Л. А. Геготаулина

История создания первого дошкольного учреждения на Камчатке: материалы дальневосточных архивов

Исследование выполнено при поддержке Программы «Научный фонд» ДВФУ

Анализ развития народного образования в Камчатской области в начале XX в. показывает, что в этот период начался процесс системного формирования лишь одного элемента данной системы – начального образования.

К началу революционных преобразований с большим трудом была создана сеть начальных учебных заведений разного типа, включавшая школы грамоты, церковно-приходские школы, городские (одноклассные и двухклассные) училища, высшее начальное училище. Учебные заведения не только представляли разные уровни начального образования, но и относились к разным ведомствам: от духовного ведомства и Министерства народного просвещения до тех, что находились на иждивении местного общества. Земские учреждения на Дальнем Востоке не были созданы, поэтому элементарные школы нередко создавались и содержались за счет городских, а чаще сельских обществ, которые, в свою очередь, определяли уровень необходимых знаний для учеников и объемы финансирования.

Динамика развития системы камчатского образования может быть представлена следующими данными: к 1911 г. на территории Камчатской области, включавшей Петропавловский, Охотский, Гижигинский, Анадырский и Чукотский уезды, а также Командорские острова, насчитывалось 26 школ. Все школы области, кроме Петропавловского городского училища, были исключительно церковно-приходскими (1).

К лету 1916 г. в области имелось Петропавловское высшее начальное училище, 20 ми- нистерских школ и 27 школ ведомства православного вероисповедания, т. е. всего 48 учебных заведений (2).

Несколько отличные количественные показатели характеризуют начальные школы к моменту перехода в ноябре 1917 г. всех учебных заведений ведомства православного вероисповедания под юрисдикцию министерства просвещения. В Камчатской области в этот период насчитывалось 27 церковных, 17 министерских начальных училища, а также Петропавловское высшее начальное училище с ремесленным отделением и педагогическими курсами при нем. Таким образом, общее количество учебных заведений составляло 45 единиц (3).

Анализ архивных источников позволяет сделать вывод, что максимального уровня школьная система Камчатской области достигла в предшествующий период, в годы политического благополучия и стабильности.

Несмотря на колебания численности все учебные заведения области объединяло одно обстоятельство – камчатская школа в дореволюционный период так и не вышла за рамки начальной школы.

В то же время в регионе неоднократно ставился вопрос о дальнейшей модернизации системы образования. Потенциальные изменения в первую очередь были ориентированы на создание средней школы, недостаток которой со временем ощущался все острее.

Сложности открытия сети начальных школ на Камчатке, дискуссии по поводу открытия средней ступени в определенной степени затмевали процессы, не получавшие доселе абсолютно никакого обсуждения – создание дошкольного образования.

Домашнее воспитание и образование в дореволюционный период камчатской истории было делом естественным, и вопрос об альтернативе ему не возникал ни разу в XVIII–XIX вв.

Дело в том, что детский сад как социальное явление оформился достаточно поздно. Первый в мире детский сад организован в 1837 г. немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем в городе Бад-Бланкенбурге.

Первые образовательные заведения для детей младшего возраста появились в России в конце XIX в. (4). А вот появление такого рода учреждений на Камчатке приходится лишь на 1923 г.

Формирование нового образа советской женщины-труженицы, вовлечение ее в общественные и политические процессы показали необходимость определенного дистанцирования ее от семейных проблем, в том числе связанных с уходом за детьми.

В результате революционных преобразований на Камчатке женщины стали активно трудоустраиваться, обучаться грамоте, в Петропавловске был создан женсовет, деятельность которого была ориентирована на ликвидацию неграмотности среди женщин, развитие в их среде спорта и гимнастики (5). Эти обстоятельства не могли не способствовать постановке вопроса о том, с кем оставлять детей в то время, когда мать на работе, а также как их воспитывать.

В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (далее РГИА ДВ) хранятся протоколы комиссии при губоно (губернском отделе народного образования) Камчатского губревкома (губернского революционного комитета). Их анализ позволит выявить проблемы, связанные с появлением в нашем городе первого детского сада.

Приказом от 24 мая 1923 г. № 51 по Дальневосточному отделу народного образования в г. Чита Александр Антонович Курилов был назначен на должность заведующего губернским отделом народного образования (далее – зав. губоно) с 22 мая 1923 г. (6).

Создание детского сада, как для А. А. Курилова, так и для любого иного, оказавшегося на его месте, было делом совершенно новым, неизведанным, непонятным. Поэтому зав. губоно в своем докладе «Об организации детского сада в Петропавловске» 16 октября 1923 г. попытался объяснить и себе, и другим, что собой представляет новый социальный институт, какие положительные результаты следует ожидать от его появления в городе.

Под детским садом, по мнению А. А. Курилова, понималось такое учреждение, в котором дети пребывают весь трудовой день матери, не менее шести часов, в течение которых детям тут же дают горячий завтрак (7).

Губоно принял решение об открытии в Петропавловске с осени 1923 г. детского сада на 50 детей в возрасте от трех до семи лет (8).

Согласно штатному расписанию коллектив работников детского сада делился на две категории: педагогический персонал и технические служащие.

Заведующей детским садом была назначена С. Ф. Морец, руководителем (воспитателем) – Спасский (9). Технической служащей детского сада с 15 ноября 1923 г. стала Елена Александровна Лазарева (10). Должность ее относилась к 5 разряду, что предполагало оплату 52 руб. 70 коп. в месяц (11). К слову сказать, одна погонная сажень дров в 1923 г. стоила в Петропавловске 15 руб. золотом (12).

Решением губоно от 14 ноября 1923 г. была утверждена смета на оборудование и содержание детского сада. Из местных средств в счет сметы выделили 1 000 руб. (13).

Под детский сад потребовалось помещение, в котором было не менее 3-х комнат и кухня. Кроме того, помещение необходимо было оснастить мебелью, кухню – соответствующим инвентарем. Расчеты губоно учитывали практически все моменты, связанные с обеспечением детского сада: от столов, комодов, стульев, шкафов и до клеенок, тряпок, мыла, кружек для чая с блюдцами и ложечками (14).

Кроме того, губоно брал на себя организацию детской библиотеки, дошкольного музея, идейное руководство детского сада (15).

Одной из важных проблем, связанных с открытием детского сада, стало определение стоимости содержания в нем детей. Если оплата труда педагогического и технического персонала определялась за счет привязки работников к соответствующему разряду, то предстояло определить, какие средства следует выделить на питание каждого ребенка. Было известно, что в детских садах центральной России на одного ребенка в среднем тратилось 13 коп. в день. Этих денег было достаточно, чтобы дети получали питание в следующем порядке: либо дважды в день чай или кофе с хлебом, либо горячий завтрак из одного блюда с хлебом (16).

Учитывая камчатские условия, губоно нашел возможным устраивать для детей чай или кофе с молоком и бутербродами, однако стоимость питания на одного ребенка возросла до 23 коп. в день. Расчет производился по следующей норме: хлеб – 1/4 фунта, сахар – 4 золотника, масло – 4 золотника, яйцо – 1 шт., молоко – 1/8 стакана, сыр – 3 золотника, колбаса – 3 золотника (17).

Уже первые месяцы работы детского сада показали, что проблемы могут возникнуть не только материального порядка. В учреждении было лишь два воспитателя: Морец и Спасский. С. Ф. Морец, состоя в партии, имела обязательные дневные заседания и явки в губоно и РКСМ. Кроме того, на заведующую возлагалось ведение финансово-хозяйственной части детского сада. Стало ясно, что на полноценные занятия с детьми у С. Ф. Морец времени не оставалось. Ввиду этого встал вопрос об увеличении штата детского сада на одного руководителя (воспитателя) за счет оплаты труда С. Ф. Морец из средств женотдела. На освободившуюся ставку планировалось пригласить одну из преподавательниц, хорошо знающую игры и пение (18).

По состоянию на 10 января 1924 г. в Петропавловском детском саду содержалось 75 детей. Однако средняя посещаемость колебалась от 45 до 55 детей в день. Дети находились в дошкольном учреждении 24 дня в месяц (20).

8 июля 1924 г. состоялась первая годовая отчетная выставка о работе Петропавловского дет- ского сада (21).

Помещение детского сада, днем использующееся по прямому назначению, с пяти часов вечера задействовалось женсоветом для занятий по ликвидации неграмотности. Основным методом работы с женщинами стали кружковые занятия, которые проводились по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам (22).

Таким образом, появление в Петропавловске детского сада ознаменовало собой начало формирования образовательной системы, включающей два элемента: дошкольное образовательное учреждение и начальную школу. Тем не менее, детский сад образца 1923 г. еще сложно было назвать образовательным учреждением, так как его задача сводилась к элементарному присмотру и уходу за малолетними детьми, но еще не была ориентирована на обучение и активную социализацию детей.

Современному исследователю еще предстоит определить немало моментов, связанных с историей первого детского сада в Петропавловске: от места его расположения, кадрового состава, содержания программ развития детей, финансирования и т. д. Нерешенных проблем достаточно много, но тем интереснее будет творческий поиск.

1. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 668. Л. 6; Оп. 3. Д. 2536. Л. 7, 15.
2. Там же. Оп. 3. Д. 563. Л. 59а, 68.
3. ГАКК. Ф. 79. Оп. 1. Д. 2. Л. 1; РГИА ДВ. Ф. 1035. Оп. 1. Д. 1. Л. 122.
4. [Электронный ресурс] : http://edu.glavsprav.ru
5. РГИА ДВ. Р. 2333. Оп. 1. Д. 504. Л. 1.
6. Там же. Д. 501. Л. 221.
7. РГИА ДВ. Р. 2333. Оп. 1. Д. 500. Л. 112.
8. Там же. Л. 129.
9. Там же. Д. 503. Л. 35; Д. 504. Л. 9.
10. Там же. Д. 500. Л. 135.
11. Там же. Л. 112.
12. Там же. Д. 501. Л. 121.
13. Там же. Д. 500. Л. 7.
14. Там же. Л. 112.
15. Там же.
16. Там же. Л. 119.
17. Там же.
18. Там же. Д. 504. Л. 9.
19. Там же.
20. Там же. Д. 500. Л. 119.
21. Там же. Р. 2333. Оп. 1. Д. 503. Л. 38.
22. Там же. Д. 504. Л. 1.

Геготаулина Л. А. История создания первого дошкольного учреждения на Камчатке: материалы дальневосточных архивов // "Всеобщее богатство человеческих познаний" : материалы XXX Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2013. - С. 77-84.