ЧП на Камчатке: Чрезвычайное происшествие или Черный Пиар?


(Продолжение. нач. - 2003. - №12)

[Беседа с пред. Совета нар. Депутатов Камч. Обл. Н. Я. Токманцевым, нач. Контрольно-ревиз. Упр. Минфина РФ С.Н. Горюновым, рук. Контрольно-счет. Палаты В.Н. Распоповой о причинах "околокамчатской" шумихи на центр. телевидении]

Подгот. Е. Изергина

Те, кто говорят, что у этого сказочно богатого края нет перспектив и предлагают едва ли не вводить вахтовый метод, как это сделано во многих северных районах, вряд ли, даже добросовестно, заблуждаются. Скорее всего - лелеют планы и прикидывают выгоды.

Ещё совсем недавно, каких-нибудь пятнадцать лет назад, полуостров был вполне благополучным регионом. Здесь добывали рыбы и морепродуктов 1 миллион 300 тысяч тонн в год, работали тридцать девять совхозов различных направлений, поголовье крупного рогатого скота составляло 67 тысяч, население - около 500 тысяч человек, камчадалы вырабатывали 14 процентов от всей консервной продукции в стране - 300 с лишним миллионов банок ежегодно. Область могла устойчиво развиваться и жить безбедно.

Вряд ли стоит упоминать, что сегодня это, мягко говоря, не так. Население уменьшилось чуть ли не на треть, добыча рыбы снизилась до 500 тысяч тонн в год, большинство береговых предприятий закрыто. От поголовья скота осталось всего 3 тысячи голов. Птицеводством совсем прекратили заниматься. Есть только небольшая фабрика, дающая около пятидесяти миллионов яиц в год. Хотя была в Елизовском районе раньше огромная птицефабрика, обеспечивавшая мясом птицы и яйцом не только Камчатскую область, но и соседние, например Якутию. В Приморье, Хабаровск, Магадан вывозили картофель и овощи. Правда, картошки на Камчатке и сейчас выращивают много, но если раньше её производили совхозы, то сейчас население обеспечивает себя самостоятельно, на собственных участках.

Безусловно, на то есть вполне объективные причины. Введение свободного рынка породило полную анархию в добыче и распределении рыбных ресурсов. Например, максимальный вылов краба у побережья Камчатки всегда составлял 6-8 тысяч тонн. А в 90-х годах на японских рынках стал появляться камчатский краб просто в фантастических количествах - по 60 тысяч топи!

О прошлом и настоящем Камчатки мне рассказал человек, проживший на полуострове всю жизнь и, как никто другой, знакомый со всеми его проблемами - Председатель Совета народных депутатов Камчатской области Николай Яковлевич Токманцев. Ему я задала вопрос о будущем полуострова.

Николай Токманцев: «Что ждёт Камчатку? Мы потеряли массу денег из-за того, что Петропавловск и Елизово исключили из территорий «северного завоза». Около трёх миллиардов рублей ежегодно недополучаем в бюджет. Это наши законные деньги, которые мы должны иметь по закону о северных территориях.

Президент приезжал на Камчатку, встречался с рыбаками, со специалистами, и согласился, что зона вдоль восточного побережья Камчатки - от мыса Лопатка до Усть-Кам-чатского района - должна быть закреплена за нашими рыбаками. Чтобы на камчатских рынках рыба не стоила почти так же, как на московских. Однако, несмотря на мнение Президента, эта зона так и не стала нашей.

Хотелось бы, чтобы быстрее принимались те законы, которые нам нужны. Нет федерального закона о рыболовстве, нет закона об обороте икры. Я уверен, что если грамотно и бережно относиться к ресурсам Камчатки, она может стать cовершенно самодостаточным, процветающим краем. К тому же нельзя забывать, что Камчатский по-туостров - это своеобразный форпост, восточный дит нашей родины, здесь находятся военные базы, располагающие новейшим л чрезвычайно мощным вооружением. К примеру, зсего один современный юдводный крейсер стратегического назначения способен практически уничтожить цивилизацию на большей части планеты. Нельзя такой край ставить в положение «бедного родственника». Это попросту небезопасно».

Он ведь с красным знаменем цвета одного...

В этом году на полуострове состоятся выборы губернатора. Информация в СМИ, как известно, - тоже одно из средств в борьбе за светлое будущее отдельно взятой заинтересованной стороны. На мой взгляд, всё тут шито белыми нитками, однако объективности ради я задавала свой наивный вопрос о причинах возникшей в последнее время «околокамчатской» шумихи всем, с кем доводилось беседовать во время командировки. Разногласий во мнениях не наблюдалось. Приведу два из них: уже знакомого вам Николая Яковлевича Токманцева и начальника Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ Семёна Николаевича Горюнова.

Николай Токманцев: «Сложно судить, откуда здесь «ноги растут», но я считаю, что это всё-таки политические игры. Как известно, губернатор у нас «красный», а в 2004 году будут проводиться перевыборы. Я Машковцеву предлагал приостановить членство в партии на время, пока он занимает этот пост. Всё-таки губернатор должен быть нейтрал ьным. Но он этого не сделал. Думаю, что партийность всё-таки мешает его работе. На губернатора-коммунистаобращают более пристальное внимание. В Петропавловске всего в одном доме не было тепла - жители устроили акцию протеста; так из этого целый скандал раздули. А в Приморье вон что творится с водой - и ничего, никакой катастрофы из этого не делают. Я представляю, что началось бы, если бы у нас такое произошло».

Семён Горюнов: «Мы часто сталкиваемся с тем, что в СМИ и на телевидении проходит такая информация о Камчатке, что просто диву даёшься. Если бы я сам в это время здесь не находился, то, может, и поверил бы, что такое возможно. Но я-то точно знаю, что, безусловно, нарушения есть, и живём мы не так уж хорошо и безоблачно, но ведь не до такой же степени! И потом, когда бываешь в командировках и разговариваешь с коллегами из других регионов, видишь, что у них ситуация не лучше. Хотя сейчас обстановка у нас относительно спокойная, особенно по сравнению с 1998-99 годами, когда была просто катастрофическая ситуация, постоянные перебои с электроснабжением, а несколько дней электричества вообще не было.

Я считаю, что это своего рода предвыборная пиар-кампания. Мы ведь с коллегами постоянно обсуждаем и статьи в прессе, посвящённые ситуации на Камчатке, и передачи на ОРТ и РТР, которые тоже подливают масла в огонь, и пришли к выводу, что вся эта шумиха вызвана исключительно надвигающимися выборами губернатора».

Куда уходят деньги?

Чтобы не поддаться субъективным впечатлениям и получить чёткое, «в цифрах и фактах», представление о положении камчатской экономики, я обратилась в местную Контрольно-счётную палату, возглавляемую Варварой Николаевной Распоповой.

КСП Камчатской области и нынешнем своем составе работает всего год. У аудиторов на учёте каждый рубль областного бюджета. Только за первые полгода было проведено тридцать четыре проверки, получен обширный материал. Довольно быстро наладились хорошие, рабочие отношения с прокуратурой, работники КСП часто выступают экспертами по материалам уголовных дел.

Правда, с губернатором Машковцевым отношения складываются не просто. По мнению Михаила Борисовича, «местная Счётная палата совершенно ангажированная организация. Она работает явно по заданию той самой узкой группы депутатов, которая раздувает шумиху вокруг топливно-энергетических проблем в области. Мне неоднократно приходилось возвращать нашей Счётной палате её материалы, которые были выполнены с грубейшими нарушениями закона».

Такое отношение можно объяснить тем, что прежняя команда не слишком докучала власти своими проверками. Новый состав под руководством деятельной Варвары Николаевны покоя администрации не даёт. На Машковцева выплеснулся большой объём негативной информации, что, как нетрудно догадаться, не способствовало возникновению симпатии между губернатором и аудиторами. Но от фактов никуда не уйдёшь. «Он пытался поначалу уговаривать, стращать, шантажировать, - рассказывает Варвара Николаевна, - даже не стеснялся в выражениях, говорил: «Вы об меня зубы сломаете». Но мы не обращаем на это внимания, самое главное, чтобы у пас была нормальная работа с субъектами. Все нам доверяют, консультируются, помогают в решении многих вопросов».

Несмотря ни на что, дело своё камчатские аудиторы явно знают, и результаты их проверок, увы, не внушают оптимизма. Областное хозяйство еле-еле скрипит, грозя и вовсе развалиться. Вот только некоторые итоги проверок: Предприятием «Камчатский комбинат рыбных и пищевых продуктов» не обеспечено перечисление в областной бюджет средств, полученных от продажи государственного имущества, в сумме 5 млн. 370 тысяч рублей.

По причине отсутствия надлежащего контроля со стороны Комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области в конце 2002 года и первом полугодии 2003 года областной бюджет недополучил 13,5 млн. рублей.

Аудитор Марина Волкова: «В ходе проверок Госкомимущества мы столкнулись с тем, что объекты государственной собственности есть, а доходов от них нет. Кроме того, при принятии проекта бюджета полностью отсутствовала программа приватизации, и Комитет нам даже представил информацию о том, что база приватизации практически исчерпана. Но мы-то сталкиваемся с другими фактами - имущество продаётся, но пи копейки в бюджет не перечисляется. И вот, под нашим напором, при подготовке бюджета на 2004 год они представили программу приватизации, но опять не запланировали поступление доходов н областной бюджет. В ходе проверки мы установили, что поступления от арендной платы составили около 4 миллионов рублей, а затраты на содержание Комитета - 5 миллионов».

Созданные администрацией Камчатской области организации ГУАТ «Камчатоблавтотранс» и.КГУП «Регион-Контракт» фактически являются государственными посредниками. В результате чего только за 2002 год затраты на приобретение топливно-энергетических ресурсов для нужд области были увеличены на 18 млн. 42 тысячи 600 рублей.

Проверками КРУ установлено, что после покупки дизельного топлива у ОАО «Камчатскэнерго» муниципальные образования продавали полученное топливо обратно ОАО «Камчатскэнерго» и за счёт полученных средств погашали задолженность бюджетных учреждений за потребление тепла и электроэнергии. Всего подобным образом не по целевому назначению использовано 121,7 млн. рублей средств федерального бюджета.

ООО «ДальКамОйл», выделенному в качестве отдельного бюджетополучателя, перечислено 16 млн. рублей. Данные о том, что указанная фирма выполняла какие-либо работы, услуги или производила поставку товарно-материальных ценностей для областных нужд, отсутствуют.

Печальный список нарушений можно ещё долго продолжать.

Что мы имеем в итоге? Деньги, которые должны были пополнить областной бюджет и пойти на улучшение качества жизни камчадалов, видимо, из-за увлечённости руководства области и города политическими баталиями никак в этот бюджет не попадают и, хотя и улучшают благосостояние населения, но уж больно незначительной его части, буквально единиц.

Давайте опять обратимся к бесстрастным цифрам. Собственные доходы, собранные на территории региона, составляют не более 44,9 процента от общего объёма всех доходов. Именно по этой причине Камчатская область - один из 29 высокодотационных регионов страны. За 2002 год собственные доходы области составили чуть меньше 3 миллиардов рублей (таблица 1), а государственный долг - почти 4,5 миллиарда (таблица 2). По проекту бюджета на 2003 год, собственных доходов ожидалось получить около 2,5 миллиардов рублей, а задолженность должна составить 3,34 миллиарда. Но, согласно статье 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, госдолг не должен превышать объёма собственных доходов. В противном случае область считается банкротом.

Надо отметить, что народные избранники не сидели сложа руки и пытались хоть как-то спасти положение. Правда, способ был выбран своеобразный: поскольку выполнить закон об областном бюджете как-то не получалось, депутаты решили поправить сам закон. В течение 2003 года в Закон Камчатской области № 57 «Об областном бюджете на 2003 год» шесть раз (!) вносились изменения. При этом трижды корректировалась доходная часть бюджета.

Так что же, область нужно объявлять банкротом? По цифрам получается так. Л по впечатлениям стороннего наблюдателя - вовсе нет. Как-то не стыкуются цифры с количеством иномарок в городе и отсутствием авиабилетов в кассах при цене $400 за билет в один конец. Всё дело в том, что деньги-то на полуострове есть, и очень немалые. Однако текут они мимо государственного кармана. Кто-то пытается относительно честными способами отломить кусок от камчатского пирога, кто-то уже плюнул на приличия и использует любые средства, но так или иначе, Камчатка для предпринимателей - золотая жила, в прямом и переносном смысле.

А что же областная администрация? «Ау, хозяева! Вам дрова не нужны?» Нет ответа...

Уголовная хроника

Информация к размышлению.За последние два года облпрокуратурой было передано в суд 17 уголовных дел против чиновников разных уровней. Все 17 были осуждены.

Суд Петропавловска-Камчатского отстранил от должности на время проведения следствия мэра города Юрия Голенищева, против которого второго декабря 2003 года было выдвинуто официальное обвинение по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность).

Прокурор Камчатской области Александр Войтович настроен решительно. 14 января участникам процесса официально объявлено об окончании следствия. Стороны начали знакомиться с материалами дела, насчитывающими 21 том.

Юрий Голенищев, обвиняемый в нецелевом расходовании средств и срыве отопительного сезона, несколько раз не являлся в зал суда на рассмотрение дела, ссылаясь на командировку в Москву и состояние здоровья. Прокуратура только с 12-й попытки официально предъявила мэру обвинение и дала ход уголовному разбирательству. Затем Юрий Голенищев отказался подписывать оглашённое ему обвинение. Если суд признает его виновным, Голенищеву грозит штраф до 20 МРОТ или исправительные работы на срок до полугода. В этом случае он не сможет больше занимать пост мэра города.

Уголовное дело по статье 293 УК РФ по факту халатности и нецелевого использования бюджетных средств в отношении губернатора Камчатки Михаила Машковцева и курирующего топливно-энергетический комплекс вице-губернатора Владислава Скворцова было возбуждено 27 октября 2003 года. В отношении вице-губернатора Скворцова избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Губернатор Машковцев предупреждён об обязанности являться в прокуратуру для дачи показаний по требованию следователей.

По словам Александра Войтовича, «в течение месяца прокуратура должна получить результаты экономической экспертизы, после чего будет принято окончательное решение по этому уголовному делу. С 16 января этого года в Уголовный кодекс введена статья «Нецелевое использование бюджетных средств», в соответствии с которой крупный ущерб начинается с 1,5 миллионов рублей, а особо крупный - с 10 миллионов».

Прокуратура Камчатской области в соответствии с бюджетным законодательством направила в Министерство финансов и казначейство документы об уменьшении дотаций Камчатской области из федерального бюджета в 2004 году на сумму, использованную нецелевым образом руководством областной администрации.

А в это время «КРУшники» копали...

Проверка КРУ, по результатам которой было возбуждено уголовное дело против губернатора Камчатки Михаила Машковцева, закончилась в начале мая 2003 года. Акты были направлены в правоохранительные органы, поскольку деньги, выделенные для «северного завоза» и предназначенные для конкретных районов, были истрачены на Пе-тропавловск и Елизово, которые не относятся к территориям с ограниченными сроками завоза.

Семён Горюнов: «Первый заместитель губернатора Наталья Львовна Рязанцева обращалась к Касьянову с письмом, просила разобраться, утверждала, что все эти средства возмещены. В марте 2003 года Минфин попросил нас провести перепроверку этих данных.

В мае-июне перепроверка была проведена, мы получили объяснения материально ответственных лиц. Нецелевое использование средств имело место ещё в 2001 году, но на цату проведения проверки (июнь 2003 года) ни тонны угля районам не было возмещено.

Мы, конечно, тоже понимаем, что надо было срочно решать проблему с отоплением, мы не говорим, что городу не нужны деньги. Но есть же другие способы их получить. Либо надо добиваться включения Петропавловска и Елизово в список «северного завоза», либо убедить правительство в необходимости дать эти деньги в виде дотации. Тогда бы нам и проверять нечего было бы, потому что дотационными деньгами губернатор распоряжается уже по своему усмотрению, они не являются целевыми.

По действующему законодательству, сумма нецелевого использования бюджетных средств подлежит возвращению в бюджет, то есть уменьшаются объёмы финансирования текущего года. В позапрошлом 2002 году из федерального бюджета под «северный завоз» для Камчатской области было выделено 389 миллионов рублей, в этом году - 180 миллионов. Как это ни парадоксально, можно сделать вывод, что и этих 180-ти тоже много!

Наше руководство идёт более простым путём, поскольку на «северный завоз» правительство смотрит лояльнее, а вот чтобы получить дотацию, нужно обосновать каждую копейку. Поэтому они завышают сумму, необходимую северным районам, а потом, используя всякие незаконные манёвры, перераспределяют деньги на другие нужды. Потому и стало возможным это нецелевое использование 146-ти миллионов. И страдает в результате федеральный бюджет,

Мы действовали очень осторожно, потому что понимали: если федеральным казначейством будет исполнено наше представление и снизится текущее финансирование, то Камчатка останется ни с чем на этот год. В Положении о КРУ говорится, что если существуют разногласия с проверяемой организацией, мы должны получить заключение в курирующем отраслевом департаменте. Мы послали запрос в Департамент межбюджетных отношений.

В составе этих 146-ти .миллионов было 78 миллионов, которые администрация Камчатской области использовала на выравнивание тарифов. Их сначала провели через Закон о бюджете Камчатской области на 2002 год, и на основании этого Департамент финансовой и бюджетной политики направил эти деньги па счёт «Камчатскэнерго». Мы обратились в областную прокуратуру и управление юстиции и получили ответ, что эти действия администрации не соответствуют федеральному закону о федеральном бюджете на 2002 год. На эти цели Камчатской области выделена отдельная сумма - 660 миллионов. Но и отдел юстиции, и прокуратура, и, очевидно, Контрольно-счётная палата, то есть те организации, которые должны отслеживать соответствие законов Камчатской области федеральным законам, упустили этот момент, поскольку иначе прокуратура обязана была через суд опротестовать данную статью закона. Они обратили на это внимание только после нашего запроса уже в 2003 году, бюджетный 2002 год уже закончился. Поэтому ответ нам был дан таким образом, что нецелевого использования средств здесь усмотреть нельзя, поскольку выполнялся закон Камчатской области. И только после получения прокуратурой из Управления юстиции заключения о несоответствии областного закона федеральному эти средства были признаны «нецелевым использованием», и мы па 78 миллионов выставили представление через федеральное казначейство».

Войтович А. ЧП на Камчатке: Чрезвычайное происшествие или черный пиар? : [Свои взгляды на коммун.-полит. ситуацию в обл. высказывают прокурор А. Войтович и губернатор М. Б. Машковцев] / А. Войтович, М. Б. Машковцев; публ. подгот. Е. Изергина // Финансовый контроль. -2003. - № 12.-С. 138-140.