Христианизация в новейшей истории Якутии: мотивация новообращенных

И. С. Астахова

Начало распространения христианства на территории Якутии связано с приходом русских (XVII в.). В 1641 г. вместе с первыми воеводами в Якутск прибывает церковная миссия (1), и уже к 1643 г. был построен первый православный храм (2). Народы, заселяющие этот край (якуты, эвены, эвенки, юкагиры и чукчи), долгое время оставались верны своим традиционным языческим верованиям. Первыми христианами среди коренного населения становились те, кто имел тесные межэтнические связи с русскими: «ясари», «жонки», находившиеся в услужении у русских людей, поступающие на «государеву службу». Считалось, что с принятием христианства новообращенный «становится русским» и не может больше жить среди соплеменников-язычников. Действительно, Церковь долгое время запрещала христианам жить рядом с язычниками, поэтому новообращенные уходили от соплеменников и жили среди православных в городах. Приобретение нового религиозного статуса служило ассимиляционным толчком и способствовало вливанию новообращенных аборигенов в русскую служилую среду (3).

В начале XVIII в. верхушка якутского общества для повышения своего социального статуса принимает православие. Крещение демонстрировало преданность государству. А в 60-е гг. XVIII в. Русская православная церковь (далее РПЦ) при государственной поддержке осуществила массовое крещение инородцев. Создавались церковно-приходские структуры, строились храмы, реализовывалась миссионерская деятельность и т. д. К 30-м гг. XIX в. практически все население Якутии считалось православным (4). К концу XIX в. повсеместно получили распространение христианские имена, православные обряды и традиции, что, безусловно, повлияло на национальную культуру народов Якутии. В 1919 г. в Якутской епархии насчитывалось более 130 церквей, разбросанных по огромной территории, расположенных в том числе и в отдаленных наслегах (5). Необходимо отметить, что языческие традиции продолжали занимать значительное место в культуре коренного населения. Святитель Иннокентий (Вениаминов) полагал, что двоеверие должно стать переходным этапом на пути к христианству. Но с приходом к власти большевиков и провозглашением атеистической идеологии религиозное сознание коренных народов долгие годы не могло преодолеть этот переходный этап.

В советский период политика «воинствующего атеизма» привела к практически полному уничтожению религиозной жизни в Якутии. В 1939 г. был закрыт последний православный храм – Градо-Якутская Николаевская церковь. Здание церкви было передано Якутскому городскому Совету, но Николаевская церковь (молитвенный дом) продолжала действовать (6). По данным отдела агитации и пропаганды обкома КПСС, в 70-х гг. ХХ в. в ЯАССР насчитывалось всего около 200 чел. верующих (7). Но в то же время, как отмечается специалистами по истории повседневности, некоторые элементы религиозных традиций, связанные с православными праздниками, прочно укрепились в жизни обывателя вне зависимости от национальной принадлежности.

В 90-е гг. ХХ в. РПЦ переживает период возрождения. Решением Священного Синода от 23 февраля 1993 г. была восстановлена Якутская епархия Русской православной церкви. Церковь получает от государства не только свою бывшую собственность, но и протекцию, так начинается работа по восстановлению былого религиозного сознания общества. Доля «верующих» в 90-е гг. XX в. постоянно увеличивалась, в том числе и среди представителей коренных народов. В начале XXI в., по данным социологических исследований, процесс роста числа приверженцев стабилизировался.

В первое десятилетие постсоветского периода в Якутской епархии РПЦ, как и по всей России, практиковался облегченный допуск населения к крещению и венчанию, без соответствующей подготовки и тщательного контроля. Данная практика привела к росту номинальной религиозности и появлению огромного числа «крещеных атеистов» (8). Можно назвать несколько причин такого поведения: во-первых, «духовная пустота» общества в переходное для страны время, когда народ бросился искать панацею от всех бед; во-вторых, возникшая «мода» на религиозность, когда номинальные верующие пытались повысить свой социальный статус с помощью принадлежности к доминирующей конфессии. В начале XXI в., со сменой духовных лидеров РПЦ, в Якутии изменилось отношение к подобной практике. Новообращенных стали более тщательно готовить к таинству крещения, вследствие этого верующий должен полностью осознавать свое деяние.

По мнению ряда исследователей, первое осознанное общение с Церковью на современном этапе верующий начинает с принятия решения совершить какой-либо религиозный обряд, в первую очередь – крещение. В данной ситуации становится актуальным вопрос мотивации новообращенных. Что толкает личность к принятию такого решения, и всегда ли оно является осознанным поступком? Принятие православия, это не только приобщение к религиозным, но и культурным традициям, которые осваиваются неофитами через носителей этих традиций, прежде всего священников.

В 2010–2011 гг. в Республике Саха (Якутия) проведено социологическое исследование, которое охватило г. Якутск, Алданский район, Верхневилюйский и Оймяконский улусы. Исследование было проведено с помощью анкетного опроса с использованием квотной выборки. Критерии отбора: возраст, пол, национальность. В качестве объекта генеральной совокупности при анкетировании выступало население в возрасте от 18 лет и старше, постоянно проживающее в данных районах. Результаты показали следующее: примерно половина респондентов считают себя верующими, около 30 % ответили отрицательно и более 20 % опрошенных затруднились ответить. В сельской местности число верующих на порядок меньше, чем в городских поселениях.

С православием себя позиционируют около 35 % опрошенных, к другим христианским конфессиям (к христианству вообще) себя относят 10 %, отдают предпочтение традиционным верованиям чуть более 20 %, исповедают ислам около 2 %, буддизм около 1 %, оставшиеся 32 % считают себя верующими, но не могут отнести себя к какому-либо вероисповеданию.

На вопрос «Совершили ли Вы обряд обращения в веру?» самый высокий процент положительных ответов был получен в городских поселениях Алданского района (гг. Алдан, Томмот, пп. Нижний Куранах, Ленинский), где в основном проживают славяне, традиционно исповедующие православие. Необходимо учитывать, что для жителей данных населенных пунктов есть возможность включения в религиозную жизнь. В сельской же местности практически нет действующих храмов и молитвенных домов.

Чрезвычайно тонкий вопрос мотивации неофитов предлагаем рассмотреть на основе качественного метода. В ходе исследования было проанализировано 40 библиографических интервью, респондентами являлись женщины от 18 лет и старше, проживающие в г. Якутске и Алданском районе РС(Я), крещенные в постсоветский период. Мужчины практически всегда отказываются отвечать на вопросы, затрагивающие личную часть жизни, в том числе и в религиозной сфере.

В результате предпринята попытка выявить типы мотиваций в совершении обряда обращения в веру (крещение), наиболее характерные для современных православных женщин, живущих в Якутии. За основу автор взял типологию, предложенную Л. П. Ипатовой, представленную в коллективной монографии (9). Мотивации респондентов в большинстве случаев сочетались, но одна из них все же превалировала и при подсчете учитывалась именно преобладающая мотивация.

1. «Ищущий спасения и утешения». В данном случае в церковь приходят в тяжелый момент жизни, в поисках чуда и спасения, с надеждой на исцеление себя или близких от физических и нравственных страданий. Также в данную группу можно включить респондентов «опасающихся», руководствующихся чужим жизненным опытом, пришедших «на всякий случай, чтобы ничего не случилось», считающих, что с помощью крещения можно «оберечь от зла и болезней». Многие респонденты параллельно верят в приметы, исцеление с помощью «нетрадиционной медицины», эзотерику и мистицизм. Большинство респондентов, пришедших в церковь по данной причине, в дальнейшем посещают храм лишь по великим праздникам, не соблюдают всех правил, но крестят своих детей, стараясь их приобщать к религиозной жизни (приводят в церковь и воскресную школу, покупают детям религиозную литературу и т. п.). Эта самая распространенная мотивация среди опрошенных респондентов – около 50 %.

2. «Традиционный». Для данного типа характерно, что приход в церковь связан в первую очередь с влиянием на новообращенного окружающих, к таковым можно отнести родственников, друзей, коллег, соседей, пользующихся авторитетом людей. В церковь приходят за компанию, постепенно приобщаясь к религиозной жизни. Зачастую принимают крещение также сообща с близкими. Степень религиозности новообращенного главным образом зависит от окружающих верующих. Иногда, когда контакт потерян, новообращенный прекращает посещать церковь. В большинстве случаев пришедшие таким образом к вере становятся «истинными верующими» (воцерковленными), регулярно соблюдающими религиозные правила и со сформировавшейся религиозной идентичностью. Данный тип особенно характерен для высокорелигиозного общества, когда религиозные традиции передаются из поколения в поколение. К данному типу мотивации можно отнести чуть более 20 % библиографических интервью.

3. «Детский». Респонденты данного типа познакомились с верой в раннем возрасте. Они были приведены в церковь родителями или бабушкой (дедушкой). Интересно, но каждого второго респондента, крещенного в детстве, можно назвать «номинальным» верующим. Возможно, это связано с тем, что в семье не на должном уровне соблюдались религиозные правила. Данный тип характерен для 15 % интервью.

4. «Случайный». В основном, это пришедшие в церковь за компанию, на экскурсию, зашедшие «просто ради интереса». Некоторые из них нашли смысл жизни в церкви, но большинство после крещения посещают церковь очень редко. Своим детям они предоставляют право выбора религии, и если они изберут другой путь – «не осудят». Данный тип является основным для 10 % интервью.

5. «Любознательный». Эти люди осознанно пришли в православный храм, после долгих исканий себя, не под воздействием каких-либо внешних факторов, а в силу духовного выбора. Респонденты с данным типом мотивации обладают высоким образовательным уровнем, некоторые пришли к православию через другие религиозные направления. Они «никогда не откажутся от своего выбора», но многое им не нравится в современной РПЦ, которая как «часть общества подвержена социальным болезням». В большинстве случаев они не соблюдают «обрядностей», считая «их лишь внешней атрибутикой, не несущей существенный смысл», главное – «соблюдать заповеди Божьи» (5 % интервью).

Из-за недостаточного объема выборки невозможно сделать какие-либо окончательные выводы о степени распространенности типов мотивации в генеральной совокупности крещеных женщин Якутии, но можно уловить некие тенденции и выдвинуть ряд гипотез. Во-первых, число крещеных верующих в РС(Я) значительно меньше, чем в среднем по РФ, это связано с тем, что в отдаленной сельской местности нет возможности включения в религиозную жизнь. И, если учитывать национальный фактор, для респондентов коренных национальностей характерны первый и четвертый тип мотивации, а для отдельных представителей одним из мотивов принятия православия является повышение социального статуса. Данное явление наблюдалось как в XVII, так и XXI в. Во-вторых, самый распространенный тип мотивации – «Ищущий спасения и утешения», в рамках которого укладывается теория о значительном распространении в Якутии двоеверия. В третьих, можно предположить, что «традиционный» тип мотивации будет доминировать в ближайшем будущем, возрастая параллельно с уровнем религиозности общества.

1. Явловский П. П. Летопись города Якутска от его основания до настоящего времени (1632–1914). Т. 1. (1632–1800 гг.). Якутск, 2002. С. 21.
2. Сафронов Ф. Г. Город Якутск в XVII – начале XIX в. Якутск, 1957. С. 16.
3. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): потенциал, тенденции, перспективы. Новосибирск : Наука, 2000. С. 240.
4. Там же. С. 241.
5. Юрганова И. И. Церкви Якутии : Краткая история. 2-е изд., перераб. и доп. Якутск, 2010. С. 382–387.
6. Там же. С. 21–22.
7. Шишигин Е. С. Проблемы возрождения православной церкви в Якутии // Межрегиональные особенности межнациональных отношений. Якутск, 1994. С. 21.
8. Религиоведение : учебник / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов. М. : ИД Юрайт, 2011. С. 480.
9.Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М. : РОССПЭН, 2008. С. 409–456.

Астахова И. С. Христианизация в новейшей истории Якутии: мотивация новообращенных // Пятые Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения "К 270-летию выхода России к берегам Америки и начала освоения Тихого океана (1741-2011)" : материалы : 19-20 окт. 2011 г. - Петропавловск-Камчатский, 2012. - С. 5-8. - Библиогр. : с. 8.