Н. В. Дивнина

148 портретов Витуса Беринга

Как известно, прижизненного изображения Витуса Беринга не сохранилось. Однако образ великого мореплавателя отражен в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искус- стве, книжной иллюстрации. А есть еще медали, монеты, значки, календари, марки, почтовые кон- верты, наглядные пособия, этикетки! Обратившись к книгам и открытым источникам, фондам КГБУ ККОМ, удалось собрать 148 изображений Витуса Беринга. Первым выявленным портретом Беринга может считаться рисунок художника Никитина «Смерть Беринга» – иллюстрация к книге М. А. Лялиной «Русские мореплаватели, арктические и кругосветные» (1898 г.) «Предполагаемый портрет капитан-командора Беринга» был опубликован в 1912 г. в седь- мом томе «Истории русской армии и флота» и не вызвал большого интереса, поскольку явно дати- ровался концом XVIII в. Как выяснилось, на нем изображен внук Беринга Христиан Тимофеевич Беринг, капитан 1 ранга. В 1916 г. издательство И. Д. Сытина опубликовало книгу Ж. Верна «Завоевание Земли» под редакцией и с дополнениями Н. К. Лебедева. В ней появляется новый портрет: «Мореплаватель Беринг. С картины английского художника Джона Милле». Картина Джона Эверетта Милле, напи- санная в 1874 г., называется «Северо-Западный проход» и никакого отношения к Берингу не имеет. Но этот портрет интересен и тем, что был опубликован 22 июня 1941 г. в газете «Камчатская правда» в статье «Великий мореплаватель. К 200-летию со дня смерти Беринга». При этом о начале войны в номере ничего не сказано (к моменту выхода газеты об этом на Камчатке еще не знали из-за разницы во времени). Широко известный ныне портрет Беринга был обнаружен в 1945 г. у праправнучки Беринга Е. А. Трегубовой. Историк Н. А. Мезенцев опубликовал этот портрет в «Известиях Всесоюзно- го Географического общества» (т. 77, № 5, 1945) с комментарием: «Ввиду отсутствия в настоящее время другого портрета Беринга исключается возможность сличения для проверки достоверности изображения. Нужно поверить преданию, сохранившемуся у потомков Беринга, так как нет основа- ний его опорочить» (1). Но уже в 1965 г. другой историк, М. И. Белов, утверждает: датские исследо- ватели установили, что на портрете изображен не мореплаватель, а дядя его матери, поэт и историк Витус Педерсен Беринг. Тем не менее, до 1981 г. этот портрет стал единственным источником вдохновения для ху- дожников. Вариациям нет числа – чуть толще щеки, чуть шире брови, меняются наклон головы, форма шейного платка… В этот период были созданы и весьма достойные портреты, например в книге «Видатні віт- чизняні географи, мандрівники та мореплавці» (1951 г., автор не установлен). Интересный образ создан Игорем Ивановичем Пчелко (1961 г.) – плечи Беринга как будто укрыты не меховым воротником, а морскими волнами. Этот же портрет, слегка измененный, напеча- тан на албанской почтовой марке 1991 г. Албанский Беринг «завернут» ни много ни мало в амери- канский берег, он небрит, суров и угрожающе смотрит на полуостров Камчатка. В 1970 г. на экраны вышел художественный фильм режиссёра Ю. Швырёва «Баллада о Бе- ринге и его друзьях». Роль Беринга исполнил латвийский актер Карлис Себрис. Образ, созданный в фильме, был воспроизведен в 1981 г. на марке Почты СССР «300 лет со дня рождения В. И. Бе- ринга» (автор рисунка – Игорь Михайлович Малюков). Белый бант на шляпе Беринга – «российский полевой знак», введенный в обиход в 1732 г. во время правления Анны Иоанновны, т. н. «Анненская кокарда». Беринг в шляпе с кокардой и в плаще с пелериной стал популярен и узнаваем. Художник постоянной экспозиции Камчатского краевого объединенного музея Владимир Иванович Зорин за- печатлел его именно таким (1991 г.). Работа пермского художника Евгения Николаевича Широкова «Начало Великого Северного похода. В. Беринг в Осе. 1733 г.» – часть постоянной экспозиции Осинского краеведческого му- зея. На фоне Осинской крепости изображены участники Второй Камчатской экспедиции: В. Беринг, Д. Лаптев, Д. Овцын, В. Прончищев и другие (1993 г.). В немецком городе Ростоке портрет командора в жанре уличного «граффити» (правда, без банта на шляпе) украшает улицу Vitus-Bering-Stra?e. Приморский художник Евгений Федорович Димура тоже лишил Беринга банта, но зато дал ему в руки свиток с собственноручной подписью («Беринг», 1991 г.). В наборе открыток «Русские путешественники и мореплаватели» (издательство «Изобра- зительное искусство», 1977 г.) – портрет Беринга, беседующего с чукчами. Художник и автор-со- ставитель набора – график с мировой известностью Павел Яковлевич Павлинов. Беседует Беринг с чукчами и на гравюре Вадима Николаевича Ростовцева (детская энциклопедия «Исследователи Земли», 1957–1958 гг.). Художники Камчатки также не оставили своим вниманием образ великого мореплавателя и основателя г. Петропавловска-Камчатского. Анатолий Федорович Винокуров изобразил знаменитого камчатского артиста Владимира Андрианова в роли Витуса Беринга в спектакле «Здесь начинается Россия» (1965–1966 гг.). Спек- такль по пьесе Н. Л. Эренбурга был поставлен в 1965 г. и пользовался большим успехом. Валерий Петрович Ефимов создал великолепный поколенный портрет Витуса Беринга (1985 г.) и парный ему портрет Алексея Чирикова (1987 г.), а также картину «У берегов России» (1985 г.) – групповой портрет участников плавания в Америку. Позднее он написал еще один портрет Беринга на фоне Авачинской бухты. У Вадима Владимировича Санакоева два очень разных образа Беринга. Картину «Встреча экспедиции Витуса Беринга ительменами в Ниакиной бухте» (1991 г.) автор подарил Камчатской краевой научной библиотеке; ныне она передана в фонды Камчатского краевого художественного музея. О портрете 1995 г., который изображает совсем иного Беринга, будет рассказано позже. Радостный Беринг с ликующим экипажем приветствует берега Америки на картине Михаи- ла Юрьевича Шанькова «Командор Витус Беринг» (2009 г.). Вадим Петрович Быков (г. Находка) – автор лиричного офорта «Витус Беринг». График Николай Львович Воронков создал веселый, слегка хулиганский образ (афиша худо- жественной выставки, посвященной 250-летию Русской Америки, 1991 г.). Вестибюль средней школы № 42 г. Петропавловска-Камчатского украшает фреска, на кото- рой узнаются В. Атласов, В. Беринг и С. Крашенинников. В 1959 г. общественность Алеутского района установила в с. Никольском бронзовый бюст В. Беринга на двухметровом каменном постаменте. Среди работ камчатского скульптора Александра Ивановича Пироженко два макета памят- ника Берингу. По мысли автора, памятник капитан-командору прекрасно смотрелся бы на мысе Сиг- нальном, встречая и провожая корабли. Небольшая скульптура «Петр I и Витус Беринг» – работа Александра Петровича Семынина (1985 г.). Вот как она описана на сайте Государственного Русского музея: «Скульптор не идеализи- рует внешность Петра, уже находящегося в конце жизненного пути, а, наоборот, подчеркивает в его сидящей сутуловатой фигуре утомление и противопоставляет ей бодрый, энергичный образ стояще- го “морского волка” Беринга» (2). Скульптура из газобетона «Витус Беринг» была заказана датской компанией Н+Н в подарок крон-принцу Дании Фредерику в честь посещения им завода по производству автоклавного газобе- тона Н+Н Russia в рамках государственного визита королевы Дании Маргрете II в Россию в сентя- бре 2011 г. Автор работы – Даниил Дмитриевич Каминкер. Москвичка Жанна Владимировна Орловская – автор мозаичного портрета «Витус Беринг» (2006 г.). Неоднократно изображался Витус Беринг на медалях и монетах. В 1966 г. выпущена памят- ная настольная медаль «225 лет со дня смерти Витуса Беринга» (медальер Ангелина Алексеевна Леонова); в 1981 г. – памятная настольная медаль к 300-летию со дня рождения капитан-командора. Автором портрета стал скульптор Давид Рубенович Бегалов. В 1991 г. комитетом «Русская Америка» выпущена настольная медаль «250-летие плавания В. Беринга к берегам Америки» (медальеры Игорь Сергеевич Комшилов и Александр Васильевич Бакланов). Не забудем и многочисленные значки. Витус Беринг и пакетбот «Святой Пётр» запечатлены и на памятной монете СССР из пал- ладия 999-й пробы (серия «250 лет открытия Русской Америки», 1990 г.), на памятной серебряной монете Британских Виргинских островов (2011 г.), датском экю 2004 г., российской монете 2014 г. Великолепно представлен Беринг в книжной иллюстрации: Сергей Денисович Яровой (ил- люстрация к книге Г. В. Голубева «Потомкам для известия», 1986 г.), Борис Доля (Журнал «Soviet Life», август 1981 г.), камчатский художник Александр Стефанович Гаристов (иллюстрация к книге Е. В. Гропянова «В Камчатку», 1990 г.), И. П. Захарова и Е. С. Скрынников (иллюстрация к книге Л. П. Пасенюка «Иду по Командорам» (1974 г.). Последняя иллюстрация – наверно, единственный портрет Беринга в профиль. Интересный образ Беринга в окружении камчатских реалий создал один из лидеров неофи- циального искусства в СССР Борис Иосифович Жутовский (иллюстрация к книге Н. Эйдельмана «Твой восемнадцатый век», 1986 г.). В 1987 г. издательством «Малыш» в серии «Страницы истории нашей Родины» издана книга О. П. Орлова «К неведомым берегам», посвященная Камчатским экспедициям. Книгу проиллюстри- ровал Владимир Владимирович Юдин. Тема так заинтересовала писателя, что он стал автором трех диафильмов о Беринге. В 1988 г. на киевской студии «Укркинохроника» вышел диафильм «К неведомым берегам» (в двух частях, ху- дожник Г. В. Григорьев), а на студии «Диафильм» Госкино СССР в том же году – «Сундучок Витуса Беринга». Художник «Сундучка» – Владимир Георгиевич Мочалов, график, карикатурист, один из главных художников журнала «Крокодил» в 1984–2000 гг. Книга Н. М. Коняева «Ревизия Беринга» издана шесть раз, четыре раза с иллюстрациями. Достаточно традиционна обложка Аскольда Акиншина (2001 г.), но сам художник больше известен как «отец русского хоррора», комиксы которого включены, например, в мировую антологию «Ги- гантская книга лучших комиксов про зомби». Другие иллюстраторы книги – Владимир Николаевич Фекляев (2003 г.), Т. Ю. Головина (2007 г.), Игорь Петрович Беличенко (2011 г.). Май Петрович Митурич-Хлебников решил, что датчанину Берингу уместнее быть блонди- ном, и создал несколько непривычный, но вполне узнаваемый образ (иллюстрации к книгам: М. Ми- турич, «Командорские острова», 1969 г.; Г. Снегирев, М. Митурич, «На Командорах», 1975 г.). В авторской книжке-панораме Александра Алексеевича Беслика «Поднять паруса!» (1987 г.) Витус Беринг стоит на палубе «Святого Петра» в окружении команды. Похожие друг на друга кудрявые Беринги с шейными платками путешествуют по страницам географических энциклопедий: «Землепроходцы и путешественники» (1999 г.), «Атлас географиче- ских открытий» (2000 г.), «Великие путешественники» (2016 г.). Образ, созданный датчанином Ларсом Габелем в книге Kare Bluitgen «Verdens storste opdagelsesrejse En fort?lling om Vitus Bering» («Величайшее путешествие в мире – Сказка Витуса Беринга», 2012 г.), весьма симпатичен. Обаятелен Беринг и на сайте Maritime Museum of British Columbia. В 1992 г. в г. Хорсенсе проводился конкурс работ, посвященных 250-летию Второй Камчат- ской экспедиции и 310-летию со дня рождения Витуса Беринга. Первое место заняла кукла «Витус Беринг», созданная Бирте Фагерлинд (Birthe Tagerlind). С одной стороны, кукла не очень похожа на свой прототип, но сравнивая ее позу с рисунком датского художника, который изображает Бе- ринга, находишь что-то общее. Вдохновил ли рисунок датскую мастерицу – ещё вопрос; но то, что герой рисунка оказался на этикетке французского вина с названием «Vitus Bering. Horsens. 1681–1741» – это факт! В 1991 г. была организована российско-датская археологическая экспедиция на Командор- ские острова «Беринг-91». Удалось найти захоронение Витуса Беринга, а год спустя профессор Владимир Николаевич Звягин методом пластической реконструкции восстановил истинный облик капитан-командора. Вот как описывает это открытие, перевернувшее представление о внешности мореплавате- ля, камчатский писатель Павел Панов: «Почти полтора века люди смотрели на портрет пухлень- кого господина в паричке и думали: “Неужели это и есть Витус Беринг, морской волк, Командор, «Коломб росский», который открыл пролив между Евразией и Америкой, Западное побережье Америки, и теперь море названо в его честь благодарной Россией и острова, носящие ныне имя Командорских… Да возможно ли это… пухленькое лицо? ведь бытие определяет не только созна- ние, но и внешний облик”. И они были правы, эти скептики – в августе 1991 г., в дни комсомольского путча в Мо- скве, на Командорах работала экспедиция, в которую входил Станюкович, ленинградец, геофизик и историк, правнук того самого знаменитого писателя-мариниста. Именно он при помощи обычной магнитной разведки и магнитометра М-29 помог вначале найти пушки с корабля Беринга, а потом и сами могилы. Когда по Москве в дни ГКЧП ползали танки, от острова Беринга отошел пограничный ПСКР с останками Витуса Беринга. Был на острове Беринга и я в эти дни. А потом в мастерской скульптора Герасимова сделали скульптурный портрет, а камчатский художник Вадим Санакоев на- писал портрет живописный, и выяснилось, что Командор – это человек мощного телосложения, не- дюжинной силы, с высоким лбом, лысым черепом, тяжелой нижней челюстью, волевыми складками на лице. Воистину Командор! А Витус Беринг, чей портрет тиражировался полтора века, был его дядей, полным тезкой, который был придворным датским драматургом и поэтом» (3). Пластическая реконструкция лица Беринга по черепу представлена в постоянных экспози- циях КГБУ ККНБ, МУ АКМ, музея г. Хорсенса, музея штата Аляска. Сразу после окончания экспедиции музей Хорсенса выпустил открытку, на которой лицо Беринга складывается из известного портрета и найденного при раскопках черепа; открытка стала обложкой книги «Последняя экспедиция Витуса Беринга» (1992 г.). А художники начали изображать «нового» Беринга. Первым стал скульптор Юрий Львович Чернов (1993 г.). Созданный им бронзовый бюст Беринга в качестве талисмана следовал на яхте «Апостол Андрей» во время кругосветного плавания, организованного московским клубом «При- ключение» (1996–1999 гг.). Картина «Витус Беринг» (1995 г.) В. В. Санакоева вошла в портретную галерею «Скрижали Камчатки». Первым из камчатских художников Санакоев создал новый облик Беринга, он много читал о нём, работая над портретом, и даже ездил на консультацию к В. Н. Звягину. Этот Беринг изображен на этикетке пива «Витус» АО «Кампиво». Герой портрета Евгения Владимировича Богданова смотрится строгим, замкнутым и власт- ным (1996 г.). Беринг на сайте музея г. Хорсенса больше всех похож на свой реконструированный бюст. Интересно то, что он встречается изображенным на фоне эпической картины гибели двух кораблей среди айсбергов. В статье о Беринге электронной Британской энциклопедии картина названа «Кора- бли русской экспедиции Витуса Беринга терпят крушение у Алеутских островов в 1741 г.». Картин- ка-загадка часто иллюстрирует гибель «Святого Петра»; художник не установлен. В 1999 г. московский художник Елена Владимировна Каллистова представила свой художе- ственный образ капитан-командора на основе пластической реконструкции. Он был использован Е. Вдовиченко при оформлении книги «Камчатские экспедиции» (2012, 2013 гг.). Магаданский художник Владимир Николаевич Мягков создал серию портретов пастелью «Имя на карте» (2013 г.) Среди тех, чьи имена нанесены на карту Магаданской области, – «Капитан- командор Витус Беринг» на фоне Берингова моря. Портрет капитан-командора написан студенткой исторического факультета КамГУ им. Ви- туса Беринга А. Сидоровой. Два скульптурных изображения Беринга – работа художника Ильи Павловича Вьюева, кото- рый в 1986–1994 гг. жил и работал на о. Беринга. Вьюев описал свое видение образа так: «Портрет Витуса Беринга. Мне хотелось создать образ человека физически сильного, активного, властного, каким Витус Беринг и мог быть в жизни, будучи воплотителем идей Великого Петра, командуя и ор- ганизуя работу большой экспедиции, полной трудностей, лишений и опасностей. Портрет выполнен на основании пластической реконструкции В. Н. Звягина. Вначале голова была пролеплена без волосяного покрова по фотографиям черепа и его рентгенограммам, представленным в книге «Витус Ионассен Беринг. Медико-криминалистиче- ский портрет» (Звягин В. Н., Мусаев Ш. М., Станюкович А. К.). Далее по историческим аналогам была воссоздана повседневная причёска – волосы, собранные в косицу и перевязанные лентой. Дан- ный портрет – не научное, анатомическое создание образа человека по имеющимся костным остан- кам, а авторское прочтение его образа. Витус Беринг – капитан пакетбота “Святой Пётр” представлен на палубе во время плавания в “свежую” погоду. Беринг изображён в неуставной одежде, что было вполне в духе того времени и соответствовало условиям климата и плавания по открытой воде. Только что прозвучал крик вперёдсмотрящего, и капитан, оглядев горизонт в подзорную трубу, отдаёт необходимые и соответствующие моменту приказы. На нём высокие драгунские сапо- ги и своя, по мерке, шинель, свой плащ – в меру длинный, но так, чтобы не путался среди такелажа и иного палубного вооружения. Шляпа глубоко надвинута – на палубе ветер, и дождь, и солёные волны, и тут не до парадного мундира и уставной одежды. Возможно, это начало плавания, и Ко- мандорские острова, на которых Витус Беринг скоро найдёт своё последнее пристанище, ещё не открыты, но против Камчатки уже предполагается наличие некоей “Гамовой земли”, и судно в её поисках совершает одну за другой несколько петель в океане...» (4). Дипломной работой петербургского скульптора Руслана Лукича Слепенкова стал проект па- мятника Витусу Берингу (1993 г.) – капитан-командор в плаще изображен сидящим на пушке. Эта скульптура находится в экспозиции музея подводной археологии г. Выборга. Еще раз обратился скульптор к образу Беринга в 2005 г. В 2013 г. свердловский скульптор Андрей Ермаков создал бюст Витуса Беринга для Осин- ского краеведческого музея. Памятник «Великим Сибирским Экспедициям» был открыт в 2010 г. в г. Ханты-Мансийске на площади у речного вокзала. Это 17-метровая колонна, увенчанная ангелом с лавровым венком в руке. У подножия расположены четыре фигуры исследователей Сибири: В. Беринга, Д. Мессер- шмидта, Г. Миллера и Д. Л. Овцына. Авторы проекта – коллектив местного Центра искусств для одаренных детей Севера, скульптор Владимир Сарксян. В том же году скульптурная композиция «Великие Камчатские экспедиции» украсила набе- режную г. Тюмени. Работы от идеи до изготовления и монтажа выполнили специалисты Екатерин- бургского художественного фонда. Упомянутые выше изображения Беринга, созданные в XX–XXI вв., можно четко отнести к двум основным типам, «старому» и «новому». Однако есть и иные портреты вне рамок привыч- ных образов. Кстати, таким Беринга часто рисуют дети. Иллюстратор советской фантастики Юрий Георгиевич изобразил достаточно условного Бе- ринга (иллюстрации к книге С. Узина «Загадки материков и океанов», 1958 г.). Автор почти четырехсот книжных обложек Юрий Михайлович Юров тоже увидел Беринга по-своему (обложки книги А. Кердана «Крест командора» 2010 и 2013 гг.). Супермен-красавец, да и только! Кстати, другой иллюстратор «Креста командора», Юрий Иванов, создал вполне традици- онный, но при этом довольно романтичный образ темноволосого полного Беринга (2010 г.). Беринг на обложке книги Й. Петерсена «Vitus Bering de zeevaarder» – моложавый бородатый блондин. На картине Юрия Владимировича Пшеничного «Витус Беринг и Алексей Чириков в Петро- павловской гавани. 1740 год» Беринг пожилой, но удивительно бодрый. Известный американский художник Магнус Колкорд Хеерлин (Magnus Colcord Heurlin) изобразил экипаж «Святого апостола Петра» у берегов Америки. Седой старик в длинной белой одежде опирается сразу на две палки – да, это тоже Беринг. А неизвестные американские художники создали и успешно тиражируют своего Беринга, пожилого бородача в шапке-берете с отворотом. Создатели почтовой марки из серии «Великие исследователи» (Сент-Винсент и Гренадины, 1988 г.) заблудились во времени и пространстве, представив Беринга лихим конкистадором XVI в. Жутковата «Смерть Беринга» камчатской художницы Ирины Алексеевны Редькиной (1995 г.). А живой портрет Витуса Беринга успешно создан датским актером Vitus Bering Teatret Сей- ером Андерсеном в спектакле «Последний день Витуса Беринга». Таинственный незнакомец в парике часто выдается за капитан-командора на просторах Ин- тернета. Но это датский гуманист, поэт и историк Витус Педерсен Беринг (1617–1675 гг.), дядя матери В. Беринга. Портрет использовался в ходе работы по исследованию признаков внешности Беринга и его потомков, которое проводилось в Институте судебной медицины после завершения реконструкции облика Беринга по черепу. Не забудем, что «старый» портрет Беринга – это тоже, предположительно, портрет того самого дяди. Но изображенные люди абсолютно не похожи друг на друга! При публикации результатов исследования это никак не объясняется; и тот, и другой име- ют признаки, относящиеся к фенотипу внешности, характерному для большинства представителей рода Берингов (5). Кто же из них кто? Загадка еще требует разрешения. Изображение группы моряков в старинной одежде на фоне айсбергов часто иллюстрирует смерть Беринга. Однако это картина «Смерть Виллима Баренца» (Кристиан Портман, 1836 г.). Известный камчатский писатель Е. В. Гропянов, автор книг о Беринге «Ступай и исполни» и «В Камчатку», много лет собирал и его портреты; часть из них представлена в мультимедийной презентации к данной статье. Также там представлены несколько изображений без аннотаций или с аннотацией предположительной. Сколько еще обнаружится портретов Беринга, сколько их будет создано – покажет время. 1. Епишкин С. Витус Беринг. Загадки биографии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kamlib.ru/resourses/epishkin.htm 2. Семынин А. П. Петр I и Витус Беринг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rmgallery.ru/ ru/2821 3. Панов П. Два Питера. 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proza. ru/2012/05/18/723 4. Письмо И. С. Вьюева главному хранителю МУ АКМ Н. А. Татаренковой. 2009 г. 5. Витус Беринг и его потомки: исследование признаков внешности. Исторические памятники Второй Камчатской экспедиции М. : Научный мир, 2002. С. 106–117.

Дивнина Н. В. 148 портретов Витуса Беринга// «В путь за непознанным...» : материалы XXXIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 103-108.