Я. Ю. Ермилина, В. Д. Дмитриев, Д. С. Монина

Задачи социально-экономического развития родовых общин коренных малочисленных народов Камчатки в начале XXI в.

Подведение итогов Второго Международного десятилетия коренных народов мира (2005– 2014 г.) на Камчатке показало: • Отсутствие территории традиционного природопользования федерального значения со- гласно Федеральному Закону Российской Федерации от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях тра- диционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». До сих пор не созданы ТТП регионального и местного значения, нет сведений и о резервировании земель для их создания. • Отсутствие ФЗ «Об оленеводстве», что создает проблемы для развития этой отрасли. • Отсутствие рыбохозяйственных охранных зон в районах рыбного промысла для сохра- нения водных биоресурсов (ВБР) при поисках и разработках углеводородов в рамках поручения Президента РФ Правительству РФ (с участием Правительства Камчатского края) по разработке ком- плексных мер для сохранения ВБР. • Отсутствие ФЗ об «особом статусе» Корякского округа в составе Камчатского края, кото- рый, на наш взгляд, должен быть наполнен социальным, экономическим и экологическим содержа- нием с учетом интересов КМН. • Дальнейшее усиление техногенных нагрузок на лососевые реки из-за строительства и ка- питального ремонта мостовых, в т. ч. вантовых, переходов магистрального газопровода, запущенно- го в эксплуатацию осенью 2010 г. • Планирование дополнительного строительства 14 рыбоводных заводов по государствен- ной программе развития рыбохозяйственного комплекса на 2014–2020 гг. • Запаздывание реализации «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р) по этапам выполнения плана мероприятий при принятии базовых экономических и правовых условий приоритетного доступа общин КМН в Камчатском крае для ведения традицион- ного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. • Отсутствие методов воздействия и оценки ущерба среде обитания, традиционной и хозяй- ственной деятельности КМН, нанесенного промышленными компаниями, в условиях отсутствия проведения этнологической экспертизы. • Отсутствие полноты кадастров ряда природных ресурсов на стоимостной основе. • Истощение запасов дикого лосося в реках Камчатского края из-за масштабного брако- ньерства. • Отсутствие приоритетного права коренных малочисленных народов Севера Камчатского края на доступ ко всем видам ВБР для ведения традиционного образа жизни и осуществления тра- диционной хозяйственной деятельности. • Пробелы в краевом уставе и в уставах муниципальных образований, в которых не закре- плено отнесение территории юга Камчатского края и территорий муниципальных образований со- гласно федерального Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной де- ятельности КМН. • Оторванность этнокультурных корней КМН от включенных особо охраняемых природных территорий в Список Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО, так как не был оформлен одно- временный статус и Культурного Наследия. Частично эти проблемы были рассмотрены в ряде публикаций (1–15) и на двух Чрезвычай- ных съездах общин КМН Камчатского края. Основные задачи, которые необходимо решать родовым общинам КМН для их устойчивого развития на основе обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традицион- ной хозяйственной деятельности КМН, следующие: 1. Законодательные инициативы (через Ассоциацию КМНСС и ДВ РФ ) в Федераль- ные органы власти: «О внесении изменений в ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресур- сов”» в части: – приоритетного доступа общин КМН ко всем видам ВБР (с заключением договоров бес- срочного пользования рыбопромысловыми участками с общинами КМН без конкурсов), с примене- нием всех орудий лова; – выделения доли квот по всем видам ВБР в размере не менее 20 % от общей доли квот, определенных к вылову в Камчатском крае Дальневосточным рыбохозяйственным советом; – определения, что данный размер квот, выделяемый не только на личное потребление, но и социально-экономическое развитие общин, является национальным региональным ресурсом, за- крепленным на постоянной основе за КМН; – исключения передачи (перевода или переуступки) этих квот ВБР на осуществление иных видов рыболовства. «О внесении изменений в ФЗ “О территориях традиционного природопользования корен- ных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”» в части порядка рассмотрения обращений КМН по образованию ТТП, механизма их управления, контроля и охраны. «О проведении оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на исконную среду обитания и традиционный образ жизни КМН (этнологической экспертизы)» с включением в закон определения порядка ее проведения, заключения соглашений о компенсациях убытков, установ- ления механизма взаимодействия КМН, промышленных компаний и органов власти в проведении работы по снижению возможных негативных последствий промышленной деятельности, по разра- ботке и реализации в рамках таких соглашений совместных программ социально-экономического и этнокультурного развития КМН. Внесение изменений в распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N631-р «Об утвержде- нии Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности корен- ных малочисленных народов РФ» и Перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности в части расширения Перечня этих видов. В т. ч. внесения в него дополнения по видам деятельности: «рыболовство» (морской зверобойный промысел) и «реализация продукции рыболовства» (этого морского промысла); «этноэкологический туризм КМН и их общин» с последующим внесением его в программу «Внутреннего и выездного туризма РФ». Ведение общинами хозяйственной деятельности с использованием ресурсов, находящихся в этих местах, должно носить не ограничительный характер и вестись на безвозмездной основе. «О внесении изменений в ФЗ “Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (в части обеспечения прио- ритетного доступа КМН и их общин к охотничьим ресурсам), с приоритетным правом лиц из числа КМН и их общин на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренных этим законом, в т. ч. на охотничьи угодья, расположенные в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН, отменив на них проведение аукционов. 2. Законодательные инициативы на краевом уровне (через РОО АКМНС Камчатского края, уполномоченного по правам КМН в Камчатском крае, краевую Общественную палату), наце- ленные на: Разработку и принятие правовых нормативных актов: «Об оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни КМН в Камчатском крае»; по образованию ТТП КМН местного значения в Камчатском крае. Приведение в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельнос- ти коренных малочисленных народов РФ» краевого устава и уставов муниципальных образований Камчатского края. В составе дальнейших инициатив для развития родовых общин КМН (через краевое прави- тельство – общественные советы при министерствах) предлагается: – провести оценку нанесенного суммарного ущерба окружающей среде и водным объектам от строительства и капитального ремонта переходов магистрального газопровода через нерестовые лососевые реки; – провести сравнительный эколого-экономический анализ целесообразности строительства 14 рыбоводных заводов по государственной программе развития рыбохозяйственного комплекса на 2014–2020 гг., или эти средства затратить на сохранение и усиление охраны природных нерестилищ; – создать кадастры природных ресурсов Камчатского края на стоимостной основе, в т. ч. для природопользования КМН; – разработать целевую региональную программу по социально-экономическому устойчиво- му развитию общин КМН территории районов и городских округов южной части Камчатского края; – ввести мораторий на промышленное рыболовство лосося в реках Камчатского края сро- ком на шесть лет, за исключением любительского и спортивного рыболовства, а также рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйст- венной деятельности КМН; – создать реестр рыбопромысловых участков и охотугодий, достаточных для рационально- го осуществления традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности КМН и их родовых общин; – учитывая десятилетний опыт функционирования первого государственного эксперимен- тального заказника регионального значения «Река Коль» во взаимодействии с родовыми общинами КМН по сохранению нерестилищ, создать сеть подобных лососевых заказников в пределах крупных рек Западной Камчатки и в бассейне р. Камчатки, включив представителей родовых общин (и старо- жилов) в штаты инспекторов заказников, снабдив беспилотниками для борьбы с браконьерами. Несмотря на создание сети особо охраняемых природных территорий разных категорий, которые занимают 11,25 % территории края, а 8 % из них включено в Список Всемирного природ- ного наследия ЮНЕСКО, устойчивого экономического развития с сохранением стабильности био- сферы, в т. ч. и для будущих поколений, не происходит. И хотя на устойчивое развитие нацелен ряд программ, но этот стратегический ориентир не нашел своего отражения в уставе края. Сегодня мы строим краевую экономику с деградацией биосферы и без учета хозяйственной емкости экосистемы «полуостров – шельфы». Пока еще Камчатский край обладает природным капиталом почти в 340 млрд долл., из кото- рых 290 млрд долл. – это рентный потенциал возобновляемых ресурсов и экосистемных услуг (16). В краевом бюджете на этот год заложено почти 60 млрд руб. и реализуется более 20 госпрограмм экономического развития. К сожалению, и в ныне действующей (с 2010 г.) «Стратегии социально-экономического раз- вития Камчатского края до 2025 года» нет «количественных и стоимостных оценок важнейших для природопользовательской экономики края природных ресурсов», как и не оценены «экосистемные услуги биологического разнообразия региона» (16, с. 372). А в промежуточной НИР по актуализа- ции аналогичной стратегии развития (с 2015 по 2030 г.) наполняемость краевого бюджета за счет собственных средств за 15 лет прогнозируется всего с 35,4 до 39,5 % (16). Таким образом, наш край останется дотационным. В этой связи самодостаточное развитие родовых общин КМН на основе выделения на это развитие части природно-ресурсного потенциала жизненно необходимо. Одновременно это придаст импульс устойчивому развитию всего края, позволит защитить исконную среду обитания – основу для традиционной хозяйственной деятельности и сохранения самобытных этнокультурных корней КМН. 1. Дмитриев В. Д. Эколого-экономические проблемы малочисленных народов Севера Камчатки и пра- вовое обеспечение устойчивого природопользования в ХХI веке // Культурно-историческое развитие народов Камчатки : докл. международ. науч.-практ. конф. Петропавловск-Камчатский : КГПИ, 1999. С. 217–218. 2. Дмитриев В. Д. Эколого-экономическое зонирование территории полуострова и шельфа для со- циально-экономического развития Камчатской области (с использованием кадастровой основы) // Экономика и банки. Проблемы и перспективы развития: мат. межрег. научно-практической конф., 16–18 ноября 2004 г. Петропавловск- Камчатский, 2004. С. 56–57. 3. Дмитриев В. Д. Постановление по комплексному освоению биоресурсного и углеводородного по- тенциала Охотского моря для устойчивого развития Дальнего Востока и России // Вестник Петровской акаде- мии. 2005. № 3. С. 154–155. 4. Дмитриев В. Д. Выживем в рынке только вместе // Ресурсы традиционного природопользования народов Севера и Дальнего Востока. Петропавловск-Камчатский : Камшат, 2006. С. 101–102. 5. Дмитриев В. Д. Статус Всемирного культурного наследия – гарантия сохранения этносов коренных малочисленных народов Севера Камчатского края // О Камчатской земле написано : мат. ХХIII Крашенинник. чтений. Петропавловск-Камчатский, 2006. С. 98–101. 6. Дмитриев В. Д. О ноосферных оспектах УВ освоения шельфа Берингова моря со стороны Северной Камчатки // Ноосферизм: развитие России и человечества в XXI веке : мат. I Международного ноосферного северного форума (СПб., 20–14 окт. 2007). Кн. 2. СПб. ; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 209–213. 7. Дмитриев В. Д. Устойчивое развитие Камчатки в национальных интересах России XXI века // Вест- ник Петровской академии. 2011. № 2 (19). С. 69–73. 8. Дмитриев В. Д., Петрашева В. В. О включении Камчатского полуострова в Список Всемирного культурного и природного наследия // Культурно-историческое развитие народов Камчатки : Докл. междуна- род. науч.-практ. конф. Петропавловск-Камчатский : КГПИ, 1999. С. 169–170. 9. Дмитриев В. Д., Петров А. В. Вероятные сценарии освоения природно-ресурсного потенциала За- падно-Камчатского шельфа, их влияние на традиционную деятельность коренных малочисленных народов Севера // Сохранение Охотского моря и традиционное природопользование коренных народов Севера : Мат. семинара-совещания 23–26 нояб. 2004 г. Петропавловск- Камчатский : КГПУ, 2005. С. 5–23. 10. Дмитриев В. Д., Романова Т. Ф. Особый статус Корякского автономного округа в составе Камчат- ского края и организационно-правовые меры для его реализации // Роль системообразующего фактора в про- цессе формирования и развития объединяющихся территорий. Петропавловск-Камчатский : КамГТУ, 2006. С. 246–249. 11. Дмитриев В. Д., Романова Т. Ф., Поддубная Н. А. Природные ресурсы основа для социально-эко- номического развития коренных малочисленных народов Севера Камчатского края // Экономика и управление социально-экономическими процессами : Мат. IX съезда ПАНИ 17–18 сент. 2014 г. СПб. : Северная звезда, 2014. С. 197–202. 12. Дмитриев В. Д., Седымова Е. А. Социально-экономические и эколого-правовые проблемы органи- зации и функционирования особо охраняемых природных территорий Камчатки на пороге ХХI века // Особо охраняемые природные территории : Мат. II международной конференции. СПб. : Русск. географ. общ-во, 2000. С. 117–118. 13. Дмитриев В. Д., Яроцкий Г. П. О сохранении ненарушенных экосистем на Камчатском полуостро- ве // Камчатка разными народами обитаема : мат. ХХIV Крашенинник. чтений. Петропавловск-Камчатский, 2007. С. 76–77. 14. Дмитриев В. Д., Яроцкий Г. П. О ноосферном пути развития малых народов Северной Камчатки // Ноосферизм: развитие России и человечества в XXI веке... С. 216–220. 15. Резолюция «О создании территории традиционного природопользования в Камчатском крае // Социально-экономические проблемы современной России и пути их решения. Резолюции IX съезда ПАНИ 17–18 сент. 2014 г. СПб. : Северная звезда, 2014. С. 56–59. 16. Ширкова Е. Э., Ширков Э. И. Обеспечение устойчивого развития в стратегическом планировании Камчатского края // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей. Петропавловск-Камчат- ский : Камчатпресс, 2015. С. 371–374.

Ермилина Я. Ю. Первовосходители на вулкан Ключевской / Я. Ю. Ермилина, В. Д. Дмитриев, Д. С. Монина // «В путь за непознанным...» : материалы XXXIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 112-115.