А. А. Бородина

Судьба «северных территорий» после Второй мировой войны

Учитывая всемирно-историческое значение победы над фашизмом в Великой Отечествен-
ной войне 1941–1945 гг., Президент РФ издал указ о проведении в 2015 г. юбилейного празднова-
ния 70-летней годовщины Победы. Помимо официальных праздников, по всей стране прокатилась
волна тематических конференций на столь благодатную для историков тему. Данная статья не стала
исключением и также затрагивает тему Второй мировой войны.
Война стала тяжким испытанием для всего населения СССР, но и она не длилась вечно. Бо-
евые действия подошли к концу, солдаты сложили оружие, на смену им пришли воины иного толка.
Главы государств, политики, экономисты и прочие орудия бюрократической машины под названием
государство развязали боевые действия по всем фронтам, стремясь захватить как можно больше
благ для своей страны или сохранить остатки суверенитета и гордости проигравшего. В ход шли
разные приемы, от переговоров до откровенной фальсификации истории.
Прошло не так много времени, а установить истину зачастую уже не представляется воз-
можным. Современные правительства пользуются сложившейся ситуацией с целью управления
мнением и настроениями жителей своей страны. Ошибочное мнение переходит в убежденность,
что порождает недопонимание и конфликты как на бытовом уровне, так и на уровне государств.
В России тема итогов Второй мировой войны рассмотрена достаточно хорошо. Приводятся
различные оценки действий дипломатов, рассматриваются последствия принятых на мирных кон-
ференциях решений, но каждый российский школьник знает, чего добился СССР по итогам этой
войны. Каждый клочок земли учтен и каждый рубль посчитан специалистами, хоть на это ушло
немало времени. Однако не все оказались с этим согласны.
В современном мире немало государств, желающих пересмотреть итоги раздела мира по-
сле Второй мировой войны. Это желание породило немало споров, в том числе территориальных.
Одним из наиболее важных, на наш взгляд, территориальных споров современной России является
проблема принадлежности Южных Курильских островов.
Япония претендует на четыре острова Южных Курил (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Ха-
бомаи), ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 г. Позиция Москвы состоит
в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по ито-
гам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее ме-
ждународно-правовое оформление, сомнению не подлежит (1). Более того, Российская Федерация
не рассматривает ситуацию с Японией в вопросе о границах как некий территориальный спор. По
словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, Россия исходит «из имеющейся реальности и
документов, которые в разные времена заключались между Россией и Японией. Реальность состоит
в том, что есть общепризнанные и закрепленные в Уставе ООН итоги Второй мировой войны. От
этой реальности надо отталкиваться». «Есть документы между Москвой и Токио, подписанные на
разных этапах, – продолжил Лавров. – Есть договоренность продолжить эту работу, чтобы найти ре-
шения, устраивающие обе стороны и приемлемые для народов обеих стран. Вот это критерии. <...>
В подобных вопросах в отношениях с нашими другими соседями, по поводу договоров о границе,
подобных вопросов не возникало, – отметил глава МИД РФ. – Речь шла о реальности, в том числе
реальности послевоенной. Это помогало эти вопросы решать» (2).
Власти Российской Федерации не раз предлагали японским властям выйти на открытый
диалог с целью решить данную проблему. Ведь японское правительство напрямую связывает ее
решение с заключением мирного договора между нашими странами. Однако решение данной про-
блемы так и не было найдено.
Если официальная позиция Российской Федерации не вызывает вопросов, то с позицией
Японии все не так ясно.
Четыре северных острова – это Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, расположенные
в море на северо-востоке от Хоккайдо. Правительство Японии настаивает на том, что «эти террито-
рии являются неотъемлемой частью нашего государства и до этого они никогда не входили в состав
другой страны», но изначально на этих землях жил народ айну (айны). Географические названия
этой местности в большинстве своем происходят из языка айну.
На карте сёгуната Эдо (1644 г.) обозначены острова под названиями «Кунасири» и «Это-
рофу». Правящий клан Японии собирал подати в виде меха морской выдры с этих земель и поло-
жил начало плаваниям к островам и торговому обмену с народом айну. С другой стороны, в начале
ХVIII в. в северной части Курильской гряды появились русские.
Императорская Россия продвигалась на юг в освоении островов, в конце ХVIII в. сёгунат
направлял Дзюдзо Кондо, Токунаи Могами для исследования Итурупа и Кунашира. В 1799 г. четыре
острова перешли под непосредственный контроль государства. В южной части был размещен гар-
низон из кланов Цугару, таким образом, было определено фактическое владение. При этом вокруг
Итурупа и Кунашира не прекращались мелкие стычки, поэтому возникла необходимость в перего-
ворах по определению официальной границы.
Граница была определена Соглашением о дружеских отношениях (Симодский трактат)
между Российской империей и Японским сёгунатом в 1855 г., по которому граница проходила между
о-ми Итуруп и Уруп. Неопределенная принадлежность Сахалина была урегулирована закреплением
территории за Россией по договору об обмене Сахалина на Курильские острова (Санкт-Петербург-
ский договор), подписанному правительством Мейдзи в 1875 г., по которому Япония получала все
Курильские острова. По Портсмутскому мирному договору, подписанному после победы Японии
в Русско-японской войне, южная часть Сахалина переходила к Японии. Во всех этих трех междуна-
родных соглашениях наряду с многочисленными изменениями статусов Курил и Сахалина неизмен-
ной остается территориальная принадлежность Японии четырех островов.
После этого Вторая мировая война изменила карты обоих государств. Перед окончанием
войны Советский Союз объявил об отказе от продления советско-японского мирного соглашения
и вторгся на территорию Японии. После подписания Потсдамской декларации СССР появился на
Курильских островах 18 августа 1945 г., оккупировав и все острова за период до 5 сентября.
Здесь, в вопросе послевоенных действий, особенно расходятся утверждения Советского Со-
юза, который оправдывает оккупацию, и Японии.
Советский Союз в своей оккупации четырех островов основывался на обещании, сделанном
американской стороной в ходе Ялтинской конференции на завершающем этапе войны, о передаче
Курильских островов в обмен на участие СССР в войне против Японии. На это Япония возражает,
что «секретные соглашения между США и СССР не распространяются на Японию».
Возвращаясь к Потсдамской декларации, в пункте, где признается право Японии только на
«острова Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, а также мелкие острова, которые укажут союзники»,
Советский Союз принял позицию, что «четыре острова не входят в этот перечень», Япония же от-
талкивалась от того, что «они входят».
Перед подписанием Сан-Францисского мирного договора, по которому Япония отказыва-
лась от Курильской гряды и Сахалина, Департамент юстиции США подготовил различные вариан-
ты, по которым четыре острова «переходили к СССР», «переходили к Японии», «острова Шикотан
и Хабомаи переходили к Японии».
Однако в итоге СССР не подписал этот договор, в результате чего он не получил права и
привилегии, обозначенные в нем, а принадлежность Курильских островов так и осталась неопреде-
ленной.
Совместная российско-японская декларация (1956 г.) также не привела к единому реше-
нию, главным образом из-за вмешательства в переговоры представителей США. 19 августа 1956 г.
министр иностранных дел Мамору Сигэмицу отчитался перед главой ЦРУ А. Даллесом о советско-
японских переговорах. Сюнъити Мацумото описывает реакцию Даллеса следующим образом: «он
несколько побледнел <...> Даллес сказал жестокую вещь. Если Япония передаст Советскому Союзу
Кунашир и Итуруп, то Окинава станет американской территорией» (Мацумото С. «Секретные архи-
вы восстановления советско-японских отношений»).
На переговорах, начавшихся в июне 1955 г., советская сторона предложила решение вопро-
са путем передачи о-вов Шикотан и Хабомаи. Министр иностранных дел М. Сигэмицу склонялся
в сторону принятия этих условий, но как раз летом 1956 г. ему пригрозили США. Заслуженный
профессор Университета Хоккайдо Хироси Кимура отмечает: «В период Холодной войны США
не хотели, чтобы Япония сближалась с СССР, они стремились к тотальной зависимости Японии
от американской армии. С этой точки зрения нерешенная проблема Северных территорий, которая
оставалась как кость в горле в отношениях между СССР и Японией и продолжает существовать и
поныне, полностью соответствовала интересам США» (3).
В январе 1960 г. заключается пересмотренный Договор о безопасности между США и Япо-
нией, что не нравится Советскому Союзу, и он в меморандуме ставит новое условие для передачи
двух о-вов Шикотан и Хабомаи: вывод американских войск.
Осуществляется возвращение советских военнопленных и передача Окинавы. Набирает
силу и движение по возврату Северных территорий. В январе 1981 г. кабинет министров устанавли-
вает День Северных территорий (7 февраля). При этом Советский Союз настаивает на отсутствии
территориальной проблемы.
При переходе власти к Горбачеву и перестройке в 1985 г. общий настрой меняется. В декаб-
ре 1989 г. звучит заявление об окончании Холодной войны. В 1990 г. появляется президент СССР,
а в совместной советско-японской декларации, подписанной во время первого визита в Японию
в апреле 1991 г., впервые официально зафиксировано название четырех островов как Северных терри-
торий. Однако, несмотря на изрядное потепление в отношениях, проблема так и не была разрешена.
В 2003 г. премьер-министр Коидзуми едет с визитом в Россию. Он согласовывает с прези-
дентом Путиным российско-японский план действий, который ставит перед собой цели широкого
сотрудничества в экономической и других сферах, однако в вопросе территорий не было достигну-
то никакого значительного продвижения. Путин ужесточает свою позицию, заявляя в телепередаче
в 2005 г.: «Четыре острова принадлежат России. Это утверждено международным законодательст-
вом и является итогом Второй мировой войны» (4).
В феврале 2009 г. возглавивший японское правительство премьер С. Асо встретился на Са-
халине с президентом Медведевым. Оба лидера сошлись в необходимости «нового оригинально-
го подхода» в решении территориальной проблемы. Было согласовано и следующее утверждение:
«наше поколение должно решить этот вопрос, необходимо ускорить конкретные работы». В апреле
газета Майнити опубликовала слова представителя правительства Сётаро Яти: «Лично я думаю, что
достаточно возврата 3,5 острова (а не четырех)». Яти отрицал содержание этого заявления, но, по
слухам, это просочились реальные намерения премьера Асо.
Все решили, что после этого переговоры сдвинутся с мертвой точки, но вслед за тем шанс
был упущен. В мае премьер Асо на выступлении в парламенте заявил: «Россия продолжает неза-
конную оккупацию четырех островов», на что была немедленная реакция с российской стороны.
Президент Медведев выступил с критикой: «попытка Японии поставить под вопрос российский
суверенитет (над четырьмя островами) не поможет продолжению переговоров».
Визит президента Медведева на Кунашир в ноябре 2010 г. стал катализатором ухудшения от-
ношений между странами. Шок от того, что впервые в истории России, включая и советские време-
на, верховный руководитель страны посетил Северные территории, был огромен. Премьер-министр
Н. Кан выразил свое глубочайшее сожаление по этому поводу на заседании парламента: «четыре
острова являются территорией нашей страны». Министр иностранных дел С. Мэхара вызвал рос-
сийского посла в Японии и выразил протест: «Это расходится с принципиальной позицией Японии,
наши национальные чувства уязвлены».
Однако в 2012 г. с возвращением Путина на пост Президента Российской Федерации в тер-
риториальном вопросе снова появился свет в конце тоннеля. Перед президентскими выборами
в марте на пресс-конференции Путин заявил, что желает поставить точку в территориальном во-
просе с Японией. Он сказал, что мы не должны обязательно победить, «необходимы приемлемые
компромиссы. Что-то вроде “хикивакэ” (ничьей)».
В декабре к власти в Японии вновь приходит С. Абэ. В феврале 2013 г. бывший премьер-
министр Ё. Мори направляется с визитом в качестве особого посланника премьера Абэ в Москву и
встречается с Путиным. Перед поездкой он обмолвился о возврате трех островов: Кунашира, Шико-
тана и Хабомаи, на что Путин сказал, что «хикивакэ» означает решение, в котором нет победителей
и проигравших, и которое могут принять обе стороны.
Проблема Северных территорий возникла в ходе поражения Японии в августе-сентябре
1945 г. и является предметом страдания народа, или иначе несправедливости (5).
Официальная позиция Японии в отношении спорных островов не претерпела существен-
ных изменений. Японское правительство по-прежнему настаивает на передаче островов Японии.
Однако в марте 2012 г., после визита в Японию министра иностранных дел Сергея Лаврова, прави-
тельство Японии отказалось от термина «незаконная оккупация», который в последнее время часто
использовался в отношении южной части Курильских островов, входящих в состав России.
Об этом стало известно после депутатского запроса члена оппозиционной Либерально-
демократической партии. В утвержденном на заседании кабинета министров официальном ответе
было указано, что острова «заняты Россией в форме, которая не имеет юридических оснований».
По сути, это не меняет позиции Токио в отношении так называемых «северных территорий», однако
теперь формулировка выбрана более мягкая (6).
Возможно, в связи с последними событиями в мире решение территориального вопроса
вновь затянется, однако потепление в отношении наших стран дает надежду на мирное разрешение
конфликта, устраивающее все стороны.

1. Япония недовольна поездкой Патрушева на Курильские острова // РИА Новости: ежед. интернет- изд. 12.09.2011 URL : [Электронный ресурс] : http://ria.ru/politics/20110912/435573087.html#ixzz3VkLblHVs (Дата обращения 15.03.2015).
2. РФ не рассматривает ситуацию с Японией в вопросе о границах как некий территориальный спор // ИТАР ТАСС: ежед. интернет-изд. 18.02.2014 [Электронный ресурс]: URL : http://tass.ru/politika/977894 (Дата обращения 16.03.2015).
3. История территориального спора («Asahi Shimbun», Япония) // inoСМИ.ru: ежед. интернет-изд. 29.04.2013, [Электронный ресурс] URL: http://inosmi.ru/world/20130429/208554191.html (Дата обращения 20.03.2015).
4. День северного конфликта // ГАЗЕТА: ежед. интернет-изд. 07.02.2008, [Электронный ресурс] : URL: http://web.archive.org/web/20080210183238/http://www.gzt.ru/politics/2008/02/07/220201.html (Дата обращения 25.03.2015).
5. История территориального спора («Asahi Shimbun», Япония) // inoСМИ.ru: ежед. интернет-изд. 29.04.2013, [Электронный ресурс] : URL: http://inosmi.ru/world/20130429/208554191.html (Дата обращения 20.03.2015)
6. Япония после визита Лаврова передумала: Россия уже не «оккупирует» Южные Курилы // NEWSru. COM: ежед. интернет-изд. 2012, 3 марта [Электронный ресурс] : URL: http://newsru.com/world/02mar2012/japan. html (дата обращения 20.03.2015).

 Бородина А. А. Судьба «северных территорий» после Второй мировой войны // «Отчизны
 верные сыны» : материалы XXXII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка 
 им. С. П.  Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 19-21.