А. С. Черкашина

Очарованный Камчаткой (О Викторе Тришкине)

С художником и его творчеством мы чаще всего знакомимся на выставках, всякий раз от- крывая для себя что-то новое, неизведанное. Вот уже семьдесят пятая весна посеребрила виски камчатского живописца, заслуженного художника России Виктора Тришкина. За плечами сотни ки- лометров дорог по уникальным местам полуострова, многочисленные зарисовки, этюды, картины… Не случайно мне вдруг вспомнился морской вокзал туманным осенним днем, суета встречающих и провожающих пароходы людей на привокзальной площади и моя, совершенно случайная, встреча с Виктором Тришкиным. Художник уезжал на этюды на Курильские острова. Экипированный рюк- заком и этюдником, он стоял как бы в стороне от сутолоки, внешне спокойный, с каким-то внутрен- ним сосредоточением. Художник – вечный подвижник, вечный странник, вечный созерцатель. Камчатка в творчестве художника сопряжена с осмыслением и созданием изменчивого обра- за этого сурового и удивительного края. Виктор Тришкин – мастер неповторимых пейзажей и на- тюрмортов, отражающих уникальную природу Камчатки и традиционную материальную культуру народов Севера. Именно в этих жанрах художнику удалось по-своему своеобразно и ёмко выразить своё собственное отношение к Северу, передать особый камчатский колорит. А еще, Север захваты- вает художника тем, что не допускает повторов ранее виденных цветовых сочетаний. Каждая новая встреча с ним – новое открытие. Нелёгок путь художника, но истина одна. Истина в постоянном практическом постижении мира и переложении своих мироощущений на холст. Великий русский пейзажист А. Саврасов говорил: «Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть кра- соту… пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». Волжские плёсы из далёкого детства… Маленький мальчик зачарованно смотрит на осле- пительно белые кувшинки с золотисто-жёлтой серединкой, покачивающиеся на зеркальной глади воды, ему всего два годика, и он, Витя, протягивает ручонки к цветку, не осознавая опасности глу- бины. Очень рано, насколько это помнит художник, ему открылся мир прекрасного, который живёт в нём по сей день, наполняя все красками и звуками. Виктор Михайлович Тришкин – волжанин, родился 8 апреля 1940 г. в с. Бобровка Петров- ского района Саратовской области. Отец – Михаил Иванович Тришкин до войны работал желез- нодорожником, обслуживал пути, но его Виктор почти не помнит, ему был всего год, когда в су- ровом 1941-м г. он ушел на фронт и уже не вернулся. На долю матери – Дарьи Фёдоровны легли все тяготы голодной военной и послевоенной жизни. В 1949 г. в поисках лучшей доли она, собрав 4 детей, завербовалась и отправилась на Сахалин. На Сахалине сначала жили в пос. Скалистом, а затем в г. Чехове. В школе Виктор много с увлечением рисовал, самостоятельно учился играть на балалайке, гармошке, затем появился баян (подарила соседка). Он мечтал стать музыкантом, и когда ему исполнилось 16 лет поехал в Хабаровск с надеждой поступить в музыкальное училище. Но этой мечте не суждено было сбыться – не прошёл по конкурсу (он, самоучка, не смог состязаться с теми, кто годами занимался с педагогами). Армию отслужил на Камчатке, и после окончания художественно-графического отделения Биробиджанского педучилища (1966 г.), где учился у педагогов-художников А. П. Смелова, В. Е. Де- вятко, А. В. Третьякова, приехал на Камчатку, уже навсегда. Начал свою творческую биографию В. Тришкин учителем рисования в школе № 20 г. Петро- павловска-Камчатского, работал художником-оформителем на разных предприятиях города. В 1970-е гг. стал преподавателем и директором городской детской художественной школы, приняв эстафету от художника-педагога, ныне заслуженного художника России Виталия Шохина. С 1967 г. он является участником художественных выставок, одним из организаторов Союза художников РСФСР на Камчатке. Поездки, интересные творческие встречи с коллегами-художниками, работа на творческой даче им. И. Е. Репина «Академическая» в Подмосковье, во всесоюзных творческих группах вдох- новляли, способствовали творческому росту художника. Виктор Тришкин искренне предан пейзажу и натюрморту – пишет то, к чему расположено его сердце. «Изначально натюрморт был моим первым увлечением, – рассказывает художник, – и лишь затем появилась тяга к пейзажу. Я связываю это с преподавательской работой. Постепенно (сначала интуитивно, подсознательно) начал чувствовать постановку. Впоследствии это способствовало раз- витию композиционного чутья, постижению сути вещей, их гармонии, глубины, пластики». Удивительно бережно подходит художник к национальным традициям коренных жителей Камчатки: коряков, ительменов, эвенов, чукчей. Но уходят в прошлое древние обычаи. Всё очевид- нее приметы современности. Наверное поэтому так часто ездит художник в «глубинку» – в отда- ленные поселки Карага, Тымлат, Ачайваям. Изучает фольклор, тщательно выписывает плетеные из травы лэпхэ и берестяные туеса, расшитые бисером кухлянки и малахаи. Художник познает мир са- мобытный и бесхитростный. Соприкасаясь через эти рукотворные изделия с национальными исто- ками, художник создаёт удивительные по красоте, исполненные трепета и очарования натюрморты: «Нымыланская кухня», повествующий о жизни береговых северных жителей Камчатки – нымыла- нов, «Корякский натюрморт», «Эвенский натюрморт» и др. Натюрморт «Воспоминание» посвящён памяти отца художника М. И. Тришкина, погибшего под Смоленском. Незатейливые солдатские принадлежности: котелок, фляжка, несколько запечён- ных в костре картофелин, чёрный хлеб, мерцание сдержанных серебристых красок, словно опа- лённых пеплом, говорят о суровых буднях войны. И только маленький хрупкий букетик ландышей пронзительно напоминает о весне!.. В конце 70-х гг. В. Тришкин все чаще обращается к пейзажу. Конечно, погода Камчатки не балует изобилием погожих дней. Но бывают дни необыкновенно ясные, и тогда во всей своей красе открывается суровая и прекрасная, эпически монументальная панорама. В один из таких дней ху- дожник сказал себе, что будет писать не только серое ненастье и мглистые облака, а пойдет в своем решении через чистоту и насыщенность цвета. Так появилось эпическое полотно «Бухта Русская», в котором весь мир полон хрустальной тишины, пронизан чувством торжества и покоя, а искря- щаяся гладь бухты, обрамленная горными хребтами, напоминает волшебную чашу с маленькими белыми пароходами. Много работ художник посвящает осеним и весенним мотивам. Его привлекает и шальное прощальное полыхание красок («Вулкан Вачкажец. Осень»), и робкие приметы пробуждающейся природы («Майский день»). А еще он любит писать межвластье дня и вечера, находя в этой поре то особое состояние, когда холодные сумерки еще не унесли тепло и ясность уходящего дня («Сире- невый вечер»). Перелагая свои ощущения на холст, художник не перестает удивляться и восторгаться не- обычным формам снежников в горных ложбинах с нависшими над ними стадами облаков, узким тропинкам, сбегающим вниз сквозь заросли шиповника по песчаным отмелям, и тихим вечерам. Есть у Виктора Михайловича свои любимые места: Курильское озеро, бухта Наталья, бухта Русская, но особенно дорога ему Паужетка, ставшая для него на многие годы постоянным местом работы. Целую серию паужетских пейзажей посвятил он этим местам («Паужетка. Утро», «Жаркое лето. Паужетка» и многие другие). Помимо собственно пейзажных полотен Виктор Тришкин разрабатывает темы, связанные с городским и индустриальным пейзажем («Стрый город. Рябиковская», «Весеннее утро в Петро- павловске», «Паужетская геотермальная станция» и другие). Часто на пленэре художник пишет море («Командоры. Прилив», «Тихий океан», «Бухта Русская»). Интересную трактовку получила его композиция «Крабы и море», экспонировавшаяся на всесоюзной выставке «Голубые просторы Родины», в которой найден гармоничный сплав натюр- морта в пейзаже. Талант художника-колориста Виктора Тришкина проявляется в особенности его живопис- ного видения: сочетании пленэрности с «декоративным» отношением к цвету, непринуждённостью композиции. В творческой биографии Виктора Тришкина много выставок самых разных уровней: город- ские, областные, краевые, зональные, республиканские, всесоюзные, зарубежные (Аляска, США, Япония, Австрия, Чехия), персональные. В 1994–1995 гг. вместе с творческой группой «Камчатка» (Ф. Тебиев, В. Тришкин, В. Шохин) и Камчатским камерным оркестром под руководством Георгия Аввакумова он побывал в Чехии и Австрии. Работы камчатских художников с успехом экспониро- вались в Праге, Вене и Зальцбурге. В 1999 г. Виктору Тришкину было присвоено звание заслуженного художника России. Произведения художника находятся в фондах Камчатского краевого объединенного музея, его Мильковском отделении, Камчатском краевом художественном музее, Корякском окружном кра- еведческом музее, Алеутском краеведческом музее, Быстринском районном этнографическом музее, Елизовском районном краеведческом музее, Портретной галерее «Скрижали Камчатки», в частных собраниях России и за рубежом, закупались Дирекцией художественных выставок СХ РСФСР, Ми- нистерством культуры РФ. Живопись Виктора Тришкина бывает совершенно разной по настроению, но общее впе- чатление от его полотен – эмоциональное, жизнеутверждающее, оптимистическое мироощущение, основанное на непосредственном контакте с природой. Художник не перестаёт удивляться окружа- ющему его миру, любуется его красотой, и зритель невольно вовлекается в «театр» его живописно- пластического языка. Художнику Виктору Тришкину Мы как-то заблудились средь картин – К художнику случайно припозднились… «Покашливал» простуженный камин – В нём лыжи старые дымились… Бутылка мудрого вина Нас погрузила медленно в «нирвану», А свет оконного стекла Сродни был белому экрану… Всех грел беседы огонёк, Цветы с полотен пахли летом, Среди деревьев костерок Манил ухи забытым ветром. Ноябрь засыпал... Снегов излишки… Баяном колдовал «волшебник» – Тришкин. А. Чипизубов 1. Черкашина А. Твоим просторам в горизонтах тесно: [Очерк о творчестве В. Тришкина и Ф. Дьяко- ва] // Уральский следопыт. 1988. № 6. с. 47–49. 2. Черкашина А. Камчатский манеж В. Тришкина // Новая Камч. правда. 2000. № 18. 11 мая. 3. Виктор Тришкин. Альбом-каталог «Цвет рябинушки камчатской». Живопись / авт. вступит ст. и сост. В. Кравченко, авт. ст. А. Белашов, В. Стародубцева, В. Тришкин, А. Черкашина, В. Говоров, Ю. Назаров / Петропавловск-Камчатский, 2005. Ил. 4. Край Камчатский. Каталог художественной выставки. Живопись. Графика / авт. вступит. ст. и сост. А. Черкашина. [Краткая информация о камчатских художниках – участниках выставки в г. Москве (ЦДХ, зал № 17), в т. ч. о В. М. Тришкине С. 29, ил.]. М., 2013. 36 с. 5. Интервью с художником В. М. Тришкиным.

Черкашина А. С. Очарованный Камчаткой (О Викторе Тришкине) // «Отчизны верные сыны» : материалы XXXII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 141-147.