, и исследовав на пути все маленькие бухточки и заводи, достигли 4 августа южной оконечности Курильской Лопатки, коего по полуденной высоте определена широта 50o52′05 3\4″, которая разнствует с широтою[,] под коею до сего времени показывалась помянутая оконечность (50o59′) 6′54 1\4″. Причину сему полагает Ильин, что не был ли наперед сего означенный мыс определен по пеленгу с судна, с которого самая оконечность мыса, по чрезвычайности низменности своей, издали не может быть видима. Долгота же сей оконечности выведена по счислению 156o44′. Определив южную оконечность м. Лопатки[,] Ильин обогнул оную и начал описывать западный ее берег к северу: но достигнув 6 августа до широ- ты 50o57′18″, долготы по счислению 156o48′30″, встретил непреодолимые препятствия от жестоких бурь, которые заставили его переменить свое намерение, и[,] оставив лодку, отправился сухим путем с людьми при экспедиции в Петропавловский порт, куда и прибыл 23 августа 1830 г. (1, л. 94–95). В это время суда Охотской флотилии с 1831 по 1832 г. находились в плавании: бриг «Кам- чатка», под командованием лейтенанта Бутакова 2-го, вышел из гавани 16.09.1831 г. с казенным партикулярным грузом и пришел на Камчатку в Петропавловский порт 11.10.1831 г., и пришел 6.07 с Камчатскою почтою и грузом обратно в Охотск; бриг «Екатерина», под командованием подпо- ручика Ложкова, вышел из Охотска 16.07.1831 г в. Петропавловский порт и пришел туда 15.08; бриг «Елисавета»[,] под командованием лейтенанта Нестерова, с 28.07. лейтенанта Чепелева, вышел 31.08. и пришел в Тигиль 20.10.1831 г.; бриг «Николай»[,] под командованием Корпуса штурманов поручика Олесова[,] вышел 1.07.1832 г. в Петропавловский порт с пассажирами; бот «Александр»[,] под командованием кондуктора Хлебалкина[,] вышел 17.06.1832 г. и пришел в Нижнекамчатск 28 июля с грузом (1, л. 107–109). Шлюп «Камчатка»[,] под командованием капитана 2 ранга Головнина, на который в 1817 г. Ильин был взят в качестве штурманского ученика, отправился в кругосветное плавание. Шлюп «Камчатка» был построен на Охтенской верфи корабельным мастером Стоке, по чертежу Директора корабельных строений Лебрюна, рассчитанного на экипаж 130 человек. 12 мая 1817 г. в присутствии Государя Императора шлюп был спущен на воду и наречен «Камчатка», вмещал 900 т груза и имел батареи для 28 орудий (3, с. 26). В плавание был определен художник Тиханов Михаил (1789–1862), из крепостных крестьян князя Голицына. В 1806 г. принят в СПб. Академию Художеств в качестве вольного пенсионера, учился по классу исторической живописи у художника В. К. Шебуева. За про- граммную картину «Расстрел русских патриотов французами в 1812 году» удостоен Второй золотой медали, однако медаль не была вручена «за неимением вольности». В 1815 г. окончил академиче- ский курс и оставлен на казенном содержании для совершенствования при ИАХ. В 1817 г. отпра- вился в путешествие на «Камчатке», сделанные им рисунки за время путешествия имеют большую научную ценность и поныне. В 1819 г. в плавании лишился рассудка и по возвращении помещен в психиатрическую больницу. В 1822 г. вышел на пенсию, назначенную Правительством, и был от- дан на попечение своего товарища Лучанинова. На небольшие сбережения, оставшиеся после смер- ти Тиханова[,] в Императорской Академии Художеств была учреждена стипендия имени художника (3, с. 345–346). 26 августа 1817 г. шлюп отправился в путь из Кронштадта и 3 мая 1818 г. подошел к Авачинской бухте и стал на якорь в Петропавловском порту, совершив путешествие за 8 месяцев 8 дней, и в портах находился только 34 дня. В порту команда шлюпа все время боролась со льдом, отталкивали шестами льдины, в свободное время ловили камбалу с баркаса. В. Головнин посетил Начальника Камчатки капитана 1 ранга Рикорда, супруга и сестра Рикорда обходились с нами как с родными, писал Головнин в своей книге. Через три океана он привез фортепьяно и парные дрожки со всей упряжью для семьи Рикорда. Это был первый экипаж на колесах в Камчатке. 19 июня 1818 г. шлюп взяли курс к Шипунскому мысу и в открытый океан, держа курс обратно в Кронштадт (3, с. 102–109). Свое плавание на шлюпе «Камчатка» В. М. Головнин в 1819–1822 гг. описал в книге (4). В 1819 г. шлюп прибыл в Кронштадт[,] и вскоре П. Ильин был определен в экспедицию флота лейтенанта Анжу, в которой находился с 1820 по 1824 г. 10 ноября 1820 г. Анжу докладывает начальству: «по прибытии моем в Иркутск, где явился к Сибирскому Генерал-губернатору и учинил требование для экспедиции запасов немедленно. По распоряжению Его Высокопревосходительства приступил к заготовлению оных, и после того по укладке при надзоре моем и подчиненных моих всего того в ящики заширены кожами[,] и по получении инструкций от губернатора, я с начальником Нижне-Колымской экспедиции со всеми нашими подчиненными отправился из Иркутска 24 июня. Достигши Качугской пристани и поместясь со всеми запасами и вещами на павозок[,] нами куплен- ный, отплыли мы по Лене от пристани 28 июня и достигли Якутска 18 июля, где явись к Якутскому областному начальнику[,] и учинив требовании к пополнению запасов, немедленно по распоряже- нию его приступили к заготовлению оных при посредстве и пособием данных гражданских чинов- ников и воинской казачьей команды служителей[,] и после того все вообще вещи[,] для вверенной мне экспедиции подлежащие, погрузивши на павозок[,] отплыли Леною по течению из Якутска 2 августа и достигли 5.09. урочище Булун, где оставили все вещи в амбаре у мещанина Белкова под надзором штурманского помощника Бережных и матроса Игнашева, пока оные вещи не потребует купец 3 гильдии Соловьев для доставления их в Усть-Янск. Сам же я с штурманским помощником Ильиным и слесарем Вороновым, со всеми инструментами и другими тягостями всего до 40 пудов, отправился по первому снегу 17.09. в Усть-Янск, куда прибыл 1.10. благополучно[,] и по осмотру все инструменты оказались в целости. В бытность мою в Булуне там было поветрие на собак, но по донесению Бережных от 10.10. поветрие кончилось, и пропажа собак была незначительна. Рыбный же промысел по Лене и Яне был хороший. Число собак по Лене гораздо значительнее, чем по Яне и Индигирки, то чтобы не было в тягость жителям на сих реках, почему я и требовал от Зашиверского частного комиссара, чтобы назначил нарты с собаками для экспедиции и от обывателей у реки Лены, также в Жиганской части у некоторых купцов и промышленников имеется в большом количестве сухого рыбного корма, который в пути по легкости своей лучше сырого, почему я просил комиссара, не сыщутся ли охотники такого корму продать. Здесь слух носится, что по рекам к Индигирской стороне есть поветрие на собак, подобное как в Булуне[,] и рыбный промысел там был худой, так что посадной стан, построенный Геденштромом[,] весь изломан, почему я считаю нужным осмо- треть этот стан и можно ли будет туда завозить корм. Ежели сии слухи действительно справедливы, то в таком случае я принужден буду взять пунктом моего путешествия не от посадского стана, как предписано по инструкции, данной из Государственной Адмиралтейств-коллегии, но от Святого носа, близ которого по протекающей речке Юрюнхастах и завезено 11 000 сельдей сырого корму» (15, л. 63–65). В СПб лейтенант Анжу из экспедиции привез редкости и последовал Указ Его Импе- раторского Величества почетному члену 7 класса Глотову от 2.09.1824 г. принять вещи[,] собранные лейтенантом Анжу во время пребывания в Северо-Восточной части Сибири, для записки в приход и хранения в Музеум, с тем, чтобы из шкур сделали чучела. Ведомость: 1 птичий коготь, 2 птичья голова, 3 голова единорога или носорога с рогом, сии кости найдены между реками Леною и Инди- гиркою, около Ундинских гор; 4 мамантов зуб, много находят у морского берега; 5 шкуры хабарги для чучела; 6 шкура большого белого медведя для чучела, добыт в Ледовитом море (6, л. 84). 1. РГА ВМФ. Ф. 205. Оп. 1. № 1216. О составлении отчета по Морскому Ведомству за 1832. 2. Там же. Ф. 406. Оп. 4. № 1903. Формулярный список о службе и достоинстве Охотской флотилии, частного инспектора Корпуса флотских штурманов подполковника и кавалера Петра Иванова сына Ильина, 3.11.1842. 3. Головнин В. М. Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе Камчатка в 1817, 1818, 1819 годах флота капитаном Головниным / ред. В. А. Дивин. М., 1965. 4. Там же. Ч. 1–2. СПб., 1822. 5. РГА ВМФ. Ф. 215. Оп. 1. № 781. Материалы о подготовке Усть-Янской экспедиции под начальством П. Ф. Анжу в 1820–1823 гг., Колымской под начальством лейтенанта Ф. П. Врангеля в 1820–1824. 6. Там же. № 764. Описи коллекций, собранных штурманом А. Е. Колодкиным, капитан-командором Ф. Ф. Беллинсгаузеном, лейтенантом П. Ф. Анжу во время плаваний, 1817–1829.

Головнин П. А. Штурман Петр Ильин – исследователь Камчатки // «В путь за непознанным...» : материалы XXXIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 79-82.