А. С. Черкашина

Камчатка как вечная весна (Вячеслав Белых)

Вячеслав Белых – талантливый живописец и график, уверенно заявивший о себе на рубеже 1980–1990-х гг. Основной жанр, в котором он работает, – пейзаж. Камчатка – родина художника, наверное поэтому его пейзажи живут в душе как откровение. Им свойственно точное ощущение камчатской природы. Художник работает темперой, акварелью, маслом. Его кисти подвластны и эпические панорамные полотна («Авачинская бухта», «На семи ветрах»), и жанровые пейзажи («Ка- рагинская рыбалка», «Весна в Анадырке», «Земля обетованная. Анавгай»), и камерные, небольшие по размеру пейзажи, исполненные темперой («Голубичная тундра. Эссо», «Серебряный дождь. Род- никовая»). Притягательность его живописи – в умении видеть в природе поэзию, способности перело- жить чувства восторга или грусти на язык красок, и это помогает зрителю воспринимать его пейза- жи естественно, как частицу того прекрасного мира, который нас окружает. На юбилейной выставке 2016 г. представлены работы разных лет из мастерской художника, из фондов Камчатского краевого художественного музея и Камчатского краевого объединённого музея. В августе 2015 г. Вячеславу Алексеевичу Белых исполнилось 65 лет, из которых вот уже почти 40 лет (39) он преподает в детской художественной школе г. Петропавловска-Камчатского и более 40 – является активным участником художественных выставок: краевых, зональных, респу- бликанских, всесоюзных и зарубежных (Аляска, США, Япония). Вячеслав Алексеевич своим творчеством заслуженно снискал признание многочисленных почитателей и ценителей его таланта далеко за пределами Камчатки. Только за последние годы его персональная выставка под названием «От Камчатки с любовью» прошла в городах Дальнего Вос- тока: Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре (2009 г.), Санкт-Петербурге (2010 г). Ростове-на-Дону (2012 г.), а в конце апреля – мае этого года – открылась на его родине в Петропавловске-Камчатском. Вячеслав родился в г. Петропавловске-Камчатском 20 августа 1950 г. Его отец – Алексей Михайлович Белых во время войны был мастером оружейно-пулеметного производства на Ижев- ском заводе, после войны работал инженером-технологом на судоремонтном заводе Камчатского морского пароходства. Мать – Марина Васильевна Андреева родом из Ленинграда. Ей было 18 лет, когда она добровольно ушла на фронт, была медсестрой, а затем старшим сержантом зенитного рас- чета при обороне Ленинграда, имеет медаль «За отвагу». В 1948 г. они переехали на Камчатку. В их дружной рабочей семье было трое сыновей. Здесь, на берегу Авачинской бухты, прошли детство и юность Вячеслава. Учился он в школе № 12. После 9 класса поступил в мореходное училище в г. Холмске Сахалинской области на судо- механическое отделение, но вернувшись в родной Петропавловск, понял, что это не его призвание. Случайно узнал, что в городе есть художественная школа, где преподает талантливый художник- педагог Виталий Шохин. Вячеслав пошел в художественную школу в 17 лет, одновременно в ве- чернюю школу в 11 класс. «Художка» открыла для него новый мир, – мир искусства и навсегда определила его дальнейшую судьбу. В 1975 г., после окончания художественно-графического отделения педагогического учи- лища г. Улан-Удэ, он вернулся на Камчатку. Работал художником-оформителем в морском торговом порту, затем в Камчатском областном краеведческом музее. Во время работы над диорамой «Коман- дорские острова. Лежбище морских котиков» летом 1976 г. побывал в творческой командировке на Командорах. В 1977 г. он принял участие в этнографической экспедиции по западному побережью Кам- чатки вместе с сотрудниками Паланского окружного краеведческого музея, побывал в националь- ных поселках Палана, Кинкиль, Лесная, участвовал в раскопках древних стоянок, общался с мест- ным населением. В конце 1970-х г. Вячеслав активно включается в творческую жизнь полуострова, участву- ет в художественных выставках и находит свое истинное призвание – становится преподавателем городской детской художественной школы. Годы педагогической деятельности раскрыли в нём пре- красное сочетание таланта художника-педагога, посвятившего этому всю свою жизнь. Ежегодно весной и осенью Вячеслав Белых выезжает с детьми на пленер в окрестности Петропавловска, Паратунки, к Трем Братьям, вместе с коллегами-художниками совершает многочи- сленные творческие поездки по Камчатке – в северные поселки Карагу, Оссору, Тымлат и т. д. Художник вспоминает случай в Тымлате. Однажды он увидел такой красивый закат, что «разволновался до слез, часа три не мог совладать с собой, а потом написал…». И как здесь не вспомнить слова замечательного русского пейзажиста А. Саврасова: «Манер в живописи много, дело не в манере. А в умении видеть красоту… пейзаж не имеет цели, если он только красив, в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». В 1991 г. Вячеслав Белых принят в члены Союза художников России. Пейзаж на Камчатке доминирует, считает художник, и с этим невозможно не согласиться. Здесь, как нигде, он ещё сохраняет своё первозданное естество. Недаром для В. Белых пейзаж стал одним из главных объектов его внимания. Тема камчатской природы и интерес к национальной куль- туре проходят через все его творчество. Ранние его работы написаны, в основном, гуашью и акварелью. В дальнейшем, ставя перед собой более сложные задачи, он перешел к работе темперой и маслом. Особенно много художник работает темперой. «Темпера – моя любимая техника, – признается художник, – чувствую её как материал, ко- торым владею в совершенстве». Писать темперой он начинает прозрачно, как акварелью, а затем дополняет, переходя к более корпусному письму. Белую и тонированную бумагу он использует как активный элемент цветового решения, а неровные пробелы бумаги помогают передать своеобраз- ную динамику цвета и пространства. Его пейзажи привлекают какой-то особой способностью художника улавливать едва замет- ные движения в природе, её тончайшие интонации, осязать сменяемость времен года. В них и звеня- щая тишина, где тонко передано ощущение таяния снега, словно слышишь звук падающих капель, и рябь по поверхности воды, и журчание ручья («Зеркало весны. Родниковая»), в них – движение гонимых ветром облаков, и шелест зеленой вязи крон деревьев на фоне уходящих в туман сопок («Грустный август»), и поблекший, отполыхавший багрянец осени («Лес обнажился. Октябрь», «Возвращение», «Последний наряд осени, уплывающий по стылой воде»), и искрящийся на солнце снег («Рождественское утро»). Тонкое эмоциональное восприятие окружающего мира наполняют его пейзажи необыкновенной музыкальностью и лиризмом. Особенно дороги для Вячеслава Белых Родниковая, Эссо, Налычевская долина. Зачастую художник объединяет работы в циклы «Родниковая»: «Эссо», «Налычево» и др., что дает художнику возможность наиболее разносторонне раскрыть тему в различных аспектах. Над серией «Родниковая» он работает со второй половины 1990-х гг. Долина р. Родниковой, окруженная сопками, со студеными родниками и горячими источниками на многие годы покорила его воображение. Впервые художник поехал туда в 1977 г. по приглашению своих студентов вечер- ней группы ДХШ. Вспоминает, что «…тогда была очень снежная зима, и в июне еще лежал снег…». По мнению художника, Родниковая – это «…место для души. Оно настраивает на камерное восприя- тие, умиротворенность, уединение, располагает к размышлению, философии» («Серебряный дождь. Родниковая», «Перламутровый перевал. Родниковая» и др.). Совершенно иное, новое восприятие художника связано с Эссо. Серия «Эссо» – это совсем другая красота, красота картинная, панорамная, разнообразная по ландшафту и по растительности («Радуги. Эссо», «Слезинки октября. Эссо», «Этюд для белого рояля. Эссо»). Уже более 10 лет здесь по линии камчатского учебно-методического центра проходят пленэры для педагогов-художников детских художественных школ и школ искусств Камчатского края, а по их окончании – выставки. В 2003 г. летом Вячеслав Белых вместе с художниками Владимиром Ворошиловым, Серге- ем Клипининым, Иваном Царьковым совершили творческую поездку в Налычево по приглашению дирекции природного парка, а по возвращении художники сделали большую отчетную выставку. «Когда выходишь на натуру, – делится методами своей работы Вячеслав, – образ созревает в голове сам по себе. Природа влечет, подсказывает, надо только это почувствовать… Я растворяюсь в ней без остатка, и всё происходит совершенно естественно: и краски сами ложатся на полотно или лист бумаги». В. Белых любит писать все времена года, но особенно, признается художник, «...люблю вес- ну, когда снега уже совсем мало, но он еще есть. Люблю писать это переходное пограничное состо- яние, чувствовать его мелодии. Камчатка для меня, как вечная весна…». Вот и сейчас за окном весна. Природа оживает. Наливаются соком деревья. Как перемен- чивы её приметы… они настраивают, навевают мысль о мимолетном и вечном, о том, что миг, увиденный однажды, уже больше никогда не повторится… Но лишь художнику подвластно оста- новить мгновение. А его живопись снова и снова заставляет по-новому пережить изумление перед красотой мира. 1. Черкашина А. Когда в душе Вечная весна // Единая Россия – Камчатка. 2011. 11 мая. № 18 (34). 2. Вячеслав Белых. Каталог персональной выставки. Живопись, графика / авт. вступ. ст. и сост. А. Чер- кашина. Петропавловск-Камчатский, 2005. Ил. 3. Интервью А. Черкашиной с В. Белых в период подготовки его персональных выставок 2005, 2011, 2016 гг.

Черкашина А. С. Камчатка как вечная весна (Вячеслав Белых) // «В путь за непознанным...» : материалы XXXIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 296-298.