Была ли «тихой» смерть К-129?

Р. Голосов, вице-адмирал в отставке

По поводу гибели в 1968 г. советской ракетной подводной лодки К - 129 написано немало. Только в прошлом году опубликованы статьи А.Мозгового "Тихая смерть К-129" ("Совершенно секретно" №5), А.Штырова "За кулисами операции "Дженифер" ("Молодая гвардия" №6). В марте того же года по телеканалу НТВ показали телефильм, претендующий на "объективное" раскрытие этой трагедии. Однако во всех материалах даются лишь те или иные версии причин гибели К-129. Истинные обстоятельства до сих пор остаются неизвестными.

В статье "Тихая смерть К-129" приводятся факты из книги американских авторов - Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю "Игра в жмурки. Неизвестная история американского подводного шпионажа". Некоторые из этих фактов дают основание для другой трактовки причин гибели К-129. Напомним, что наиболее вероятными на сегодняшний день считаются три причины: ошибки экипажа в управлении кораблем, техническая авария на борту ПЛ (американцы пытаются уверить всех, что это взрыв аккумуляторной батареи), столкновение в подводном положении с подводной лодкой (по версии специалистов нашего ВМФ - с атомной ПЛ ВМС США "Суордфиш").

Американские авторы пишут, что летом 1968 г. в район гибели К-129 была направлена атомная ПЛ ВМС США "Хэлибат", оснащенная соответствующим оборудованием, с помощью которого была обнаружена лежащая на дне океана К-129, отснято более 20 тыс. кинокадров с изображением подводной лодки и прилегающих участков дна. На кинокадрах запечатлен пролом сразу за ограждением боевой рубки, шириной около трех метров (10 футов) и сильно поврежденные кормовая и средняя ракетные шахты, у которых сорваны крышки. Кормовая шахта сильно погнута, а головная часть ракеты отсутствует. Третья из ракетных шахт не повреждена.

Другие кадры зафиксировали труп подводника, одетого в штормовой реглан, стеганые штаны и тяжелые флотские сапоги. На снимках было видно, что останки моряка уже стали достоянием морских обитателей.

Зафиксируем внимание на этих фактах, ибо именно они являются исходным пунктом для дальнейших рассуждений.

Характер повреждений корпуса и ракетных шахт позволяет сразу отбросить две версии приведенных выше причин гибели ПЛ - ошибки экипажа в управлении кораблем и техническая авария внутри прочного корпуса. Версия со взрывом водорода в аккумуляторной яме, причинивший бы такие повреждения, опровергается всем печальным опытом подобных взрывов на подводных лодках флотов мира. Повреждений прочных корпусов при взрывах аккумуляторных батарей не бывало даже на подводных лодках с глубиной погружения 100 м. Корпус К-129 обеспечивал погружение более чем на 300 м, то есть был значительно прочнее.

Версия столкновения с ПЛ в подводном положении могла бы подойти, но в нее не вписывается обнаружение трупа подводника вблизи затонувшего корабля. Высказанное А.Мозговым предположение, что моряк был выброшен через сорванную крышку люка давлением воздуха в рубке, повышавшимся от давления поступающей в корпус воды при провале аварийной ПЛ на глубину, не соответствует физике процесса. Насколько с погружением возрастало давление на крышку люка со стороны рубки столько же оно возрастало и с противоположной стороны. Поэтому открыться не мог, тем более еще и задраивался на мощный кремальерный запор. Таким образом более вероятно, - катастрофа произошла при нахождении К-129 в надводном положении.

Кто же тот моряк, чье тело обнаружили американцы на дне океана? Описание его одежды - штормовой реглан с коричневой овчиной, стеганые штаны и флотские сапоги - дает веские основания полагать, что это командир ПЛ К-129. Подобные регланы на снабжении подводных лодок не состояли. Только командиры ПЛ "доставали" их у интендантов. Именно в такой реглан, ватные стеганые брюки и тяжелые сапоги был одет 24 февраля 1968 г. командир К-129 Владимир Иванович Кобзарь, управляющий кораблем при отходе от причала в последний поход.

Мне довелось в то время быть начальником штаба 15-й эскадры подводных лодок, в состав которой входила К-129. В тот день я вручил командиру необходимые боевые документы, отвез его на причал и был единственным провожающим - на боевую службу тогда подводные лодки шли тихо и без проводов.

Ситуация, когда командир один находится на мостике, предусмотрена организацией службы.

Во-первых, это так называемое «позиционное» положение, когда ПЛ всплывает, продувая сжатым воздухом лишь часть балластных цистерн. Командир отдраивает верхний рубочный люк. Выходит на мостик и принимает решение на дальнейшие действия. Обычно до полного продувания балластных цистерн и всплытия полностью в надводное (крейсерское) положение никто из экипажа на мостик не выпускается.

Во-вторых, и при нахождении в крейсерском положении командир может приказать всем покинуть мостик по тем или иным соображениям. Например, в предвидении скорого погружения.

Нахождение на грунте рядом с затонувшей ПЛ тела погибшего моряка не означает, конечно, что в момент катастрофы на мостике находился лишь один командир. Могли быть и другие члены экипажа, тела которых или остались в ограждении мостика и ракетных шахт, или оказались значительно отнесенными от корпуса затонувшей ПЛ. Но это означает - перед катастрофой ПЛ находилась в надводном, позиционном или крейсерском, положении.

Что же явилось причиной затопления К-129? Однозначно - быстрое поступление воды через ту трехметровую пробоину в корпусе, которая зафиксирована на кинокадрах «Хэлибат» сразу за ограждением ракетных шахт ПЛ. Не столь однозначен ответ на вопрос о причине образования пробоины таких размеров в весьма прочном стальном корпусе и деформации еще более прочной ракетной шахты.

О несостоятельности американской версии взрыва водорода в аккумуляторной яме сказано выше. Для условий плавания в открытом океане остаются две причины - столкновение с другим кораблем (судном) или внешний, по отношению к ПЛ, взрыв. Столкновение вполне реально как с надводным кораблем, так и с подводной лодкой, следующей в надводном положении. Заметим, что в последнем случае повреждение выдвижных устройств в ограждении рубки этой ПЛ мало вероятно. А именно на эти повреждения атомной ПЛ ВМС США "Суордфиш" и обращали внимание специалисты нашего ВМФ, выдвигая версию о столкновении ее в подводном положении с К-129.

Вероятность столкновения с подводной лодкой, следующей в надводном положении, резко возрастает в штормовых условиях, когда из-за сильного волнения зрительное и радиолокационное наблюдение за окружающей обстановкой становится малоэффективным. В районе плавания К-129 в свое время мне довелось наблюдать волны высотой более 15 м, когда справа и слева стоит стена воды и что-либо увидеть вокруг можно лишь в короткий миг, когда корабль взлетает на гребень волны.

Что касается возможности внешнего взрыва, то, рассуждая чисто теоретически, он мог быть результатом применения против К-129 противолодочного оружия (санкционированного или случайного - это другой вопрос). Холодная война продолжалась, и противолодочные силы как в США, так и в СССР, находясь в море, имели на борту противолодочное оружие в боевом снаряжении. На вооружении противолодочных самолетов, вертолетов и надводных кораблей ВМС США и ряда стран НАТО во время рассматриваемых событий находились, в числе прочих средств, противолодочные торпеды МК-46 и МК-44 калибра 324 мм, с зарядом взрывчатого вещества 44-34 кг. Зафиксированные повреждения корпуса и ракетных шахт К-129 вполне могли быть результатом взрыва у борта ПЛ такого количества взрывчатки.

Кто же может владеть более полной информацией о причинах катастрофы? Однозначно - соответствующие ведомства США, к которым можно отнести ВМС, госдепартамент и ЦРУ. Из всех публикаций по данной теме четко просматривается стремление американской стороны не только скрыть известные ей факты, но и направить расследование на ложный путь.

Почему, например, выдвигается версия о взрыве аккумуляторной батареи, хотя специалисты в США не могут не понимать, что эта версия не выдерживает критики? Почему пытаются уверить, что место гибели К-129 установлено ими по анализу данных своих гидроакустических станций, хотя их и наши специалисты отлично знают, что это нереально? Кстати, взрыв 40 кг взрывчатки эти станции, пожалуй, могли бы обнаружить, а вот звук раздавленного прочного корпуса К-129 едва ли, тем более, что корпус частично заполнился через пробоину и открытый (скорее всего) рубочный люк и раздавливать практически было нечего.

Можно задавать и другие "почему". Часть из них изложена в упомянутой статье А.Мозгового под подзаголовком "Большой блеф". Тогда в чем же дело, почему молчат американцы?

С момента трагедии в океане минула треть века. "Холодная война" завершилась, США из "заклятого врага" СССР превратились в "заклятого друга" России. Но - молчат!

Остается предположить, что в этой печальной истории у американцев все-таки "рыльце в пушку". Но тогда и вариант с противолодочной торпедой выглядит не столь уж теоретическим...

Грядущий XXI век называют "Веком Океана". Мировой Океан - 71% поверхности нашей планеты - необузданная стихия. Освоение ее уже потребовало от человечества огромных жертв и потребует еще. Но они уменьшатся, если государства будут совместно разгадывать тайны Океана, а не создавать их.

P.S. Эта статья была готова, когда один из моих сослуживцев - офицер ВМФ, ознакомившись с ней, поведал следующее.

В 1974 г., проходя службу в Главном штабе ВМФ, он однажды получил от своего шефа задание подготовить ответ на поступившее в Главный штаб письмо из МИД СССР. В письме сообщалось, что в одно из консульств СССР в США (кажется, в Бостоне) обратился офицер ВМС США и заявил, что в 1968 г. он был вахтенным офицером корабля (кажется, эсминца), который при плавании в Тихом океане столкнулся с подводной лодкой. ПЛ, предположительно советская, затонула. Чувство вины, с которым он жил прошедшие шесть лет, побудило офицера сделать это заявление. Предположительно, похожая информация в то время была опубликована в одной из бостонских газет. В письме МИД просил Главный штаб ВМФ дать заключение по этим фактам. Поэтому хотелось бы, чтобы соответствующие органы ВМФ и МИД России продолжили усилия по раскрытию до конца тайны гибели К-129.