Богославский (отец Владимир)

Роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне

Прежде чем мы начнем рассматривать роль Русской Православной Церкви в Великой Оте-
чественной войне, нам необходимо посмотреть на то, что представляла собой Церковь в это время.
Накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому
и репрессиям. Чтобы представить масштабы этого церковного погрома, обратимся к фактам, срав-
ним, что было и что осталось.
До революции в России было 360 000 священнослужителей (из них 100 000 приходских пас-
тырей), 4 духовных академии, 58 семинарий, 35 000 приходских школ, 1 250 монастырей, 55 173 пра-
вославных церквей и 25 000 часовен. В 67 епархиях служили около 130 архиереев.
В результате форсированного уничтожения государственной и партийной властью Право-
славной Церкви, особенно во второй половине 30-х гг., к 1941 г. от ее былого величия остались лишь
жалкие остатки.
На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось ни одного действующего храма,
а в 20 областях их осталось от 1 до 5. Всего на территории СССР (без присоединённых накануне
войны западных областей Украины и Белоруссии) на начало 1941 г. было чуть больше 100 дейст-
вующих храмов. Из почти полутора сот епископов в 1917 г. к началу 1939 г. действующих осталось
лишь 4. Только в 1936 и 1937 гг. было арестовано более 70 епископов, многие из которых были или
сразу расстреляны, или потом погибли в лагерях и тюрьмах, или же отправлены в ссылку. Было
уничтожено более 50 000 священнослужителей. С полным правом можно сказать, что РПЦ к началу
войны лежала в руинах. Партии и государству удалось террором, репрессиями и запретами раз-
громить Церковь, но им не удалось окончательно убить православную веру в народе. Всесоюзная
перепись населения, проведённая в январе 1937 г., показала, что две трети сельского и одна треть
городского населения СССР считают себя верующими.
Нет никакого сомнения в том, что выстоять в войне и победить коварного и сильного врага,
кроме всех прочих условий, помогла и религиозная вера советских людей. Складывавшиеся веками
национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и пред-
рассудков. Несмотря на совершённое над ней надругательство, погром и бесконечные унижения от
власти, Православная Церковь в тяжёлую годину для страны и народа без каких-либо колебаний и
сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.
Все мы знаем, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Но не многие
знают, что это воскресение по Церковному календарю было «Неделей всех святых в земле Рос-
сийской просиявших». Этот праздник промыслительно предопределил исход войны и дальнейшее
возрождение Церкви. Русские святые стали той стеной, которая остановила немецкую машину с ок-
культной свастикой.
Уже в первый день войны Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий
обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором гово-
рилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Жалкие потомки врагов православ-
ного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой… Но
не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и
на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех
православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Место-
блюститель призывал священников не оставаться молчаливыми свидетелями и, тем более, не пре-
даваться «лукавым соображениям» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта, что было
бы, по его словам, «прямой изменой Родине и пастырскому долгу». Это пастырское послание было
разослано по всем приходам страны и вскоре читалось после богослужений.
26 июня митрополит Сергий отслужил в Богоявленском соборе молебен «о даровании по-
беды». С этого времени во всех храмах Московской Патриархии стали совершаться подобные мо-
лебны. Началось активное участие Русской Церкви в патриотической борьбе. С патриотическими
посланиями к пастве обращались и ближайшие сподвижники Местоблюстителя: митрополиты Ле-
нинградский Алексий (Симанский) и Киевский Николай (Ярушевич). Особую известность получи-
ли слова митрополита Алексия: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невско-
го, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа
Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу… мы будем непоколебимы
в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом».
Послания и проповеди православных иерархов носили не только призывный и консолиди-
рующий характер, но имели также и разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция
Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом независимо от положения на фронте. Митро-
полит Сергий разглядел сатанинскую сущность фашизма. Это он выразил в послании от 11 ноября
1941 г.: «Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и Хри-
стианства. Фашистам, с их убеждениями и деяниями, совсем не по пути за Христом и за Христи-
анской культурой». Особое внимание в своих посланиях митрополит Сергий уделял верующим на
оккупированной территории, напоминая им, чтобы они, находясь в плену у врага, сознательно или
по недомыслию не оказались предателями своей Родины. Одновременно Патриарший Местоблю-
ститель призывал содействовать партизанскому движению. Так, в январском послании 1942 г. он
подчеркивал: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением,
но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть за-
слуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена».
Многое сделала Русская Православная Церковь, чтобы укрепить и ободрить движение со-
противления в Европе. В посланиях митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича)
к славянским и другим православным народам, оккупированным фашизмом, видна горячая любовь
к православным и единокровным братьям. «Мы усиленно молим Господа, чтобы Он и на остаю-
щееся время поддержал ваши силы и ваше мужество. Пусть еще ярче разгорится у вас светильник
Православия, еще пламеннее будет ваша любовь к родине и ее свободе, еще непримиримее ваше
отвращение ко всяким попыткам смягчить, если не сломить ваше противление врагу и его жалким
слугам. Неужели сербы, не один раз за веру и отечество всенародно полагавшие свою жизнь, когда-
нибудь успокоятся под фашистским сапогом? Неужели замолкнут когда-нибудь их орлиный клич:
“Пусть Душан знает, что сербы живы, сербы свободны”. Неужели греческий народ может остаться
на фашистской цепи? Братья-славяне! Приблизился час великих событий на фронтах. Предстоят
решающие бои. Пусть не будет ни одного среди нас, кто бы не содействовал всеми своими силами и
возможностями победному разгрому нашего общего ненавистного врага: и на полях брани, и в тылу,
и мощными ударами народных мстителей-партизан».
Особое значение в деле идеологической борьбы против фашизма и его союзников имели
послания митрополита Николая к румынским пастырям и пастве, а также к румынским солдатам:
«Какова роль в современной войне простого румынского народа, румынских православных христи-
ан, что их ожидает впереди? Они наверняка не приняли участия в антихристианском и разбойничь-
ем торге, именуемом “новым порядком в Европе”, а явились жертвами политических интриг своих
правителей. Что может быть общего у румынских православных христиан с гитлеровцами, возро-
ждающими культ почитания языческого бога Вотана. <...> А мы, русские, братья с вами по вере,
братья по мирному соседству. Румынский солдат не может забыть того, что кровью русских солдат
в войне 1877–87 гг. была завоевана государственная независимость и свобода национального суще-
ствования Румынии… Ваш христианский долг – немедленно оставить немецкие ряды и перейти на
сторону русских, чтобы искупить великий грех соучастия в преступлениях немцев и содействовать
делу поражения врага человечества».
Проявления патриотической деятельности Русской Церкви были очень многообразны. Сот-
ни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок
в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. В докладе Г. Карпова се-
кретарю ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецову о состоянии Русской Церкви от 27 августа 1946 г. указывалось,
что многие представители духовенства награждены орденами и медалями Великой Отечественной
войны, и приводились конкретные примеры: священник Ранцев – орденом Красной Звезды, прото-
диакон Зверев и диакон Хитков – каждый четырьмя медалями.
Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. Священники укры-
вали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных,
вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов.
Особенно многочисленны были примеры участия священнослужителей в антифашистской борьбе
на оккупированной территории в «партизанской республике» – Белоруссии. Так, протоиерей Алек-
сандр Романушко из Полесья с 1942 по лето 1944 г. лично участвовал в боевых операциях и ходил
в разведку. В 1943 г. он при отпевании полицая при большом скоплении народа и прямо на кладбище
сказал: «Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и “Со
святыми упокой” своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца
невинных детей и стариков. Вместо “Вечной памяти” произнесем же “Анафема”»! Подойдя к по-
лицаям, он просил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели
на людей очень сильное впечатление, и прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд. Из
письма отца Александра, посланного осенью 1944 г. митрополиту Алексию (Симанскому), известно,
что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55 % в связи с расстрелами их фаши-
стами за содействие партизанам.
Медалью «Партизану Отечественной войны» была отмечена деятельность священника из
села Бродовичи-Заполье на Псковщине Федора Пузанова. Георгиевский кавалер Первой мировой
войны и скромный сельский плотник в 30-е гг., он, пользуясь относительной свободой передвиже-
ния, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, вел разведывательную рабо-
ту, снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. Кроме этого, он
вел беседы с верующими и, передвигаясь от села к селу, знакомил жителей с положением в стране и
на фронтах. Во время карательной операции по доносу старосты немцы сожгли сельский храм. Отца
Федора спрятали местные жители и затем переправили его к партизанам. В течение 1943 г. священ-
ник собирал среди прихожан средства на строительство танковой колонны им. Димитрия Донского.
В Фонд обороны были сданы деньги, драгоценности и церковная утварь на сумму 500 тыс. рублей.
Во время эвакуации немцами населения Псковского района в январе 1944 г. священник Пузанов
должен был сопровождать свой приход к месту погрузки в эшелон. Колонну сельчан сопровождали
немцы, но, пройдя 15 км, немцы свернули в сторону, приказав священнику под страхом смерти до-
вести колонну самому. Когда немцы скрылись, отец Федор предложил сельчанам вернуться домой,
что они охотно и сделали. В 1944 г. о. Федор был вызван митрополитом Алексием, который отметил
заслуги священника перед Родиной и Церковью наперсным крестом.
Гражданским подвигом стало поведение верующих и духовенства Ленинграда. Священники
и их паства в блокированном городе жили одной судьбой. Вокруг храмов существовали объединения
людей, которые помогали друг другу выжить, выстоять. В Ленинграде и его северных пригородах,
оказавшихся в кольце блокады, находилось 10 действующих православных храмов. По предложению
митрополита Алексия (Симанского) уже с 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвований
на оборону. Владыка поддержал желание верующих отдать на эти цели имевшиеся в храмах запасные
суммы, порой очень значительные. Храмы отказались от всех расходов, кроме самых необходимых.
К концу 1941 г. свои взносы на общую сумму 2 млн 144 тыс. рублей сдали все православные приходы
Ленинграда. С конца июня 1941 г. храмы города стали заметно наполняться народом: многие прихо-
дили помолиться за своих близких. Но богослужения пришлось приспособить к военным условиям:
в расписание богослужений учитывались артобстрелы и бомбежки. От снарядов и бомб пострадали
Никольский, Князь-Владимирский соборы, но богослужения в действовавших храмах продолжали
совершаться ежедневно. Даже в самую страшную блокадную зиму 1941–1942 гг. храмы продолжали
функционировать, давая горожанам духовное утешение и поддержку.
Первая военная Пасха 18 апреля 1942 г. совпала с 700-летием со дня разгрома немецких ры-
царей в Ледовом побоище святым князем Александром Невским – небесным покровителем города на
Неве. Пасхальное богослужение собрало много народа, однако меньше, чем год назад: сказывались
последствия войны. Каждый третий житель города умер от голода, началась массовая эвакуация.
Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. Богослужение перенесли
с полуночи на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Именно к Пасхе гитлеровцы
приурочили особенно яростный налет на Ленинград. Фашистские самолеты в эту пасхальную ночь
не только сбрасывали на храмы бомбы, но и обстреливали их на бреющем полете из пулеметов.
Удивительно, что в блокадном городе, несмотря на нищету и голод, продолжался сбор по-
жертвований в Фонд обороны. Активно в этом участвовало духовенство города: к 1 июня 1944 г.
сумма таких пожертвований достигла 390 тыс. рублей Митрополит Алексий внес 50 тыс., а прото-
диакон Л. И. Егоровский, сдавший 49 тыс. рублей, получил персональную телеграмму с благодар-
ностью от И. Сталина. Всего же верующие ленинградцы за 1942 г. собрали 1 485 тыс., а за 1943 г. –
5051 тыс. рублей.
Торжественно и празднично отмечалось ленинградским духовенством и мирянами полное
освобождение города от вражеской блокады. Во всех храмах по благословению митрополита Алек-
сия 23 января 1944 г. были совершены благодарственные молебны. С освобождением Ленинграда
от блокады патриотическое движение верующих в епархии еще более усилилось. Только за 3 пер-
вых послеблокадных месяца было собрано 1 млн 191 тыс. рублей. Ленинградцы горячо поддержали
митрополита Алексия, 25 октября 1944 г. опубликовавшего послание об открытии всецерковного
сбора в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии. Общая сумма патриотических взносов
духовенства и мирян Ленинградской епархии за июль 1941 – июнь 1945 г. составила 17 423,1 тыс.
рублей, в т. ч. 16 274,5 тыс. собрали жители города на Неве.
Материальная помощь государству и Красной армии в целом стала одним из самых важных
направлений патриотического служения духовенства и верующих в период войны. Несмотря на за-
конодательный запрет заниматься благотворительностью и отсутствие собственного счета в банке
Русская Православная Церковь внесла немалый материальный вклад в народную победу. Уже с лета
1941 г. практически все православные приходы страны начали сбор денежных пожертвований и
ценных предметов в Фонд обороны, хотя всецерковный призыв «трудами и пожертвованиями содей-
ствовать нашим доблестным защитникам» митрополит Сергий (Страгородский) огласил 14 октября
1941 г. Особенно активно проявило себя духовенство в Горьком и Харькове. Протоиерей единствен-
ной церкви г. Горького А. А. Архангельский в апреле 1942 г. писал Патриаршему Местоблюстителю:
«Любовь к Родине, защита ее целостности от врагов была заветом всех православных христиан.
Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, на нужды и
помощь раненым бойцам. Достаточно указать, что нами собрано пожертвований и передано в Фонд
обороны свыше двух миллионов рублей. Верующие охотно несли не только деньги, облигации, но и
лом серебра, меди и др. вещи, обувь и пр. Было заготовлено и сдано немало валяной и кожаной обуви,
шинелей, белья. Был организован особый сбор на подарки для бойцов в день годовщины Красной
Армии, давший свыше 30 000 рублей». В Саратове за 1943 г. верующие собрали 2 339 тыс. рублей,
а к 15 сентября 1944 г. еще 1 350 тыс. рублей, из них 600 тыс. рублей на строительство 6 самолетов
эскадрильи им. Александра Невского. В конце 1944 г. каждая епархия прислала в Синод отчеты по
специальной форме о своей патриотической деятельности. Выяснилось, что к этому времени общая
сумма церковных взносов на нужды войны, по предварительным данным, составила более 200 млн
рублей.
Особую страницу составляет создание на церковные средства танковой колонны «Димит-
рий Донской». Не существовало на свободной от фашистов земле почти ни одного, даже сельского
прихода, не внесшего свой вклад в общенародное дело. 40 танков «Т-34», которые составили обще-
церковную танковую колонну, были построены на заводе Челябинска. Их передача частям Красной
армии состоялась у д. Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы. 7 марта 1944 г. на торжественном
митинге в день передачи колонны выступил митрополит Николай (Ярушевич). Он весь период вой-
ны был одним из основных организаторов и руководителей патриотической деятельности духовен-
ства Московской Патриархии. Уже летом 1941 г., будучи экзархом западных областей Украины и
Белоруссии, Владыка был вынужден покинуть свою резиденцию в Луцке, и, переезжая с места на
место в прифронтовой полосе, своими богослужениями и проповедями поддерживал дух местно-
го населения. Патриарший Местоблюститель одобрил его инициативу и 15 июля 1941 г. назначил
митрополитом Киевским и Галицким, экзархом всея Украины. После оставления Киева советскими
войсками Владыка Николай эвакуировался в Москву и в период пребывания митрополита Сергия
в эвакуации в Ульяновске в октябре 1941 – августе 1943 гг. был управляющим Московской епар-
хии. Сохранилась обширная переписка того времени между митрополитами Николаем и Сергием.
В ней говорилось, что 25 патриарших храмов Москвы и пригородов ко дню рождения Советской
армии (23 февраля 1942 г.) собрали 1159 тыс. рублей, а к 1 Мая – на подарки военнослужащим –
541 тыс. рублей. Под руководством владыки Николая московские приходы внесли 2 млн руб. на тан-
ковую колонну «Димитрий Донской», свыше 1 млн рублей – на эскадрилью «Александр Невский».
Сам митрополит Николай неоднократно выступал с патриотическими воззваниями и обращениями,
а 2 ноября 1942 г. был утвержден одним из 10 членов Чрезвычайной государственной комиссии по
установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.
С каждым годом войны сумма церковных взносов заметно росла. В 1943 г. саратовские пра-
вославные клирики и миряне внесли 131 тыс. рублей на восстановление Сталинграда, а новоси-
бирские – 110 тыс. – на строительство сибирской эскадрильи «За Родину». Особое значение в за-
ключительный период войны имел начатый в октябре 1944 г. сбор средств в фонд помощи детям
и семьям бойцов Красной армии. Еще в мае 1944 г. митрополит Алексий (Симанский) и его сестра
А. Погожева передали свою дачу на станции Сиверской под детский дом для детей погибших солдат
и офицеров. После освобождения части территории СССР ее духовенство и миряне также активно
включались в патриотическую работу. Так, в Орле после изгнания фашистских войск было собрано
2 млн рублей. День освобождения Донбасса (10 сентября) священники Ворошиловградской области
ознаменовали в 1944 г. сбором 202 тыс. рублей в фонд Красной армии. Монахи Киево-Печерской
лавры за 1944 г. внесли на оборону страны более 70 тыс. рублей.
По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 г. было собрано более 300 млн рублей,
не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Реально же общая сумма была больше как минимум
на несколько десятков миллионов, так как далеко не везде был организован четкий учет взносов.
Трудно назвать все виды патриотической деятельности духовенства. В прифронтовой по-
лосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты,
особенно в период отступления в 1941–1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение
о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, органи-
зации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу,
в сельских местностях бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали
верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.
Особенно много священнослужителей трудились в военных госпиталях. Многие из них
были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих. Так, напри-
мер, сразу же после освобождения Киева в ноябре 1943 г. Покровский женский монастырь исключи-
тельно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестер и санита-
рок насельницы обители, а затем в нем разместился эвакогоспиталь, в котором сестры продолжали
работать до 1946 г. Монастырь получил несколько письменных благодарностей от военной админис-
трации за отличное обслуживание раненых, а настоятельница игуменья Архелая была представлена
к награждению орденом за патриотическую деятельность. Настоятельницу Одесского Михайлов-
ского женского монастыря игуменью Анатолию (Букач) также наградили медалью «За доблестный
труд в Великой Отечественной войне», так как она с сестрами оказала Советской армии большую
помощь медикаментами, продуктами и одеждой.
Всего за патриотическую деятельность почти 40 представителей духовенства были награ-
ждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 удостоены медали
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков – медали «Партизану
Великой Отечественной войны».
В завершение следует отметить, что патриотическая позиция и деятельность Православной
Церкви имели особое значение для православных христиан СССР, миллионы которых участвовали
в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. Такая позиция Церкви
была особенно важна в свете значительного роста религиозности в стране в годы войны как среди
мирного населения, так и среди военнослужащих. Она создавала, по словам митрополита Алексия
(впоследствии – патриарха Алексия I), «нравственные условия победы». Как факт признания патри-
отической деятельности Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны можно расце-
нивать решение советского правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея
Ленина руководящим деятелям Церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 г.
История являет нам примеры того, что именно православная вера формирует и сохраняет
в обществе подлинный патриотизм и трезвое, без перегибов, национальное самосознание. Сегодня
нельзя это не учитывать, как нельзя не учитывать и то, что Русская Православная Церковь открыта
для власти и общества к сотрудничеству на благо нашей любимой Родины.
Также хотелось бы напомнить, что этот год является еще и годом памяти – 1000-летия со 
дня кончины св. рвнап. князя Владимира, основателя великого Православного Русского государства,
который своим примером заложил в дух русского человека такие христианские добродетели, как
самопожертвование, забвение своей собственной выгоды, умением сплотиться в самые тяжелые дни
испытания. И как Великий князь был перерожден в купели Крещения, так и в годы Великой Отече-
ственной войны, русский люд переродился в огне тяжелейших испытаний, сплотившись, укрепля-
емый верою во Христа. Хоть и пришлось Православной Церкви еще не мало пострадать от власть
имущих, но веру в людях уже нельзя было искоренить ничем.

1. Одинцов М. И. Государство и Церковь в России: ХХ век. М., 1994. 171 с.
2. Русская Православная Церковь. ХХ век / А. Л. Беглов, О. Ю. Васильева, А. В. Журавский и др. М., 2008. 792 с.
3. Солоухин В. А. При свете дня. М., 1992. 222 с.
4. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. 256 с.
5. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церков- ные отношения в СССР в 1939–1964 гг.). М., 1999. 383 с.

Богославский (отец Владимир) Роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне // «Отчизны
 верные сыны» : материалы XXXII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка 
 им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 13-18.