Л. А. Барканова

Корабль «Охотск» – «истинный дальневосточник»

«Охотск» в военной истории корабль очень известный, один из плеяды героических кораблей Российского и Советского Военно-морского флота. Первый командир корабля Петр Павлович Михайлов (вице-адмирал, военачальник) писал о нем так: «Гвардейский корабль, истинный дальневосточник, тридцать лет “Охотск” прослужил на Дальнем Востоке, из них двадцать пять лет был гидрографическим судном, почти пять лет – минным заградителем».

Гидрографическое судно «Охотск» было заложено по заказу Гидрографического управления Морских сил РККА 27 июня 1934 г. на заводе им. Марти (Адмиралтейские верфи), зав. № 203, 1 ноября 1935 г. спущено на воду и 10 апреля 1937 г. принято в состав Военно-морского флота.

Корабль предназначался для обеспечения строительства и обслуживания маяков, навигационных знаков, проведения гидрографических работ (главным образом судового промера) в открытом море, доставки промерных катеров и ботов в район работ, а также для обеспечения постановки и съемки плавучих средств навигационного оборудования в удаленных от баз районах Дальнего Востока. Для перевозки специальных грузов и имущества экспедиции на судне имелись грузовые устройства и трюмы большой вместимости. Мог взять на борт 109 человек, из которых 79 – экипаж и гидрографы, 31 каюта (18, с. 33).

Командиром «Охотска» в январе 1937 г. был назначен капитан-лейтенант Петр Павлович Михайлов (10).

Летом этого же года корабль вместе с однотипным судном «Океан» перешел в Мурманск и стал готовиться к первому плаванию в Арктике.

В задачи этой экспедиции входили проводка судов по Северному морскому пути на Дальний Восток и проведение гидрографических и метеорологических исследований. На «Охотск» назначили ледового капитана – опытного полярника Якова Петровича Легздина, он должен был помогать командиру в трудном плавании сквозь льды.

31 июля корабли вышли из Мурманска и самостоятельно добрались до о. Диксона. Встретившись там с ледоколами «Ермак» и «Ленин», под их проводкой 27 августа миновали пролив Вилькицкого и вышли в море Лаптевых. Следуя дальше самостоятельно, оба судна были привлечены к поиску пропавшего самолёта С. А. Леваневского (Н-209). 5 сентября корабли прибыли в бухту Провидения, а 24 сентября достигли Петропавловска-Камчатского, здесь остался «Океан», а «Охотск» 11 октября прибыл во Владивосток. Северный морской путь был пройден без аварий, и особого ремонта не потребовалось, оба корабля вошли в состав Гидрографического отдела Тихоокеанского флота.

В походе по специальному ходатайству Военно-морской академии участвовала научная группа гидрографического факультета, в нее входили профессор В. А. Березкин, доцент А. Д. Козлов, дипломаты И. А. Егоричев, Н. В. Волков, В. М. Никитин. Начиная с Карского моря «академики» проводили систематические гидрометеорологические наблюдения, включая актинометрические наблюдения, определение температуры и солености поверхностного слоя воды, наблюдения на гидрологических станциях.

В Петропавловске-Камчатском начальник Тихоокеанской гидрографической экспедиции Л. А. Демин попросил произвести судовой промер от входа в Авачинскую губу до м. Шипунского. При сравнительно благоприятной погоде в течение пяти дней научная группа Академии произвела 480 линейных километров промера на 34 галсах.

Вот какую оценку работе гидрографов дал участник экспедиции А. Д. Козлов: «Пятерка Академии работала в походе дружно, слаженно, помогая друг другу. Отработка наблюдений не откладывалась, поэтому напряжение в работе было высокое. На “Охотске” нам в работе содействовали все, даже командир П. П. Михайлов включался в производство наблюдений и вычислений» (15, с. 255–256).

В Российском государственном архиве Военно-морского флота в фонде Р-180 (Гидрографическое управление ВМФ), дело 180, содержится переписка о переходе гидрографических судов «Океан» и «Охотск» из Ленинграда во Владивосток Северным морским путем (1).

Корабли очень ждали на Дальнем Востоке, Гидрографическая экспедиция Тихого океана (ГЭТО) должна была приступить к систематическому изучению Охотского и Берингова морей, для работ в этих районах в первую очередь требовались гидрографические суда специальной постройки, такие, как «Океан» и «Охотск».

В 1938 г. в сложных ледовых условиях «Охотск» вновь совершил поход в Арктику и на одном из островов произвел смену зимовщиков, в этом же году производились работы в Охотском море. В 1939 г. совместно с другими кораблями ГЭТО занимался гидрографическими работами на побережье Камчатки, в Тауйской губе и в Сахалинском заливе (14, с. 112–113). С мая по ноябрь 1939 г. «Охотск» производил работы по измерению течений в районе Владивосток – Петропавловск- Камчатский (14, с. 420).

Однако мирная служба гидрографического судна длилась недолго. Осенью 1939 г. в связи с осложнившейся международной обстановкой было принято решение о переоборудовании «Охотска» в минный заградитель.

Командиром корабля в декабре 1939 г. был назначен капитан 3 ранга Александр Степанович Горбунов (10).

18 декабря 1939 г. на заводе № 202 во Владивостоке («Дальзавод») началось переоборудование «Охотска». На корабле установили вооружение: три 130-мм орудия Б-13, две 76,2-мм пушки Лендера, два спаренных пулемета ДШК. На грот-мачте появился 90-см прожектор, параллельно главной проложили вторую рельсовую колею для постановки мин (полный запас – 58 мин образца 1926 г.) (16, с. 26–27) .

Кроме того, корабль мог принять на борт 3 самолета СБ в разобранном виде, 30 человек десантников, десять танкеток или десять 75-мм орудий.

Для справки: Самолет СБ (АНТ-40) – скоростной фронтовой бомбардировщик. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева.

Танкетка – лёгкая боевая одно- или двухместная броневая машина 20–30-х гг. XX в. на гусеничном ходу массой до 4 т.

Минный заградитель «Охотск» имел водоизмещение полное 3200 т; длину 80,6, ширину 13,0 и осадку 5,6 м; паровая машина мощностью 2 400 л. с. обеспечивала полную скорость хода 13,7 уз., экономическую – 10 уз., дальность плавания – 2 300 миль (10-узловым ходом).

Экипаж 163 человека: офицеры – 11, старшины – 40, рядовые – 112 (17, с. 255, 256, 262).

Переоборудование корабля завершилось 20 июня 1941 г. и с 23 июля 1941 г. после вооружения «Охотск» был включен в состав Петропавловской военно-морской базы с подчинением командиру ПВМБ (2, л. 62).

А командир корабля остался во Владивостоке, Александр Степанович Горбунов получил новое назначение – командиром отряда гидрографических судов ТОФ.

«Охотск» он передал капитан-лейтенанту Николаю Михайловичу Ничипорову (будет командиром корабля по декабрь 1944 г.) (10).

Уже в июле 1941 г. «Охотск» выставил оборонительные минные заграждения в районе Петропавловска-Камчатского.

Понимая всю сложность международной обстановки, совместно с экипажем командир готовит корабль к возможным боевым действиям, при нём боевой экипаж «Охотска» стал образцом дисциплинированности, спаянности, имел хорошую специальную и физическую подготовку, умело действовал в любой обстановке.

9 августа 1945 г. – начало войны с Японией, минный заградитель встретил под командованием капитан-лейтенанта Василия Константиновича Моисеенко (командир корабля с декабря 1944 по март 1948 г.) (10).

10 августа «Охотск» произвел две минные постановки в районе Петропавловска-Камчатского, выставив 88 мин КБ.

Для справки: мина КБ (корабельная большая) – советская якорная морская мина, входила в состав минного вооружения кораблей различных проектов.

Вскоре корабль был привлечен для участия в Курильской десантной операции.

Согласно организационного приказа командира Петропавловской военно-морской базы Д. Г. Пономарева от 15 августа 1945 г. для выполнения десантной операции был сформирован отряд сил поддержки в составе СКР «Киров», СКР« Дзержинский» и минного заградителя «Охотск». Дислокация отряда – рейд губы Авачинской. Отряд должен был быть готовым к боевым действиям к 16.00 15.08.45 г. (11, с. 148).

Выйдя утром 17 августа из Петропавловска, к рассвету следующего дня корабли прибыли в точку развертывания.

В 4.22 18 августа началась высадка десанта на о. Шумшу, причем высаживались из-за тумана совсем в другом месте.

В 4.24 «Киров», «Дзержинский» и «Охотск» открыли огонь по берегу. Стрельба велась по площади, без конкретно поставленной цели. Японцы оказывали сильное сопротивление (6, л. 18, 19).

В 5.30, когда к берегу направились суда с главными силами десанта, японские доты и дзоты встретили их сильным огнем.

От взрыва вражеского снаряда загорелось и потеряло ход десантное судно «ДС-2». Ему на помощь устремился «Охотск». Высаженная на горящее судно аварийная команда корабля (главный боцман мичман Евдоким Иванович Васильев, краснофлотцы Колесников и Коробин) во главе с командиром электромеханической части старшим инженер-лейтенантом Василием Андреевичем Мандором быстро ликвидировала пожар и помогла экипажу устранить повреждения (12, с. 60).

В течение дня (18 августа) минный заградитель «Охотск» оказывал огневую поддержку десанту, выпустил 636 снарядов (6, л. 32).

Через два дня «Охотску» пришлось вновь вступить в боевые действия. Согласно условиям капитуляции гарнизона о. Шумшу отряд советских кораблей в сопровождении японского лоцмана должен был прибыть на остров в ВМБ Катаока и занять его.

20 августа в 6:00 туда направился отряд в составе минного заградителя «Охотск», сторожевых кораблей «Киров» и «Дзержинский», тральщика Т-525, транспорта «Емельян Пугачев» и гидрографического судна «Полярный» под командованием капитана 1-го ранга Д. Г. Пономарева. Но в условленном месте японского лоцмана не оказалось, и Пономарев решил следовать в Катаока самостоятельно.

В 8:10 при входе в пролив корабли подверглись артиллерийскому обстрелу из множества орудий с о-вов Шумшу и Парамушир. В результате попадания трех 75-мм снарядов на «Охотске» были повреждены рулевое управление, центральное освещение, электротелеграф, надстройки. Через несколько секунд корабль перешел на ручное управление, а аварийные партии вступили в борьбу за живучесть. Минный заградитель выпустил по огневым точкам и укреплениям японских войск свыше 600 снарядов главного калибра. Под сильным огнем японцев корабли начали отходить, прикрываясь дымовыми завесами. «Охотск», прикрывавший отход других кораблей, принял на себя основной удар с берега.

Самоотверженно сражался в этом бою экипаж корабля. Умело и отважно руководили их боевыми действиями командир корабля капитан-лейтенант Василий Константинович Моисеенко, заместитель командира по политической части младший лейтенант Николай Ефимович Гусев, командиры боевых частей: штурманской – старший лейтенант Юрий Эммануилович Салоники, артиллерийской – капитан-лейтенант Порфирий Петрович Трофимов, электромеханической – инженер- лейтенант Василий Андреевич Мандор, связи – старший лейтенант Борис Иванович Лукишов. Их подчиненные прошли на корабле большую выучку, и многие овладели несколькими специальностями, могли заменять друг друга на боевых постах.

Около 9:00 отряд кораблей был атакован японским самолетом-торпедоносцем. Атака самолёта оказалась внезапной, и лишь своевременный и искусный маневр, который произвел командир капитан-лейтенант В. К. Моисеенко, позволил кораблю уклониться от сброшенной торпеды, которая прошла в трёх метрах от борта. Самолет преследовал «Охотск» до 9.45, но был отогнан огнем корабельной артиллерии (6, л. 26).

В этом бою погибло 2 и ранено еще 13 (из них 1 – смертельно) членов экипажа. Погибли:

– краснофлотец Борис Павлович Абакумов, 1928 г. р., уроженец г. Петропавловска-Камчатского, моторист;

– старшина 1 ст. Федор Михайлович Маркин, 1919 г. р., уроженец д. Логиновки Пензенской области, кок;

– краснофлотец Николай Михайлович Бушевец, 1918 г. р., уроженец д. Петропавловской Буринского района Дальневосточного края, комендор (5).

В 11:15 советские корабли вернулись в Первый Курильский пролив (6, л. 26).

К 15:30 23 августа наши войска полностью овладели о. Шумшу и заняли северную часть о. Парамушир. В 15.40 «Охотск» в составе отряда кораблей вошел на рейд военно-морской базы Катаока (о. Шумшу) и стал на якорь. На этом участие в боевых действиях минзага «Охотск» завершилось.

Подробно об участии в Курильской десантной операции минного заградителя «Охотск», о действиях в бою членов экипажа рассказано в документальной повести В. Акшинского «Курильский десант». Василий Семенович использовал в своей работе архивные документы, в частности наградные листы (4), политдонесения, воспоминания участников боев.

За смелые и решительные действия, проявленные личным составом корабля в боях с врагом, минный заградитель «Охотск» приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 26 августа 1945 г. был удостоен звания «Гвардейский» (7, л. 1).

Приказом Командующего Тихоокеанским флотом от 20 сентября 1945 г. 125 моряков экипажа были награждены правительственными наградами:

орденом Нахимова 2 ст. награжден командир корабля В. К. Моисеенко;

орденом Красного Знамени – 4 чел.;

орденом Отечественной войны I ст. – 6 чел.;

орденом Отечественной войны II ст. – 4 чел.;

орденом Красной Звезды – 76 чел.;

медалью Ушакова – 8 чел.;

медалью «За боевые заслуги» – 26 чел. (3, лл. 238–245).

После окончания войны «Охотск» был выведен из боевого состава флота, разоружен и 27 октября 1945 г. возвращен в класс гидрографических судов, он снова стал проводить исследования в дальневосточных морях (9).

В 1946 г. Гидрографическая служба ТОФ приступила к гидрографическим исследова- ниям Курильских островов, работы проводила 1-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция (1 ТОГЭ), «Охотск» включили в состав гидрографических судов экспедиции, на нем базировалось командование.

В 1947 г. проводились комплексные работы у о-вов Парамушир, Шумшу, во втором Курильском проливе. На «Охотске» производили измерения течений в июле, сентябре в Охотском море, в мае в Четвертом Курильском проливе, на западном побережье о. Парамушир (14, с. 420).

В марте 1948 г. командир корабля Василий Константинович Моисеенко получает новое назначение и покидает корабль.

В последующие годы командирами ГИСУ «Охотск» были:

– капитан-лейтенант Павел Никодимович Бульба (по декабрь 1949 г.);

– капитан-лейтенант Герасим Семенович Книга (декабрь 1949 г. – март 1952 г.);

– капитан-лейтенант Николай Митрофанович Юрченко (декабрь 1952 г. – декабрь 1956 г.);

– капитан-лейтенант Андрей Васильевич Петров (март 1957 г. – август 1967 г.) (10).

В 1951 г. корабль участвовал в комплексных исследованиях, проводимых в Татарском проливе, была выполнена подробная съемка рельефа дна у западного побережья о. Сахалин от м. Корсаков до м. Лопатина и в центральной части пролива (13, с. 332).

Впервые на Дальнем Востоке при морском промере на ГИСУ «Охотск» использовалась радионавигационная система «Координатор», что позволило значительно уменьшить затраты труда, ускорить выполнение работ, повысить их качество. В 1952–1954 гг. промеры производились в заливах Анива, Терпения, вдоль восточного побережья Сахалина, Шантарских островов (14, с. 143, 144).

В 1954 и 1958 гг. были продолжены работы, выполнена детальная (у побережья) и подробная съемка рельефа дна в северной части Татарского пролива (13, с. 334).

В 1959–1961 гг. «Охотск» участвовал в комплексных гидрографических и гидрологических работах в заливе Шелихова, включая Гижигинскую и Пенжинскую губы (6, с. 160).

В 1961–1964 гг. корабль проводил совместно с другими ГИСУ исследования в Курильских проливах, Авачинском заливе, северо-западной части Тихого океана, Охотском, Беринговом и Чукотском морях (14, с. 482).

В 1966 г. Гидрографической службой ВМФ впервые были выполнены комплексные геофизические исследования (электроразведка, гравиметрическая и магнитная съемки) в Пенжинской губе Охотского моря. В работах принимали участие ГИСУ Тихоокеанской океанографической экспедиции «Охотск», «Румб», «ЕС-68» (13, с. 366).

В ноябре 1967 г. командиром «Охотска» назначен капитан 2 ранга Владимир Петрович Згурский. Он был последним командиром гвардейского корабля (10).

31 января 1968 г. штат корабля был закрыт, экипаж подлежал расформированию (8).
1. РГА ВМФ. Ф. Р-180. Оп. 2. Д. 180.
2. Филиал ЦАМО (Архив ВМФ). Ф. 2. Оп. 16. Д. 15.
3. Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1221. Л. 238–245.
4. Там же. Д. 1557. Л. 3–233.
5. Там же. Ф. 864. Оп. 1. Д. 1377. Л. 39.
6. Там же. Ф. 2450. Оп. 170. Д. 25.
7. Там же. Оп. 173. Д. 6. Л. 1.
8. Там же. Ф. 3204. Дополнение к исторической справке по ГИСУ «Охотск».
9. Там же. Оп. 7. Д. 3.
10. Там же. Учетно-послужные карты офицеров.
11. Там же. Инв. № 632. С. 148.
12. Акшинский В. Курильский десант. Документальная повесть. Изд. 2-е, доп. Петропавловск-Камчатский, 1995. 189 с.
13. История гидрографической службы Российского флота. Т. 2. СПб. : ГУНиО МО РФ, 1997. 482 с.
14. Кобылинский Л. В. Гидрографические и гидрометеорологические исследования Тихого океана. СПб., 2006. 525 с.
15. Козлов А. Д. Сквозь льды // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1967. № 4. С. 251–256.
16. Кузнецов Н. Гидрографические суда типа «Океан» // Техника молодежи. 2014. № 4. С. 26–27.
17. Справочник по корабельному составу Тихоокеанского флота. М. : Воениздат, 1945. 573 с.
18. Экспедиционные океанографические и гидрографические суда // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1977. № 198–199. С. 32–38.

Барканова Л. А. Корабль «Охотск» – «истинный дальневосточник» // «Отчизны верные сыны» : материалы XXXII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 5-9.